План:
1. Понятие «психологической подготовки»
2. Психологическая подготовка в фигурном катании
3. Психологическая подготовка к тренировочному процессу
4. Психологические основы технической подготовки фигуристов
5. Психологическая подготовка к соревнованиям
Литература:
1. Теория и методика физической культуры: Учебник/ Под. ред. Проф. Ю.Ф. Курамшина. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.
2. Фигурное катание на коньках: Учеб. для ин-тов физ. культ. Под общ. ред. А.Н. Мишина. – М.: ФиС, 1985. – 271 с., ил.
3.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991.
1. Под психологической подготовкой следует понимать совокупность психолого – педагогических мероприятии и соответствующих условий спортивной деятельности и жизни спортсменов, направленных на формирование у них таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.
Психологическую подготовку принято делить на общую и специальную. Общая подготовка: направлена на развитие и совершенствование у спортсменов тех психических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий в избранном виде спорта. Этот вид подготовки предусматривает также обучение приёмам активной саморегуляции психических состояний с целью формирования эмоциональной устойчивости к экстремальным условиям спортивной борьбы, воспитание способности быстро снимать последствия нервного и физического перенапряжения, произвольно управлять режимом сна и т.д.
Общая психологическая подготовка осуществляется в процессе тренировок. Она проводится параллельно с технической, тактической подготовкой. Но может осуществляться и вне спортивной деятельности, когда спортсмен самостоятельно или с чьей – то помощью специально выполняет определённые задания с целью совершенствования своих психических процессов, состояний, свойств личности.
|
Специальная психологическая подготовка направлена главным образом на формирование у спортсмена психологической готовности к участию в конкретном соревновании. Психологическая готовность к соревнованиям характеризуется (по А.Ц.Пуни) уверенностью спортсмена в своих силах, стремлением до конца бороться за достижение намеченной цели, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, высокой степенью устойчивости по отношению к различным неблагоприятным внешним и внутренним явлениям, способностью произвольно управлять своими действиями, чувствами, своим поведением в изменяющихся условиях спортивной борьбы.
Компонентами психологической подготовки являются: психические качества и процессы, способствующие овладению техникой и тактикой; свойства личности, обеспечивающие стабильные выступления на соревнованиях; высокий уровень работоспособности и психической деятельности в трудных условиях тренировки и соревнований; стабильные положительные психические состояния, проявляемые в этих условиях.
К числу процессов и качеств, способствующих овладению техникой и управлению двигательными действиями, относятся, в частности, тонко развитые мышечные ощущения и восприятия, позволяющие осуществлять контроль над различными параметрами движения; «чувства» времени, ритма, темпа, расстояния; способность ориентироваться в пространстве; высокоразвиты качества внимания; совершенная идеомоторика; оперативная память; быстрота и точность простых и сложных реакций.
|
Специфика вида спорта предъявляет различные требования к качествам и структуре психологической подготовленности спортсмена:
Вид спорта | Вид психологической деятельности | Необходимые психологические качества |
Фигурное катание на коньках | Координационно - эстетический | Артистичность, эстетические и творческие сенсомоторные качества. Чувство риска, смелость, самообладание, решительность, восприимчивость |
2. Психологическая подготовка к тренировочному процессу.
Рассматривая подготовку спортсмена в психолого – педагогическом аспекте, целесообразно, прежде всего, остановиться на формировании мотивов, определяющих отношение к спортивной деятельности; воспитании волевых качеств, необходимых для успеха в спорте; совершенствовании специфических психических возможностей.
В качестве мотивов спортивной деятельности могут быть различные интересы, стремления, влечения, установки, идеалы и т.д.
Вид спорта | Ведущие волевые качества | Ближайшие к ведущим | Следующие за ними |
Фигурное катание на коньках | Целеустремленность Настойчивость Самообладание | Смелость | Инициативность Самостоятельность Решительность |
3. Психологические основы технической подготовки фигуристов.
Точность и надёжность управления движениями при выполнении спортивных упражнений зависит от того, насколько развиты у спортсмена психически процессы, участвующие саморегуляции двигательной деятельности (ощущения, восприятия, представления, мышления). На их базе формируется и совершенствуется техника фигурного катания на коньках. Психологическими основами технической подготовки можно считать целенаправленное совершенствование тех процессов, которые обеспечивают регуляцию движений, характерных для программ всех видов катания.
|
Для того, чтобы почувствовать ребро конька, фигурист должен обладать отчетливыми и точными мышечно – двигательными ощущениями, которые развиваются и совершенствуются в процессе овладения упражнениями. Но совершенствуются они медленно. Для повышения эффективности процесса подготовки фигуристов нужно обогатить тренировку специальными упражнениями и примами, направленными на развитие мышечно – двигательных ощущений. Тогда уровень технической подготовки будет расти быстрее.
Специальные упражнения можно использовать так же и для умения точно отмерять интервал времени (для поддержания постоянной скорости при выполнении упражнений).
Таким образом, эффективность технической подготовки фигуристов может быть повышена путём целенаправленного формирования тонности их специфических ощущений и восприятий, которые необходимы для контроля за выполнением характерных для фигурного катания двигательных действий.
Особую роль становлении технического мастерства играют представления о движениях, или двигательные представления. Двигательное представление - это психический процесс, результате которого в сознании спортсмена возникает образ какого – либо конкретного длительного действия: прыжка, вращения, дорожки шагов, поддержки, подкрутки и т.д.
Исследованиями А.Ц.Пуни и Е.Н. Суркова установлено, что двигательные представления выполняют весьма важные функции: программирующую, регулирующую, тренирующую.
Программирующая функция: после показа нового элемента или упражнения и рассказа о нем в сознании фигуриста возникает представление – образ того, что и как ему нужно делать. Образ становится той программой действий, не представив которые нельзя выполнить новое упражнение.
Регулирующая функция: образ двигательного действия является не только и не столько программой, сколько эталоном, образцом, с которым фигурист сопоставляет собственное реальное исполнение.
Тренирующая функция: представление движений связана с так называемой идеомоторной тренировкой. Суть заключается в том, что мысленное выполнение упражнения сказывается на повышении точности движений. Этот эффект возрастает при сочетании идеомоторной тренировки с реальной, т.е. когда практическому выполнению упражнения предшествует его мысленное выполнение.
Эта тренировка применяется и в том случае, если спортсмен в силу каких – то причин лишен возможности тренироваться в реальных условиях (болезнь, травма, отсутствие льда), а также при необходимости исправить технику выполнения упражнений, устранить ошибки.
Важное значение оказывает влияние отношения фигуриста к тому или иному элементу. Излишнее акцентирование внимания обучающегося на сложности элемента или комбинации препятствует быстром их освоению.
3. Психологическая подготовка к соревнованиям.
В соревнованиях фигурист действует, используя знания, умения и навыки, полученные и закреплённые в процессе тренировки. Формирование необходимых для выполнения соревновательных программ умений и навыков, их объём и качественное своеобразие находятся в зависимости от условий, в которых происходит подготовка фигуриста и которые постепенно становятся привычными. Однако соревновательные условия существенно отличаются от привычных условий тренировки (есть соперники, играют значительную роль в жизни спортсмена, оценивают судьи и т.д.).
Таким образом, целью психологической подготовки спортсмена к соревнованию можно считать формирование у него такого психического состояния, при котором он может в полной мере использовать свою функциональную и специальную готовность для реализации в соревновании максимально возможного результата; противостоять многим предсоревновательным и соревновательным ситуациям, т.е. проявить высокую надёжность соревновательной деятельности. Такое состояние называют состоянием психической готовности к соревнованию.
Психологическая подготовка – неотъемлемая часть предсоревновательной подготовки спортсмена. Ею руководит тренер, однако психологическая подготовка требует особого подхода. Фигурист должен понять, что психологическая подготовка к соревнованиям поможет ему приобрести перед стартом и в ходе состязаний то состояние, в котором он сможет наиболее полно реализовать все свои возможности для достижения высокого результата.
В число универсальных средств психологической подготовки, которым надо обучить каждого спортсмена высокого класса, включаются способы и приёмы саморегуляции уровня эмоционального возбуждения. Обучение саморегуляции начинается с обучения самоконтролю.
Неблагоприятные эмоциональные состояния проявляются в 2 формах: чрезмерного и недостаточного возбуждения. Признаки излишнего возбуждения: резкое учащение пульса, учащенное сердцебиение, повышение тонуса мышц, дрожь, повышенный тембр голоса и т.д. Признаки недостаточного возбуждения: вялость, сонливость, зевота, замедленные движения и т.д.
Спортсмен должен приучить себя обнаруживать эти признаки, замечать любые проявления эмоционального перевозбуждения или подавленности.
Самоконтроль – начальная фаза саморегуляции. Управление собственными эмоциями – дело сложное, которому надо специально учиться, овладевать приёмами саморегуляции. Эти приёмы можно разделить на 2 группы: к первой – приёмы, связанные с отвлечением внимания, мыслей, которые вызывают у спортсмена неблагоприятное эмоциональное состояние; вторая – объединяет приёмы саморегуляции путем устранения внешних проявлений эмоций.
Первая группа приемов саморегуляции:
Переключение внимания и отвлечение от мыслей об исходе соревнований. Для улучшения эмоционального состояния и экономии нервно – психической энергии спортсмен должен научиться сознательно переключать свое внимание, свои мысли на другие объекты, не связанные с соревнованием.
Самоободрение применяется в том случае, когда спортсмен установил, что причиной его неблагоприятного эмоционального состояния являются неуверенность в своих силах, сомнения в возможности достижения запланированного результата. Чтоб снизить свою эмоциональную напряженность, спортсмену целесообразно думать том, что он хорошо подготовлен и т.п.
Самоубеждение направлено на повышение субъективной оценки вероятности достижения успеха.
Самоприказы типа «спокойно!», «возьми себя в руки!» и т.п. используются спортсменом в моменты чёткого осознания высокой степени эмоционального возбуждения или подавленности перед стартом.
Вторая группа приёмов саморегуляции:
Произвольное расслабление мышц снимает мышечный тонус, повышенный вследствие эмоционального напряжения.
Управление дыханием заключается в том, что спортсмен заставляет себя дышать в привычном или чуть замедленном ритме, акцентируя выдох.
Управление поведением, т.е. сдерживание эффективных вспышек, реакций на воздействия извне, умение управлять быстротой, амплитудой и плавностью движений, ритмом, громкостью и выразительностью речи.
Использование специальной разминки не только для подготовки организма и опорно – двигательного аппарата к соревновательной деятельности, но и для регуляции эмоционального состояния.
Самый эффективный метод саморегуляции – самовнушение с использованием аутогенной тренировки или её различных модификаций: психорегулирующей тренировки, психомышечной тренировки, эмоционально-волевой тренировки.
Воздействовать на психическое состояние можно также путем управления психологическим климатом в команде и организацией контактов. При этом контролируются влияние и поведение окружающих спортсмена людей в зависимости от его состояния и потребностей.
Рациональная организация режима дня, отдыха, развлечений тоже хорошее средство формировании оптимального психического состояния спортсмена. Но особое значение имеют словесные воздействия тренера (доверительные беседы).