КПК – коммунистическая партия Китая.




Завершение восьмилетней национально-освободительной войны против японских захватчиков и решение задач восстановления национального суверенитета не принесли Китаю долгожданного мира. Начавшиеся в ходе капитуляции японской армии столкновения вооруженных сил КПК и Гоминьдана продолжались и после 2 сентября, грозя перерасти в гражданскую войну общекитайского масштаба, что было связано прежде всего с новым соотношением сил КПК и Гоминьдана. КПК являлась теперь массовой и сплоченной правящей партией в двух десятках освобожденных районов от Маньчжурии до о. Хайнань, в которых проживало около одной четверти населения страны. КПК создала фактически не зависимую от гоминьдановского государства систему власти под своим безраздельным руководством. Эта новая политическая система опиралась на мощные вооруженные силы, способные не только защитить эту новую власть, но и бросить прямой вызов Гоминьдану.

КПК создала фактически не зависимую от гоминьдановского государства систему власти под своим безраздельным руководством. Эта новая политическая система опиралась на мощные вооруженные силы, способные не только защитить эту новую власть, но и бросить прямой вызов Гоминьдану.

Руководство КПК к концу войны сочло необходимым и возможным развернуть решительную борьбу за власть с Гоминьданом. Эта борьба свидетельствовала о бескомпромиссности столкновения и ожесточенности схватки двух исторически соперничавших подходов и социально-политических сил — реформистских и революционных.

Завершающий этап национально-освободительной борьбы принимал форму гражданской войны КПК и Гоминьдана, по историографической традиции называемой обычно «народной революцией».

Резко негативная позиция Советского правительства (подписание 14 августа 579 договора о дружбе и союзе с правительством Чан Кайши, телеграмма 22 августа И.В. Сталина Мао Цзэдуну и др.) заставила руководство КПК менять тактическую линию.

Психологически и политически это было, конечно, сделать нелегко, однако быстро сказавшаяся эффективность альтернативной тактической линии — линии на всяческое оттягивание войны в общекитайских масштабах и ведение политических переговоров с Гоминьданом — помогла КПК перестроиться на новый лад.

Переговоры в Чунцине шли под непрерывный аккомпанемент локальных боевых действий. В новой исторической ситуации переговоры в Чунцине о послевоенном устройстве Китая делаются эпицентром политической борьбы. Они продолжаются с августа 1945 по март 1947 г.

После напряженной дискуссии ПКК (Политическая консультативная конференция) приняла 31 января резолюции, которые определяли переход страны от гоминьдановского единовластия к демократическому правлению.

Однако Гоминьдан не хотел в действительности отказываться от политической монополии. В марте пленум ЦИК Гоминьдана одобрил резолюции ПКК от 31 января, но с такими оговорками, что это было равнозначно их отклонению. Руководство Гоминьдана, явно переоценивая свои военно-политические возможности и недооценивая нараставшую силу КПК, вело дело к развязыванию гражданской войны в масштабах уже всей страны.

Режим Чан Кайши имел определенные преимущества. Он контролировал большую часть территории страны (76 %), имел многочисленную армию, оснащенную при поддержке США (ок. 4,3 млн человек). Гоминьдан поддерживали провинциальные магнаты, ростовщики и помещики.

Силы китайских коммунистов были не столь многочисленны (ок. 1,2 млн), они использовали советское и трофейное японское вооружение. Однако боеспособность армий Чан Кайши, состоявших из насильно мобилизованных крестьян, оказалась крайне низкой

В 1946 г. компартия начала проведение аграрной реформы. Земли помещиков передавались крестьянам на уравнительной основе, их долги ростовщикам отменялись.

В тылах гоминьдановских войск начались крестьянские восстания, в армии росло дезертирство, солдаты переходили на сторону коммунистов. Это привело к быстрому крушению проамериканского режима.

Годичные переговоры, постоянно саботировавшиеся гоминьдановцами, привели к тому, что КПК в общественном мнении не только Китая, но и США стала ассоциироваться с политикой мира и поиском демократического объединения страны. Весьма существенными были и военные последствия этого посредничества, в частности прекращение огня осенью 1945 г., зимой и летом 1946 г., давшие важные передышки вооруженным силам КПК, помогшие им подготовиться к общему гоминьдановскому наступлению.

Эти военно-политические результаты были достигнуты во многом благодаря гибкой политике руководства КПК по отношению к переговорам и американскому посредничеству, благодаря отказу от первоначальной авантюристической политики.

2. КРИЗИС И РАЗВАЛ ГОМИНЬДАНОВСКОГО РЕЖИМА

Начало кризиса гоминьдановского режима было положено еще военными поражениями Китая в первые годы антияпонской войны. Социальная трансформация Гоминьдана в годы войны затрудняла выход из этого кризиса из-за социального обособления правящей гоминьдановской элиты, ослабления ее социальных связей, явного сужения ее социальной базы. Предпринятая Гоминьданом в первые послевоенные годы попытка перенесения сложившейся в годы войны модели социально-политической организации на всю страну привела к углублению кризиса. Это углубление проявилось в двух основных направлениях.

Во-первых, в экономической жизни, где Гоминьдан сделал попытку полностью монополизировать командные экономические высоты путем расширения государственного сектора за счет иностранного и национального капитала. Эти процессы обернулись для Гоминьдана дальнейшим сужением социальной базы и быстрым нарастанием коррупции.

Во-вторых, попытка сохранить и упрочить политическую монополию Гоминьдана, нежелание пойти по обещанному в годы войны пути демократизации политической жизни обернулись обострением отношений не только с КПК, но и с политическими организациями промежуточных сил, с некоторыми элементами внутри Гоминьдана, обернулись полной политической изоляцией режима.

В промышленности государственный сектор превратился в господствующую силу в результате огосударствления всей бывшей японской промышленной собственности, которая к 1945 г., как известно, во многом сложилась за счет экспроприации части китайских предприятий и предприятий западных конкурентов. Вот почему этот процесс фактически привел вообще к ликвидации иностранного капитала в промышленности.

В 1947 г., по данным промышленного ценза, сохранилось всего 17 иностранных предприятий, на которых было занято менее 1 тыс. рабочих и капитал которых составлял менее 0,5% всех промышленных капиталовложений страны.

Однако, поскольку Гоминьдан не пошел по пути приватизации национализированной вражеской собственности, этот процесс означал и сокращение национального промышленного капитала. В руках правительства оказалось, таким образом, более 2/3 промышленных капиталовложений, причем речь шла о наиболее крупных и технически лучше оснащенных предприятиях. Гоминьдановское государство унаследовало не только японский промышленный капитал, но и в значительной мере созданную оккупантами систему управления хозяйством, основывавшуюся на держательских компаниях, фактически контролировавших все основные отрасли хозяйства, в том числе и частного.

В послевоенные годы завершается образование и государственной банковской монополии. Усиливаются позиции государственного сектора на транспорте, особенно железнодорожном. Значительные социально-экономические последствия имело усиление государственного воздействия на внутреннюю и внешнюю торговлю.

В первые два года после войны промышленность тех районов, которые надежно контролировались Гоминьданом (прежде всего шанхайский экономический район), развивалась весьма высокими темпами, причем государственная промышленность восстанавливалась и развивалась быстрее, чем частная.

Начавшаяся в 1946 г. инфляция быстро подрывала все усилия по восстановлению и развитию хозяйства, отрицательно сказываясь на положении трудящихся. В 1946 г. ежемесячный рост цен составлял 12%, а в 1947 г. — 26%, быстро возрастал объем денежной массы, падал курс юаня.

Тяжелая экономическая ситуация, связанная прежде всего с последствиями восьмилетней войны и развитием войны гражданской, начинает восприниматься как прямое следствие гоминьдановской экономической политики.

Инфляция особенно болезненно сказывалась на тех городских слоях, которые жили на фиксированные доходы, она подрывала их жизненный уровень. Чтобы сдержать инфляцию, сохранить рычаги воздействия на рынок, гоминьдановское правительство продолжает взимать поземельный налог в натуральной форме, дополняя это тяжелое налогообложение принудительными закупками зерна по заниженным ценам. Несколько укрепив правительственные позиции на рынке, эти меры имели катастрофические социальные последствия для режима, ибо это означало, по данным многих китайских авторов, фактическое значительное возрастание налогообложения по сравнению с довоенным уровнем: если крестьянин-собственник теперь был вынужден отдать государству весь прибавочный продукт, то арендодатель — всю или значительную часть земельной ренты.

Попытка проведения валютной реформы (август 1948 г.) — выпуск новых банкнотов, их принудительный обмен на золото, серебро, иностранную валюту — приостановить эти процессы уже не могла и лишь нанесла последний удар по тем имущим слоям, на которые Гоминьдан еще рассчитывал опереться.

Таким образом, гоминьдановская социально-экономическая политика, исходившая из узкогрупповых интересов бюрократической буржуазии, посягнула на частную собственность проведением огосударствления хозяйства, валютными реформами, усилением налогообложения собственности и т.п. Забастовочные выступления рабочего класса в гоминьдановских районах были связаны прежде всего со стремлением защитить свои экономические интересы перед угрозой инфляции и фактического падения жизненного уровня.

Постепенно происходит и некоторая политизация рабочего движения, вовлечение рабочих и их организаций в выступления против однопартийной власти Гоминьдана, за демократию и мир. Однако в целом в рассматриваемый период рабочее движение значительно отстает от уровня военно-политического обострения борьбы Гоминьдана и КПК и в сущности является частью общедемократического движения в гоминьдановских районах, причем и здесь оно выступает отнюдь не как авангард и руководитель, а скорее как вспомогательная сила более активных и мощных действий средних слоев и прежде всего студенчества.

3. РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

Чан Кайши и Мао Цзэдун постоянно враждовали, все попытки США примирить оппонентов оканчивались неудачей. При посредничестве Вашингтона были организованы переговоры между двумя китайскими правительствами. Первая встреча состоялась в октябре 1945 года, главным её итогом было решение созвать Политическую консультационную конференцию. На ней предполагалось решить вопрос о дальнейшем развитии Китая. В декабре 1945 г. состоялось Московское совещание министров иностранных дел ведущих мировых держав, на котором прозвучал призыв не провоцировать гражданскую войну. Казалось бы, открытого вооруженного конфликта удалось избежать. Тем более, что в январе 1946 г. было решено создать общее правительство, куда на пропорциональной основе должны были войти представители от Компартии Китая и Гоминьдана.

Помимо этого, соглашение между Компартией и Гоминьданом включало и такие пункты:

· Создание программы мирного строительства и развития Китая;

· Учреждение национального собрания;

· Принятие предварительного проекта конституции;

· Реорганизация армии. Вооружённые силы должно было контролировать государство, а не отдельная партия. Для этого планировалось создать Министерство национальной обороны;

· Отделение военной власти от гражданской;

· Назначение президентом и главнокомандующим Чан Кайши.

Однако в 1946 году начался новый виток вооружённого противостояния. Непосредственным поводом к гражданской войне стало решение создать общие вооруженные силы, которые должны были возникнуть на основе 50 дивизий армии Чан Кайши и 10 дивизий Мао Цзэдуна. Чан Кайши понимал, что преимущество – и военное, и техническое, и численное – находится на его стороне. Кроме того, он рассчитывал на помощь США и нейтралитет Советского Союза. Всё это привело к тому, что лидер Гоминьдана предпринял попытку захватить власть в стране и навсегда решить проблему двоевластия. Весной 1946 г. проведен съезд Гоминьдана, на котором была подтверждена легитимность Конституции 1936 г., а также было созвано коалиционное правительство. При этом в состав нового правительства входили исключительно члены Гоминьдана. Таким образом, основной политический вопрос, беспокоивший Китай с конца 1920-х годов, не только не был решён, но и ещё больше обострился. В Китае были созданы все условия для начала гражданской войны.

Периодизация военных действий

Первый этап – февраль – декабрь 1946 года: тактическое преимущество на стороне Гоминьдана, активное противостояние сил Коммунистической партии Китая;

Второй этап – 1947 год – сначала перевес был на стороне армии Чан Кайши, но коммунистическая Национально-освободительная армия Китая постоянно росла численно, становилась более организованной и начинала отвоевывать территории;

Третий этап – 1948 – январь 1949 гг. – власть в Китае постепенно концентрировалась в руках Мао Цзэдуна, количество недовольных правительством Чан Кайши увеличивалось, против его власти выступали даже его бывшие сторонники.

- Наступление Гоминьдана в начале весны. В результате этого марш-броска, северная часть страны была отрезана от Маньчжурии. В мае СССР стал выводить свои части из Манчжурии. Одновременно красноармейцы эвакуировали заводы, фабрики, предприятия и арсеналы. Часть же советских боеприпасов и техники досталась ОДА. Но Гоминьдан получил мощную финансовую и военную поддержку от США. Так США развязали новую гражданскую войну на территории страны;

- Реорганизация ОДА и формирование на её базе Народной Освободительной армии (НОА). Для концентрации сил и ресурсов Мао Цзэдун поделил подконтрольную ему территорию на шесть военных округов. Гоминьдан в ответ стал переходит в широкомасштабное наступление, захватывая свободные зоны. В результате из армии Гоминьдана стали массово дезертировать солдаты.

В самом начале 1947 года в Манчжурии силы НОА, используя партизанскую тактику, создали ловушку для армии Гоминьдана. За одну операцию Чан Кайши потерял около 60 тыс. бойцов.

Столица коммунистического правительства — город Яньань — пал под натиском гоминьдановских войск. НОА и правительство бежали на север Шэньси

Летом 1947 года количество солдат в армии Гоминьдана стало постепенно снижаться, моральный дух и боеспособность людей падали. Связано это было, в первую очередь, с тем, что Гоминьдан постоянно нес потери.

Одна из самых значительных операций 1947 года была проведена в районе Кайфыня, Чэнжуо и Лояня. Линия фронта проходила через провинции: Аньхой, Хубэй и Хэнань. Вооруженные силы Гоминьдана попытались разорвать эту линию в районе Пекина и Ханькоу, где проходила важная железнодорожная магистраль. Но силы Чан Кайши были разбиты, а НОА установила коммунистический режим на территории, где проживало 30 миллионов человек.

К началу осени 1947 года северные провинции страны перешли под контроль Мао Цзэдуна.

10 октября 1947 г. на заседании Компартии была принята Декларация Народной Освободительной Армии, основные положения которой были сформулированы следующим образом:

  • - Свержение Чан Кайши и создание коалиции на демократических принципах;
  • - Арест всех сторонников диктатуры Чан Кайши;
  • - Установление демократического правления в стране;
  • - Уничтожение коррупции; Развитие промышленности и торговли;
  • - Помощь населению, пострадавшему от войны и природных катаклизмов;
  • - Проведение аграрной реформы;
  • - Заключение мирных договоров с иностранными государствами;


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: