VI. Общения и взаимоотношения.




Общие рекомендации и примерная схема составления психолого-педагогической характеристики учащегося

 

1. Общие рекомендации по составлению психолого-педагогической характеристики учащегося. Характеристика оставляется на основе данных психодиагностического обследования особенностей познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), индивидуально-психологических особенностей личности, данных наблюдения и бесед с учащимся и педагогами.

Для проведения обследования учащегося следует использовать:

· методы и методики, изученные на практических и семинарских занятиях курсов «общая психология» и «общий психологический практикум»,

· методики, предлагаемые в приложении к заданиям педагогической практики и рекомендуемых кафедрой сборниках психодиагностических методик (наличие методики в электронном приложении к практике не означает, что ее нужно обязательно использовать!),

· методики, рекомендуемые кураторами практики.

Методы и методики, включенные в программу обследования, должны соответствовать возрасту учащегося и поставленным задачам. Основной акцент следует сделать на качествах, связанных с учебной деятельностью и позицией ученика.

Основные разделы (пункты) схемы составления психолого-педагогической характеристики (см.ниже) предлагаются в качестве ориентира для составления программы обследования. Эти разделы (пункты) могут рассматриваться как вопросы, ответы на которые позволит получить использование отобранных методик.

Рекомендуется перед началом сбора сведений об учащемся для составления характеристики согласовать программу психолого-педагогического обследования с куратором практики или школьным психологом.

 

Схема (примерная) составления психолого-педагогической характеристики учащегося

I. Общие сведения о школьнике.

Фамилия, имя, год рождения, класс. Общее физическое развитие. Состояние здоровья. Сведения о семье.

II. Характеристика школьника как субъекта учебной деятельности

Успеваемость школьника (средний балл успеваемости; показатели успеваемости по отдельным предметам; динамика успеваемости).

Общая характеристика знаний учащегося, умение учиться и обучаемость.

Мотивы учебной деятельности (отношения к знаниям как к ценности; потребность в целенаправленной познавательной деятельности; характеристика познавательных интересов - их широта, устойчивость, глубина).

Индивидуально-стилевые особенности учебной деятельности школьника.

 

III. Внеучебная деятельность.

Участие в общественной жизни класса, школы. Постоянные и временные поручения. Другие виды внеучебной деятельности, значимые для школьника (спортивная, художественная, трудовая).

IV. Характеристика интеллектуальной сферы школьника.

Особенности восприятия и внимании школьника: объем, концентрация, распределение, переключаемость внимания; наблюдательность. Особенности памяти: осмысленность, точность, быстрота запоминания, длительность сохранения запомненного. Точность воспроизведения. Владеет ли приемами запоминания. Преобладающий тип памяти.

Уровень сформированности мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования; способность к формированию суждений, умозаключений.

Последовательность и доказательность в изложении своих мыслей, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Индивидуальные особенности мышления как показатели обучаемости школьника: глубина – поверхностность; самостоятельность – несамостоятельность; пластичность – ригидность; «чувствительность» к подсказке - «нечувствительность» к подсказке; критичность – некритичность. Динамические характеристики мышления: сообразительность, находчивость; быстрота понимания учебного материала и др.

Развитие устной и письменной речи. Богатство словаря.

 

V. Направленности личности.

Основные желания и стремления школьника. Интересы школьника: их содержательность, направленность, широта и устойчивость. Любимые занятия в свободное время. Идеалы школьника (любимые книги, литературные герои). Жизненные планы его (профессиональное и моральное самоопределение).

VI. Общения и взаимоотношения.

Круг общения школьника: группы, членом которых он является (в классе и вне его). Референтная группа. Наличие устойчивого круга друзей (подруг). Общение с учащимися противоположного пола. Ценности и мотивы общения. Проявление дружбы и товарищества. Преобладающая тематика общения. Коммуникативные умения и проблемы в общении (понимание учащимися своих сверстников).

Взаимоотношения с одноклассниками. Авторитет и уважение в классе. Социометрический статус школьника. Отношение к успехам – неуспехам одноклассников. Стремление к лидерству. Отношение к мнению одноклассников, к критическим замечаниям в свой адрес. Доброжелательность в отношениях. Самочувствие в коллективе.

Отношение учащегося с учителями. Любимые учителя. Отношение к похвале и порицанию. Отношение к требованиям.

Характер отношений с родителями, братьями, сестрами. Психологическая атмосфера в семье.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: