ОРЕНБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
(ОрИПС – филиал СамГУПС)
Кафедра «Общеобразовательные дисциплины»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
(ПРАКТИКУМ)
по дисциплине
«Русский язык и ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ»
для обучающихся по специальностям: 23.05.03 Подвижной состав железных дорог, 23.05.04 Эксплуатация железных дорог, 23.05.05 Системы обеспечения движения поездов, 23.05.06 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей очной формы обучения
Составитель: О.Ю. Малахова
Оренбург
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«РУССКИЙ ЯЗЫК
И ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ»
СТУДЕНТА
___________ формы обучения
Специальность:____________
__________________________
Курс:_________
Ф.И.О.:___________________
_________________________
ПРОВЕРИЛ:
Должность:________________
Ф.И.О.:___________________
__________________________
Стилевой аспект культуры речи
Функциональный стиль языка – это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение; официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность; науку; словесно-художественное творчество. Стиль языка называют функциональным потому, что он выполняет определённую функцию (роль) в жизни.
Каждый из стилей определяется по совокупности специфических признаков, имеет языковые особенности, сферу, условия, цель и задачи общения.
Разговорный стиль речи обслуживает потребности повседневного общения людей в обиходно-бытовой сфере. Это стиль непринуждённой беседы, характеризующейся шутливой, иронической или фамильярной окраской.
Официально-деловой стиль преимущественно используется в сфере официально-деловых отношений. Он служит для оформления деловых документов, приказов, постановлений и т.д. Он обслуживает взаимоотношения между различными учреждениями, государствами, а также между учреждениями и отдельными гражданами.
|
Публицистический стиль – это стиль газет, журналов, радио и телевидения, устных выступлений на собраниях и митингах. Он используется в общественно-политической сфере, выполняет информационную, агитационно-пропагандистскую и популяризаторскую функции.
Научный стиль обслуживает сферу науки, его основная функция – передача объективной информации о природе и обществе, точное и систематизированное изложение научных знаний.
Художественный стиль занимает особое место среди функциональных стилей, являясь наиболее полным выражением всего национального языка в целом. Стиль художественной литературы включает в себя стили языка, но в функционально-преобразованном виде.
Задание 1. Заполните таблицу по образцу, используя слова для справок. Чтобы уточнить определение жанров речи, воспользуйтесь толковым словарем русского языка.
Научный | Художественный | Публицистический | Официально-деловой | Разговорный |
Тезисы | Повесть | Очерк | Протокол | Реплика |
Слова для справок (жанры): диссертация, реферат, отчет, роман, рассказ, репортаж, поэма, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, автобиография, диалог, басня, фраза, листовка, закон, постановление, анкета, характеристика, сказка, резюме, приказ, фельетон.
|
Задание 2. Определите, каким функциональным стилям соответствуют данные особенности.
Название стиля | Особенности |
Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается позиция автора в связи с событиями в стране и мире. | |
Через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения повествуется о чем-либо для воздействия на читателя. | |
Логично, последовательно, аргументированно, точно и беспристрастно передается информация, сообщаются точные результаты исследований. | |
Непринужденно, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей. | |
Официально, точно, бесстрастно, по общепринятому стандарту излагаются сведения, имеющие юридическую силу. |
Задание 3. Прочитайте тексты и определите, к каким стилям они относятся
1. Театр (от греч. theatron – место для зрелищ; зрелище). Род искусства, особенностью которого является художественное отражение жизни посредством сценического действия, осуществляемого перед зрителями. Сочетает выразительные средства драматургии, музыки, пения, танца, живописи.
Специфика театра заключается в изображении исполнителем событий, которые как бы непосредственно происходят перед зрителем. Драматическое произведение составляет основу театрального представления, определяет его содержание.
В процессе исторического развития определились различные виды театра, отличающиеся специальными формами и средствами художественной выразительности.
|
Действенную природу театра выражает актер, сущностью искусства которого является дар сценического перевоплощения, т.е. способность создавать образ другого человека – персонажа, разыгрываемого драмой.
Важнейшее средство актерской выразительности – речь, словесное действие, непосредственно доносящее до зрителя идею, замысел пьесы. Принцип актерского перевоплощения, находящий свое наиболее полное выражение в реалистическом театре, проявляется в умении актера создавать на сцене разносторонний, целостный в своей внутренней и внешней характеристике образ.
Театр органически связан с общим развитием художественной культуры народа и несет на себя печать ее национального своеобразия. (Энциклопедический словарь)
Стиль: _____________________________
2.
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит. (А.С. Пушкин)
Стиль: ______________________________
3. Театр!...Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного?
Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра, больше всего на свете, кроме блага и истины? И в самом деле, не сосредоточиваются ли в нем все чары, все обаяния, все обольщения изящных искусств?
Не есть ли он исключительно самовластный властелин ваших чувств, готовый во всякое время и при всяких обстоятельствах возбуждать и волновать их?
...Какое из всех искусств владеет такими могущественными средствами поражать душу впечатлениями… Лиризм, эпопея, драма: отдаете ли вы чему-нибудь предпочтение или все это любите одинаково? Трудный выбор? Не правда ли? (В.Г. Белинский)
Стиль: _____________________________
Задание 4. Определите в тексте начало абзацев. Составьте план текста.
ИСТОРИЯ РЕЛЬСА
Еще задолго до изобретения паровоза люди научились делать рельсовые дороги. В XVI – XVII веках эти дороги устраивались на угольных копях и рудниках в Англии, России, Германии. Рельсы для таких дорог первоначально изготовлялись из дерева. Они укладывались на поперечины (шпалы), которые также делались из дерева. По таким рельсовым путям лошадь могла везти в четыре раза больше угля или руды, чем по земле. Деревянные рельсы быстро изнашивались. Когда люди научились изготовлять сравнительно дешевое железо, деревянные рельсы стали покрывать железными полосами. В XVIII веке англичане начали выпускать толстые чугунные пластины, которые заменили железные полосы на деревянных рельсах. Позже, с развитием металлургии, рельсы изготовлялись из чугуна. Длина их не превышала одного метра. Для первых железных дорог с паровой тягой (20-е годы XIX века) рельсы делались также из чугуна. Так как чугунные рельсы были хрупкими и часто ломались, их вскоре заменили железными. Поскольку в то время не было мощных прокатных станов, рельсы изготовлялись из железных брусьев и полос, сложенных в пакет. Пакет составлялся из 14 полос. Его длина не превышала метра, а ширина и высота составляли 15-16 см. Самыми ответственными частями пакета являлись верхние и нижние полосы, которые, в свою очередь, состояли из нескольких слоев. Приготовленный таким образом пакет нагревался в сварочной печи добела. Затем пакет прокатывался на нескольких станках и принимал форму готового рельса. Его длина равнялась 4,5 м, а весил он около 150 кг. В 60-х годах прошлого века научились производить стальные рельсы, которые были более прочными и надежными. Железные рельсы постепенно вытеснялись стальными. Производство железных рельсов прекратилось. В настоящее время рельсы изготавливаются на специальных прокатных станах, которые придают им нужную форму. Для изготовления рельсов используется углеродистая сталь. Ее состав подбирается так, чтобы рельсы были достаточно твердыми, но не хрупкими.
План: |
Задание 5. Определите, к какому стилю относится текст. Выполните задания, данные после текста.
ЛИТЕРАТУРА И НАУКА
В течение многовековой жизни и деятельности людей возникли различные искусства: музыка, живопись, художественная литература, хореография, графика, скульптура, архитектура, театр, кино…
Художественная литература, как и наука, обладает огромной познавательной силой. Она способствует распространению среди народа просвещения и культуры. Выдающиеся художественные произведения по своему познавательному значению в ряде случаев не уступают научным трудам.
И все же наука и литература имеют свои предметы познания, особые средства изложения и свои цели. Предметом познания науки являются законы природы и общества. Например, ботаника изучает жизнь растений, астрономия – строение и законы вселенной, медицина – человеческий организм, история – ход развития человеческого общества.
Основным предметом изображения в литературе являются люди конкретной исторической эпохи, их мысли, чувства, взаимоотношения друг с другом, их жизненные идеалы – словом, внутренний, духовный мир человека и общественная жизнь людей.
Литературные произведения интересны и поучительны в том случае, когда в них правдиво изображены люди с их поисками смысла жизни, истины, добра и справедливости, с их мыслями и эмоциями.
Разнообразна деятельность людей, богат и обширен духовный, эмоциональный мир. Поэтому и содержание художественной литературы многогранно и многосторонне.
Стиль: ______________________________
Задания к тексту:
1. Выделите (подчеркните) главную мысль в тексте.
3. Составьте краткую аннотацию текста.
Аннотация: |
Задание 6. Прочитайте тексты и определите, к каким стилям они относятся.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТОННЕЛЕЙ
За состоянием тоннеля необходимо вести тщательное наблюдение. Наиболее ответственной частью пути в тоннеле являются рельсы, состояние которых надлежит регулярно проверять, так как в тоннелях рельсы быстрее подвергаются коррозии.
Недопустимо оставлять в пути дефектные рельсы. Их надлежит оперативно заменить новыми.
Стены и своды тоннеля требуется систематически осматривать и устранять замеченные неисправности. Поврежденные швы надо прочистить, промыть, а затем вновь заделать. Отслаивающиеся камни следует скалывать, образовавшиеся при этом пустоты надлежит заделывать бетоном. При появлении в обделке трещин, прежде всего, необходимо выяснить причину возникновения, а затем устранить их. Если трещины не расширяются, их разрешается заделывать цементным раствором. В случае поступления воды через кладку тоннеля требуется осушить все заболоченные места над ним.
Стиль: _____________________
СУРАМСКИЙ ТОННЕЛЬ
Закавказская железная дорога начала действовать в 1883 г. Она соединила берега Черного и Каспийского морей. Но нормально эксплуатировать железную дорогу не позволял Сурамский хребет. Здесь на крутых перевалах поезда двигались со скоростью черепахи. Представьте себе: подъемы, спуски, крутые повороты, гранитные скалы, нависающие над железнодорожным полотном и грозящие в любой момент обрушиться. Перед железнодорожниками ставят ответственную задачу – реконструировать перевальный участок и построить двухпутный тоннель.
Всем известно, что всякий тоннель сооружается с двух сторон. Строители идут навстречу друг другу. Малейшая ошибка в измерениях способна привести к тяжелым последствиям: два встречных тоннеля разойдутся. Конечно, исправить такую ошибку можно, но для этого понадобятся дополнительные средства и время. Мировая практика строительства тоннелей знает подобные ошибки.
При постройке Сурамского тоннеля все работы и на земле, и под землей удалось выполнить с высокой точностью. Не зря в технической литературе Сурамский тоннель справедливо называют памятником высшего инженерного искусства прошлого века.
Стиль: _____________________
Характеристика железнодорожных тоннелей
Железнодорожные тоннели могут быть однопутными и двухпутными. Тоннели большой протяженности могут иметь параллельную вентиляционно-дренажную штольню или технический тоннель, что существенно облегчает проведение спасательных работ и тушение пожара. Еще более удобными для этих целей следует признать два параллельных тоннеля, соединенных между собой сбойками с противопожарными дверьми, а также два однопутных тоннеля со сбойками и расположенным между ними техническим тоннелем.
Для наиболее широко распространенного подковообразного очертания поперечного сечения однопутных и двухпутных тоннелей характерны геометрические параметры, представленные в табл. 3.
Входы в тоннель должны быть укреплены и оформлены в виде порталов. Перед входом в тоннель предусматриваются предпортальные площадки размером не менее 4x2,5 м. Площадок для установки пожарных автомобилей и подведение автодорог строительными нормами и правилами не предусмотрено.
Стиль: _____________________
Задание 7. Прочитайте текст. Определите его стиль. Выполните задания, данные после текста.
Русские происходят от славян, которые все когда-то говорили на одном языке. Относительно одном, потому что этот праславянский язык был внутренне неоднородным.
С расселением славян на все бОльших территориях единство разрушилось окончательно. Новые условия обитания рождали новые слова, произношение, попадая под влияние разноязычных соседей, географическая разобщенность даже общие тенденции направляла по неодинаковым путям. Все это происходило тем легче, что язык жил в устной форме, не фиксировался, не упорядочивался: первобытные славяне не знали письменности. Различия в фонетике, словаре, грамматике стали такими, что славяне перестали понимать друг друга: праславянский язык умер, расколовшись на новые языки, из которых нас интересует восточнославянский, называемый обычно древнерусским.
Разные языки – страшная угроза утраты кровного родства, и патриотически настроенные ревнители славянства предприняли дерзновенную попытку (не без религиозной подоплеки) восстановить взаимопонимание. 24 мая 863 года в граде Плиске, тогдашней столице Болгарии, солуньские братья Кирилл и Мефодий провозгласили изобретение славянской азбуки.
Идеалисты, они шли против природы и хода истории, но замысел их был великолепен, труд поразителен, а результаты выше самых смелых ожиданий. Претерпев ряд изменений, кириллица живет и по сей день у русских, болгар, сербов и других народов.
Еще удивительнее роль, которую сыграл в славянском мире закрепленный его рукотворный язык, получивший название СЛОВЪНЬСКЪ – славянский, церковнославянский, старославянский.
Детище мудрецов, этот книжный язык не был механической записью древнеболгарского – одного из новых славянских языков, развившегося на юге и взятого за основу, ни тем более оживлением и письменным закреплением забываемого праславянского. Первоучители славян старательно отбирали «краснейшие» слова из разных славянских народов, по возможности, понятных всем славянам. В ходе переводов византийско-греческих богослужебных книг они не просто передавали понятия, но, мастерски творя их, приспосабливали язык к отвлеченным рассуждениям, выразительным описаниям, повествованиям.
Естественное и искусственное творение, этот язык был по замыслу священно-ученым. Как средство живого общения он если существовал, то весьма условно. И конечно, не объединил он славян, но своевременно и уместно напомнил им о родстве и приобщил их к богатству античной культуры. Его успех не столько в возрождении общих черт, сколько именно в устроении: ведь славянские языки в бесписьменной доистории были без порядка, стройности, устойчивости. Не зря чтят ныне равноапостольных Кирилла и Мефодия в Болгарии, где ежегодно 24 мая устраивается фестиваль письменности и культуры – праздник в их честь и где утвержден правительственный орден их имени.
Восточный и другие наследники праславянского языка развивались вполне самостоятельно. Как часто бывает, каждый унаследовал разные черты родителя, приобрел собственный опыт. Роль славянской книжности в жизни древнерусского языка была значительной, будто не замечалось южное ее происхождение, но она не подавила его самобытности и даже дала ему мощный толчок.
Ученые сравнивают культурную миссию книжного языка в истории природного русского языка с прививкой плодового дерева: дичок – подвой сразу стал от нее плодоносящим растением, когда привой – черенок, веточка благородной яблони срослась с ним в едином организме.
Стиль: ______________________________
Задания к тексту:
Ответьте письменно на вопросы:
1. Какие новые сведения об истории русского языка Вы почерпнули из данного текста?
2. Какую роль в создании русского языка сыграли Кирилл и Мефодий?
Задание 8. Прочитайте статью и составьте ее аннотацию.
ОТНОШЕНИЕ К ПЕРВЫМ ЖЕЛЕЗНЫМ ДОРОГАМ
Железные дороги не сразу были признаны нужным и надежным видом транспорта. Нашлось немало противников железных дорог, в первую очередь среди хозяев каналов и дилижансов. Они опасались потерять монополию на перевозки грузов и пассажиров.
В Англии один из распространенных журналов 20-х годов XIX века так писал о вреде железных дорог: «Железные дороги помешают коровам пастись, куры перестанут нести яйца, отравленный паровозом воздух будет убивать пролетающих над ним птиц…, дома близ дороги погорят..., в случае взрыва паровоза будут разорваны на куски и все пассажиры».
Первая железная дорога в Англии была построена в 1825 г. В вагонах первого поезда смогли проехать 450 человек. Как сообщалось в газетах, этот поезд шел так быстро, «что в некоторых местах скорость достигала 18 км/ч».
Тем не менее, критика железных дорог продолжалась. В 1825 г. английский журнал писал: «Нет ничего более смешного и глупого, чем обещание построить паровоз, который двигался бы в два раза быстрее почтовой кареты».
Предсказания журнала не оправдались. Паровоз Стефенсона «Ракета» мощностью 12 лошадиных сил в том же 1825 г. достиг скорости 45 км/ч при весе состава около 20 т. По тем временам это была фантастическая скорость.
При сооружении рельсовой дороги между Ливерпулем и Манчестером строителям пришлось выдержать трудную борьбу не только с природой, но и с людьми. Английские помещики не хотели разрешать сооружение железных дорог на своих землях. Помещики и их подручные встречали строителей дороги бранью и угрозами. Взрослые и дети бросали в них камни, ломали инструменты. Строителям приходилось не только сооружать дорогу, но и защищаться. Нередко люди могли работать только под охраной. Изыскательские работы часто приходилось проводить в сумерках. Порой изыскатели наталкивались на засаду, и тогда гремели выстрелы, как в настоящем бою. Дорога была открыта для движения осенью 1830 г. Поезда на ней могли развивать скорость до 56 км/ч.
В Германии первая железная дорога была сооружена в 1835 г. (Фюрт – Нюрнберг). Баварская главная медицинская комиссия вынесла следующие решение относительно вредного влияния дороги на людей: «Быстрота движения, несомненно, должна развить у путешественников болезнь мозга… Зрители … при виде быстро несущегося локомотива могут получить ту же самую болезнь мозга. Поэтому необходимо оградить железнодорожное полотно высоким забором».
Франция построила свою первую дорогу в 1832 г. между С.-Этьеном и Лионом. Здесь также нашлись яростные противники рельсовых путей. Один ученый, член парламента, заявил, что не решится высказаться за сооружение железных дорог, так как его сбросят с трибуны.
Много критиков железнодорожного транспорта было и в царской России. Они доказывали, что невозможно использовать железные дороги в условиях сильных морозов и больших снегов. Первая железная дорога с паровой тягой в России была открыта на Урале в 1834 г. Несмотря на сопротивление противников железных дорог, новый вид транспорта уверенно завоевал себе право на жизнь. В 50-х годах прошлого века почти для всех стало ясно, что успешное развитие экономики невозможно без железнодорожного транспорта. (Ермаков К.А. Железные дороги)
Аннотация: |
Задание 9. Прочитайте синонимические ряды, составьте с каждым из синонимов словосочетание.
1. Активный, деятельный, энергичный, инициативный.
2. Важный, существенный, значительный, весомый.
3. Краткий, короткий, сжатый, лаконичный, конспективный.
4. Верный, надежный, испытанный, проверенный.
5. Видный, крупный, известный, выдающийся.
6. Грубый, невежливый, неучтивый, резкий.
7. Жестокий, безжалостный, немилосердный.
8. Интересный, занимательный, увлекательный, захватывающий.
9. Легкий, несложный, нетрудный, простой.
10. Сильный, мощный, могучий, могущественный.
11. Правильный, верный, точный, безошибочный.
Задание 10. Прочитайте текст. Определите его стиль. Выполните приведенные после текста задания.
Батискафы – аппараты для штурма человеком максимальных глубин, уже в 1960 году погружавшиеся на шесть с лишним миль, – продолжают исследовать некоторые из глубочайших впадин атлантического и тихого океанов. Экипажами этих аппаратов удавалось встретить рыб на предельных глубинах.
Во время одной экспедиции «ныряющее блюдце» сделало 25 погружений, выдерживая график не хуже какого-нибудь пассажирского парома; на нем ученые изучали жизнь в тихом океане на глубине 1000 футов. На дне они обнаружили каньоны с нависающими склонами, осьминогов, поднимающих клубы пыли на илистом грунте, редчайших рыб.
Люди в металлических домах-лабораториях живут в течение нескольких дней и даже недель на дне моря; толща соленой воды в 200, 300 и более футов отделяет их от поверхности. Они могут свободно покидать свое убежище и работать снаружи. Эти достижения доказывают один важный факт: человек взялся, наконец, за освоение глубин.
Наше время называли веком бензина, веком химии, атомным веком, космическим веком. Все эти определения верны, но еще не дают полной картины. Наш век можно назвать еще и веком океана, веком завоевания океана людьми.
Путь на морское дно теперь открыт – на любое дно, как бы глубоко оно ни находилось. Но зачем? К чему эти старания? Почему человек так рвется в эти глубины, всегда бывшие для него запретными? Зачем? Это человек вскоре увидит собственными глазами. А посмотреть будет на что. Глубины океана еще далеко не исследованы...
Стиль: ______________________________
Задания к тексту:
1. Выделите следующие признаки стиля:
а) цель текста –
б) жанр текста __________________________________________________
в) языковые показатели (признаки) стиля:
2. Выпишите из текста терминологическую лексику:
3. Продолжите ряд слов (10-15 слов) по теме «Наука»: ученый, изучать, доказательство…
Задание 11. Употребите в прямом и переносном значениях следующие слова, составляя с ними словосочетания.
Образец: добыча металла – металл в голосе.
Вода, грязь, ветер, зерно, тепло, огонь, холод, артист; черный, деревянный, золотой, горький, сладкий; рубить, вспыхнуть, хлебнуть, звенеть; горячо, грамотно, тепло; первый, десятый.
Задание 12. Прочитайте слова и запишите их, распределяя по группам: а) общеупотребительные; б) устаревшие; в) неологизмы.
Дискотека, целинник, макияж, флорист, ранец, ноутбук, плейер, аккредитация, банкрот, спонсор, купец, колледж, лицей, коммуна, райком, брифинг, джинсы, информатика, круиз, иноземец, вещий, менеджер, соцсоревнование, милосердие, перестройка, перст, фломастер, ликбез, парламент, президент, мэр, сериал, дорога, поэт, ключница, камзол, космос, атомщик, калейдоскоп, кафтан, фестиваль, железнодорожник, начальник, яства, парторг, вуз, перфекционист, кручиниться, вагон, доколе, факсимиле, смурной.
А | Б | В |
Задание 13. Прочитайте текст. Определите его стиль. Выполните приведенные после текста задания.
ХИМИЯ
В наши дни химия – гигантская разветвленная наука, огромная мозаика множества разных химий, химических «губерний», число которых все увеличивается. И все-таки химия фундаментально едина, в ней есть общие законы, общие стратегические направления, единая логика.
Логика химии открывается наукой и искусством химического синтеза. Это ключ всей химии, источник всех ее достоинств и сокровищ; это то, что делает химию самой созидательной наукой, крупной частью мировой культуры, мощным фактором устойчивого развития цивилизации. В этом смысле химия больше чем наука.
Следующий логический элемент – связь химической структуры вещества с ее функцией. Смысл его – увидеть или предвидеть, на что способны молекулы и вещества, что они умеют делать и где их можно использовать.
Третье направление – это изучение того, как надо управлять химическими процессами, как «дирижировать» химией, чтобы получать нужные молекулы и вещества с нужными функциями. Однако вещество – это еще не материал, нужно добиться, чтобы оно стало товаром – и это забота химического материаловедения.
Задача следующего направления – дать веществу «путевку в жизнь» через химическую технологию – умную, чистую, экономную, безопасную.
Другое направление включает химическую энергетику – от молекулярного уровня сохранения и преобразования энергии до химических источников тока и энергоемких веществ.
Химическая аналитика и диагностика, в том числе химия вкуса и запаха, важнейший элемент безопасности окружающего мира.
И, наконец, химия живого – гигантская химическая галактика, цель которой – познать тот деликатный и тонкий химический реактор, который каждый из нас носит в себе, включая химию мозга, памяти, мышления, сознания, чувств, страстей, химические механизмы порождения идей.
Представленная в таком виде структура превращает химию в стройное логически единое здание.
Стиль: ______________________________
Задания к тексту:
1. Составьте план текста
План: |
2. Составьте словосочетания со следующими словами: наука, теория,
концепция, направление, положение, вывод, результат, вклад.
3. Используя таблицу, к выделенным существительным подберите
подходящие по смыслу прилагательные и глаголы, составьте и запишите с каждым существительным словосочетания.
Доказательство | Убедительный | Привести |
Свидетельство | Интересный | Отрицать |
Довод | Своеобразный | Сопоставить |
Пример | Многочисленный | Подтвердить |
Факт | Различный | Отвергать |
Оппонент | Важный | Собрать |
Аргумент | Типичный | Использовать |
Вопрос | Веский | Задать |
Тезис | Неоспоримый | Обосновать |
Верный | Убедить | |
Поучительный | Выдвинуть | |
Априорный | Опровергнуть | |
Исторический | ||
Спорный | ||
Риторический | ||
Личный |
Словосочетания: |
Задание 14. Образуйте словосочетания, имеющие окраску официально-делового стиля, подобрав к данным существительным глаголы.
Образец: письмо – составить письмо
претензия –
выговор –
договор –
документ –
заявка –
иск –
соглашение –
приказ –
отчет –
письмо –
подпись –
постановление –
предписание –
протокол –
расписка –
распоряжение –
резюме –
санкции –
Задание 15. Запишите слова (3-5), употребляющиеся в русском языке
со следующими интернациональными словообразовательными элементами:
авиа… (лат. avis – птица) | |
авт(о)… (греч. autos – сам) | |
агр(о)… (греч. agros – поле) | |
аква… (лат. aqua – вода) | |
анти… (греч. anti – против) | |
библии(о)… (греч. biblion – книга | |
био… (греч. bios – жизнь) | |
гео… (греч. geo – земля) | |
…грамма (греч. gramma – запись, буква) | |
лабор…(греч. labor – труд) | |
…метр (греч. metron – мера) | |
нео… (греч. neos– новый) | |
поли… (греч. poly – много) | |
…скоп (греч. skopeo – смотрю) | |
фото… (греч. photos – свет) | |
экстра… (лат. extra – вне) |
Задание 16. Подберите к приведенным словам иноязычного происхождения русские синонимы.
импортировать –
консенсус –
констатировать –
имидж –
перспектива –
суверенитет –
пролонгация –
нейтралитет –
инвентаризация –
экспортировать –
менталитет –
спонсор –
амбиция –
инсинуация –
квалификация –
оптимальный –
интерпретация –
субсидия –
постулат –
брифинг –
лимитировать –
альтернатива
инвестиция –
гармонировать –
аргумент –
дискриминация –
адаптация –
вакансия –
депортировать –
инцидент –
ликвидировать –
конфиденциально –
толерантность –
конфронтация –
котироваться –
инициатор –
локальный –
компенсировать –
интеграция –
прагматизм –
Задание 17. По характеристике содержания и назначению документов определите их вид.
Слова для справок: расписка, заявление, доверенность, протокол, резюме, докладная записка, характеристика, договор, автобиография, объяснительная записка.