Типология политических систем.




4 Понятие “политический режим”. Основные типы политических режимов.

Тема “Политическая система и политические режимы” без всяких сомнений является центральной в курсе политологии. Это вполне естественно, ибо политология – это дословно “наука о политике” и многие ученые рассматривают именно политическую систему в качестве предмета политической науки. Так, испанский политолог Л.С. Санистебан утверждал, что главной целью политологии как научной дисциплины является исследование структуры и функционирования политических систем.

Политическая система, по сути, есть "материализованная политика" – "практика политики", именно в ней конкретизируются довольно абстрактные категории, рассмотренные нами в теме "Теория политики". Проблемы, связанные с сущностью, структурой и основными закономерностями функционирования политсистемы постоянно находятся в фокусе исследовательских усилий политологов. В то же время эти вопросы до сих пор являются остро дискуссионными среди обществоведов; отсутствуют и единые общепринятые ответы на них.

Особенное значение данной проблематике придает современный этап развития украинской государственности, когда демократические трансформации политической системы и режима Украины далеко еще не завершены, что порождает необходимость, как в дальнейших научных изысканиях, так и в популяризации уже достигнутых результатов в целях содействия созданию в нашей стране развитой демократической политической системы, гражданского общества и правового государства.

3.1 Сущность и функции политической системы

Современная теория политической системы была разработана в середине ХХ в. американскими политологами Дэвидом Истоном ("Политическая система" 1953 г.; "Концептуальная структура политического анализа" 1965 г.; "Системный анализ политический жизни" 1965 г.) и Габриэлем Алмондом ("Политика развивающихся регионов" 1966 г.; "Сравнительная политика: концепция развития" 1968 г.).

Д. Истон характеризовал политическую систему как "комплекс взаимодействий, с помощью которых достигается и осуществляется властное размещение ресурсов в обществе". Рассматривая любую политическую систему с точки зрения функционирования, Истон выделил две ее основные функции:

– распределить материальные и духовные ценности и на этой основе предотвратить конфликты и напряжения между членами общества;

– убедить и, в случае необходимости, заставить всех членов общества принять произведенное распределение ценностей как должное, правильное и обязательное для исполнения.

Модель политической системы Истона построена по аналогии с кибернетической системой, функционирующей по замкнутой схеме. Она включает в себя три основных блока:

ВВОД ---- КОНВЕРСИЯ ---- ВЫВОД

На "вводе" политической системы сосредотачиваются требования граждан, их объективные и субъективные запросы и потребности. Требования направляются в адрес властей и служат сигналом о наличии в обществе определенных потребностей. Требования есть не что иное, как выражение мнения о правомерности или неправомерности, справедливости или несправедливости макроуправленческих решений властей. Дэвид Истон разделяет возможные требования, предъявляемые политической системе, на:

распределительные (вопросы организации и оплаты труда, проблемы здраво­охранения, образования и социального обеспечений);

регулятивные (обществен­ная безопасность, борьба с преступностью, контроль за производством и рас­пределением);

коммуникативные (обладание информацией, реализация политических прав и свобод и т.п.).

Основным импульсом на входе в политическую систему наряду с требованиями является и поддержка. Содержание и интенсивность входящих требований указы­вает не только на реальные потребности и интересы людей, но одновременно выступает "индикатором" того, насколько система в состоянии реализо­вать потребности общества, учесть возможное недовольство и несогласие и т.п. Поддержка со стороны граждан системы усиливается, если система в состоянии адекватно учесть входящие импульсы. В противном случае она осла­бевает и может привести к ослаблению мощи механизма политической систе­мы и даже к полному краху. Вот почему для сохранения политической системы и постоянного ее дей­ствия, кроме требований необходима именно поддержка ее со стороны субъек­тов и объектов политической жизни. Поддержка связывает массы с политической системой, ее структурами и институтами вла­сти. Форма поддержки людьми политических процессов и действий властных структур разнообразна: регулярная оплата налогов и других обложений, соблюдение законов и директив, участие в политической жизни, внимание и почтительное отношение к официальной информации и власти.

