Сопоставление иллюстрации из Бамбергского Апокалипсиса XI века с текстом Откровения от Иоанна Богослова.




 

 

Данная иллюстрация из Бамбергского Апокалипсиса соотносится с 22 главой Откровения Иоанна Богослова, в которой содержится описание Небесного Иерусалима как нового рая.

1. И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца.

2. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов.

3. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему.

4. И узрят лицо Его, и имя Его будет на челах их.

5. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков.

При сопоставлении этих и последующих строк из Откровения Иоанна с миниатюрой, мы видим, что текст прекрасно иллюстрирует изображенное на ней. Можно говорить о том, что данная иллюстрация подчерпнула только самое важное и значимое в тексте, отринув лишние и второстепенные детали. В центре верхнего пояса иллюстрации и практически до ее середины размещена фигура Господа, величественно восседающая на престоле. Руки Христа широко распахнуты в открытом благославляющем жесте, которым он готов объять весь мир. Мы можем ''узреть '' его спокойное и светлое лико, глаза которого широко раскрыты и выражают неиссякаемую внутреннею силу. Важность и значительность явления Иисуса подчёркивают жесты двух ангелов, фигуры которых вписаны в углы рамки. От самого трона Господа по диагонали струиться обозначенная тремя легкими волнообразными линиями река, кристально чистые воды которой олицетворяют поток самой жизненной силы и энергии, алчно впитываемых землей. На оплодотворённой этими водами земле произрастают три древа жизни. Плоды их обильны и щедры, как даруемая богом благодать. В нижней части иллюстрации помещены Иоанн Богослов и явивщийся к нему ангел. Фигура Иоанна будто бы левитирует в пространстве, а его руки подобострастно простираются к ангелу. Весь его образ выражает страстный порыв к преклонению перед ангелом, который в свою очередь спокойно вытягивает свою руку в жесте, выражающем желание остановить это поползновение. Вся эта сцена соответствует следующим строкам:

6. И сказал мне: сии слова верны и истинны; и Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре.

7. Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей.

8. Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему;

9. но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я — сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись.

Отдельное внимание хотелось бы уделить художественным особенностям представленной миниатюры. Фон ее разделен на три горизонтальных яруса, окрашенных в локальные цвета. Центральный и самый протяженный из них сияет мягким и плотным мерцаньем золота, символизирующим вечный божественный свет, два остальных пояса выкрашены в розовато - сиреневый и зеленый цвета, цвета неба и земли. Композиция лаконична и уравновешена. Фигуры обладают слегка преувеличенными, но весьма гармоничными и стройными пропорциями. Они достаточно плоскостны, рисунок их условен и обобщен, но при всем при этом очень выразителен и наделён четкостью и глубиною контура. Жесты полны экспрессии, а глаза заключают в себе необыкновенную силу взгляда. Можно выделить две группы фигур - это ангелы, вписанные в углы верхнего поля миниатюры и фигуры ангела и Иоанна Богослова в нижнем пространстве иллюстрации. Их объединяет величественная фигура Христа, восседающего на троне. Данное композиционное решение очень полно отражает заложенный в тексте смысл о бесконечном царстве и могуществе Господа, который своей волей сделал Новый Иерусалим подобным раю. Характерно, что некоторые части фигур слегка выступают за пределы рамы, обрамляющей изображенное, оживляя композицию и еще более заостряя контраст между заполненным и незаполненным пространством. Все вышеперечисленные характеристики позволяют отнести данное произведение к гению школы Рейхенау.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: