Модернизм (от франц. moderne современный)




Направлений в искусстве, которые нужно знать

19 Сентября 2014

Что такое современное искусство и как его понимать? На этот вопрос невозможно ответить однозначно, тем более без определенных знаний. Чтобы без труда ориентироваться на художественной сцене XXI века, следует изучить ее корни. Наша памятка о десяти направлениях, которые определили развитие современного искусства, окажется очень кстати.

 

Импрессионизм

Импрессионизм появился в конце XIX века во Франции. Художники-импрессионисты пытались более точно анализировать натуральные цвет и свет и искали новые средства выражения. Они стремились передать атмосферу и нюансы конкретного времени суток или погодных условий. Именно поэтому импрессионисты часто работали на открытом воздухе, а краску наносили на холст небольшими яркими штрихами. Эти художники отказались от традиционного понятия, что тень объекта составляется из его цвета с примесью коричневого или черного. Вместо этого импрессионисты обогатили палитру тени дополнительными цветами. Среди самых знаковых художников этого направления Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Альфред Сислей и Анри де Тулуз-Лотрек.

Постимпрессионизм

Постимпрессионизм нельзя назвать полноценным направлением в живописи, скорее, он объединяет несколько стилей, которые так или иначе вытекли из импрессионизма. Это коллективное название творчества нескольких независимых художников конца XIX века, которые протестовали против ограничений импрессионизма и развивались индивидуально. Поль Сезанн, Поль Гоген, Винсент Ван Гог и Жорж Сера – одни из самых важных имен постимпрессионизма. Сезанн оказал влияние на Пикассо и Брака, техника Ван Гога предопределила экспрессионизм, а цветовые эксперименты Гогена и пуантилизм Сера были источником вдохновения для фовистов.

Фовизм

Фовизм – один из самых радостных и восторженных стилей живописи XX века. Его отличают дикая и смела работа с цветом. Он был придуман во Франции в начале прошлого Анри Матиссом и Андре Дереном. Фовисты считали, что цвет должен использоваться максимально, чтобы выразить чувства художника о предмете, а не просто служить инструментом описания жизни. Картины в духе фовизма имеют две основные характеристики – крайне упрощенную графику и интенсивно преувеличенную палитру. Фовизм оказал огромное влияние на немецкий экспрессионизм.

Немецкий экспрессионизм

Немецкий экспрессионизм отличается эмоциональным или чувственным видением мира. Выразительные картины Винсента Ван Гога и Эдварда Мунка оказали на этот стиль большое влияние. Также экспрессионисты черпали вдохновение из немецкой готики и примитивного искусства. Художников этого направления можно разделить на две группы – Die Brücke и Der Blaue Reiter. В первое объединение входили молодые художники из Дрездена, которые ставили целью свержение консервативных традиций немецкого искусства, среди них Эрнст Людвиг Кирхнер и Карл Шмидт-Ротлуф. Вторая группа стремилась найти общий творческий базис между различными художественными формами экспрессионизма, к ней относятся Василий Кандинский, Франц Марк и Август Маке.

Абстрактное искусство

Абстрактное искусство как и постимпрессинизм – общий термин, описывающий два различных метода абстракции – полу-абстракцию чистую абстракцию. В абстрактном искусстве принято понятие «нечто», то есть один или несколько визуальных элементов субъекта – его линии, формы, тона, текстуры и так далее. Образ в полу-абстракции одной ногой еще в изобразительном искусстве (кубизм, футуризм). Здесь используется принцип стилизации, когда художник выбирает, развивает и уточняет конкретные визуальные элементы (например, линия, цвет и форма) в целях создания поэтической реконструкции или упрощенную сущность предмета. В чистой абстракции художник использует визуальные элементы независимо от реального объекта, так работали художники-супрематисты, неопластицисты и минималисты. Корни современного абстрактного искусства особенно явно начинают звучать в кубизме.

Кубизм

Гениальными изобретателями кубизма примерно в 1907 году стали Пабло Пикассо и Жорж Брак. Это был первый абстрактный стиль современного искусства, который игнорировал традиции перспективного рисунка и показывал за один раз сразу несколько сторон предмета. Кубисты верили, что традиции западного искусства исчерпали себя и требуют оживления. Они обратились к выразительной энергии других культур, например, к традиционному африканскому искусству. Есть две различных фазы кубизма – аналитический кубизм и синтетический кубизм, обе они повлияли на экспрессионизм, футуризм, орфизм, вортицизм, супрематизм и конструктивизм. Известными художниками,чьи имена связанны с кубизмом, были Хуан Грис, Фернан Леже, Робер Делоне, Жан Метценже, Луи Маркуси и Мари Лоренсин.

Футуризм

Футуризм был придуман в Италии, его принципы были изложены в серии манифестов, которые отвергали традиции итальянского искусства в пользу авангарда. Они прославляли индустриализацию, технологии и развитие транспорта вместе с их скоростью, шумом и энергией городской жизни. Футуристы приняли визуальный словарь кубизма, чтобы выразить свои идеи, но с небольшими изменениями. Если кубизм отображал детали предмета, которые видит художник во время движения вокруг него, то в футуристической живописи кажется, что сам предмет передвигает художника. Основал направление в 1909 году поэт Филиппо Маринетти, вскоре к нему примкнули художники Умберто Боччони, Джакомо Балла, Джино Северини, музыкант Луиджи Руссоло и архитектор Антонио Сант-Элиа.

Супрематизм

Принципы супрематизма был разработаны в 1915 году русским художником Казимиром Малевичем. Это геометрический стиль абстрактной живописи, полученный из элементов кубизма и футуризма. Малевич отверг любое использование предметных изображений, полагая, что нерепрезентативные формы чистой абстракции имеют большую духовную силу и возможность открывать чистые чувства. Супрематизм стал стилем чистой абстракции, выступающим за мистический подход к искусству, в отличие от конструктивизма, чьи образы обслуживали социальный заказ и политическую идеологию государства.

Конструктивизм

Конструктивизм использует геометрический язык супрематизма, но отказывается от мистического видения в пользу «социалистического зрения» – утопического проблеска механизированной современности в соответствии с идеалами революции 1917 года. Тем не менее, это не стало видом искусства, которое было легко понятно пролетариату, и в конечном счете оно было подавлено и заменено соцреализмом. Татлин, Родченко, Эль Лисицкий и Наум Габо были одними из лучших художников, связанных с конструктивизмом.

«Стиль» и неопластицизм

Голландский «Стиль» вырос из чистой абстракции и был разработан Питом Мондрианом, Тео ван Дусбургом и Бартом ван дер Леком. Мондриан был глубоко духовным человеком, который был полон решимости разработать универсальный визуальный язык. Он постепенно свел элементы в сетку линий и основные цвета по принципу гармонии. Художник видел линии и цвета как элементы, обладающие противодействующими космическими силами. Вертикальные линии воплощали энергию солнечных лучей, горизонтальные были связаны с движением Земли. Мондриан трактовал и основные цвета: желтый – энергия солнца, синий – бесконечное пространство, красный – материя. Стиль Мондриана был вдохновлен теософским учением математика и философа Матье Хубертуса Йозефуса Схунмакерса.

Основные направления изобразительного искусства XX века

16 мая 2013

Историю стилей полезно знать для всех дизайнеров и художников.

В этой статье собрано краткое описание основных стилей искусства 20 века. Будет полезно знать как художникам, так и дизайнерам.

Модернизм (от франц. moderne современный)

в искусстве совокупное наименование художественных тенденций, утвердивших себя во второй половине 19 века в виде новых форм творчества, где возобладало уже не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистической грезе (веяния эти во многом продолжили линию романтизма). Наиболее значительными, часто активно взаимодействующими, его направлениями были импрессионизм, символизм и модерн.В советской критике понятие «модернизма» антиисторично применялось ко всем течениям искусства 20 века, которые не соответствовали канонам социалистического реализма.

 

Абстракционизм (искусство под знаком «нуля форм», беспредметное искусство) — художественное направление, сформировавшееся в искусстве первой половины 20 века, полностью отказавшееся от воспроизведения форм реального видимого мира. Основоположниками абстракционизма принято считать В. Кандинского,П. Мондриана и К. Малевича. В.Кандинский создал собственный тип абстрактной живописи, освобождая от всяких признаков предметности пятна импрессионистов и «диких». Пит Мондриан пришел к своей беспредметности через геометрическую стилизацию природы, начатую Сезанном и кубистами. Модернистские течения 20 века, ориентированные на абстракционизм, полностью отходят от традиционных принципов, отрицая реализм, но при этом остаются в рамках искусства. История искусства с появлением абстракционизма пережила революцию. Но эта революция возникла не случайно, а вполне закономерно, и была предсказана еще Платоном! В своем позднем произведении «Филеб» тот писал о красоте самих по себе линий, поверхности и пространственных форм, независимых от всякого подражания видимым предметам, от всякого мимезиса. Такого рода геометрическая красота в отличие от красоты природных «неправильных» форм, по мнению Платона, имеет не относительный, а безусловный, абсолютный характер.

 

Фyтypизм — литepaтypнo-xyдoжecтвeннoe тeчeниe в иcкyccтвe 1910-x гoдoв. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo. Baжнoй xyдoжecтвeннoй идeeй фyтypизмa cтaл пoиcк плacтичecкoгo выpaжeния cтpeмитeльнocти движeния кaк ocнoвнoгo пpизнaкa тeмпa coвpeмeннoй жизни. Pyccкaя вepcия фyтypизмa нocилa нaзвaниe кyбoфyтypизм и былa ocнoвaнa нa coeдинeнии плacтичecкиx пpинципoв фpaнцyзcкoгo кyбизмa и eвpoпeйcкиx oбщeэcтeтичecкиx ycтaнoвoк фyтypизмa. Используя пересечения, сдвиги, наезды и наплывы форм художники пытались выразить дробящуюся множественость впечатлений современного им человека, городского жителя.

 

Кубизм — «самая полная и радикальная художественная революция со времен Ренессанса» (Дж.Голдинг). Художники: Пикассо Пабло, Жорж Брак, Фернан Леже Робер Делоне, Хуан Грис, Глез Метценже. Кyбизм — (фpaнц. cubisme, oт cube — кyб) нaпpaвлeниe в иcкyccтвe пepвoй чeтвepти XX вeкa. Плacтичecкий язык кyбизмa ocнoвывaлcя нa дeфopмaции и paзлoжeнии пpeдмeтoв нa гeoмeтpичecкиe плocкocти, плacтичecкoм cдвигe фopмы. Mнoгиe pyccкиe xyдoжники пpoшли чepeз yвлeчeниe кyбизмoм, чacтo coeдиняя eгo пpинципы c пpиeмaми дpyгиx coвpeмeнныx xyдoжecтвeнныx нaпpaвлeний — фyтypизмa и пpимитивизмa. Cпeцифичecким вapиaнтoм интepпpeтaции кyбизмa нa pyccкoй пoчвe cтaл кyбoфyтypизм.

 

Пуризм — (франц. purisme, от лат. purus — чистый) течение во французской живописи конца 1910—20-х гг. Основные представители — художник А. Озанфаном и архитектор Ш. Э. Жаннере (Ле Корбюзье). Отвергая декоративные тенденции кубизма и других авангардистских течений 1910-х гг., принятую ими деформацию натуры, пуристы стремились к рационалистически упорядоченной передаче устойчивых и лаконичных предметных форм, как бы «очищенных» от деталей, к изображению «первичных» элементов. Для работ пуристов характерны плоскостность, плавная ритмика лёгких силуэтов и контуров однотипных предметов (кувшинов, стаканов и т. п.). Не получив развития в станковых формах, существенно переосмысленные художественные принципы пуризма нашли частичное отражение в современной архитектуре, главным образом в постройках Ле Корбюзье.

 

Серреализм — космополитичное течение в литературе, живописи и кинематографе, возникшее в 1924 году во Франции и официально завершившее свое существование в 1969 году. Оно в значительной мере способствовало формированию сознания современного человека. Главные деятели движения — Андре Бретон — писатель, лидер и идейный вдохновитель течения, Луи Арагон — один из основателей сюрреализма, причудливым образом трансформировавшийся впоследствии в певца коммунизма, Сальвадор Дали — художник, теоретик, поэт, сценарист, определивший суть течения словами: «Сюрреализм — это я!», в высшей степени сюрреалистический кинематографист Луис Бунюэль, художник Хуан Миро — «самое красивое перо на шляпе сюрреализма», как называл его Бретон, и многие другие художники всего мира.

 

Фовизм (от фр. les fauves — дикие (звери)) Локальное направление в живописи нач. XX в. Наименование Ф. было в насмешку присвоено группе молодых парижских художников (А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э.О. Фриез, Ж. Брак, А.Ш. Манген, К. ван Донген), совместно участвовавших в ряде выставок1905-1907 гг., после их первой выставки 1905 г. Название было принято самой группой и прочно утвердилось за ней. Направление не имело четко сформулированной программы, манифеста или своей теории и просуществовало недолго, оставив, однако, заметный след в истории искусства. Его участников объединяло в те годы стремление к созданию художественных образов исключительно с помощью предельно яркого открытого цвета. Развивая художественные достижения постимпрессионистов (Сезанн, Гоген, Ван Гог), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи.

 

Экспрессионизм (от фр. expression — выразительность) — модернистское течение в западноевропейском искусстве, главным образом в Германии, первой трети 20 века, сложившееся в определенный исторический период — в преддверие первой мировой войны. Мировоззренческой основой экспрессионизма стал индивидуалистический протест против уродливого мира, все большее отчуждение человека от мира, чувства бесприютности, крушения, распада тех начал, на которых, казалось, так прочно покоилась европейская культура. Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм. Художественные приемы, характерные для экспрессионизма: отказ от иллюзорного пространства, стремление к плоскостной трактовке предметов, деформация предметов, любовь к резким красочным диссонансам, особый колорит, заключающий в себе апокалиптический драматизм. Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций.

 

Супрематизм (от лат. supremus — высший, высочайший; первейший; последний, крайний, видимо, через польское supremacja — превосходство, главенство) Направление авангардного искусства первой трети XX в., создателем, главным представителем и теоретиком которого был русский художник Казимир Малевич. Сам термин никак не отражает сущности супрематизм. Фактически, в понимании Малевича, это оценочная характеристика. супрематизм — высшая ступень развития искусства на пути освобождения от всего внехудожественного, на пути предельного выявления беспредметного, как сущности любого искусства. В этом смысле Малевич и первобытное орнаментальное искусство считал супрематическим (или «супремовидным»). Впервые он применил этот термин к большой группе своих картин (39 или больше) с изображением геометрических абстракций,включая знаменитый «Черный квадрат» на белом фоне, «Черный крест» и др., выставленных на петроградской футуристической выставке «ноль-десять» в 1915 г. Именно за этими и подобными им геометрическими абстракциями и закрепилось название Супрематизм, хотя сам Малевич относил к нему и многие свои работы 20-х гг., внешне содержавшие некоторые формы конкретных предметов, особенно — фигуры людей, но сохранявшие «супрематический дух». Да и собственно более поздние теоретические разработки Малевича не дают оснований сводить супрематизм (во всяком случае самого Малевича) только к геометрическим абстракциям, хотя они, конечно, составляют его ядро, сущность и даже (черно-белый и бело-белый супрематизм) подводят живопись к пределу ее бытия вообще как вида искусства, т. е. к живописному нулю, за которым уже нет собственно живописи. Этот путь во второй половине века и продолжили многочисленные направления в арт-деятельности, отказавшиеся от кистей, красок, холста.

 

Русский авангард 1910-хгодов представляет довольно сложную картину. Он характерен стремительной сменой стилей и направлений, изобилием групп и объединений художников, каждое из которых провозглашало свою концепцию творчества. Нечто аналогичное происходило и в европейской живописи в начале века. Однако, смешение стилей, «неразбериха» течений и направлений были неведомы Западу, где движение к новым формам было более последовательным. Многие мастера молодого поколения с необычайной стремительностью переходили от стиля к стилю, от этапа к этапу, от импрессионизма к модерну, затем к примитивизму, кубизму или экспрессионизму, проходя множество ступеней, что было совершенно нетипично для мастеров французской или немецкой живописи. Ситуация, которая сложилась в русской живописи во многом была обусловлена предреволюционной атмосферой в стране. Она усугубила многие из тех противоречий, которые были присущи всему европейскому искусству в целом, т.к. русские художники учились на европейских образцах, были хорошо знакомы с различными школами и живописными течениями. Своеобразный русский «взрыв» в художественной жизни сыграл таким образом историческую роль. К 1913 году именно русское искусство вышло к новым рубежам и горизонтам. Появилось совершенно новое явление беспредметности — черта, за которую не решились перейти французские кубисты. Один за другим переходят эту черту: Кандинский В.В., Ларионов М.Ф., Малевич К.С., Филонов П.Н., Татлин В.Е.

Кубофутуризм Локальное направление в русском авангарде (в живописи и в поэзии) начала XX в. В изобразительном искусстве кубофутуризма возник на основе переосмысления живописных находок, кубизма, футуризма, русского неопримитивизма. Основные работы были созданы в период 1911-1915гг. Наиболее характерные картины кубофутуризма вышли из-под кисти К. Малевича, а также были написаны Бурлюком, Пуни, Гончаровой, Розановой, Поповой, Удальцовой, Экстер. Первые кубофутуристические работы Малевича экспонировались на знаменитой выставке 1913г. «Мишень», на которой дебютировал и лучизмЛарионова. По внешнему виду кубофутуристические работы перекликаются с созданными в то же время композициями Ф. Леже и представляют собой полупредметные композиции, составленные из цилиндро-, конусо-, колбо-, кожухообразных полых объемных цветных форм, нередко имеющих металлический блеск. Уже в первых подобных работах Малевича заметна тенденция к переходу от природного ритма к чисто механическим ритмам машинного мира («Плотник», 1912, «Точильщик», 1912, «Портрет Клюна», 1913).

 

Неопластицизм — одна из ранних разновидностей абстрактного искусства. Создан к 1917 году нидерландским живописцем П. Мондрианом и др. художниками входившими в объединение «Стиль». Для неопластицизма характерно, по словам его создателей, стремление к «универсальной гармонии», выразившееся в строго уравновешенных комбинациях крупных прямоугольных фигур, четко разделенных перпендикулярными линиями черного цвета и окрашенных в локальные цвета основного спектра (с добавлением белого и серого тонов). Neo-plasticisme (Nouvelle plasti- que) Этот термин появился в Голландии в XX веке. Пит Мондриан определил им свои пластические концепции возведенные в систему и защищаемые группой и журналом «Стиль» («De Sti- ji») основанными в Лейдене в 1917. Главной чертой неопластицизма было строгое использование выразительных средств. Для построения формы неопластицизм допускает лишь горизонтальные и вертикальные линии. Пересечение линий под прямым углом — первый принцип. Около 1920 к нему добавился второй который убирая мазок и подчеркивая плоскость ограничивает цвета красным синим и желтым т.е. тремя чистыми основными цветами к которым можно добавить только белый и черный. С помощью этой строгости неопластицизм предполагал выйти за рамки индиви дуальности чтобы достигнуть универсализма и создать таким образом новую картину мира.

 

Официальное «крещение» орфизма произошло на Салоне независимых в 1913. Так критик Роже Аллар писал в своем отчете о Салоне: «...заметим для будущих историков что в 1913 родилась новая школа орфизм...» («La Cote» Париж 19 марта 1913). Ему вторил другой критик Андре Варно: «Салон 1913 был отмечен рождением новой школы орфической школы» («Comoedia» Париж 18 марта 1913). Наконец Гийом Аполлинер подкрепил это утверждение воскликнув не без гордости: «Это орфизм. Вот впервые проявилось это направление которое было мною предсказано» («Montjoie!» Париж приложение к 18 марта 1913). Действительно термин этот был изобретен Аполлинером (орфизм как культ Орфея) и впервые публично заявлен во время лекции посвященной современной живописи и прочитанной в октябре 1912. Что он имел в виду? Кажется он и сам этого не знал. Более того не знал как определить границы этого нового направления. На самом деле путаница царящая и поныне произошла из-за того что Аполлинер неосознанно спутал две проблемы взаимосвязанные конечно же но прежде чем пытаться соединить их ему следовало подчеркнуть их различия. С одной стороны создание Делоне живописных выразительных средств полностью основанных на цвете а с другой расширение кубизма благодаря появлению нескольких разных направлений. После разрыва с Мари Лорансен в конце лета 1912 Аполлинер искал приюта у семьи Делоне которые приняли его с дружеским пониманием в своей мастерской на улице Гран-Огюстен. Как раз этим летом Робер Делоне и его жена испытали глубокую эстетическую эволюцию приведшую к тому что позже он назвал «деструктивным периодом» живопись основанная исключительно на конструктивных и пространственно-временных качествах цветовых контрастов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: