1 Установите соответствие между характеристиками и функциями образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ | ||
А) | формирование интеллектуального и нравственного потенциала общества и государства | 1) | социальные |
Б) | воспроизводство профессиональных кадров | 2) | личностные |
В) | развитие умений, способностей, интересов | ||
Г) | освоение научных знаний, приобретение опыта и навыков | ||
Д) | трансляция и распространение культуры в обществе |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д |
2 Найдите в приведённом списке проявления массовой культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) премьера фильма ужасов
2) фестиваль рекламных роликов
3) переиздание детектива-бестселлера
4) выставка художников-авангардистов
5) областной смотр фольклорных коллективов
6) открытие международного конкурса пианистов
3 Один из телевизионных каналов снял многосерийный фильм о жизни нескольких поколений одной семьи. Что из перечисленного позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры? Запишите цифры, под которыми указаны признаки произведений массовой культуры.
1) ориентация на вкусы и запросы узкого круга знатоков и ценителей
2) позиционирование фильма как продукта для отдыха и развлечения
3) расчёт на усреднённый потребительский вкус
4) пропаганда традиционных семейных ценностей, понятных большинству зрителей
5) реализация создателями фильма в полной мере своей потребности в самовыражении, высказывании взглядов, не разделяемых большинством
|
6) использование в фильме народной музыки и эпических сюжетов
4 Найдите в приведённом списке проявления тенденции гуманизации образования и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) увеличение количества учебных предметов
2) сокращение времени изучения естественных наук
3) ориентация на интересы и склонности ученика
4) применение технологий, сберегающих здоровье
5) особое внимание нравственному воспитанию
6) компьютеризация образовательного процесса
5 Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам искусства.
1) достоверность и проверяемость результатов,2) пробуждение фантазии и воображения,3) образность,4) нацеленность на получение объективной истины,5) эмоциональность восприятия, 6) наглядность.
Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
6 Выберите верные суждения о формах (областях) духовной культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Мораль, в отличие от других форм (областей) духовной культуры, объясняет события и явления окружающего мира.
2) Наука, в отличие от других форм (областей) духовной культуры, воздействует на эмоциональную сферу человека.
3) Искусство помогает привлечь внимание общества к социальным
и нравственным проблемам.
4) Один из признаков религиозного сознания – убеждение в реальном существовании сверхъестественного, его влиянии на жизнь человека
и общества.
5) Наука призвана познать и объяснить устройство мира и законы его развития.
|
7 Французский физик Жозеф Луи Гей-Люссак описал зависимость объёма постоянной массы газа от его температуры. По каким основаниям закон Гей-Люссака можно считать научным знанием? Запишите цифры, под которыми эти основания указаны.
1) Закон был установлен в результате использования специального метода познания: обобщения данных наблюдений и эксперимента.
2) Открытие закона произошло в ходе повседневной деятельности.
3) Закон отражает зависимость, повторяющуюся при каждом новом измерении.
4) Понимание этого закона не требует специальной подготовки.
5) Закон выражен специальным языком математики с применением условных обозначений объёма и температуры газа.
6) Об открытии закона стало известно широкой аудитории.
8 Установите соответствие между признаками и формами (областями) культуры, для которых они характерны: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ФОРМЫ(ОБЛАСТИ) КУЛЬТУРЫ | ||
А) | стремление к достоверности знаний об окружающем мире | 1) | наука |
Б) | представление действительности в художественных образах | 2) | искусство |
В) | познание объективных закономерностей развития природы и социума | 3) | религия |
Г) | вера в воздействие сверхъестественных сил на жизнь человека | ||
Д) | эстетическое освоение окружающего мира |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д |
9 Выберите верные суждения об образовании и запишите цифры, под которыми они указаны.
|
1) Образование от других форм (областей) духовной культуры отличается тем, что оно способно оказывать эмоциональное воздействие на человека.
2) Гуманитаризация образования проявляется в сокращении количества уроков по предметам обществоведческого цикла.
3) Гуманизация образования предполагает учёт индивидуальных особенностей школьников.
4) Образование в большинстве стран мира представляет собой целостную систему, включающую ряд взаимосвязанных ступеней и уровней подготовки.
5) Система образования реализует определённый общественный и государственный заказ.
