Появление идеограмм и знаковых систем.




Черты и Резы

Михаил Вячеславович Сахаров,
Орловский историк, преподаватель истории с 26-летним стажем,
бывший внештатный археолог НПЦ по охране памятников
при Областном Управлении культуры,

ученик руководителя археологической орловской партии Красницкого Л.Н.,
магистр религоведения, реконструктор, спелеолог.

Содержание.

1. Проблема наличия у славянства своих знаковых систем до христианизации.

2. Появление идеограмм и знаковых систем - археологические данные.

3. Этнографические данные - «Черты и резы» у славян и их соседей.

4.«Резы» - русские родовые знаки Центра Льва Гумилева.

5. «Черты» и их применение.

 

Проблема наличия у славянства своих знаковых систем до христианизации.

С 18 века, со времени установления в России академической науки, в стране шел спор об отсталости Росси в развитии от других стран. Мол и государственность, и письменность принесли иностранцы. При этом у англо-германских народов создание письменности считали с появления рунной системы знаков. 4 общегерманских рунных алфавита были воссозданы в 20 веке на основании не более трехсот древних предметов с «рунницей». В Росии же, официально, не известно предметов со знаками подобными «рунным».

Однако письменные упоминания о таких системах знаков имеются.

Черноризец Храбр в 10 век. в трактате "О письменах", пишет «..погани не имаху письмен, но чертами и резами читаху и гадаху…». Ибн Фадлан 10 в. пишет, что после похорон русы вырезали и вкопали на кургане большую деревяшку и написали на ней имя умершего...

Но все, все письменные упоминания о дохристианской письменной системе не принимались во внимание учеными из-за «отсутствия самих знаков».

20 лет я занимался расшифровкой языческих знаков, проходивших через мои руки на предметах, выкопанных из земли. Я был внештатным археологом орловской археологической группыв НПЦ, и руководителем археолого-спелеологического кружка «Отечество». Знаки на древних кольцах, ременных наборах, на деревянных наличниках домов, на старинной вышивке «Орловский Спис» - постепенно начали «говорить». Стала возможной решение проблемы –«что такое «черты и резы»?

Появление идеограмм и знаковых систем.

 
Как заметил Б. А. Фролов: «накопление, систематизация, хранение, передача и использование самых разныхвидов информации в наиболее универсальных и долговечныхформах, насколько можно судить по обозримому прошлому, такили иначе связаны с графикой…Уникальность этого четвертого «языка» состоит в том, чтоон связывает собой разные формы культуры: имея физическиймодус, он зависит от технологии и материала своей матрицы(предмета, на который он нанесен или, в котором выделан), ноего облик и содержание напрямую связаны с системой представлений, народным мировоззрением, мифологией, философией. »[1]

Как же появлялись на нашей территории знаковые системы. Территория Русской равнины, по археологическим данным, заселена людьми, в основном, в мезолите-неолите. Пещерная роспись того времени, (например, Капова пещера) и гравировка на кости достаточно реалистичны и, не содержат развитых знаковых систем. Исключением можно считать Мезинскую палеолитическую стоянку (Мезин, Украина)15 000 -10 000 тысячелетие до н.э. (где на фигурках из кости мамонта присутствует гравировка меандра и свастики.[2] фото №1 гравировка на кости знаков

1Фото №1 птицы из кости с гравировкой свастики и меандра
палеолита.

Схематичные символы массово появляются в период бронзового века.Самые близкие к нам места появления систем знаков: Триполье (Триполье середина 3-го тысячелетия до н. э. — 2650-е годы до н. э.) на территории Молдавии..[3] фото №2

а туда, возможно с о. Крит (где в это время была схожая символика и стиль на керамике).

для примера рассмотрим «свастику». фото №3донышко сосуда с разветвленной свастикой. И спользуют подобный знак (3тыс до н.э.-андроновская и петровская культуры).

Фото № 2 свастики на посуде трипольского племени

Фото № 3. свастичный крест кочевники андроновская культура 3 тыс. до нэ. Казахстан.

Фото 3.1 поздняковская культура 2 тыс до нэ.

 

 

Фото3.2андрроновская культура 2 тыс до н.э.

 

Фото 3.3 черняховцы перв. пол 1 тыс. н.э. [4]

 

 

Фото 3.4 бронз. пряжка кобанскойскифообразной культуры сер 2 тыс до н.э. по сер 1 тыс до н.э.

 
Археологически известно, что кочевники вытеснили большую часть трипольских племен жить на среднее течение Днепра. Пока в лесных районах русской равнины существовала ямочно-гребенчатая керамика,трипольцы принесли по Десне, притокам Оки и Дона свою символику на керамике и.., растворились к началу железного века среди лесных племен. В 1 тыс до н.э. лесные среднеднепровские племена начали активно двигаться вверх по Десне. В это же время приходят в движение так называемые «балты» (в том числе и черняховская археологическая культура), познакомившиеся с рунической системой от германских племен и финно-угров, либо от кочевников. В начале нашей эры во время Великого переселения народов германские племена готов принесли вЕвропу (вплоть до Византии) знаки азиатских народов.

фото №.4 свастика на фибулах 4-5 в. «балтов» протославянского племени черняховцев (орловская обл.).

(Стр. 85 О.А. Радюш «Работы сейминско-Суджанской экспедиции» сборник «Археологические исследования в центральном черноземье 2017г.» Липецк 2018г. изд-во «Новый взгляд».)

 

3. Этнографические данные - «Черты и резы» у славян и их соседей.

Племена финно-угров от Урала до Скандинавии имели свою систему знаков, которая использовалась до начала 20 века. Например, у латышей существовали две системы знаков: рунница подобная германской для гадательных практик и обрядов и система знаков по латышскиburti — «буквы», «вырезанные на дереве знаки».У Черноризца Зраброготоже говорится и про славян, что они имеют свои «черты и резы». Латышский глагол burt родственен литовскому burti, русскому существительному борть (улей, пчелиное дерево), «колдовать, ворожить» — имеет исходное значение «резать, вырезать (знаки на дереве)» burtkoki — дощечки со знаками собственности и с насечками для отметки цифр; на территории Латвии они использовались как официальные бухгалтерские и счетные документы. Burti передавались следующим образом: сын, наследовавший усадьбу отца, перенимал и его знак, а другие сыновья, став хозяевами, дополняли отцовский знак новыми элементами. По мере распространения письменности, burti заменялись именем или инициалами.Еще в начале XX в. в рыбацких усадьбах морского побережья Курземе использовали старые формы знаков.[5]«Местами даже у каждого члена семьи был свой графический символ... Возможно, их использовали в качестве подписи». Употребление сохранилось в Латвии до конца Второй мировой войны. Они начали быстро исчезать с появлением колхозов.[6]По Рыжаковой burti…система родовых знаков, имеющая практическое применение в виде нанесения на предметы для различения принадлежности вещи к хозяину [7]

Подобная система родовых тамг сохранялась у марийцев до 80х годов 20века [8], но при этом, в отличие от латышей, были потеряны названия и смысл знаков.

Фото 5. родовая тамга одной из финно-угорской (марийской) семьи Камиляновых

 
Фото 5.1. руна Ингуз и ее значение в германском футарке

По утверждению представителя шаманскогорода Камиляновых Вячеслава (респ. Башкортостан, Мишкинский р-он, д. Ирсаево) народа мари: «По легендам на досках резами раньше писали. Кухонная доска у нас «ушонга». «Уш» - ум, «онга» - доска. Доска ума. Но значения знаков забыты». В его же роду на рукоятки инструмента всегда наносился один и тот же знак «Ингуз» - по германской руннице.

У башкир сохранилось множество родовых тамг. Одно из древнейших письменных упоминаний о тюркских тамгах относится к V в. О практике клеймения скота ещё в огузо-печенежское время говорится в сказании Рашид-ад-Дина «Огузнаме»: «Каждому из 24 внуков Огуза во избежание споров и разногласий Иркил Ходжа определил его ранг, занятие, прозвище. Каждому из них он раздал тамгу для клеймения скота, чтобы можно было различать, кому какие животные принадлежат». В тамге была заложена скрытая для чужеродцев информация о происхождении рода, его тотеме. В этом плане в глазах сородичей тамга имела сакральное, магическое значение.Первые собиратели и исследователи башкирских тамг Н. А. Аристов и Д.Н. Соколов предполагали, что тамги являлись изображением родовых богов или духов-покровителей и лишь позднее в связи со сменой мировоззрения стали знаками родовой или семейной собственности.[9]

Рыжакова отмечала, что burtiлатышей чаще являются рисунками, чем схематичными знаками характерными для германской рунницы (хотя и там есть рисунки-идеограммы). И что это различие, скорее всего, является влиянием славян. По моему мнению этотфакт хорошо прослеживается в попытках славян «художественно» изменить вид руны «Оттал»; попытках «вплести» эту руну в рисунки.

Рисунок 7 стилизованный подобный знак тамги у башкир«Петля» с точкой-«семенем»
Рисунок 6. видоизменение руны Оттал на славянских рисунках
Присутствует на заставках из «Повести временных лет» и на литейных формах из Киева 12 века. Для обозначения семьи, рода славяне использовали тот же знак Оттал, что и скандинавы. Видимо их представления о роде скорее всего совпадали. Если рассмотреть много северных вариантов руны Оттал, то заметно стремление, там, где можно - изобразить руну как петлю из скрученной веревки… известно, что славянское название семьи-рода – «Вервь». В славянских изображенияхэта руна более часто, чем в Скандинавии, изображается с округлыми углами.В тамгах других восточных народов прослеживается та же практика художественной интерпретации знаков.Например, у северных башкир (дуван, киргиз) [10]. Кроме имущественной принадлежности предметов и угодий родовые знаки башкир отражали родоплеменную структуру и принадлежность каждого к одному из её звеньев как полноправного члена.[11]

Подобное прослеживается в стремлении наложить герб своего боярского рода у восточных славян (болгар, венгров) на замки запирающие ценное имущество: [12] АУКЦИОН — ФОРУМ АНТИКВАРИАТА И ВОЕННОЙ ИСТОРИИpost-2447-1243866953;

рис. №8 гербы молдавских бояр.

 
Фото 8.2 ПОДОБНАЯ НГАХОДКА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗНАМЕНСКОГО РАЙОНА (ЧАСТНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ)
фото 8.1 ПОДОБНЫЙ РОДОВОЙ ГЕРБ С ЗАМКА 17 ВЕКА С АУКЦИНА НА ФОРУМЕ  
Фото 5. 2 аналогичный герб, найденный на орловщине
данная фотография замка, найденного на территории России, говорит об использовании местным населением подобной знаковой практики.

Ахмед ибн-Фадлан, во время путешествия из Багдада в Волжскую Булгарию побывавший в 922 г. у башкир, писал, что башкиры-тюрки поклоняются различным змеям, птицам и другим тотемным животным, у них развит культ предков. Таким образом, родовая символика башкир является не просто пережитком патриархально-родового строя, а отголоском мощного пласта до мусульманского мировоззрения, в основе которого лежали анимистические представления, идея одушевлённости всего окружающего мира, живой и неживой природы. Надо полагать, что Ибн-Фадлан отразил в своих путевых записках не всех, а только 12 богов башкир, хотя объектов поклонения было во много раз больше. Политеистическое мировоззрение не исключало в то же время существования верховного божества — Тенгри. О развитии в эпоху средневековья тенгрианства у башкир и многих народов Сибири, Алтая, марийцев свидетельствуют археологические и фольклорные источники. По словам одного из информаторов, 90-летней М. Юмагузиной, у башкир бытовала поговорка, в которой отчётливо выражена идея причастности каждого живого существа к небесному божеству (куктэнре): «Если у собаки есть хозяин-защитник, то у волка есть тенгри!» («Эттенхужахыбулха, буренентэнрехе бар!»). Взаимосвязь элементов родовой символики башкир исследователи представляют в виде замкнутой цепи перехода души усопшего в дерево, как временное вместилище, затем в птицу, с помощью которой она достигает верхнего мира, где находятся души сородичей и дух-покровитель рода, и её возрождения в новом поколении. Таковы были представления башкир о вечности духа и рода.[13]

Фото 9. печатка хана Курбата
С появлением у этих народов «латиницы»племеннаязнать начинает замещать рунические знаки-рисунки в собственнических тамгах. Это хорошо прослеживается на примере сравнения скифских надгробных тамгах и печаткой болгарского хана Курбата… (Эрмитаж https://vk.com/archaeru).

Курбат-некровный правнук Хана Атиллы, после развала империи был отдан в качестве залога в Византию, где воспитывался, согласно своему статусу, вместе с будущим императором Ираклием. Без альтернативно был обращён в христианство и повосшествии Ираклия на трон, получил титул наместника, возглавив созданное государство Болгарию.

фото№10. перстни-печатки со свастиками на раскопках поселения 14 века. Орловский краеведческий музей.  
Не смотря на частичное замещение буквами древней символики у знати, по этнографическим и археологическим данным, большинство идеограмм, в том числе и свастичные, продолжали применяться в металлопластикедо 15-17в.в., а в вышивках и до начала 20 века (на севере и в Сибири).Отдельные находки предметов с измененнымирунами (как у латышей при передаче тамги-бурти от отца к сыновьям )

Находки предметов со знаками, применяемыми в сочетании со знаками германской рунницы, но неизвестных в их алфавитах говорят о наличии и у восточных славян семейных знаков на подобие латышских burti и подобных им знаков у фино-угорских племен, занимавших нашу территорию (к приходу славян) до р. Зуша в верховьях Оки. Данная накладка ножа полностью соответствует описанию латышских burti, с горизонтальным отчерчиванием наследственных линий, и семейной дорисовкой общепринятого знака Оттал.

Фото 11 прорисовка костяной накладки рукоятки ножа 14-17 вв. (частная коллекция).

 

А вот вполне «прибалтийское» применение «черт» в качестве личной подписи на печатках. Правда больше уже похоже на скандинавский «гальдрастаф» с вертикальной «елочкой» на которую «вешали» знаки «пожелания». 14-17 вв. такие перстни попадаются на всей Русской равнине.

Фото 12. резы наличной печатке-«подписи».

По мнению А. Голана, схематические рисунки, встречающиеся на археологических и этнографических предметах (они вырезаны на скалах, камнях, постройках, надгробьях, нанесены наутварь, одежду и т. п.) и зачастую не являющиеся изобразительными рисунками, а похожие на орнаментальный декор, представляют собой символы, имевшие смысловое значение. Идеограммы являются дописьменным способом фиксации некоторых понятий и представлений.[14]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: