Урок развития речи в 1 классе
По теме «Птицы зимой»
Провела: Беляева Марина Геннадьевна –
учитель начальных классов
МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ
г.о. Орехово-Зуево Московской области
Цель: Развивать речь, уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах, формировать навыки охранительного поведения в природе.
Задачи: - активизация и расширение словаря по теме, формирование умения отвечать на вопрос полным ответом; формирование умения согласовывать слова;
- коррекция и развитие речемыслительной деятельности (обобщение, сравнение, анализ, синтез), памяти, внимания;
- воспитание бережного отношения к птицам.
Оборудование: картинки-изображения птиц (воробей, ворона, голубь,
снегирь, синица, утка, дятел) и зверей (лиса, заяц),
слоги, кормушки, корм для птиц, цифры, слоги,
аудиозапись птичьих голосов.
Ход урока
Организационный момент.
- Тут зверюшки и пичужки,
Игры, песни – всё для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу! В добрый час!
Упражнение в согласовании слов и обобщении.
Детям предлагается ряд рисунков – изображений птиц (ворона, голубь, утка) и диких животных (лиса, заяц).
- Посмотрите внимательно на картинки, запомните. Закройте глаза!
(Учитель незаметно убирает рисунок зайца, потом лисы). Кого не стало? Кого нет? (Нет зайца, нет лисы).
- Мы ходили на экскурсию, кого видели? (Мы видели ворон.) Покажите ворону. (Указкой у доски показывают ворону на рисунке). (Мы видели голубя. Мы видели уток.)
- Какая птица прилетала к школе? (Прилетала сова.)
-Кто это? (Показываю рисунок – изображение совы). (Это сова.)
- Кого вы видите на картинках? Как сказать одним словом? (Птицы.)
- Это зимующие птицы, те, кто с нами зимой. Тема нашего урока «Птицы зимой».
|
Повторение и расширение знаний о зимующих птицах.
1. Беседа «Что мы знаем о птицах?».
- Какие зимующие птицы есть ещё? (Показываю рисунки – изображения снегиря, синицы, воробья, дятла).
-Кто это? Как узнали? (Это снегирь – красная грудка.) (Это синица – жёлтая грудка.) (Это дятел пёстрый с красной шапочкой.) (Это воробей.)
(Ставлю изображения птиц на полочку).
- Молодцы, много птиц знаете!
-Что умеют делать птицы, а другие животные не умеют? (Птицы умеют летать).
- А что у них для этого есть, чтобы летать? (У них есть крылья.)
-А ещё у птиц есть голова, тело, две лапки и хвост. А на голове глаза, клюв. (Показываю на рисунке – дети называют части.)
2. Элементы инсценировки.
(Надеваю на голову ребёнку шапочку - обруч с изображением воробья.)
- К нам в гости пожаловала птица. Кто это? (Воробей)
- Посмотрите, что делает птица? (Ребёнок выполняет движения птицы.)
-Скажите, что делает птица? (Воробей летает. Воробей прыгает, скачет. Воробей клюёт. Воробей чирикает.)
3. Прослушивание голосов птиц.
Давайте послушаем, голоса других птиц. (Аудиозапись голосов птиц.)
- Это кто кричит? (Это кричит ворона.)
- Это кто стучит? (Это стучит дятел.) Чем он стучит?
- Ребята, а как кричит утка? (Утка кричит: кря - кря!). Что делает утка? (Утка крякает).
- Давайте послушаем, как подаёт голос синица, снегирь, голубь.
Физкультминутка.
- Ребята, давайте превратимся в птиц!
Игра «Птички» (дети выполняют движения, повторяя за учителем.)
Птички прыгают, летают. Птички прыгают, поют. Чик-чирик, чик-чирик Птички крошки собирают, птички зернышки клюют Перышки почистили, Перышки почистили, Клювики почистили, Клювики почистили. Дальше полетели И на место сели. |
|
|
4. Дидактическая игра «Назови ласково».
- А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово – что солнышко!
- Синица – синичка, воробей – воробышек, ворона – воронушка, снегирь – снегирёк, снегиречек, утка – уточка, голубь – голубок, голубочек.
5. Дидактическая игра «Счёт птиц».
- Давайте посчитаем птиц. (Беру картинку с изображением голубя.)
(В руках учителя цифра и картинка с изображением голубя.) Ученики: - Один голубь, два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей, много голубей.
(Беру картинку с изображением вороны.)
Ученики: - Одна ворона, две вороны, три вороны, четыре вороны, пять ворон, много ворон.
Беседа «Охрана зимующих птиц».
- Зима. За окном снег, холод, мороз. Многие птицы улетели в тёплые края, потому что им нечего есть. Это перелётные птицы. С нами остались зимовать вороны, синички, воробьи. Это зимующие птицы. Им очень трудно зимой, так как нет еды. Как люди помогают птичкам? (Люди делают кормушки, развешивают на улице, насыпают корм.)
- На экскурсии кого мы покормили? (Мы покормили уточек.)
|
- Чем кормили? (Кормили хлебом.)
- Уточки где плавали? (Они плавали в реке.) Как называется наша река? (Река Клязьма.)
- Мы повесили кормушку? (Мы повесили кормушку.)
- Наши ребята сделали ещё кормушки. (Показываю.) Из чего эти кормушки? (Из пакетов от сока, от молока.)
- А вот какую кормушку смастерили для нас наши шефы – ребята из 5 «А». Эта кормушка из дерева, деревянная кормушка).
- У кормушки обязательно должна быть крыша. А почему? (Чтобы снег не засыпал, а ветер не сдувал корм.)
- А сейчас для дальнейшей работы нам нужно приготовить наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика "Кормушка".
Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимают и разжимают пальчики.
Прилетело? Мы расскажем.
Три синицы, воробей, На каждое название птицы загибают
Пять красивых голубей, пальчики.
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек! Сжимают и разжимают кулачки.
- Сколько всего птичек прилетели? (Десять птичек.)