ИНТЕРНЕТ-РИСКИ
Всовременном мире, где действительность разделена на две плоскости:
виртуальную и реальную, возможность столкнуться с рисками значи-
тельно возрастает, т.к. часть из них присутствует в реальной действительно-
ИНТЕРНЕТ-РИСКИ сти, а часть обнаруживается в виртуальной.
Часто мы информируем детей о реальных рисках на улице, среди людей, забывая, что подобные риски могут угрожать им и в виртуальном простран-стве. Информационная безопасность ребенка на сегодняшний день являет-ся такой же важной и актуальной темой и обязанностью родителя, которую необходимо выполнять по отношению к своему ребенку, как и соблюдение дорожной безопасности, сохранение ценности здоровья, соблюдение правил и законов и т.д.
Какие риски подстерегают детей за светящимся экраном?
• чрезмерная увлеченность Интернет пользованием, компьютерными игра-ми, «серфингом», онлайн-казино;
• риск вовлечения в экстремистские или иные опасные сообщества и группы;
• риск стать жертвой мошенников и понести финансовые и моральные за-траты;
• риск встретиться с агрессией, грубостью или травлей в социальных сетях;
• риск попадание на сайты, содержащие информацию, наносящую вред не-окрепшей психике и эмоциональному самочувствию ребенка.
Памятка для родителей 9
20 | Родителям о психологической безопасности детей и подростков | ||
Как защитить ребенка от интернет-рисков?
Для того чтобы помочь ребенку справиться с интернет-рисками необ-ходимо, в первую очередь, понять, что единственно возможным вариантом помощи является ваше участие в жизни ребенка, включая и виртуальную реальность, «онлайн мир» ребенка. Зачастую, родитель не хочет разбирать-ся в том, что же на самом деле делает ребенок, находясь за компьютером, и предпочитает, отстранившись, прочитать нотации или грубо пресечь попыт-ки использования Интернета ребенком. Такое родительское поведение усугу-бляет желание ребенка углубиться в свою увлеченность, где «родитель ниче-го не понимает». Нежелание родителя понимать причины, подталкивающие ребенка к чрезмерному пользованию Интернетом, воспринимается ребенком как нежелание вести диалог с ним, отказ от общения, отказ понимать его. При этом ребенок чувствует себя непонятым своим родителем, думает, что роди-тель не хочет, не желает, не может общаться с ним. Нередко такие мысли со-провождаются чувствами печали, одиночества, досады, от которых ребенок спасается, снова погружаясь в приятный и понятный ему виртуальный мир, где замыкается этот круг непонимания. Как разорвать и выйти из этого круга, наносящей урон состоянию и поведению ребенка?
Что делать нельзя:
• вешать ярлыки на ребенка (например, фраза «Да ты болен!»);
• обвинять, ругать и стыдить ребенка (например, фразы: «Ты тратишь свою жизнь понапрасну!», «Лучше бы погулять сходил/почитал/поиграл» и т.д.);
• угрожать ребенку, требовать от него мгновенных изменений;
• сравнить ребенка с другими детьми (например, фразы: «Посмотри на сво-его соседа, он не сидит сутками за компьютером!», «А вот твоя однокласс-ница все успевает, потому что не играет в компьютерные игры!» и т.д.).
Избегайте осуждающих комментариев
в таких сферах как:
• современные технологии и Интернет;
Интернет-риски | 20 |
• игры и их производители;
• интернет-серверы;
• друзья ребенка и другие дети;
• родители друзей ребенка;
• школа;
• гены
Что делать нужно:
• наблюдайте за своими детьми внимательно и с интересом;
• постарайтесь понять, что они чувствуют, как они мыслят;
• поставьте себя на их место;
• искренне интересуйтесь тем, что вовлекает их в игру;
• искренне интересуйтесь что им нравится в играх.
Родителям необходимо понимать:
• Что их детям нравится в играх?
• Какие приложения и технологии используются для этого? Какие игры сей-час современны?
• Как играть в эти игры?
• Сколько времени дети проводят, играя в эти игры?
• Когда их дети играют в игры?
• Где они играют?
• С кем они играют?
Найдите ответы на следующие вопросы:
• Каким образом Интернет и онлайн-игры служат моему ребенку?
• (дают ему чувство заботы о нем, свободы, принадлежности, цели и т.д.)
• Что ему / ей нравится в виртуальном пространстве и играх? (мастерство, дружба, структура, сообщество, проблемы, конкуренция и т.д.)
10 ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» Памятка для родителей 11
20 | Родителям о психологической безопасности детей и подростков | ||
• Чем в эмоциональном и психологическом плане привлекательно общение в виртуальном пространстве и игры для него /нее?
• (сообщество, отношения, чувство волнения и радости и т.д.)
• Чего он / она может пытаться избегать в мире реальном?
- в собственном мире (проблемы со школой, семьей, друзьями, восприяти-ем своего тела, отношениями с противоположным полом);
- в эмоциональном мире (депрессия, тревога, низкая самооценка);
- в духовном (духовная опустошенность, экзистенциальная вакуум, во-просы бытия);
• Каковы могут быть другие причины обращения к Интернету?
Способы поговорить с ребенком:
• проявлять искреннее любопытство и интерес к их онлайн-жизни;
• присоединитесь к ним в их интересах;
• не принижайте их виртуальную жизнь (она так же реальна для них, как и их «настоящая» жизнь);
• не уменьшайте важность интернета и других передовых технологий. это современный мир, в котором они растут, он не плохой и не хороший, он существует, и его не избежать;
• не запрещайте интернет (если это вообще возможно);
• договоритесь о временных лимитах, и доверяйте ребенку в соблюдении этих договоренностей.
• обучите детей навыкам самоконтроля, чтобы они не могли устанавливать себе рамки, находясь вне дома.
• предлагайте «офлайновые» действия (вне интернета), которые могут быть интересны в дополнение к (а не вместо!) онлайн-деятельности.
Присоединяйтесь к своему ребенку:
• Попросите его/ее показать Вам, что ему/ей нравится в Интернете.
• Проявляйте уважение к их интересам;
• Просите, чтобы они показали Вам, как это работает
Интернет-риски | 20 |
• Если Вы готовы, играйте онлайн со своим ребенком. Пусть он/она научат Вас.
Примечание. Это может показаться отталкивающим, или склоняю-щим к интернет-зависимости, но это также может быть каналом для нача-ла диалога с ребенком. Ведь Вы как взрослый можете установить время для игры, можете объяснять все опасности и трудности, поджидающие играю-щего в интернете, а, значит, можете контролировать и учить этому ребенка!
Что делать в случае обнаружения интернет-угроз вашему ребенку?
• Прежде всего, попытайтесь установить достоверность информации об интернет-угрозе.
• Не принимайте срочных жестких мер по проверке пребывания детей
в группах и сетях!
• Обратитесь в образовательную организацию, где учится ребенок, в органы управления образованием или ближайшее отделение полиции.
• При обнаружении сайтов в Интернете с опасным содержанием или узнав, что от кого-то исходит угроза жизни и благополучию ребенка, обратитесь
в подразделение по делам несовершеннолетних или оперативную часть полиции, или Роспотребнадзор.
Многие родители, поддавшись панике, запрещают своим детям пользо-ваться Интернетом, устанавливают тотальный контроль их жизни и обще-ния, требуют признаний ребенка в том, в каких группах он состоит и немед-ленного выхода из всяких групп. Все это приводит к обострению конфликтов
в семье, к росту взаимонепонимания, и, как следствие, к эмоциональному отдалению ребенка. А ведь именно отсутствие доверия в семье, в общении с близкими и значимыми людьми является первопричиной подверженности ребенка всевозможным негативным воздействиям, включая воздействие че-рез Интернет. Главное, что мы должны понимать, что даже самые жесткие меры запретительного характера не гарантируют полную защиту детей и подростков от нежелательных воздействий.
12