На "выводе" политической системы находятся принятые политические решения, соответствующим образом законодательно оформленные и обладающие статусом обязательности, и действия по их реализации. Политическая система является стабильной и эффективно действующей лишь в том случае, если она оперативно и адекватно реагирует на импульсы "ввода", что позволяет разрешать, предотвращать, либо смягчать существующие социальные противоречия и конфликты.

"Конверсия" – это процесс политической борьбы между носителями разных социально-экономических интересов и идеологических ценностей, которые выдвинули и активно отстаивают наиболее приемлемые для них варианты макроуправленческих решений. Мы уже говорили о внутренне присущем политике конфликтом характере. Процесс принятия политического решения всегда сопровождается борьбой. Острота этой борьбы определяется "ценой" вопроса и особенностями политической культуры общества.

Американский политолог Г. Алмонд в работе "Политика развивающихся регионов" дополнил построения Д. Истона и более подробно разработал функции политической системы, которые она выполня­ет как на "вводе", так и на "выводе".

"Вводные" функции осуще­ствляют различные неправительственные ассоциации: группы интересов, политические партии, независимые средства массовой информации. Так, многообразные требования выражаются группами интереса, аккумули­руются партиями, которые завершают работу по прида­нию этим требованиям политической формы.

К функциям на "вводе" в политическую систему относятся:

– политическая социализация и рекрутирование;

– артикуляция интересов;

– агрегирование интересов;

– политическая коммуникация.

Первая функция "ввода" – это политическая социализация и рекрутирование. Политическая социализация – это процесс ос­воения личностью политики как особой сферы жизне­деятельности. В результате личность усваивает опреде­ленные политические знания, нормы, ценности, модели поведения. Социализация формирует определенный тип человека политического и обеспечивает преемствен­ность в развитии системы, ее стабильность, формирова­ние поддержки данному порядку. Именно поэтому со­циализация выступает важнейшей функцией политиче­ской системы. Она направлена на создание необхо­димого уровня поддержки – основы самосохранения по­литической системы. С данной функцией связано и рекрутирование.

Политическое рекрутирование означает функ­цию заполнения ролей в политической системе. Немец­кий политолог К. Поппер образно писал, что поли­тические институты подобны крепости: их надо хорошо спроектировать и населить. "Заселение" и есть полити­ческое рекрутирование, то есть выполнение личностями определенных политических ролей: выборщика, гражда­нина, президента, депутата, министра, мэра, судьи, пар­тийного или профсоюзного функционера и т.д. Полити­ческое рекрутирование может осуществляться и по об­щим, и по ограниченным критериям. Подбор должно­стных лиц на основе их компетенции или на основе вы­боров – пример рекрутирования по общим критериям. Подбор из представителей одного слоя, номенклатуры – пример ограничивающих критериев.

Артикуляция интересов – процесс, посредст­вом которого выражаются требования. Непосредственно реализуют эту функцию группы интереса. Они оп­ределяют настроения и требования, формирующиеся в обществе, властным органам. В рамках политической системы действуют разные участники. Все они преследуют собственные цели и интересы. Интересы формируются и достигаются посредством деятельности групп и ассоциаций. Группы возникают на основе иден­тификации человека с профессией, нацией, религией, возрастной категорией и т.п. Ассоциации – это тоже группы интереса, но они хорошо организованы и пред­ставляют собой специализированные структуры. Ассо­циации конституируются, как правило, для защиты оп­ределенных интересов: политические партии, профес­сиональные союзы, организации предпринимателей, объединения фермеров, женщин, молодежи. Существу­ют группы и специфических интересов: мафия, сексу­альные меньшинства. Эти группы также могут оказы­вать существенное влияние на властные структуры.

Группы интереса отражают многообразие и сложность общества. Однако в различных политических системах оформление и артикуляция интересов проис­ходят неодинаково. При демократии группы и ассоциа­ции автономны и действуют независимо от правительст­ва. Именно широкое представительство и автономия обеспечивают необходимый уровень информации и поддержки демократической политической системы. В диктаторских системах не разрешенные свыше формы самоорганизации и активности граждан резко ограниче­ны. Организации являются не структурами, создавае­мыми гражданами для реализации своих интересов, а средством дополнительного контроля властей за ними.

Артикулирование интересов может быть явным и скрытым. Явные артикулирования выражаются в четко сформулированном требовании. Скрытые – в поведении, настроении, которое должно восприниматься политической системой.

Агрегирование интересов – функция превраще­ния требований в альтернативы государственной поли­тики. Данная функция предполагает сбор, накопление интересов, подведение их под более общие, чем те, ко­торые существовали на стадии первоначального артику­лирования. Агрегирование интересов оформляется в по­литические заявления, программы, законодательные предложения, предвыборные платформы.

Функции артикулирования и агрегирования тес­но связаны и все структуры, которые артикулируют ин­тересы, могут и агрегировать их. Однако в современных политических системах существуют специализирован­ные структуры, которые лучше всего выполняют эту функцию. Это политические партии и государственный бюрократический аппарат. Они являются связующим звеном, посредником между широким спектром артику­лированных интересов и окончательным принятием по­литического решения. Эти структуры обеспечивают прямые связи между многообразными группами интере­са и лицами, принимающими решения.

Функция политической коммуникации обеспе­чивает связь между элементами политической системы, а также между политической системой и средой. Поли­тическая коммуникация несет в себе огромный инфор­мационный потенциал. Циркулируя по всему контуру "ввод" – "вывод" – "обратная связь", информация дает воз­можность властным институтам обеспечить правильное принятие решений и поддержку системы ее членами. Коммуникативная функция тесно связана с деятельно­стью средств массовой информации, которые сущест­венно влияют на утверждение духовных ценностей, ока­зывают воздействие на оценки и поведение людей, во многом формируют общественное мнение, интересы и общие цели.

"Выводные" функции выполняются государственными структурами. Эти функции в основном прерогатива ор­ганов государственной власти и управления, которые принимают авторитетно-властные решения, пригодные для окончательной подачи на "вывод".

На "выводе" политическая система выполняет три главные функции:

– нормотворчества;

– применения правил и норм;

– контроля за соблюдением правил и норм.

Функция нормотвор­чества включает в себя процесс разработки законов, опреде­ляющих правовые нормы поведения людей и групп в обществе, а также деятельность социальных институтов. В эту функцию входит и принятие решений исполни­тельными органами. Нормотворчество – это и выбор общих целей, и стратегии для их достижения. Это выра­ботка общественной политики и принятие конкретных решений, предназначенных для ее осуществления.

Функция применения правил и норм подразуме­вает приведение их в действие, в социальную практику. Государственная политика не исчерпывается принятием законов, постановлений, выработкой инструкций. Окончательная судьба политического решения зависит от его реализации. Применение правил и норм, в свою очередь, стимулирует действия администрации, законо­дательных органов, правовых структур, неправительст­венных структур, групп и ассоциаций. Происходит из­менение социальной среды, возникают новые условия, требующие модификации правил и норм.

Функция контроля над соблюдением правил и норм включает в себя интерпретацию законов, опреде­ление фактов их нарушения, применение соответст­вующих санкций за это. Контрольная функция находит­ся преимущественно в компетенции судебной ветви власти. Однако и законодательная, и исполнительная власть играют в ее реализации немалую, а нередко и доминирующую роль.

"Входящие" и "выходящие" функции тесно свя­заны между собой и обеспечивают адаптацию системы к окружающей социальной среде. В этих функциях проявляется ре­агирующий и саморегулирующий потенциал системы, который позволяет ей корректировать внутренние про­цессы и структуры, чтобы избежать разрушения.

Таким образом, весь объем социальных взаимодействий в политической системе может быть опреде­лен, как совокупность функций "ввода" факторов из внешнего социального окружения в систему, их конверсии внутри системы и функций "вывода". По мнению Г. Алмонда, политическая система может сохранять устойчивость лишь при наличии ба­ланса между "входными" и "выходными" функциями.

3.2 Структура политической системы

Подытоживая сказанное в первом вопросе темы, дадим определение политической системы.

Политическая система – это интегрированная совокупность политических институтов, политических норм, политических идеалов, политических отношений в ходе сложного взаимодействия которых осуществляется процесс политического управления обществом.

Проблема вычленения структурных единиц политической системы (подсистем) достаточно сложна. Образно ее можно сравнить с ответом на вопрос о том, из скольких частей состоит тело человека. Очевидно, что членение живого организма на составляющие зависит от целей и приоритетов субъекта исследования. Поэтому разные авторы выделяют разное количество подсистем. Исходя из приведенного выше определения, видно, что мы полагаем правильным выделить в структуре политической системы четыре основных подсистемы.

1 Институциональная подсистема – политические институты. Институциональная подсистема является материальной основой политсистемы, своеобразным "становым хребтом", вокруг которого концентрируются все другие подсистемы. Она включает в себя разного рода политические организации, осуществляющие политическое управление обществом.

Во-первых, это законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти.

Во-вторых, это политические партии. По положению на 21 марта 2005 г. в Украине Министерство юстиции официально зарегистрировало 114 политических партий (последней была зарегистрирована "Партия здоровья"). На рассмотрении находились документы еще 25 политических партий.

В-третьих, это формальные и неформальные объединения граждан (профсоюзы, к примеру).

В-четвертых, это церковь как объединение верующих определенной конфессии.

В-пятых, разнообразные средства массовой информации.

Роль разных политических институтов в функционировании политической системы тесно зависит от ее типа. В институциональных подсистемах недемократических политсистем доминируют государственные органы, тогда как СМИ полностью лишены самостоятельности. Демократия, напротив, открывает максимальный простор для деятельности масс-медиа ("четвертая ветвь власти") и других негосударственных общественных институтов.

2 Регулятивная подсистема – политические нормы, регулирующие ход политического процесса. Политические нормы – это фиксированные в соответствующих актах и нефиксированные, однако, фактически действующие правила политической игры ("джентльменские соглашения политиков"). Политические нормы можно дифференцировать, прежде всего, по институциональной принадлежности. Можно выделить:

государственные нормы (Конституция, законы, подзаконные акты - разного рода ведомственные приказы и инструкции);

нормы деятельности политических партий и политизированных объединений граждан.

Существенная разница между первой и второй нормативными группами состоит в том, что государственные нормы обязательны для исполнения всеми членами общества, что обеспечивается, в случае необходимости, и средствами принуждения. Нормы политических партий и политизированных объединений граждан не подкреплены принудительно, они должны добровольно приниматься и исполняться гражданами.

Для демократической политической системы характерно доминирование фиксированных норм; "джентльменские соглашения политиков" вторичны и жестко контролируются общественностью. Среди государственных норм преобладают Конституция и законы, тогда как подзаконные акты производны от законов, легко доступны для ознакомления и играют подчиненную роль.

По подсчетам юристов Института законодательства Верховной Рады в современной Украине имеют юридическую силу более 30 000 нормативно-правовых актов. Законы составляют менее 5% этого массива документов – фактически страна продолжает жить по ведомственным инструкциям, многие из которых недоступны рядовым гражданам. Примечательно, что за два первых месяца своего правления третий президент Украины В.А. Ющенко издал более трех десятков указов с грифом "не для печати".

3 Идеологическая подсистема – политическая культура. С ам термин "политическая культура" впервые был введен в научный оборот еще немецким философом-просветителем И.Г. Гердером (1744 – 1803 гг.). В современной политологии особое значение придается результатам исследования данного вопроса, полученным американскими учеными Г. Пауэллом и Г. Алмондом. Их дефиницию политической культуры принято считать классической: "Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение".

На Западе широкую известность получила типологизация политической культуры, которую предложили американские политологи С. Верба и Г. Алмонд. Она основывается на результатах сравнительного анализа политических культур, существующих в различных странах, в зависимости от степени ориентации людей на участие в политической жиз­ни, в обеспечении функционирования политической систе­мы. Исходным пунктом их подхода является конструи­рование трех "чистых" типов политической культуры и выведение из них смешанных типов политической культуры. Чистыми типами, по их определению, являются: патриар­хальная, подданническая, активистская по­литические культуры.

Патриархальная политическая культура присуща социальным общностям, политические интересы которых не выходят за рамки своей общины, деревни или района. Ее отличительной чертой является полное отсут­ствие у членов сообщества интереса к политическим инс­титутам, к центральным властям. Как местные вожди, так и подданные не испытывают никакого чувства к централь­ному правительству, их отношение к нему не определяется никакими нормами. В современной действительности самы­ми близкими эквивалентами такой политической культуры могут быть отношения, существующие в африканских пле­менах.

Подданническая политическая культура отличается сильной ориентацией социальных субъектов на политическую систему и результаты деятельности властей, но слабым участием в обеспечении функционирования этой системы.

Носители подданнической политической культуры осознают существование специализированных политических институтов, имеют к ним отношение негативное или по­зитивное, но не склонны принимать участия в политической деятельности. От центральной власти подданные в этом случае ожидают либо приказов, либо благ.

Активистская политическая культура характеризуется сильной ориента­цией на существующую политическую систему и на ак­тивное участие в политической жизни общества. Носители такой культуры заинтересованы не только в том, что им дает политическая система, но также и в том, чтобы играть активную роль в обеспечении функционирования ее инс­титутов. К власти они относятся не только в плане необ­ходимости подчинения ее предписаниям и решениям, но и в плане необходимости своего участия в процессах выра­ботки, принятия и выполнения этих решений.

Из смешения элементов этих трех чистых типов возни­кают еще три вида политической культуры: патриархаль­но-подданническая, подданническо-активистская и патриар­хально-активистская. Именно эти смешанные типы полити­ческой культуры, по мнению Алмонда и Вербы, преобладают в истории различных обществ.

Достаточно очевидно, что именно активистский тип политической культуры большинства граждан является одним из необходимых условий существования развитой и стабильной демократической политической системы.

4 Коммуникативная подсистема – политические отношения. В процессе политического управления обществом складывается очень широкий спектр разнообразных политических отношений, составляющих в своей совокупности политическую коммуникацию. В рамках последней можно выделить несколько типов политических отношений.

Во-первых, это отношения, которые возникают внутри политических организаций: между государством и его гражданами, между политическими партиями, политизированными объединениями граждан и их членами.

Во-вторых, это отношения, которые возникают между разными политическими партиями и политизированными объединениями граждан (опосредованные политическими организациями отношения между субъектами политики).

В-третьих, это отношения между партиями и политизированными объединениями граждан с одной стороны, и государством – с другой (опосредованные отношения между обществом в целом и отдельными социальными группами).

Для демократической политической системы характерен прозрачный и открытый характер политической коммуникации, основанной на правовой юридической базе – граждане имеют реальную и законную возможность получать информацию и контролировать магистральный ход политических отношений. В Украине, напротив, "кассетный скандал" 1999 – 2000 гг. – один из немногих случаев, когда общественность смогла заглянуть "за кулисы" политических отношений. Заглянуть и ужаснуться.

3.3 Типология политических систем

Политическая система каждой страны достаточно уникальна, как уникальны и неповторимы отдельные люди и страны. Однако политсистемы разных наций имеют ряд общих свойств, что позволяет осуществить их типологизацию. Применив разные критерии, мы получаем разные типы политических систем.

В политической науке достаточно популярна классификация политических систем, произведенная Габриэлем Алмондом. Исходя из современного состояния политических систем в мировом сообществе, он ввел типы политической системы тесно связывающих понятия структура и культура. Ал­монд акцентировал внимание на том, как соотносятся, согласуются и соответствуют идеалы и ценности общества с теми формами, в которых общество организовано. В современном мире американский политолог выделяет четыре типа политических систем: англо-американскую, континенталь­но-европейскую, доиндустриальную и частично индустриальную политическую систему, тоталитарную политическую систему.

Англо-американская политическая система действует в Англии, США, Австралии, Канаде. Она характеризуется гомогенностью (т.е. однородностью) культуры: политические цели и средства их достижения разделяют все. Свобода личности, массовое благосостояние и безопасность боль­шинства населения ставится превыше всего. Глубоко дифференциро­вана в политической системе и структура политических институтов и звеньев: каждая политическая партия, социальная общность, слой, имеют конкретные цели и осуществляют свои функции. Для англо-американской политической системы характерна высокая ста­бильность, разделение властей и т.п.

