Схема разработки и составления сценария




Конструирование

- Определение темы мероприятия, названия, назначение

- Составление плана (проекта, программы) массового мероприятия

- Формирование аудитории (предварительная работа, опросы, беседы…)

Подготовка

- Реклама массового мероприятия

- Написание сценария массового мероприятия

- Подготовка оформления (музыка, реквизит, атрибуты)

Проведение

- Проведение массового мероприятия

Анализ

 

Конструирование мероприятия

Организация мероприятия должна начаться с принятия решения о его проведении. А прежде чем принять такое решение, нужно определить, есть ли вообще потребность и необходимость в его проведении.

После того как решение принято, и до того как о нем узнают будущие участники, организатор должен:

1) Четко поставить цели и задачи;

2) Определить тематику мероприятия;

3) Определить форму проведения и содержание массового мероприятия в соответствии с возрастом детей, их уровнем развития, психо-физиологическим состоянием на момент проведения мероприятия. Для этого необходимо учесть возрастные особенности детей;

4) Придумать мероприятию яркое название;

5) Разработать правила и условия проведения мероприятия:

- определение участников (команды или индивидуальные участники), их количества;

- продолжительность всего мероприятия и каждого конкурса;

- порядок выдачи заданий (на месте, или предварительно);

- последовательность выступлений (по жребию, по готовности);

- возможность привлечения помощи со стороны взрослых или сверстников;

- возможность использования заготовок, трафаретов, чужих идей и др.;

- перечень разрешенных и неразрешенных материалов, приспособлений, инструментов и т. д.;

- время на подготовку задания;

- критерии оценки;

- определение победителя.

6) Определение места и времени проведения мероприятия;

7) Тщательный подбор заданий для участников и возможно болельщиков;

8) Разработка положения о мероприятии

(Положение включает в себя следующие разделы: цели и задачи, организаторы, участники, условия проведения, время и место проведения, критерии оценки, финансирование, подведение итогов. К положению прикладываются смета расходов и заявка на участие).

 

Подготовка

На этом этапе работа организатора должна быть направлена на практическую реализацию сразу нескольких задач:

1) Познакомить участников с «Положением» о мероприятии.

Разработать и распространить объявления, афиши, рекламу, билеты, приглашения и т. п.;

2) Подготовить и оформить согласно тематике место проведения мероприятия:

- подготовить атрибуты, декорации;

- подготовить места расположения участников, жюри, зрителей, ведущего;

- заготовить материалы и инструменты, необходимые для проведения заданий;

3) Подготовить музыкальное оформление (музыка, позывные, фанфары);

4) Подготовить световое и техническое обеспечение мероприятия (микрофоны, магнитофоны, видеомагнитофон, видеокамеру и т.п.).

5) Заготовить реквизиты (карточки, жетоны, фишки);

6) Подготовить оценочные листы;

7) Пригласить компетентное жюри; при этом соблюдая некоторые правила:

- никогда не доверять судейство одному человеку, число членов жюри должно быть от 3 до 7 человек.

- члены жюри должны иметь опыт в деятельности, которую предстоит оценить.

- члены жюри должны знать правила, условия проводимого мероприятия, его задачи и критерии оценки.

8) Подобрать ведущего. Ведущий должен владеть ораторским искусством. Для ведущего важно четко объяснять условия, контролировать процесс проведения, динамику мероприятия, вовремя фиксировать результаты.

9) Подготовить призы. Хорошо, чтобы победитель получил приз, пусть даже символический. Также не нужно забывать и проигравших, их нужно поощрить за участие, чтобы не пропало желание участвовать в последующих мероприятиях.

10) Подготовить программу мероприятия и написать сценарий. Можно использовать более открытую для импровизации форму описания хода мероприятия.

11) Проведение репетиции (при необходимости).

 

Проведение мероприятия

Прохождение вышеперечисленных этапов организации мероприятия является гарантией успешного его проведения и большого воспитательного эффекта.

