4 Понятие “политический режим”. Основные типы политических режимов.
Тема “Политическая система и политические режимы” без всяких сомнений является центральной в курсе политологии. Это вполне естественно, ибо политология – это дословно “наука о политике” и многие ученые рассматривают именно политическую систему в качестве предмета политической науки. Так, испанский политолог Л.С. Санистебан утверждал, что главной целью политологии как научной дисциплины является исследование структуры и функционирования политических систем.
Политическая система, по сути, есть "материализованная политика" – "практика политики", именно в ней конкретизируются довольно абстрактные категории, рассмотренные нами в теме "Теория политики". Проблемы, связанные с сущностью, структурой и основными закономерностями функционирования политсистемы постоянно находятся в фокусе исследовательских усилий политологов. В то же время эти вопросы до сих пор являются остро дискуссионными среди обществоведов; отсутствуют и единые общепринятые ответы на них.
Особенное значение данной проблематике придает современный этап развития украинской государственности, когда демократические трансформации политической системы и режима Украины далеко еще не завершены, что порождает необходимость, как в дальнейших научных изысканиях, так и в популяризации уже достигнутых результатов в целях содействия созданию в нашей стране развитой демократической политической системы, гражданского общества и правового государства.
3.1 Сущность и функции политической системы
Современная теория политической системы была разработана в середине ХХ в. американскими политологами Дэвидом Истоном ("Политическая система" 1953 г.; "Концептуальная структура политического анализа" 1965 г.; "Системный анализ политический жизни" 1965 г.) и Габриэлем Алмондом ("Политика развивающихся регионов" 1966 г.; "Сравнительная политика: концепция развития" 1968 г.).
Д. Истон характеризовал политическую систему как "комплекс взаимодействий, с помощью которых достигается и осуществляется властное размещение ресурсов в обществе". Рассматривая любую политическую систему с точки зрения функционирования, Истон выделил две ее основные функции:
– распределить материальные и духовные ценности и на этой основе предотвратить конфликты и напряжения между членами общества;
– убедить и, в случае необходимости, заставить всех членов общества принять произведенное распределение ценностей как должное, правильное и обязательное для исполнения.
Модель политической системы Истона построена по аналогии с кибернетической системой, функционирующей по замкнутой схеме. Она включает в себя три основных блока:
ВВОД ---- КОНВЕРСИЯ ---- ВЫВОД
На "вводе" политической системы сосредотачиваются требования граждан, их объективные и субъективные запросы и потребности. Требования направляются в адрес властей и служат сигналом о наличии в обществе определенных потребностей. Требования есть не что иное, как выражение мнения о правомерности или неправомерности, справедливости или несправедливости макроуправленческих решений властей. Дэвид Истон разделяет возможные требования, предъявляемые политической системе, на:
– распределительные (вопросы организации и оплаты труда, проблемы здравоохранения, образования и социального обеспечений);
– регулятивные (общественная безопасность, борьба с преступностью, контроль за производством и распределением);
– коммуникативные (обладание информацией, реализация политических прав и свобод и т.п.).
Основным импульсом на входе в политическую систему наряду с требованиями является и поддержка. Содержание и интенсивность входящих требований указывает не только на реальные потребности и интересы людей, но одновременно выступает "индикатором" того, насколько система в состоянии реализовать потребности общества, учесть возможное недовольство и несогласие и т.п. Поддержка со стороны граждан системы усиливается, если система в состоянии адекватно учесть входящие импульсы. В противном случае она ослабевает и может привести к ослаблению мощи механизма политической системы и даже к полному краху. Вот почему для сохранения политической системы и постоянного ее действия, кроме требований необходима именно поддержка ее со стороны субъектов и объектов политической жизни. Поддержка связывает массы с политической системой, ее структурами и институтами власти. Форма поддержки людьми политических процессов и действий властных структур разнообразна: регулярная оплата налогов и других обложений, соблюдение законов и директив, участие в политической жизни, внимание и почтительное отношение к официальной информации и власти.
На "выводе" политической системы находятся принятые политические решения, соответствующим образом законодательно оформленные и обладающие статусом обязательности, и действия по их реализации. Политическая система является стабильной и эффективно действующей лишь в том случае, если она оперативно и адекватно реагирует на импульсы "ввода", что позволяет разрешать, предотвращать, либо смягчать существующие социальные противоречия и конфликты.
"Конверсия" – это процесс политической борьбы между носителями разных социально-экономических интересов и идеологических ценностей, которые выдвинули и активно отстаивают наиболее приемлемые для них варианты макроуправленческих решений. Мы уже говорили о внутренне присущем политике конфликтом характере. Процесс принятия политического решения всегда сопровождается борьбой. Острота этой борьбы определяется "ценой" вопроса и особенностями политической культуры общества.
Американский политолог Г. Алмонд в работе "Политика развивающихся регионов" дополнил построения Д. Истона и более подробно разработал функции политической системы, которые она выполняет как на "вводе", так и на "выводе".
"Вводные" функции осуществляют различные неправительственные ассоциации: группы интересов, политические партии, независимые средства массовой информации. Так, многообразные требования выражаются группами интереса, аккумулируются партиями, которые завершают работу по приданию этим требованиям политической формы.
К функциям на "вводе" в политическую систему относятся:
– политическая социализация и рекрутирование;
– артикуляция интересов;
– агрегирование интересов;
– политическая коммуникация.
Первая функция "ввода" – это политическая социализация и рекрутирование. Политическая социализация – это процесс освоения личностью политики как особой сферы жизнедеятельности. В результате личность усваивает определенные политические знания, нормы, ценности, модели поведения. Социализация формирует определенный тип человека политического и обеспечивает преемственность в развитии системы, ее стабильность, формирование поддержки данному порядку. Именно поэтому социализация выступает важнейшей функцией политической системы. Она направлена на создание необходимого уровня поддержки – основы самосохранения политической системы. С данной функцией связано и рекрутирование.
Политическое рекрутирование означает функцию заполнения ролей в политической системе. Немецкий политолог К. Поппер образно писал, что политические институты подобны крепости: их надо хорошо спроектировать и населить. "Заселение" и есть политическое рекрутирование, то есть выполнение личностями определенных политических ролей: выборщика, гражданина, президента, депутата, министра, мэра, судьи, партийного или профсоюзного функционера и т.д. Политическое рекрутирование может осуществляться и по общим, и по ограниченным критериям. Подбор должностных лиц на основе их компетенции или на основе выборов – пример рекрутирования по общим критериям. Подбор из представителей одного слоя, номенклатуры – пример ограничивающих критериев.
Артикуляция интересов – процесс, посредством которого выражаются требования. Непосредственно реализуют эту функцию группы интереса. Они определяют настроения и требования, формирующиеся в обществе, властным органам. В рамках политической системы действуют разные участники. Все они преследуют собственные цели и интересы. Интересы формируются и достигаются посредством деятельности групп и ассоциаций. Группы возникают на основе идентификации человека с профессией, нацией, религией, возрастной категорией и т.п. Ассоциации – это тоже группы интереса, но они хорошо организованы и представляют собой специализированные структуры. Ассоциации конституируются, как правило, для защиты определенных интересов: политические партии, профессиональные союзы, организации предпринимателей, объединения фермеров, женщин, молодежи. Существуют группы и специфических интересов: мафия, сексуальные меньшинства. Эти группы также могут оказывать существенное влияние на властные структуры.
Группы интереса отражают многообразие и сложность общества. Однако в различных политических системах оформление и артикуляция интересов происходят неодинаково. При демократии группы и ассоциации автономны и действуют независимо от правительства. Именно широкое представительство и автономия обеспечивают необходимый уровень информации и поддержки демократической политической системы. В диктаторских системах не разрешенные свыше формы самоорганизации и активности граждан резко ограничены. Организации являются не структурами, создаваемыми гражданами для реализации своих интересов, а средством дополнительного контроля властей за ними.
