Алгоритм описания результатов психодиагностических методик
(теппинг-тест, корректурные пробы Бурдона, корректурные пробы по таблице колец Ландольта, тест на определение ведущего канала восприятия информации).
Алгоритм:
1. Определить тип функциональной асимметрии по результатам выполнения теппинг-теста.
2. Определяются свойства нервной системы по результатам выполнения теппинг-теста.
3. Определяются показатели продуктивности и надежности внимания по методикам корректурные пробы.
4. Определить ведущий канал восприятия информации (тест на определение ведущего канала восприятия информации).
Краткие инструкции по обработке и анализу результатов тестирования
1. Теппинг-тест позволяет оценить темп, ритм и устойчивость движений, а также тип функциональной асимметрии (правый, левый или амбидекстрию).
Обработка результатов заключается в подсчете количества точек, поставленных в каждом квадрате (отдельно для правой руки, отдельно для левой руки).
Коэффициент асимметрии рассчитывается по формуле, предложенной Е.Д. Хомской и И.В. Ефимовой [26; 157]:
,
где Касс – коэффициент асимметрии; Nпр – количество ударов (точек) сделанных правой рукой; Nлев – количество ударов (точек) сделанных левой рукой.
Положительное значение Касс указывает на правый тип функциональной асимметрии; отрицательный – на левый тип. Значения -5 < Касс < 5 считаются симметричными, и в этом случае констатируется амбидекстрия.
2. Для определения типа нервной системы необходимо построить график, где по оси «Х» разместить временные интервалы, а по оси «У» количество «точек» (ударов). График строиться по показателям ведущей руки.
|
· выпуклый тип — темп нарастает до максимального в первые 10-15 секунд работы; далее к 25-30 секундам он может снизиться ниже исходного уровня, то есть того уровня, который наблюдался в первые 5 секунд работы; этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;
· ровный тип — максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы; этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы;
· нисходящий тип – взятый испытуемым максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы; этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;
· промежуточный тип — темп работы снижается после первых 10-15 секунд; этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы — средне-слабая нервная система;
· вогнутый тип — первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня; вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне-слабой нервной системой.
3. Результаты методик «Корректурные пробы Бурдона», «Корректурные пробы по таблицам колец Ландольта» обрабатываются одним и тем же образом.
А. Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.
Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:
A = S / t, где
· А – темп выполнения,
· S – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,
|
· t – время выполнения.
По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.
Б. Точность
Вычисляется по формуле: К = (М/Н) x 100 %,
где:
М — количество правильно вычеркнутых за время работы букв;
Н — количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.
Показатель точности рассчитывается за 10 минутный интервал работы.
Составление заключения
В заключении надо представить графики по а) определению типа нервной системы; б) по показателям устойчивости внимания.
Описать полученные результаты. Обратить внимание на то, как соотносится тип функциональной асимметрии и ведущий канал восприятия внимания. Как соотносится тип функциональной асимметрии и успешность выполнения корректурных проб на разном стимульном материале. Как соотносится ведущий канал восприятия информации и успешность выполнениявыполнения корректурных проб на разном стимульном материале.