10 Установите соответствие между характеристиками и функциями науки: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ФУНКЦИИ НАУКИ | ||
А) | помогает человеку рассматривать явления окружающего мира в их единстве и многообразии | 1) | мировоззренческая |
Б) | позволяет предвидеть последствия изменения окружающего мира | 2) | прогностическая |
В) | показывает возможные опасные тенденции развития общества | ||
Г) | предлагает рекомендации по преодолению угрожающих человечеству проблем | ||
Д) | способствует построению целостной системы взглядов на мир и место человека в нём |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д |
11 Композитор на сюжет из античной мифологии создал оперу, которая была отнесена искусствоведами к произведениям элитарной (высокой) культуры. Что позволяет им сделать такой вывод? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) сложность формы музыкального произведения
2) ориентация на массового потребителя
3) установка на следование образцу
4) трудность восприятия произведения неподготовленными слушателями
5) использование широко известных мифологических персонажей
6) коммерческая цель создания оперы
12 Установите соответствие между признаками и видами (типами) культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ВИДЫ(ТИПЫ) КУЛЬТУРЫ | ||
А) | отсутствие ярко выраженной коммерческой направленности | 1) | только массовая культура |
Б) | сложность содержания | 2) | только элитарная культура |
В) | развлекательный характер | 3) | и массовая, и элитарная культура |
Г) | разнообразие используемых средств | ||
Д) | влияние на социализацию индивида |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д |
13 Выберите верные суждения о культуре и её видах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К отличительным признакам массовой культуры относят духовную деятельность народа, направленную на сохранение традиций.
2) Произведения элитарной культуры всегда ориентированы на достижение коммерческого успеха.
3) Народная культура в большинстве своём анонимна и создаётся людьми, не имеющими профессионального образования.
4) Массовая культура связана с развитием массового производства
и стандартизацией потребления.
5) Диалог и взаимодействие массовой и элитарной культуры позволяют развиваться современной культуре.
14 Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой виды искусства.
1) Музей; 2) библиотека; 3) театр; 4) кино; 5) музыка; 6) живопись.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
15 Выберите верные суждения о различных формах (областях) духовной культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Одной из тенденций развития современного школьного образования является информатизация.
2) Деятельностный аспект морали заключается в практическом применении норм морали в поведении людей.
3) Искусству свойственны системность и отсутствие субъективизма.
4) Произведения массовой культуры, как правило, анонимны.
5) Буддизм, христианство и ислам являются мировыми религиями.
16 Выберите верные суждения об искусстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Искусство влияет на мировоззрение личности.
2) Искусство позволяет теоретически объяснить общественные явления.
3) Произведения искусства помогают человеку восстановить душевную гармонию, реализовать творческий потенциал.
4) Искусство помогает привлечь внимание общества к социальным
и нравственным проблемам.
5) Роль искусства проявляется в оппонировании научным концепциям.
17 Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к элитарной культуре.
1) сложность используемых форм; 2) стремление авторов к воплощению собственных идей;3) развлекательный характер;4) ярко выраженная коммерческая направленность;5) духовный аристократизм; 6) требование специальной подготовки для понимания.
Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
18 Государственный симфонический оркестр впервые исполнил симфонию современного композитора. Критики единодушно оценили музыкальное произведение как образец элитарной (высокой) культуры. Что позволило сделать им такой вывод? Запишите цифры, под которыми указаны признаки произведений элитарной культуры.
1) чрезмерная сложность формы музыкального произведения
2) трудность восприятия произведения неподготовленными слушателями
3) установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений
4) использование технических средств для прослушивания
5) развлекательный характер произведения
6) отсутствие ярко выраженной коммерческой направленности деятельности композитора и исполнителей
19 Выберите верные суждения о науке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Наука – особая форма деятельности человека, обеспечивающая получение и систематизацию нового знания.
2) Прогностическая функция науки позволяет предвидеть последствия происходящих изменений.
3) Наука и образование в современном обществе существуют обособлено друг от друга.
4) Наука влияет на формирование картины мира в мировоззрении человека.
5) Виды науки можно различать по среде, материалу, в котором реализуются художественные образы.
20 Выберите верные суждения о формах (областях) духовной культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Искусство помогает привлечь внимание общества к социальным и нравственным проблемам.
2) Мораль поддерживается силой государственного принуждения.
3) Наука нацелена на выработку системы объективных знаний о мире.
4) Религия помогает верующим найти ответы на жизненно важные вопросы.
5) Мораль отражает окружающую действительность в художественных образах.
21 Установите соответствие между проявлениями и тенденциями развития современного образования: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ | ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ | ||
А) | доступность для всех слоёв населения | 1) | демократизация |
Б) | внимание к личности обучающегося | 2) | гуманитаризация |
В) | увеличение значения общественных дисциплин в программах учебных организаций | 3) | гуманизация |
Г) | возможность получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями | ||
Д) | применение в обучении здоровьесберегающих технологий |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д |
22 Назовите и проиллюстрируйте примерами два проявления производственной функции науки.
23 Назовите любые два отличия научного познания от житейского (обыденного) познания и проиллюстрируйте каждое из этих отличий примером.
24 В стране Z проводится реформа образования. Учащимся была предоставлена возможность выбора спецкурсов и профилей с учётом их интересов и способностей. Какую тенденцию развития образования иллюстрирует этот пример? Приведите любые два собственных примера, иллюстрирующих эту тенденцию.
25 Опираясь на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите характеристики следующих функций культуры: 1) функции социализации: 2) познавательной функции; 3) досуговой функции. (Сначала указывайте функцию, затем – приводите её характеристику.)