ТЕМА 2. ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ, НАУКИ И ТЕХНИКИ




Планы семинарских занятий по курсу «ФИЛОСОФИЯ»

Подготовку к семинарскому занятию следует вести в следующем порядке:

1. Внимательно ознакомиться с планом семинарского занятия, списком рекомендуемой литературы.

2. Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия.

3. Обратиться к рекомендуемой учебной литературе по данной теме.

4. Внимательно изучить и постараться усвоить основные понятия изучаемой темы.

5. В ходе изучения темы семинарского занятия можно подготовить тезисы для семинарских занятий. Особенно это касается вопросов, предназначенных для самостоятельного изучения.

ТРЕБОВАНИЯ К СТУДЕНТУ

1. Подготовка к семинару является обязательной для каждого студента учебной группы и производится по всем вопросам темы, указанным в плане занятия, а не выборочно по отдельным вопросам.

2. Учебная работа студентов на семинаре должна соответствовать следующим требованиям: владение основными философскими понятиями темы; умение отвечать на вопросы преподавателя и делать выводы из проработанного и изложенного в выступлении материала.

Основная литература для подготовки к семинарским занятиям по всем разделам:

  1. Спиркин, А.Г. Философия: учебник для студентов вузов / А. Г. Спиркин.— 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2011.— 825, [4] с.
  2. Лавриненко, В. Н. Философия: В вопросах и ответах / В.Н. Лавриненко; В.П. Ратников; В.В. Юдин.— Москва: Юнити-Дана, 2015.— 463 с. URL:https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117916
  3. Игнатова, Н. Ю. Философия: курс лекций: учеб. пособие для студентов всех форм обучения / Н. Ю. Игнатова; "УрФУ им. первого Президента Б. Н. Ельцина", Нижнетаг. технол. ин-т (ф).- Нижний Тагил: НТИ(ф) УрФУ, 2012. - 120 с.

 

ТЕМА 1. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ

1. «Бунтующий человек» и проблема свободы в экзистенциализме.

2. «Сверхчеловек» Ф. Ницше и его философская критика.

3. Философия психоанализа: проблема бессознательного.

Основные понятия:

Ницшеанство, сверхчеловек, психоанализ, личность, структура, бессознательное, экзистенциализм, свобода, смысл жизни, пограничная ситуация.

Литература:

1. Мир философии. Хрестоматия. М., 1991.

2. Зотов А. Ф. История западной философии. М., 2005.

3. Камю А. Избранное. М., 1980.

4. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.1–4. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994–1997.

5. Сумерки богов. М., 1988.

6. Хюбшер А. Мыслители нашего времени. Справочник по философии Запада XX века. М., 1994.

Вопросы для самопроверки:

1. Как взаимосвязано учение о переоценке всех ценностей и учение о сверхчеловеке в философии Ф.Ницше?

2. Какое содержание в понятия «личность» и «бессознательное» вкладывал З. Фрейд?

3. Сохранила ли свою актуальность идея А. Камю об абсолютности бунта?

ВОПРОСЫДЛЯ ГРУППОВОГО ОБСУЖДЕНИЯ НА СЕМИНАРЕ

1. Прокомментируйте Ф. Ницше: «Лучше ничего не знать, чем знать многое наполовину! Лучше быть безумцем на свой собственный страх, чем мудрым на основании чужих мнений». Что означает «быть безумцем на свой собственный страх»?

2. Прокомментируйте высказывание Ж.-П. Сартра: «Вне зависимости от обстоятельств, времени и места человек свободен избрать себя предателем или героем, трусом или победителем». Вы согласны с этим утверждением?

3. Арабский мудрец сказал: «Как научиться управлять страстями, когда они от века правят нами?» Что по поводу страстей говорит психоанализ?

 

ТЕМА 2. ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ, НАУКИ И ТЕХНИКИ

1. Проблема познания в философии и науке. Агностицизм и его оценка. Понятия «знание» и «понимание».

2. Концепции истины в философии.

3. Понятие науки, её специфика и структура. Отличительные признаки научного знания.

4. Философия техники.

Основныепонятия:

Познание, гносеология, метод, объект и субъект познания; корреспондентская, прагматическая, когерентная и др. теории истины; знание, наука, эксперимент, анализ, концепция; глобализация, глобальные проблемы, трансгуманизм.

Литература:

1. Лебедев, С.А. Философия науки: учебное пособие для магистров / С.А.Лебедев; МГУ им. Ломоносова.-2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2015. 296, [1] с: ил – (Магистр).

2. Кун, Т. Структура научных революций: Пер. с англ. /Т Кун- М.: АСТ, 2001.- 606 с.

3. Митчем, К. Что такое философия техники? /К. Митчем; пер. с англ. Под ред ВГ Горохова.-М.: Аспект-Пресс, 1995.- 149с.

4. Мэмфорд, Л. Техника и природа человека. //Новая технократическая волна на Западе.- М.: Прогресс, 1986.- С. 225-239.

5. Степин, В.С. Философия науки и техники. /ВС Степин, В.Г Горохов, М.А Розов. – М.: Контакт- Альфа, 2015.- 384с.

Вопросы для самопроверки:

1. Чем отличаются знание и познание?

2. Верно ли утверждение, что истина – это процесс?

3. Каковы критерии истины?

4. В чем различие между заблуждением и ложью?

5. В чем специфика технической деятельности?

6. В чем заключается ответственность инженера перед будущим в выборе своих действий?

ВОПРОСЫДЛЯ ГРУППОВОГО ОБСУЖДЕНИЯ НА СЕМИНАРЕ

1. «Все науки настолько связаны между собой, что легче изучать их все сразу, чем какую-либо одну из них в отдельности», – считал Декарт. Что думаете вы?

2. «Искать истину и легко, и трудно», – считал Аристотель. Как вы думаете, почему?

3. Одни философы считают, что техника способствует освобождению человека (Д. Белл), другие – что техника порабощает человека (Н. Бердяев). А как считает вы?

4. Как соотносится прогресс в технике и прогресс в обществе? Свой ответ обоснуйте.

 

ВОПРОСЫК ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ:

1. Философия как самосознание культуры. Проблемное поле философии. Место и роль философии в жизни человека и общества.

2. Философия и мировоззрение. Характеристика мировоззрения, его структуры и исторических типов.

3. Проблема возникновения философии. Европоцентристская классическая модель.

4. Миф в свете философского осмысления. Особенности древнегреческой мифологии. Роль мифологии в становлении философского знания.

5. Общая характеристика космоцентризма как типа мировоззрения античной философии. Милетская школа.

6. Формирование эссенциального типа философствования. Философия Платона, Аристотеля (по выбору).

7. Смысложизненная проблематика в философии. Философия Сократа.

8. Философия средневековья. Проблема соотношения веры и разума. Проблема оправдания Бога. Теоцентризм.

9. Проблема человеческой свободы и достоинства в философии Возрождения.

10. Общая характеристика философии Нового времени. Проблема сознания в философии Р. Декарта, Б. Спинозы (рационализм).

11. Немецкая классическая философия Канта, Гегеля, Фихте, Шеллинга (по выбору).

12. Философия Гегеля: идеалистическая система и диалектический метод. Концепция исторического развития.

13. Философия марксизма в контексте мирового философского процесса. Материалистическое понимание истории.

14. Философия Ф. Ницше. Миф о "сверхчеловеке" и его философская критика.

15. Проблема свободы и ответственности в философии экзистенциализма (Ж.-П.Сартр, А.Камю).

16. Философия З.Фрейда. Человеческая психика в зеркале психоанализа.

17. Философия позитивизма. Основные этапы эволюции философского учения.

18. Русская философия. Россия: Запад и Восток. Проблема выбора исторического пути.

19. Человеческая природа в антропологических исканиях. Антропоцентризм.

20. Русская философия о человеке (Н. Бердяев, В. Соловьев, Ф. Достоевский, Л. Толстой – по выбору).

21. Глобальные проблема современности. Эсхатология и катастрофизм смены тысячелетий.

22. Искания о человеке в философии XX-XXI вв.

23. Идеи плюрализма в философии истории.

24. Философия техники.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: