Черты и Резы
Михаил Вячеславович Сахаров,
Орловский историк, преподаватель истории с 26-летним стажем,
бывший внештатный археолог НПЦ по охране памятников
при Областном Управлении культуры,
ученик руководителя археологической орловской партии Красницкого Л.Н.,
магистр религоведения, реконструктор, спелеолог.
Содержание.
1. Проблема наличия у славянства своих знаковых систем до христианизации.
2. Появление идеограмм и знаковых систем - археологические данные.
3. Этнографические данные - «Черты и резы» у славян и их соседей.
4.«Резы» - русские родовые знаки Центра Льва Гумилева.
5. «Черты» и их применение.
Проблема наличия у славянства своих знаковых систем до христианизации.
С 18 века, со времени установления в России академической науки, в стране шел спор об отсталости Росси в развитии от других стран. Мол и государственность, и письменность принесли иностранцы. При этом у англо-германских народов создание письменности считали с появления рунной системы знаков. 4 общегерманских рунных алфавита были воссозданы в 20 веке на основании не более трехсот древних предметов с «рунницей». В Росии же, официально, не известно предметов со знаками подобными «рунным».
Однако письменные упоминания о таких системах знаков имеются.
Черноризец Храбр в 10 век. в трактате "О письменах", пишет «..погани не имаху письмен, но чертами и резами читаху и гадаху…». Ибн Фадлан 10 в. пишет, что после похорон русы вырезали и вкопали на кургане большую деревяшку и написали на ней имя умершего...
Но все, все письменные упоминания о дохристианской письменной системе не принимались во внимание учеными из-за «отсутствия самих знаков».
|
20 лет я занимался расшифровкой языческих знаков, проходивших через мои руки на предметах, выкопанных из земли. Я был внештатным археологом орловской археологической группыв НПЦ, и руководителем археолого-спелеологического кружка «Отечество». Знаки на древних кольцах, ременных наборах, на деревянных наличниках домов, на старинной вышивке «Орловский Спис» - постепенно начали «говорить». Стала возможной решение проблемы –«что такое «черты и резы»?
Появление идеограмм и знаковых систем.
Как же появлялись на нашей территории знаковые системы. Территория Русской равнины, по археологическим данным, заселена людьми, в основном, в мезолите-неолите. Пещерная роспись того времени, (например, Капова пещера) и гравировка на кости достаточно реалистичны и, не содержат развитых знаковых систем. Исключением можно считать Мезинскую палеолитическую стоянку (Мезин, Украина)15 000 -10 000 тысячелетие до н.э. (где на фигурках из кости мамонта присутствует гравировка меандра и свастики.[2] фото №1 гравировка на кости знаков
1Фото №1 птицы из кости с гравировкой свастики и меандра |
|
Схематичные символы массово появляются в период бронзового века.Самые близкие к нам места появления систем знаков: Триполье (Триполье середина 3-го тысячелетия до н. э. — 2650-е годы до н. э.) на территории Молдавии..[3] фото №2
а туда, возможно с о. Крит (где в это время была схожая символика и стиль на керамике).
для примера рассмотрим «свастику». фото №3донышко сосуда с разветвленной свастикой. И спользуют подобный знак (3тыс до н.э.-андроновская и петровская культуры).
Фото № 2 свастики на посуде трипольского племени
Фото № 3. свастичный крест кочевники андроновская культура 3 тыс. до нэ. Казахстан.
Фото 3.1 поздняковская культура 2 тыс до нэ.
Фото3.2андрроновская культура 2 тыс до н.э.
Фото 3.3 черняховцы перв. пол 1 тыс. н.э. [4]
Фото 3.4 бронз. пряжка кобанскойскифообразной культуры сер 2 тыс до н.э. по сер 1 тыс до н.э.
|
фото №.4 свастика на фибулах 4-5 в. «балтов» протославянского племени черняховцев (орловская обл.).
(Стр. 85 О.А. Радюш «Работы сейминско-Суджанской экспедиции» сборник «Археологические исследования в центральном черноземье 2017г.» Липецк 2018г. изд-во «Новый взгляд».)
3. Этнографические данные - «Черты и резы» у славян и их соседей.
Племена финно-угров от Урала до Скандинавии имели свою систему знаков, которая использовалась до начала 20 века. Например, у латышей существовали две системы знаков: рунница подобная германской для гадательных практик и обрядов и система знаков по латышскиburti — «буквы», «вырезанные на дереве знаки».У Черноризца Зраброготоже говорится и про славян, что они имеют свои «черты и резы». Латышский глагол burt родственен литовскому burti, русскому существительному борть (улей, пчелиное дерево), «колдовать, ворожить» — имеет исходное значение «резать, вырезать (знаки на дереве)» burtkoki — дощечки со знаками собственности и с насечками для отметки цифр; на территории Латвии они использовались как официальные бухгалтерские и счетные документы. Burti передавались следующим образом: сын, наследовавший усадьбу отца, перенимал и его знак, а другие сыновья, став хозяевами, дополняли отцовский знак новыми элементами. По мере распространения письменности, burti заменялись именем или инициалами.Еще в начале XX в. в рыбацких усадьбах морского побережья Курземе использовали старые формы знаков.[5]«Местами даже у каждого члена семьи был свой графический символ... Возможно, их использовали в качестве подписи». Употребление сохранилось в Латвии до конца Второй мировой войны. Они начали быстро исчезать с появлением колхозов.[6]По Рыжаковой burti…система родовых знаков, имеющая практическое применение в виде нанесения на предметы для различения принадлежности вещи к хозяину [7]
Подобная система родовых тамг сохранялась у марийцев до 80х годов 20века [8], но при этом, в отличие от латышей, были потеряны названия и смысл знаков.
Фото 5. родовая тамга одной из финно-угорской (марийской) семьи Камиляновых |
По утверждению представителя шаманскогорода Камиляновых Вячеслава (респ. Башкортостан, Мишкинский р-он, д. Ирсаево) народа мари: «По легендам на досках резами раньше писали. Кухонная доска у нас «ушонга». «Уш» - ум, «онга» - доска. Доска ума. Но значения знаков забыты». В его же роду на рукоятки инструмента всегда наносился один и тот же знак «Ингуз» - по германской руннице.
У башкир сохранилось множество родовых тамг. Одно из древнейших письменных упоминаний о тюркских тамгах относится к V в. О практике клеймения скота ещё в огузо-печенежское время говорится в сказании Рашид-ад-Дина «Огузнаме»: «Каждому из 24 внуков Огуза во избежание споров и разногласий Иркил Ходжа определил его ранг, занятие, прозвище. Каждому из них он раздал тамгу для клеймения скота, чтобы можно было различать, кому какие животные принадлежат». В тамге была заложена скрытая для чужеродцев информация о происхождении рода, его тотеме. В этом плане в глазах сородичей тамга имела сакральное, магическое значение.Первые собиратели и исследователи башкирских тамг Н. А. Аристов и Д.Н. Соколов предполагали, что тамги являлись изображением родовых богов или духов-покровителей и лишь позднее в связи со сменой мировоззрения стали знаками родовой или семейной собственности.[9]
Рыжакова отмечала, что burtiлатышей чаще являются рисунками, чем схематичными знаками характерными для германской рунницы (хотя и там есть рисунки-идеограммы). И что это различие, скорее всего, является влиянием славян. По моему мнению этотфакт хорошо прослеживается в попытках славян «художественно» изменить вид руны «Оттал»; попытках «вплести» эту руну в рисунки.
Рисунок 7 стилизованный подобный знак тамги у башкир«Петля» с точкой-«семенем» |
Рисунок 6. видоизменение руны Оттал на славянских рисунках |
Подобное прослеживается в стремлении наложить герб своего боярского рода у восточных славян (болгар, венгров) на замки запирающие ценное имущество: [12] АУКЦИОН — ФОРУМ АНТИКВАРИАТА И ВОЕННОЙ ИСТОРИИpost-2447-1243866953;
рис. №8 гербы молдавских бояр.
Фото 8.2 ПОДОБНАЯ НГАХОДКА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗНАМЕНСКОГО РАЙОНА (ЧАСТНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ) |
фото 8.1 ПОДОБНЫЙ РОДОВОЙ ГЕРБ С ЗАМКА 17 ВЕКА С АУКЦИНА НА ФОРУМЕ |
Фото 5. 2 аналогичный герб, найденный на орловщине |
Ахмед ибн-Фадлан, во время путешествия из Багдада в Волжскую Булгарию побывавший в 922 г. у башкир, писал, что башкиры-тюрки поклоняются различным змеям, птицам и другим тотемным животным, у них развит культ предков. Таким образом, родовая символика башкир является не просто пережитком патриархально-родового строя, а отголоском мощного пласта до мусульманского мировоззрения, в основе которого лежали анимистические представления, идея одушевлённости всего окружающего мира, живой и неживой природы. Надо полагать, что Ибн-Фадлан отразил в своих путевых записках не всех, а только 12 богов башкир, хотя объектов поклонения было во много раз больше. Политеистическое мировоззрение не исключало в то же время существования верховного божества — Тенгри. О развитии в эпоху средневековья тенгрианства у башкир и многих народов Сибири, Алтая, марийцев свидетельствуют археологические и фольклорные источники. По словам одного из информаторов, 90-летней М. Юмагузиной, у башкир бытовала поговорка, в которой отчётливо выражена идея причастности каждого живого существа к небесному божеству (куктэнре): «Если у собаки есть хозяин-защитник, то у волка есть тенгри!» («Эттенхужахыбулха, буренентэнрехе бар!»). Взаимосвязь элементов родовой символики башкир исследователи представляют в виде замкнутой цепи перехода души усопшего в дерево, как временное вместилище, затем в птицу, с помощью которой она достигает верхнего мира, где находятся души сородичей и дух-покровитель рода, и её возрождения в новом поколении. Таковы были представления башкир о вечности духа и рода.[13]
Фото 9. печатка хана Курбата |
Курбат-некровный правнук Хана Атиллы, после развала империи был отдан в качестве залога в Византию, где воспитывался, согласно своему статусу, вместе с будущим императором Ираклием. Без альтернативно был обращён в христианство и повосшествии Ираклия на трон, получил титул наместника, возглавив созданное государство Болгарию.
фото№10. перстни-печатки со свастиками на раскопках поселения 14 века. Орловский краеведческий музей. |
Находки предметов со знаками, применяемыми в сочетании со знаками германской рунницы, но неизвестных в их алфавитах говорят о наличии и у восточных славян семейных знаков на подобие латышских burti и подобных им знаков у фино-угорских племен, занимавших нашу территорию (к приходу славян) до р. Зуша в верховьях Оки. Данная накладка ножа полностью соответствует описанию латышских burti, с горизонтальным отчерчиванием наследственных линий, и семейной дорисовкой общепринятого знака Оттал.
Фото 11 прорисовка костяной накладки рукоятки ножа 14-17 вв. (частная коллекция).
А вот вполне «прибалтийское» применение «черт» в качестве личной подписи на печатках. Правда больше уже похоже на скандинавский «гальдрастаф» с вертикальной «елочкой» на которую «вешали» знаки «пожелания». 14-17 вв. такие перстни попадаются на всей Русской равнине.
Фото 12. резы наличной печатке-«подписи». |
По мнению А. Голана, схематические рисунки, встречающиеся на археологических и этнографических предметах (они вырезаны на скалах, камнях, постройках, надгробьях, нанесены наутварь, одежду и т. п.) и зачастую не являющиеся изобразительными рисунками, а похожие на орнаментальный декор, представляют собой символы, имевшие смысловое значение. Идеограммы являются дописьменным способом фиксации некоторых понятий и представлений.[14]