Артикулирование интересов может быть явным и скрытым. Явные артикулирования выражаются в четко сформулированном требовании. Скрытые – в поведении, настроении, которое должно восприниматься политической системой.
Агрегирование интересов – функция превращения требований в альтернативы государственной политики. Данная функция предполагает сбор, накопление интересов, подведение их под более общие, чем те, которые существовали на стадии первоначального артикулирования. Агрегирование интересов оформляется в политические заявления, программы, законодательные предложения, предвыборные платформы.
Функции артикулирования и агрегирования тесно связаны и все структуры, которые артикулируют интересы, могут и агрегировать их. Однако в современных политических системах существуют специализированные структуры, которые лучше всего выполняют эту функцию. Это политические партии и государственный бюрократический аппарат. Они являются связующим звеном, посредником между широким спектром артикулированных интересов и окончательным принятием политического решения. Эти структуры обеспечивают прямые связи между многообразными группами интереса и лицами, принимающими решения.
Функция политической коммуникации обеспечивает связь между элементами политической системы, а также между политической системой и средой. Политическая коммуникация несет в себе огромный информационный потенциал. Циркулируя по всему контуру "ввод" – "вывод" – "обратная связь", информация дает возможность властным институтам обеспечить правильное принятие решений и поддержку системы ее членами. Коммуникативная функция тесно связана с деятельностью средств массовой информации, которые существенно влияют на утверждение духовных ценностей, оказывают воздействие на оценки и поведение людей, во многом формируют общественное мнение, интересы и общие цели.
"Выводные" функции выполняются государственными структурами. Эти функции в основном прерогатива органов государственной власти и управления, которые принимают авторитетно-властные решения, пригодные для окончательной подачи на "вывод".
На "выводе" политическая система выполняет три главные функции:
– нормотворчества;
– применения правил и норм;
– контроля за соблюдением правил и норм.
Функция нормотворчества включает в себя процесс разработки законов, определяющих правовые нормы поведения людей и групп в обществе, а также деятельность социальных институтов. В эту функцию входит и принятие решений исполнительными органами. Нормотворчество – это и выбор общих целей, и стратегии для их достижения. Это выработка общественной политики и принятие конкретных решений, предназначенных для ее осуществления.
Функция применения правил и норм подразумевает приведение их в действие, в социальную практику. Государственная политика не исчерпывается принятием законов, постановлений, выработкой инструкций. Окончательная судьба политического решения зависит от его реализации. Применение правил и норм, в свою очередь, стимулирует действия администрации, законодательных органов, правовых структур, неправительственных структур, групп и ассоциаций. Происходит изменение социальной среды, возникают новые условия, требующие модификации правил и норм.
Функция контроля над соблюдением правил и норм включает в себя интерпретацию законов, определение фактов их нарушения, применение соответствующих санкций за это. Контрольная функция находится преимущественно в компетенции судебной ветви власти. Однако и законодательная, и исполнительная власть играют в ее реализации немалую, а нередко и доминирующую роль.
"Входящие" и "выходящие" функции тесно связаны между собой и обеспечивают адаптацию системы к окружающей социальной среде. В этих функциях проявляется реагирующий и саморегулирующий потенциал системы, который позволяет ей корректировать внутренние процессы и структуры, чтобы избежать разрушения.
Таким образом, весь объем социальных взаимодействий в политической системе может быть определен, как совокупность функций "ввода" факторов из внешнего социального окружения в систему, их конверсии внутри системы и функций "вывода". По мнению Г. Алмонда, политическая система может сохранять устойчивость лишь при наличии баланса между "входными" и "выходными" функциями.
3.2 Структура политической системы
Подытоживая сказанное в первом вопросе темы, дадим определение политической системы.
Политическая система – это интегрированная совокупность политических институтов, политических норм, политических идеалов, политических отношений в ходе сложного взаимодействия которых осуществляется процесс политического управления обществом.
Проблема вычленения структурных единиц политической системы (подсистем) достаточно сложна. Образно ее можно сравнить с ответом на вопрос о том, из скольких частей состоит тело человека. Очевидно, что членение живого организма на составляющие зависит от целей и приоритетов субъекта исследования. Поэтому разные авторы выделяют разное количество подсистем. Исходя из приведенного выше определения, видно, что мы полагаем правильным выделить в структуре политической системы четыре основных подсистемы.
1 Институциональная подсистема – политические институты. Институциональная подсистема является материальной основой политсистемы, своеобразным "становым хребтом", вокруг которого концентрируются все другие подсистемы. Она включает в себя разного рода политические организации, осуществляющие политическое управление обществом.
Во-первых, это законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти.
Во-вторых, это политические партии. По положению на 21 марта 2005 г. в Украине Министерство юстиции официально зарегистрировало 114 политических партий (последней была зарегистрирована "Партия здоровья"). На рассмотрении находились документы еще 25 политических партий.
В-третьих, это формальные и неформальные объединения граждан (профсоюзы, к примеру).
В-четвертых, это церковь как объединение верующих определенной конфессии.
В-пятых, разнообразные средства массовой информации.
Роль разных политических институтов в функционировании политической системы тесно зависит от ее типа. В институциональных подсистемах недемократических политсистем доминируют государственные органы, тогда как СМИ полностью лишены самостоятельности. Демократия, напротив, открывает максимальный простор для деятельности масс-медиа ("четвертая ветвь власти") и других негосударственных общественных институтов.
2 Регулятивная подсистема – политические нормы, регулирующие ход политического процесса. Политические нормы – это фиксированные в соответствующих актах и нефиксированные, однако, фактически действующие правила политической игры ("джентльменские соглашения политиков"). Политические нормы можно дифференцировать, прежде всего, по институциональной принадлежности. Можно выделить:
– государственные нормы (Конституция, законы, подзаконные акты - разного рода ведомственные приказы и инструкции);
– нормы деятельности политических партий и политизированных объединений граждан.
Существенная разница между первой и второй нормативными группами состоит в том, что государственные нормы обязательны для исполнения всеми членами общества, что обеспечивается, в случае необходимости, и средствами принуждения. Нормы политических партий и политизированных объединений граждан не подкреплены принудительно, они должны добровольно приниматься и исполняться гражданами.
Для демократической политической системы характерно доминирование фиксированных норм; "джентльменские соглашения политиков" вторичны и жестко контролируются общественностью. Среди государственных норм преобладают Конституция и законы, тогда как подзаконные акты производны от законов, легко доступны для ознакомления и играют подчиненную роль.
По подсчетам юристов Института законодательства Верховной Рады в современной Украине имеют юридическую силу более 30 000 нормативно-правовых актов. Законы составляют менее 5% этого массива документов – фактически страна продолжает жить по ведомственным инструкциям, многие из которых недоступны рядовым гражданам. Примечательно, что за два первых месяца своего правления третий президент Украины В.А. Ющенко издал более трех десятков указов с грифом "не для печати".
3 Идеологическая подсистема – политическая культура. С ам термин "политическая культура" впервые был введен в научный оборот еще немецким философом-просветителем И.Г. Гердером (1744 – 1803 гг.). В современной политологии особое значение придается результатам исследования данного вопроса, полученным американскими учеными Г. Пауэллом и Г. Алмондом. Их дефиницию политической культуры принято считать классической: "Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение".
На Западе широкую известность получила типологизация политической культуры, которую предложили американские политологи С. Верба и Г. Алмонд. Она основывается на результатах сравнительного анализа политических культур, существующих в различных странах, в зависимости от степени ориентации людей на участие в политической жизни, в обеспечении функционирования политической системы. Исходным пунктом их подхода является конструирование трех "чистых" типов политической культуры и выведение из них смешанных типов политической культуры. Чистыми типами, по их определению, являются: патриархальная, подданническая, активистская политические культуры.
Патриархальная политическая культура присуща социальным общностям, политические интересы которых не выходят за рамки своей общины, деревни или района. Ее отличительной чертой является полное отсутствие у членов сообщества интереса к политическим институтам, к центральным властям. Как местные вожди, так и подданные не испытывают никакого чувства к центральному правительству, их отношение к нему не определяется никакими нормами. В современной действительности самыми близкими эквивалентами такой политической культуры могут быть отношения, существующие в африканских племенах.
Подданническая политическая культура отличается сильной ориентацией социальных субъектов на политическую систему и результаты деятельности властей, но слабым участием в обеспечении функционирования этой системы.
Носители подданнической политической культуры осознают существование специализированных политических институтов, имеют к ним отношение негативное или позитивное, но не склонны принимать участия в политической деятельности. От центральной власти подданные в этом случае ожидают либо приказов, либо благ.
Активистская политическая культура характеризуется сильной ориентацией на существующую политическую систему и на активное участие в политической жизни общества. Носители такой культуры заинтересованы не только в том, что им дает политическая система, но также и в том, чтобы играть активную роль в обеспечении функционирования ее институтов. К власти они относятся не только в плане необходимости подчинения ее предписаниям и решениям, но и в плане необходимости своего участия в процессах выработки, принятия и выполнения этих решений.
Из смешения элементов этих трех чистых типов возникают еще три вида политической культуры: патриархально-подданническая, подданническо-активистская и патриархально-активистская. Именно эти смешанные типы политической культуры, по мнению Алмонда и Вербы, преобладают в истории различных обществ.
Достаточно очевидно, что именно активистский тип политической культуры большинства граждан является одним из необходимых условий существования развитой и стабильной демократической политической системы.
4 Коммуникативная подсистема – политические отношения. В процессе политического управления обществом складывается очень широкий спектр разнообразных политических отношений, составляющих в своей совокупности политическую коммуникацию. В рамках последней можно выделить несколько типов политических отношений.
Во-первых, это отношения, которые возникают внутри политических организаций: между государством и его гражданами, между политическими партиями, политизированными объединениями граждан и их членами.
Во-вторых, это отношения, которые возникают между разными политическими партиями и политизированными объединениями граждан (опосредованные политическими организациями отношения между субъектами политики).
В-третьих, это отношения между партиями и политизированными объединениями граждан с одной стороны, и государством – с другой (опосредованные отношения между обществом в целом и отдельными социальными группами).
Для демократической политической системы характерен прозрачный и открытый характер политической коммуникации, основанной на правовой юридической базе – граждане имеют реальную и законную возможность получать информацию и контролировать магистральный ход политических отношений. В Украине, напротив, "кассетный скандал" 1999 – 2000 гг. – один из немногих случаев, когда общественность смогла заглянуть "за кулисы" политических отношений. Заглянуть и ужаснуться.
3.3 Типология политических систем
Политическая система каждой страны достаточно уникальна, как уникальны и неповторимы отдельные люди и страны. Однако политсистемы разных наций имеют ряд общих свойств, что позволяет осуществить их типологизацию. Применив разные критерии, мы получаем разные типы политических систем.
В политической науке достаточно популярна классификация политических систем, произведенная Габриэлем Алмондом. Исходя из современного состояния политических систем в мировом сообществе, он ввел типы политической системы тесно связывающих понятия структура и культура. Алмонд акцентировал внимание на том, как соотносятся, согласуются и соответствуют идеалы и ценности общества с теми формами, в которых общество организовано. В современном мире американский политолог выделяет четыре типа политических систем: англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную и частично индустриальную политическую систему, тоталитарную политическую систему.
Англо-американская политическая система действует в Англии, США, Австралии, Канаде. Она характеризуется гомогенностью (т.е. однородностью) культуры: политические цели и средства их достижения разделяют все. Свобода личности, массовое благосостояние и безопасность большинства населения ставится превыше всего. Глубоко дифференцирована в политической системе и структура политических институтов и звеньев: каждая политическая партия, социальная общность, слой, имеют конкретные цели и осуществляют свои функции. Для англо-американской политической системы характерна высокая стабильность, разделение властей и т.п.
Континентально-европейская политическая система свойственна Германии, Италии, Франции. Она характеризуется эклектичностью (то есть смешением) политической культуры, сосуществованием новых и старых культур. Во Франции наряду с традицией представительной власти присущи плебисцитарная традиция, склонность к популизму и т.п., а также введение форм прямой демократии (во времена Наполеона, де Голля). Для континентально-европейского типа политической системы характерна и многопартийность: политические партии выступают с разной идеологией и устоявшимися национальными традициями, имеющими значительное влияние в обществе. Многие элементы в структуре и содержании континентально-европейской политической системы присущи и политической системе современной Украины.
Во многих доиндустриальных или частично индустриальных странах Азии, Африки и Латинской Америки существуют и функционируют различные политические системы со свойственной смешанной политической культурой: смесь западных ценностей, этнических традиций, религиозных. Смешанность политической культуры в политических системах доиндустриальных и частично индустриальных странах сильно отличается от смешанной политической культуры политических систем стран Западной Европы, соединяя самые неожиданные противоположности. Сами условия формирования такой политической культуры сопровождаются нарушением считавшихся священными обычаев, традиций, связей, ростом ощущения неустойчивости. В поисках порядка и защиты люди обращаются к харизматическому лидеру. Эти процессы, с точки зрения коммуникации и координации, усложняют отношения в обществе. Здесь же нечетко разделяются власти. Зачастую законодательные функции используют управленческие, властные структуры и армия. Законодательные органы вмешиваются в судебные процессы и т.п. Здесь силен и личный авторитаризм, господство одной какой-либо политической партии, узурпировавшей власть. Широко используется насилие. Ограничено участие населения в политической жизни страны.
Тип тоталитарных политических систем, по Алмонду, свойствен фашистской Италии, нацистской Германии, франкистской Испании, а также до начала 90-х г. XX в. странам Восточной и Центральной Европы (СССР, Албания, Румыния, Болгария, Польша и др.). В тоталитарных обществах отсутствуют независимые социальные общности, слои, стремящиеся различными способами влиять на властные структуры с целью удовлетворения их требований и интересов – экономических, социальных, культурных, этнических, территориальных, отраслевых, религиозных и т.п. Политическая коммуникация строго контролируется центром. Характерны и чрезмерная централизация власти, и высокая степень насилия.
В современном обществоведении используется и метод типологии политических систем по характеру доминирующих экономических отношений, разработанный в марксистской философии. Его сторонники полагают, что особенности конкретной политической системы определяются способом производства, господствующим в конкретном обществе.
Так, при рабовладельческом способе производства политсистема является рабовладельческой, при господстве феодального способа – феодальной, при доминировании капиталистических производственных отношений – буржуазной. При переходе общества от капиталистического к коммунистическому способу производства создается и функционирует социалистическая политическая система. Данную классификацию можно свести в таблицу.
Таблица 5 – Типология политических систем по критерию “способ производства”
Способ производства | Господствующий класс | Характер политсистемы |
Рабовладельческий | Рабовладельцы | Рабовладельческая |
Феодальный | Помещики | Феодальная |
Капиталистический | Буржуазия | Буржуазная |
Переход от капиталистического к коммунистическому | Рабочий класс | Социалистическая |
Далее, если в основу типологии положить характер взаимодействия со средой, то политические системы можно подразделить на открытые и закрытые (полностью закрытых не бывает). Последние системы недолговечны в силу свойственных энтропийных процессов. Открытые политические системы активно подвергаются влиянию внешних условий и факторов и, в свою очередь, оказывают на них обратное воздействие. Они динамичны и подвижны.
Объемную типологизацию политических систем можно представить на основе анализа работ немецких политологов Д. Берг-Шлоссера, X. Майера, Т. Штаменна. В основу их классификации положен принцип вождизма (личного или группового). В силу этого встречаются такие разновидности политических систем, как традиционная (на основе религиозного культа), статическая и модернизированная олигархии, система фашистского толка, преторианская (низкий уровень институализации, личный или групповой интерес возведен в принцип "общего блага"), коммунистическая, "воспитательная" демократия (цель — воспитание масс для участия в политической жизни; легитимность базируется на переплетении рациональных и харизматических элементов; этатизм). Наиболее жизнеспособной, с их точки зрения, является парламентарно-демократическая политическая система, которая базируется на многопартийности, высоком уровне политической культуры и политической активности, развитой системе контроля за деятельностью государственной власти.
Существует множество и других, в том числе более сложных типологий политических систем. Одна из достаточно простых, широко распространенных, а главное, достаточно глубоких их классификаций - деление политических систем на тоталитарные, авторитарные и демократические. Несколько забегая вперед, нужно сказать, что критерием их разграничения служит политический режим, который предварительно можно определить как характер и способы взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан).
В самом общем виде для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий контроль за гражданами со стороны государства.
Авторитаризм отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внеполитических сферах. И, наконец, демократия характеризуется контролем общества (большинства) над властью.
При этом если личность имеет автономию, права и свободы, признается важнейшим источником власти, то имеет место либеральная демократия. Если же власть большинства ничем не ограничена и стремится контролировать общественную и личную жизнь граждан, то демократия становится тоталитарной. Неоднородны также авторитарные и тоталитарные политические системы.
Данная классификация отражает идеальные типы политических систем, значительно отличающиеся от существующих в реальной жизни. И все же тоталитаризм, авторитаризм и демократия, в той или иной форме, и в различной степени приближения к идеалу широко представлены в истории человечества и в современном мире.
3.4 Понятие “политический режим”. Основные типы политических режимов
В предыдущем вопросе уже была затронута проблематика политического режима и его основных типов. Остановимся на этом поподробнее.
Говоря объективно, в современной политологии соотношение понятий "политический режим" и "политическая система" вызывает существенные разногласия. Иногда их рассматривают как синонимы. Иногда понятие политического режима вообще не выделяют. Иногда политическую систему и политический режим разводят довольно далеко друг от друга. Большинство исследователей, однако, оперируют обеими этими категориями.
В американском словаре политических терминов, подчеркивается, что в понимании большинства политологов США политическая система – это "совокупность структур, процедур и институтов". На Западе широкую популярность получило определение политического режима французского профессора Жан-Луи Кермонна, который под политическим режимом понимает "совокупность элементов идеологического институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти определенной страны на определенный период".
Используя эту лапидарную манеру изложения можно сказать, что политический режим для многих специалистов – это динамичная, функциональная характеристика политической системы.
Политический режим часто понимают как "образ правления", определяющий способ и особенности функционирования и взаимосвязи основных элементов политической системы общества и других социальных структур. Политический режим - это порядок взаимоотношений гражданского общества и политической власти. Если сравнить политическую систему с механизмом, управляющим жизнедеятельностью общественного организма, то политический режим характеризует основные параметры работы этого механизма. Эти параметры можно конкретизировать таким образом:
– взаимоотношения общества и власти;
–характер и мера осуществления власти;
– состояние прав и свобод граждан;
– способы формирования персонального состава государственных органов;
– соотношение между основными ветвями государственной власти;
– отношение властных структур к правовым основам деятельности;
– роль и значение негосударственных и неполитических организаций и
структур;
– характер существующих в обществе запретов;
– роль идеологии в жизни общества;
– характер политического лидерства;
– положение, роль и значение средств массовой информации;
– роль политических партий;
– роль и значение органов государственного принуждения (армия, полиция, спецслужбы и т.д.);
– паттерны политического поведения и состояние политической культуры.
Итак, структура власти, приемы, методы и средства ее осуществления характеризуют политический режим общества. Всякий политический режим представляет то или иное сочетание двух полярно противоположных принципов человеческих взаимодействий: авторитарности, то есть безоговорочного, безусловного подчинения законам и распоряжениям властей, жесткой дисциплине и ответственности, и демократизма, под которым понимается равноправие сторон, их соглашение, свобода выбора, самоуправление и т.п. Практически невозможно политический режим лишить форм реализации одного принципа и построить на формах реализации только другого принцип