Участие России в формировании единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира. Основные образовательные проекты
Содержание учебного материала. Современное мировое образовательное пространство. Развитие единого образовательного пространств стран СНГ. Участие России в Болонском процессе. Современное образование в России. Основные образовательные проекты. Закон РФ «Об образовании».
Ключевые слова, термины и понятия: Болонский процесс, глобализация, стандартизация, мировое образование.
Болонский процесс - серия встреч на уровне министерств и соглашений между европейскими странами, направленных на обеспечение сопоставимости стандартов и качества квалификаций высшего образования. Болонский процесс назван в честь Болонского университета, где в 1999 году министры образования 29 европейских стран подписали Болонскую декларацию. Этот процесс создал Европейское пространство высшего образования в соответствии с Лиссабонской конвенцией о признании. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда была подписана Болонская декларация. Этот процесс был открыт для других стран в рамках Европейской культурной конвенции Совета Европы. Правительственные встречи в рамках болонского процесса были проведены в Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005), Лондоне (2007), Лёвене (2009), Будапеште-Вене (2010), Бухаресте (2012), Ереване (2015), Париже (2018) и Риме (2020).
Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира.
Мировое образование – это система учреждений и мероприятий, обеспечивающих организацию процесса познания с учетом присущих конкретной эпохе ведущих тенденций передачи опыта и развития личности.
Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию.
Глобальные тенденции в мировой системе образования:
– стремление к демократической системе образования, то есть доступность образования всему населению страны и преемственность его ступеней и уровней, предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям;
–обеспечение права на образование всем желающим (возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого типа, независимо от национальной и расовой принадлежности);
– значительное влияние социально-экономических факторов на получение образования (культурно-образовательная монополия отдельных этнических меньшинств, платные формы обучения, проявление шовинизма и расизма);
– увеличение спектра учебно-организационных мероприятий, направленных как на удовлетворение разносторонних интересов, так и на развитие способностей учащихся;
– разрастание рынка образовательных услуг;
– расширение сети высшего образования и изменение социального состава студенчества (становится более демократическим);
– в сфере управления образованием поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией;
– образование становится приоритетным объектом финансирования в развитых странах мира;
– постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образовательных программ;
– отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе и средствами образования;
– поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов.
Мировое образование полиструктурно, то есть для него характерны пространственная (территориальная) и организационная структуры.
В решении проблем мирового образования важное значение приобретают крупные международные проекты и программы, поскольку они с необходимостью предполагают участие различных образовательных систем.
Европейское образовательное пространство является структурным элементом мирового образовательного пространства.А единое европейское пространство высшего образования является структурным элементом европейского образования в целом.
Необходимость создания Единого Европейского образовательного пространства высшего образования заключается объясняется рядом причин.
Во-первых - новый этап углубления и расширения западноевропейской интеграции непосредственно связан с развитием ЕЕПВО (Единое Европейское Пространство Высшего Образования). Цели интеграции определены ее внутренней динамикой и глубочайшими переменами в Европе и во всем мире. Завершение строительства единого рынка, создание экономического и валютного союза, вступление в ЕС 10 стран Центральной и Восточной Европы привели к необходимости создания единого рынка высококвалифицированной рабочей силы. С целью подготовки рабочей силы нового типа, политика западноевропейских стран нацелена на интеграционные процессы в сфере высшего образования. Она предусматривает содействие высококачественному образованию и профессиональному обучению, увеличение инвестиций в человеческий капитал. Долгосрочная политика повышения академической, профессиональной и социальной мобильности названа приоритетом номер один. Создание внутреннего рынка потребовало и создания единого рынка образовательных услуг. Развивая ЕЕПВО, общественные органы ЕС расширяют горизонты рынка рабочей силы и тем самым способствуют экономическому росту и социальному благосостоянию населения.
Во-вторых, ЕЕПВО более четко оформившееся в результате Болонского процесса - это уже и российская реальность. Развертывание обсуждения вопросов в ключе проблематики Болонского процесса способно усилить понимание нашей собственной системы высшего образования, ее восприятие в Европе и в мире. Особенно таких ее новых моментов, как государственный образовательный стандарт с его двухкомпонентной структурой, бакалавриат, аккредитация, связь с миром труда, новая экономическая и социальная политика в сфере высшей школы, автономность и подотчетность, системы обеспечения гарантий и контроля качества. Решение вопросов, обсуждаемых в рамках ЕЕПВО, стимулирует нашу высшую школу относительно структурных, организационных и экономических аспектов ее модернизации. Нынешнее высшее образование России уже несколько лет живет в новых условиях. Освоение российской высшей школой отечественных рынков труда - это важная задача в ее современной миссии.