При проведении мероприятия рекомендуется придерживаться определенного порядка.

Каждое мероприятие должно иметь чёткое композиционное построение. Композиция – одно из основных средств художественной организации, помогающее выстроить имеющийся материал. Мероприятие должно состоять из взаимосвязанных частей. Эти части должны наилучшим образом выражать идею и раскрывать тему, для это их необходимо расположить в определенной последовательности.

Композиция включает в себя экспозицию (пролог), завязка действия, само действие, кульминация, развязка, финал.

Экспозиция (Пролог) – вступительная часть мероприятия, настраивающая участников на определенное эмоциональное восприятие, это эпиграф ко всему празднику. Это исходная часть сценария, даёт необходимые сведения о предстоящем событии, его героях и т.д. Экспозиция может быть и не связана непосредственно с сюжет, а потому может и не влиять на ход мероприятия. (выставка рисунков, тематическая линейка, интерактивный опрос и т.д.). Цель: переключить участников, вызвать интерес и положительные эмоции.

Завязка – эпизод, запускающий в движение сюжет мероприятия. Завязка – важное условие успеха дела. Это может быть мажорная песня, свето или звукоэффекты. Завязка задаёт тон действию. Цель: активизировать детей, расположить их к творческому участию, используя разнообразные средства активизации, задания на смекалку: проблемную беседу, ребус, головоломку и

Развитие действия – смена видов деятельности, смена эпизодов, которые добавляют торжеству все новые и новые краски. Основное действо сосредотачивает в себе весь круг событий, о которых в сценарии идёт речь. В этой части сосредоточена художественно-образная, оценочная информация, развитие событий. Цель: реализация основной идеи занятия, требует особой эмоциональной атмосферы. Организатор использует разнообразные методы формирования поведения: упражнения опыты, воспитывающие ситуации, игры, поручения и т. д.

В определенный момент действо достигает наивысшей точки, в том числе эмоциональной – кульминации. Это заострение идеи всего действа, поставленной проблемы. Очень распространённым явлением является конфликт интересов. В кульминационной части как раз происходит прямое столкновение. Например Новый год – добра зла и добра.

Бывает зачастую, что кульминация сразу перерастает в финал, но есть ещё один эта – Развязка. Новогодний утренник – злодеев прощают и в знак примирения играют.

Финал – самый яркий, красочный, эмоциональный эпизод массового мероприятия (коллективное пение, ритуалы посвящения или награждения). Финал может стать коллективным действием: хоровое исполнение песни, игра, танец, ….

Приглашенные гости должные быть не только зрителями, а еще и участниками мероприятия «Разумно включайте средства идейно – эмоционального воздействия (музыку, художественное и техническое оснащение, костюмы, песни, танец и т. д.), они должны быть подчинены идее праздника.

Чередуйте различные виды деятельности: опыты, соревнование, игру, свободное общение.

Продолжительность мероприятия для среднего школьного возраста не должна превышать полутора часов.

Очень важно, чтобы в мероприятие принимали участие, дети из разных классов, детских объединений, групп т. к. дружба, забота, сотрудничество сплачивают детей, гуманизируют их отношения, обогащают их социальный опыт, выявляют их индивидуальные способности и помогают ребенку обрести товарищей. Это имеет решающее значение для нормального самочувствия и развития подростка.

Анализ мероприятия

Точку в проведении мероприятия можно поставить лишь после того, как будет проведен анализ.

В процессе оценочно – аналитической деятельности целесообразно обратить внимание на такие моменты, как проявление и обогащение жизненного опыта детей, индивидуальная значимость усваиваемой информации, влияние на развитие творческих способностей участников, комфортность и активность их участия в мероприятии.

Анализ мероприятия включает в себя следующие пункты:

1. Цель.

2. Кто присутствовал.

3. Кто принимал участие, количество участников.

4. Соответствие мероприятия уровню развития участников.

5. Активность:

- в подготовительный период

- во время проведения мероприятия

6.Какие функции выполняло мероприятия: познавательную, развивающую, воспитательную, организационно – управляющую.

7.Поставленные задачи выполнены или не выполнены.

8.Что удалось, а что следует улучшить?

Массовое мероприятие играет большую роль в жизни обучающихся (воспитанников), если оно интересно задумано и удачно проведено.

Завершая описание технологических аспектов подготовки и проведения массового мероприятия, следует особо подчеркнуть, что успешность проведения мероприятия зависит не только от освоения организатором технологии его подготовки и проведения, но и от того, насколько основополагающие идеи приняты им, насколько они соответствуют его педагогическому кредо.

 

Схема разработки и составления сценария

1. Название мероприятия (эпиграф)

2. Форма мероприятия

3. Дата и место проведения

4. Назначение мероприятия (кому адресовано)

5. Организаторы (кто проводит)

6. Основная цель

7. Оформление и наглядность

8. Оборудование и технические средства

9. Декорации, реквизит, атрибуты

10. Ход мероприятия

 

Структура сценария как и любой доклад, аналитический материал имеет универсальную модель: введение, основная часть и заключение.

Введение включает вступительное слово, в котором раскрывается смысл темы, поясняется основная цель, условия, представляются участники, гости.

В основной части проводится мини-опрос, предоставляется информация по теме мероприятия, стимулируется познавательная деятельность

Заключительная часть включает в себя обсуждение, рефлексию, вывод, резюме, результат, подведение итогов

 

 

СХЕМА 1

Представления
Представления -демонстрации Представления - ритуалы Представления - коммуникации
Выставка   Линейка Дискуссия

 

Спектакль   Праздничная программа Лекция

 

Концерт Научно-техническая конференция   Диспут

 

Защита проекта Праздник посвящение   Неделя технической игры и игрушки

 

Представление соревнование   Беседа

 

Все эти формы объединяет то, что организация пространства в них предполагает ярко выраженный центр внимания (сцена, трибуна, спортивная площадка и т.п.), характер действий участников определяется наличием выступающих и зрителей, даже если в ходе действия происходит обмен этими функциями.

Краткая характеристика статичных форм:

- Линейка (торжественная церемония) – ритуальное представление, предполагающее построение участников в шеренгах на какой либо площадке.

- Спектакль – представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действия.

- Концерт – это представление предполагающее демонстрацию выступающими зрителям художественных номеров (танец, песня, театральная миниатюра и др.).

- Просмотр кино, - видео,- телефильма, спектакля – представление, в ходе которого участникам демонстрируется зрелище, подготовленное профессионалами.

- Представление – соревнование, предполагающее демонстрацию зрителям соревнования между участниками в чем – либо (например, «Технический КВН.)

- Лекция (публичное выступление) – представление, демонстрирующее в виде монолога совокупность взглядов по какому – либо вопросу.

- Беседа – это диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому – либо вопросу (проблеме).

- Выставка – специально организованная форма демонстрации работ воспитанников по определенной теме (например, выставка технического творчества.

- Диспут – это представление в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому – либо вопросу (проблеме).

- Дискуссия – специально организованный обмен мнениями по какому – либо вопросу (проблеме) для получения информационного продукта в виде решения (например, дискуссия «Автомобиль будущего»).

- Защита проектов – представление, в ходе которого участники или группы детей демонстрируют какие – либо проекты.

- Праздник – посвящение – специально организованная программа на сцене или на площадке, в ходе которой в торжественной обстановке происходит ритуал посвящения (например, посвящение в юные техники и т.д.).

- Научнотехническая конференция – специально организованное научное мероприятие предполагающее демонстрацию результатов собственной научно – исследовательской работы, воспроизводимой в виде устных монологических выступлений.

- Неделя технической игры и игрушки – специально организованная форма ознакомления воспитанников с достижениями технического прогресса, проходящее в течении недели.

Тип «созидание – гуляние» можно также разделить на 3 класса (схема 2).

СХЕМА 2

Созидание – гуляние

Развлечение демонстрация Совместное созидание Развлечение коммуникация

 

Ярмарка   Трудовая акция Продуктивная игра

 

Представления в кругу Подготовка к представлению   Вечер общения

 

Игра-демонстрация Подготовка выставки   Ситуационно-ролевая игра

 

Танцевальная программа

 

Характерной чертой форм этого типа является то, что они не предусматривают одного центра внимания. Центры внимания разбросаны по площадке, что позволяет каждому участнику выбирать себе занятие по вкусу, либо центр внимания перемещается согласно алгоритму данной формы.

- Ярмарка – развернутое на определенной площадке совместное развлечение, предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы (например, ярмарка технической игрушки).

- Представление в кругу – ритуальное развлечение, которое разворачивается вокруг какого – либо предмета, предполагающее перемещение участников по кругу («например, представление в кругу конструкторов»).

- Танцевальная программа – специально организованное на одной площадке развлечение, предполагающее танцы.

- Вечер общения – специально организованное на одной площадке развлечение, имитирующее застолье (например, вечер общения «Хочу все знать»).

- Трудовая акция – ограниченная по месту и времени специально организованная предметно – практическая трудовая деятельность детей.

- Подготовка выставки – специально организованная деятельность по созданию экспонатов или информационного продукта для последующей демонстрации кому-либо.

- Подготовка к представлению – специально организованная совместная деятельность по придумыванию, разработке и реализации замысла какого-либо концерта, спектакля и т.п.

- Ситуационноролевая игра – это специально организованное соревнование в решении задач взаимодействия и в имитации предметных действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры (например, ролевая игра «Страна роботов»).

- Продуктивная (инновационная) игра – совместная деятельность по

созданию информационного продукта (по решению какой - либо практической проблемы), предполагающая обмен мнениями, в том числе и специально организованное их столкновении, демонстрацию промежуточных результатов (например, игра – аттракцион «Многоэтажные шашки»).

- Игра – демонстрация – специально организованное деятельное развлечение, предполагающее демонстрацию чего-либо или кого – либо в игровой форме (например, игра – демонстрация «Гонки автомашин»), соревнование – демонстрация воздушных змеев «Помощник ветер»).

Объединяет все формы статично – динамичного типа то, что они разворачиваются на одной площадке без зрителей, способы движения могут быть жестко или не жестко заданы.

В типе «путешествия» можно представить также три класса (схема 3).

 

СХЕМА 3

Путешествия
Путешествие- демонстрация Путешествие- развлечение Путешествие- исследование

 

Игра- путешествие   Поход Экскурсия

 

Парад- шествие Прогулка   Познавательная экспедиция

 

Источником возникновения такой разновидности форм являются путешествия как таковые: поездка в музей, экскурсия на техническое производство и т.д.

- Играпутешествие одна из самых богатых по потенциалу форм – эта процедура целенаправленного движения групп участников по определенной схеме, обозначенной в плане или сценарии.

- Экскурсия – специально организованное передвижение участников с целью демонстрации им какой – либо экспозиции. (например, экскурсия «В мире машин»).

- Экспедиция – коллективное путешествие куда – либо, посещение каких – либо объектов с исследовательской целью. (например, познавательная экспедиция «История техники»).

- Поход – дальнее путешествие, специально организованное передвижение на определенное расстояние, в ходе которого предполагаются остановки (например, поход в «Свободную мастерскую).

- Парад (парадное шествие) – передвижение участников с целью демонстрации внешней красоты костюмов, строя и т.п. (например, парад – шествие юных мастеров).

- Прогулка – кратковременное путешествие, предполагающие наблюдение каких – либо событий или явлений происходящих в естественных условиях т.е. не организованных специально (например, прогулка «Мир технических профессий»).

Данная классификация форм воспитательной работы может являться неисчерпаемым источником форм массовой деятельности с детьми и варьироваться с учетом возрастных особенностей участвующих.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: