Концерт – одна из сценических форм существования искусства, самый распространенный способ непосредственного общения артиста и публики.
Концерт – это всегда специально организованное выступление
артистов по определенной, заранее составленной программе, осуществляемое различными исполнительскими составами, в специальном помещении.
Концерт – один из видов публичных выступлений, в котором в той или иной форме находят свое выражение, по крайней мере, пять видов искусства: музыка, литература, хореография, театр, эстрада.
Концерт в массовой культуре — это массово-зрелищноемероприятие,проходящее в закрытом помещении или на открытом воздухе (площади, стадионы и т.п.). Как правило, в концертах участвуют хореографические, эстрадные исполнители и рок - коллективы. Сцена на таких концертах специально оборудована микрофонами, мощной звуковоспроизводящей и световой аппаратурой.
Концерт - едва ли не самая популярная и общедоступная форма культурно-просветительной работы, отличающаяся значительным воспитательным потенциалом.
Главная функция концерта - формирование эстетического вкуса и эстетических чувств, приобщения к миру прекрасного.
Наконец, удачный концерт, все равно профессиональный он или любительский, - это всегда хорошая возможность отдохнуть после трудового дня, снять усталость и напряжение, получить заряд бодрости на рабочую неделю.
Основные функции концертно-зрелищных мероприятий:
1. организация досуга населения, т.е. предоставление условий для культурно наполненного отдыха;
2. мировоззренческая функция заключается в том, что мероприятие может оказывать влияние на формирование взгляда на жизнь;
3. воспитательная функция заключается в привитии человеку нравственных установок и ориентиров;
4. социализирующая – обеспечивает включение человека в общественную жизнь и усвоение им общественных стандартов и норм;
5. рекреационно-развлекательная максимально способствует полноценному отдыху людей, восстановлению их физических и духовных сил, обеспечивает смену впечатлений, положительный эмоциональный настрой, снятие напряжение и усталости;
6. гедонистическая – человек получает удовольствие, наслаждение от посещения, просмотраконцертно-зрелищнойпрограммы;
7. сохранение и развитие народных традиций происходит, если мероприятие включает в себя жанры народной культуры;
8. компенсаторная – общечеловеческая концепция идеального мира заключена в празднике, а концертной программе всегда присуща праздничная атмосфера;
9. коммуникативна я функция заключается в познании, приеме и передаче социальных установок, общении людей между собой;
10. познавательная функция заключается в познании человеком на мероприятиичего-тонового.
Следует отметить, что все функции тесно связаны между собой. Вразличных концертно-зрелищных мероприятиях, в зависимости от их идеи и цели, будут превалировать различные функции.
В.Новаторов выделяет следующие разновидности концертов:
v по целевому назначению нужно бы выделить концерты:
• текущие,
• отчетные,
• смотровые,
• праздничные,
• юбилейные;
v по месту проведения:
• стационарные,
• выездные,
• гастрольные;
v по способу построения программ:
• дивертисменты,
• филармонические,
• театрализованные.
v по видам исполнения:
• концерты народной музыки,
• концерты академических музыкальных коллективов (концерт оперный музыки,симфонической, камерной музыки, концерт хоровой музыки и др.);
• концерты джазовой и эстрадной музыки, рок-концертыи т.д.
v по художественной форме:
• Концертная программа («сборный концерт») требует установления точной, оправданной по жанру очередности и смены номеров; основную смысловую нагрузку несет конферансье. Кульминацией в таком концерте, чаще всего, является выступление артиста (или же группы артистов), представляющих наиболее высокий художественный уровень среди всех участников. Сборный концерт – концерт, состоящий из номеров разных жанров и разных исполнителей часть без единой тематической направленности.
• Концерт народного творчества. Главной задачей режиссера является нахождение органичного сочетания различных народных жанров с современными средствами выразительности, с решением актуальной темы.
• Моно-концерт (моноспектакль), где всю программу ведет один актер.
• Ревю -феерия и камерное ревю отличается наибольшей яркостью и зрелищностью. Постановкаревю-феерииособенно характерна для мюзик-холлов. Основными компонентами ревю-феерииявляются разнообразные эстрадные, цирковые и драматические номера, участие больших коллективов, танцевальных групп, эстрадного оркестра. Сценическое решение отличается сложностью и зрелищностью: эффективно используются технические возможности сцены (мгновенная перемена мест действия, различные превращения, сложное оформление, особеннаясветовая партитура, использование киноматериалов, пиротехники и т.д.).Постановки же камерного ревю характерны для театров миниатюр,первостепенное значение в них отводится разговорному жанру.
• Мюзик-холл — (англ. music музыка, hall зал; музыкальный зал,концертный зал) вид эстрадного театра, программы которого состоят из небольших концертных номеров разных жанров, составляющих целостную программу музыкально-эстрадных концертов.
• мюзикл, истоки которого коренятся во многих жанрах (от оперы, оперетты, водевиля, варьете и др.), то есть родственники дальние и близкие. Непосредственным «предком» мюзикла можно считать популярную в Америке в конце ХIХ века формутеатрально-музыкальногопредставления – «экстраваганца».Представленные в мюзиклах песенные шлягеры, зонги, танцы,эксцентрический балет и комедийные эпизоды по существу являются самостоятельными концертными номерами.
• Варьете и кабаре, которые возникали на основе традиций дивертисментов и балаганов, также являются разновидностями концертно-зрелищных программ.
• В понятие «отчетный концерт» также входит концертное выступление всего лишь одного коллектива. В этом случае творческий коллектив представляет аудитории результаты художественно-творческой деятельности за определенный период, собственно показывает целостную программу, подготовленную собственными силами.
• Тематические концерты - концерты, посвященные какой-нибудь теме, празднику, знаменательной дате, а также жизни или творчеству известного композитора, исполнителя либо коллектива. Например, темы войны и мира могут быть широко представлены в программе песнями и музыкальными произведениями военных и послевоенных лет. Тематические концерты могут быть посвящены календарным датам, традиционным праздникам (Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день и т.д.).
v по составу зрителей:
• для детей,
• подростковые и молодёжные,
• для взрослой аудитории,
• для пожилых людей,
• ветеранов труда,
• для женщин,
• для делегатов и депутатов и т. д.
• для различных социальных групп,
• мероприятия для смешанной аудитории.
Практическая методика предусматривает ряд требований и условий, которые следует брать в расчет постановщикам:
· высокая идейность исполняемого репертуара; его художественная полноценность;
· жанровое разнообразие, особенно когда речь идет о концерте для смешанной аудитории;
· высокое качество исполнения номеров и эпизодов; оригинальность исполняемых номеров, разнообразие жанров;
· надлежащее качество драматургической основы и соответствующий уровень режиссуры.
Значимость и событийность концерта определяются достаточно простыми общими признаками, как:
ü абсолютная добровольность участия и согласие во всех принимаемых обязательных и условных правилах досуговой деятельности того или иного концерта;
ü свободный выбор разнообразных сюжетов, ролей, положений, отличных от материализованных результатов учения и общественного труда;
ü необходимость каждому участнику иметь пространство для творческих выходов своей индивидуальности в любом празднестве;
ü разумная цикличность концертов, идущая от пропорциональности будничной практики и яркой праздничной событийности, главным образом учитывающей природный календарь и структуру рабочего года;
ü коммуникативный характер концертов, отражающих все стороны демократии свобод;
ü наличие в концертах народных глубинных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, церемониалов, символов и атрибутов принципиального характера.
Кроме того, концерт должен прорабатывать существующие конфликты и проблемы, а не подавлять их и не вытеснять. Само собой противоречие не исчезнет.
Грамотно составленный сценарий концерта важен не менее, чем правильный выбор помещения, отменный вкус еды и напитков, качество обслуживания вечера. От сценария концерта, прежде всего, зависит, не заскучают ли гости. Чтобы этого избежать, можно предусмотреть в сценарии проведение концерта, а в конце ужина - уникальный, пышный фейерверк. Развлекательная программа концерта, детально описанная в сценарии, станет залогом успеха мероприятия.