Континентально-европейская политическая система свойственна Германии, Италии, Франции. Она характеризуется эклектичностью (то есть смешением) политической культуры, сосуществованием новых и старых культур. Во Франции наряду с традицией представительной вла­сти присущи плебисцитарная традиция, склонность к популизму и т.п., а также введение форм прямой демократии (во времена Наполеона, де Голля). Для континентально-европейского типа политичес­кой системы характерна и многопартийность: политические партии выступают с разной идеологией и устоявшимися национальными традициями, имею­щими значительное влияние в обществе. Многие элементы в структуре и содержании континентально-европейской политической системы присущи и политической системе современной Украины.

Во многих доиндустриальных или частично индустриальных стра­нах Азии, Африки и Латинской Америки существуют и функциониру­ют различные политические системы со свойственной смешанной по­литической культурой: смесь западных ценностей, этнических традиций, религиозных. Смешанность политической культуры в политических системах доиндустриальных и частично индустриальных странах силь­но отличается от смешанной политической культуры политических систем стран Западной Европы, соединяя самые неожиданные противо­положности. Сами условия формирования такой политической культуры сопровождаются нарушением считавшихся священными обычаев, традиций, связей, ростом ощущения неустойчивости. В поисках по­рядка и защиты люди обращаются к харизматическому лидеру. Эти процессы, с точки зрения коммуникации и координации, усложняют отношения в обществе. Здесь же нечетко разделяются власти. Зачастую законо­дательные функции используют управленческие, властные структуры и армия. Законодательные органы вмешиваются в судебные процессы и т.п. Здесь силен и личный авторитаризм, господство одной какой-либо политической партии, узурпировавшей власть. Широко используется насилие. Ограничено участие населения в политической жизни страны.

Тип тоталитарных политических систем, по Алмонду, свойствен фашистской Италии, нацистской Германии, франкистской Испании, а также до начала 90-х г. XX в. странам Восточ­ной и Центральной Европы (СССР, Албания, Румыния, Болгария, Польша и др.). В тоталитарных обществах отсутствуют независимые социальные общности, слои, стремящиеся различными способами влиять на влас­тные структуры с целью удовлетворения их требований и интере­сов – экономических, социальных, культурных, этнических, террито­риальных, отраслевых, религиозных и т.п. Политическая коммуникация строго контролируется центром. Характерны и чрезмерная центра­лизация власти, и высокая степень насилия.

В современном обществоведении используется и метод типологии политических систем по характеру доминирующих экономических отношений, разработанный в марксистской философии. Его сторонники полагают, что особенности конкретной политической системы определяются способом производства, господствующим в конкретном обществе.

Так, при рабовладельческом способе производства политсистема является рабовладельческой, при господстве феодального способа – феодальной, при доминировании капиталистических производственных отношений – буржуазной. При переходе общества от капиталистического к коммунистическому способу производства создается и функционирует социалистическая политическая система. Данную классификацию можно свести в таблицу.

Таблица 5 – Типология политических систем по критерию “способ производства”

Способ производства Господствующий класс Характер политсистемы
Рабовладельческий Рабовладельцы Рабовладельческая
Феодальный Помещики Феодальная
Капиталистический Буржуазия Буржуазная
Переход от капиталистического к коммунистическому Рабочий класс Социалистическая

Далее, если в основу типологии положить характер взаимодей­ствия со средой, то политические системы можно подразделить на открытые и закрытые (полностью закрытых не бывает). Последние системы недолговечны в силу свойственных энтропийных процес­сов. Открытые политические системы активно подвергаются влия­нию внешних условий и факторов и, в свою очередь, оказывают на них обратное воздействие. Они динамичны и подвижны.

Объемную типологизацию политических систем можно предста­вить на основе анализа работ немецких политологов Д. Берг-Шлоссера, X. Майера, Т. Штаменна. В основу их классификации положен принцип вождизма (личного или группового). В силу этого встречаются такие разновидности политических систем, как тради­ционная (на основе религиозного культа), статическая и модерни­зированная олигархии, система фашистского толка, преторианская (низкий уровень институализации, личный или групповой интерес возведен в принцип "общего блага"), коммунистическая, "воспи­тательная" демократия (цель — воспитание масс для участия в по­литической жизни; легитимность базируется на переплетении ра­циональных и харизматических элементов; этатизм). Наиболее жизнеспособной, с их точки зрения, является парламентарно-демократическая политическая система, которая базируется на много­партийности, высоком уровне политической культуры и политичес­кой активности, развитой системе контроля за деятельностью государственной власти.

Существует множество и других, в том числе более сложных типологий политических систем. Одна из достаточно простых, широко распространенных, а главное, достаточно глубоких их классификаций - деление политических систем на тоталитар­ные, авторитарные и демократические. Несколько забегая вперед, нужно сказать, что критерием их разграни­чения служит политический режим, который предварительно можно определить как характер и способы взаимо­отношения власти, общества (народа) и личности (граждан).

В са­мом общем виде для тоталитарной политической системы харак­терно полное подчинение общества и личности власти, всеобъем­лющий контроль за гражданами со стороны государства.

Авторита­ризм отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и обще­ства во внеполитических сферах. И, наконец, демократия характе­ризуется контролем общества (большинства) над властью.

При этом если личность имеет автономию, права и свободы, признается важнейшим источником власти, то имеет место либе­ральная демократия. Если же власть большинства ничем не огра­ничена и стремится контролировать общественную и личную жизнь граждан, то демократия становится тоталитарной. Неоднородны также авторитарные и тоталитарные полити­ческие системы.

Данная классификация отражает идеальные типы политичес­ких систем, значительно отличающиеся от существующих в ре­альной жизни. И все же тоталитаризм, авторитаризм и демокра­тия, в той или иной форме, и в различной степени приближения к идеалу широко представлены в истории человечества и в совре­менном мире.

3.4 Понятие “политический режим”. Основные типы политических режимов

В предыдущем вопросе уже была затронута проблематика политического режима и его основных типов. Остановимся на этом поподробнее.

Говоря объективно, в современной политологии соотношение понятий "политический режим" и "политическая система" вызывает существенные разногласия. Иногда их рассматривают как синонимы. Иногда понятие политического режима вообще не выделяют. Иногда политическую систему и политический режим разводят довольно далеко друг от друга. Большинство исследователей, однако, оперируют обеими этими категориями.

В американском словаре политических терминов, подчеркивается, что в понимании большинства политологов США политическая система – это "совокупность структур, процедур и институтов". На Западе широкую популярность получило определение политического режима французского профессора Жан-Луи Кермонна, кото­рый под политическим режимом понимает "совокупность элементов иде­ологического институционального и социологического порядка, способ­ствующих формированию политической власти определенной страны на определенный период".

Используя эту лапидарную манеру изложения можно сказать, что политический режим для многих специалистов – это динамичная, функциональная характеристика политической системы.

Политический режим часто понимают как "образ правления", определяющий способ и особенности функционирования и взаимосвязи основных элементов политической системы общества и других социальных структур. Политический режим - это порядок взаимо­отношений гражданского общества и политической власти. Если сравнить политическую систему с механизмом, управляющим жизнедеятельностью общественного организма, то политический режим характеризует основные параметры работы этого механизма. Эти параметры можно конкретизировать таким образом:

– взаимоотношения общества и власти;

–характер и мера осуществления власти;

– состояние прав и свобод граждан;

– способы формирования персонального состава государственных органов;

– соотношение между основными ветвями государственной власти;

– отношение властных структур к правовым основам деятельности;

– роль и значение негосударственных и неполитических организаций и

структур;

– характер существующих в обществе запретов;

– роль идеологии в жизни общества;

– характер политического лидерства;

– положение, роль и значение средств массовой информации;

– роль политических партий;

– роль и значение органов государственного принуждения (армия, полиция, спецслужбы и т.д.);

– паттерны политического поведения и состояние политической культуры.

Итак, структура власти, приемы, методы и средства ее осуществления характеризуют политический режим общества. Всякий политический режим представляет то или иное сочета­ние двух полярно противоположных принципов человеческих взаи­модействий: авторитарности, то есть безоговорочного, безусловного подчинения законам и распоряжениям властей, жесткой дисциплине и ответственности, и демократизма, под которым понимается равно­правие сторон, их соглашение, свобода выбора, самоуправление и т.п. Практически невозможно политический режим лишить форм реали­зации одного принципа и построить на формах реализации только другого принцип



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: