Примеры оксюморона в художественной литературе




Стилистические фигуры: оксюморон, инверсия, параллелизм

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на занятии продолжим разговор о стилистических фигурах, узнаем, что такое оксюморон, инверсия и параллелизм.

Как вы уже знаете, стилистические фигуры (фигура речи) — это обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания. Стилистические фигуры — это особые обороты, выходящие за рамки необходимых норм для создания художественной выразительности. Стилистические фигуры делают нашу речь информационно избыточной, но эта избыточность нужна для выразительности речи, а значит, для более сильного воздействия на адресата. Фигуры речи широко используются в художественных целях, а также в литературных произведениях, как в прозе, так и в поэзии.

К стилистическим фигурам относятся анафора, эпифора, композиционный стык, антитеза и градация, а также оксюморон, инверсия и параллелизм и др.

Оксю́морон — стилистическая фигура художественной речи, сочетающая противоположные по смыслу определения или понятия, в результате чего возникает новое смысловое качество.

Оксюморон — оборот речи, состоящий в сочетании резко контрастных, внутренне противоречивых по смыслу признаков в определении явления. Например, вот эти словосочетания назовем оксюмороном:

горькая радость;

звонкая тишина;

громкое молчание;

горячий лёд;

сладкая боль;

правдивая ложь;

искренний лжец;

кричащая тишина;

долгий миг;

оригинальная копия.

В приведенных примерах сочетаются противоположные по смыслу определения или свойства явлений, в результате чего возникает новое смысловое качество, которое помогает создать выразительный художественный образ. Оксюморон, как и антитеза, строится на противоположностях, но в составе этой стилистической фигуры они не противопоставлены, а слиты в единое целое. Противоположности создают новый образ и отражают противоречивость явлений жизни. Хотя такие определения явления парадоксальны по своей сути, но они, образно говоря, мирно «уживаются» вместе, создавая яркий выразительный образ, который хочет донести до своих читателей художник слова.

 

Примеры оксюморона в художественной литературе

Оксюморон используется в высокоэмоциональных художественных текстах. С помощью этой стилистической фигуры классик русской и мировой литературы А. С. Пушкин в поэме «Евгений Онегин» создает яркий, зримый образ золотой осени:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

— Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В стихотворении «Муза», в котором кипит накал человеческих чувств и страстей, поэт А. А. Фет использовал оксюморон:

Страдать! Страдают все, страдает тёмный зверь;

Без упованья, без сознанья,

Но перед ним туда навек закрыта дверь,

Где радость теплится страданья.

Н. А. Некрасов в стихотворении «Убогая и нарядная» рисует образ девушки из народа. Чтобы подчеркнуть трагичность её судьбы, поэт использует сочетание противоположных понятий:

Беспокойная ласковость взгляда,

И поддельная краска ланит,

И убогая роскошь наряда —

Всё не в пользу её говорит.

Читаем у В. Брюсова:

Жить, храня веселье горя, помня радость прошлых весён.

А вот как использовал оксюморон А. Блок:

Мы любим всё — и жар холодных чисел, и дар божественных видений.

Не обошла своим вниманием эту стилистическую фигуру поэтесса М. Цветаева:

Слагаю я веселые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Чтобы привлечь внимание читателя, часто многие писатели использовали стилистическую фигуру оксюморона в названиях своих произведений, например:

А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка» («Повести Белкина»);

Н.В. Гоголь «Мёртвые души»;

Л.Н. Толстой «Живой труп»;

И.С. Тургенев «Живые мощи»;

Ф. М. Достоевский. «Честный вор»;

В. Вишневский «Оптимистическая трагедия»;

Ю. Бондарев «Горячий снег»;

Е. Шварц «Обыкновенное чудо»;

А. Азимов «Конец Вечности»;

Л. М. Гурченко «Мое взрослое детство».

 

Одним из средств выразительности художественной речи является стилистическая фигура — инверсия, суть которой состоит в расположении слов в обратном порядке.

Латинское слово «inversio» значит «перестановка, переворачивание». Инверсия — одна из самых распространенных стилистических фигур. Этот оборот поэтической речи заключается в своеобразной расстановке слов, нарушающей обычный порядок: подлежащее располагается после сказуемого; определение находится в постпозиции по отношению к определяемому слову; отрыв эпитета от определяемого слова; дополнение выносится вперед сказуемого.

Инверсия — это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности.

Перестановка слов выделяет, подчёркивает их, придает художественной речи большую выразительность. С помощью инверсии писатели акцентируют внимание на том слове, которое несет основную смысловую нагрузку в высказывании, чем добиваются наибольшего воздействия на читателя.

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как жёлтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда. А. Ахматова

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: