Арифметику Магницкого и грамматику Смотрицкого Ломоносов называл «вратами своей учёности».
1) прямая речь;
2) косвенная речь;
3) предложение с вводными словами;
4) отдельные слова или словосочетание.
2. Укажите способ цитирования.
«Мудрость есть дочь опыта»,— любил говорить великий итальянский художник, учёный, инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.
1) прямая речь;
2) косвенная речь;
3) предложение с вводными словами;
4) отдельные слова или словосочетание.
3. Укажите способ цитирования.
О. Мандельштам говорил, что Анна Ахматова «…принесла в русскую лирику… пси-хологическое богатство русского романа».
1) прямая речь;
2) косвенная речь;
3) предложение с вводными словами;
4) отдельные слова или словосочетание.
4. Укажите предложение, которое можно переделать, введя цитаты с помощью вводных слов.
1) В. Сухомлинский утверждал: «Человек поднялся над миром всего живого прежде всего потому, что горе других стало его личным горем».
2) «Труд будит в человеке творческие силы»,— писал Л. Н. Толстой.
5. Укажите неправильный вариант оформления цитаты.
1) Ф. Искандер говорил, что «мудрость — это ум, настоянный на совести».
2) М. Пришвин, анализируя творчество Л. Толстого, говорил: «Каждая строчка Толстого
выражает уверенность, что правда живёт среди нас».
3) Анализируя поэзию Лермонтова, А. Герцен говорил, что: «мужественная, печальная мысль… сквозит во всех его стихах».
6. Закончите высказывание.
При цитировании стихотворного текста с соблюдением стихотворных строк.
1) ставятся кавычки;
2) кавычки не ставятся;
3) цитата пишется с новой строки;
4) цитата пишется на той же строке, что и слова автора.
7. В каком предложении чужая речь неправильно оформлена?
1) В письме А. С. Суворину А. П. Чехов писал о своей пьесе «Чайка», что она
«...написана вопреки всем правилам драматического искусства».
2) Как утверждал П. И. Чайковский, что «вдохновение рождается только из труда и во время труда».
3) По словам Л. Н. Толстого, «искусство — высочайшее проявление могущества в че-ловеке».
4) Искусство, по мысли Ф. М. Достоевского, «есть такая же потребность для человека, как есть и пить».
_______________________________________________________________________________
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «СПОСОБЫПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ»
_______________________________________________________________________________
1. Предложение с косвенной речью представляют собой:
1) простое предложение; 3) сложноподчинённое предложение;
2) сложносочинённое предложение; 4) простое осложнённое предложение.
2. В схеме предложения с прямой речью «П — а,— П» недостаёт:
1) точек; 3) вопросительного знака;
2) запятой; 4) восклицательного знака.
3. Укажите способ передачи чужой речи в предложении
По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки.
1) предложение с прямой речью;
2) предложение с косвенной речью;
3) предложение с вводными словами и предложениями для передачи источника сооб-
щения;
4) простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи.
4. При замене прямой речи косвенной в предложении «Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости»,— сказала Валя, необходимо употребить:
1) союз что; 2) союз-частицу ли; 3) союз чтобы.
5. Укажите неправильно построенное предложение с косвенной речью.
1) Н. В. Гоголь был убеждён, что у писателя только и есть один учитель: сам читатель.
2) Никита попросил, или не помогу я ему решить задачу.
3) Сосед попросил, чтобы ребята помогли ему завести мотоцикл.
6. Укажите, какой схеме соответствует данное предложение с прямой речью:
Уже вечереет сказал мечтательно художник Скоро станет темно и на небе по-явятся первые звёзды.
1) «П»,— а. 2) «П,— а.— П». 3) «П,— а,— п».
7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) В тишине раздалось: «За мной! В атаку!»
2) Он обратился с просьбой: «Передайте, пожалуйста, эту книгу в библиотеку».
3) «Как хорошо, что я спрятал револьвер в вороньем гнезде». — подумал Павел.
4) «Ирина, ты опять плачешь», — начал с беспокойством Литвинов.
8. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Обрадованная мать уверенно ответила: «Найду что сказать!»
2) «Буду, буду летать!» звенело и пело в голове Алексея.
3)Жухрай встал на площадку и произнес: «Товарищи, мы собрали вас для серьезного и
ответственного дела».
4) «Что же ты не едешь?» — спросил я ямщика с нетерпением.
9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) На мой вопрос: «Жив ли старый смотритель?» — никто не мог дать мне удовлетвори-тельного ответа.
2) «Парю одиннадцатый год!» — сердито говорил папа.
3) «Говори что хочешь, Михаил, а я знаю одно», — твердила мать.
4) «Нам придется здесь ночевать. — сказал Максим Максимыч — в такую метель через горы не переедешь».
10. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) «Трудами русских в историю исследования Севера вписаны важнейшие страницы», — сказал Г.Я. Седов.
2) «Делайте что хотите, — отвечал им сухо Дубровский, — я здесь больше не хозяин».
3) «Недаром на нем эта кольчуга, — подумал я — уж он, верно, что-нибудь замышляет».
4) Яшка-то напился да отцу и бухнул прямо в глаза: «Вор!»
11. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Тысячная толпа рявкнула: «К ответу»!
2) «В четыре руки жить захотел!» — клокотало в ней.
3) Сидя над чертежами, он изредка вздыхал: «Я рад, что доживу до конца работы».
4) И боец сказал: «Понятно!»
12. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) «И зачем вы взяли меня с собой!» — ныл всю дорогу Костик.
2) «Подумаешь, — сказал ехидно Илька, — у меня такие тоже есть, только еще лучше».
3) «Никогда! — закричала Катя. — Никогда не делайте так!»
4) «Ну и что же у вас получилось?» — спросила Ольга.
13. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) «За все ответите!» — грозно сказала мать.
2) Он тихо произнес: «Можно я зайду к вам вечером?»
3) «Ужасная погода, — ворчала бабушка, — хороший хозяин в такую погоду собаку не
выведет».
4) «Уходите!», — твердо сказал Пашка.
14. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) «Ура!» — кричали люди на площади.
2) «Наконец-то весна, — подумала мама, — скоро сын вернется».
3) Ольга удивилась: «Неужели уже вечер? Ведь так еще светло!»
4) Многие говорили: «Он несчастный сын богатых родителей.»
15. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Деревья шумят, точно шепчут друг другу: «Как страшно в саду!»
2) «Это что за птица?» — спросила Зиночка.
3) «Я могу читать, — заговорил Петрусь, — и скоро выучусь писать пером».
4) «Позвольте, — заметил один скептик, не от лимона ли этот ящик?»
16. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Ты глянь-ка, — сказал он, — вот как разнесло!»
2) Павка сказал резко: «Ты потише!»
3) «Погоди... — крикнул Ленька. — Как ты говоришь? Пыль?»
4) «Нет, — промолвил Ермолай, — дело не ладно».
17. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Наполеон однажды заметил, что «я могу проиграть эту битву, но не могу потерять минуту».
2) «Мадам, вам завернуть или так полетите?» — спросил продавец женщину, два с лишним часа выбиравшую в магазине метлу.
3) По словам Мопассана, «любовь сильна, как смерть, зато хрупка, как стекло».
4) «Талант! Талант! — говорил он. — Несомненный талант. Ты положительно будешь иметь успех!»
18. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) «Здорово, парень, — сказала она печально. — Как живешь?»
2) Старик шел и, спотыкаясь о траву, повторял: «Какой аромат, граждане! Какой упо-
ительный аромат!»
3) По мысли Антуана де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь».
4) Он хотел узнать у кучера, куда они заехали.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ | |
Прямая речь (П) после авторских слов (А) | |
А: – П. (П? П! П...) | Отец сказал: – Это замечательно! |
А: «П». | Отец сказал: «Я подумаю об этом». |
А: «П?» | Отец спросил: «Почему так поздно?» |
А: «П!» | Отец воскликнул: «Лентяй!» |
А: «П...» | Отец проговорил: «Ну что ж...» |
Прямая речь (П) перед авторскими словами (а) | |
«П», – а. | «Я подумаю об этом», – сказал отец. |
«П?» – а. | «Почему так поздно?» – спросил отец. |
«П!» – а. | «Лентяй!» – воскликнул отец. |
«П...» – а. | «Ну что ж...» – проговорил отец. |
Авторские слова (а) внутри прямой речи (П/п) | |
«П, – а, – п». | «Я подумаю об этом, – сказал отец, – но не сегодня». |
«П, – а. – П». | «Я подумаю об этом, – сказал отец. – Позвоните мне завтра». |
«П? – а. – П». | «Почему так поздно? – спросил отец. – Ты обещал быть раньше». |
«П! – а. – П». | «Лентяй! – воскликнул отец. - Надо лучше заниматься». |
«П... – а. – П». | «Ну что ж... – проговорил отец. - Надо подумать». |
«П, – а: – П». | «Это плохо, – сказал отец и добавил: – Не ходи туда». |
Прямая речь (П) внутри авторских слов (А/а) | |
А: «П», – а. | Отец сказал: «Я подумаю об этом», – и вышел из комнаты. |
А: «П!» – а. | Воскликнув: «Ты лентяй!» – отец схватился за ремень. |
А: «П?» – а. | Отец спросил: «Почему так поздно?» – и ушел, не дожидаясь ответа. |
КОСВЕННАЯ РЕЧЬ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НЕЙ | |
Предложения с косвенной речью являются сложноподчиненными предложениями с изъяснительной придаточной частью, присоединяемой к главной союзами что, чтобы, будто, иногда косвенная речь передается в форме косвенного вопроса (т. е. высказывания, которое содержит вопрос, но лишено вопросительной интонации). Косвенный вопрос может присоеди-няться к главной части союзом ли или союзным словом. | |
Правило | Примеры |
1. Правильно выбрать союз (или союзное слово). Придаточные части с союзами что, будто (бы) передают содержание прямой ре-чи, оформленной как повествовательное пред-ложение. Союз будто (бы) передает оттенок неуверенности: | «Ничего не понимаю», — сказал Кузьмин и осторожно убрал свою руку. (Пауст.) — Кузьмин сказал, что ничего не понимает, и осторожно убрал свою руку. Соседи говорят, будто к нам ребята прихо-дили. |
Придаточная часть с союзом чтобы употреб-ляется при замене косвенной речью побуди-тельного предложения (содержащего приказ, требование, призыв к действию): | «Ты на дорогу смотри, — посоветовал Кузь-мин, — Не оглядывайся». (Пауст.) — Кузьмин посоветовал, чтобы я смотрел на дорогу, не оглядывался. |
Придаточные части с союзом ли и союзными словами передают содержание вопроситель-ных предложений: | «Гудки с пристани здесь слышно? — впол-голоса спросил Кузьмин». (Пауст.) — Кузьмин спросил вполголоса, слышны ли здесь гудки с пристани. «Чем же вы все-таки счастливы?» — спро-сила Ольга Андреевна Кузьмина. (Пауст.) — Ольга Андреевна спросила Кузьмина, чем же он все-таки счастлив. |
2) Изменить личные и притяжательные месс-тоимения и глагольные формы, учитывая, что косвенная речь ведется от лица автора (т. е. от третьего лица). | «Как же мы спустимся?» — спросил Кузьмин. (Пауст.) — Кузьмин спросил, как же они спус-тятся. «Действуйте по разработанному вами плану, от меня дополнительных приказаний не жди-те», — сказал Серпилин. (Сим.) — Серпилин сказал, чтобы действовали по разработан-ному ими плану, от него дополнительных при-казаний не ждали. |
3) Передать описательным способом эмоцио-нально окрашенную прямую речь, содержа-щую междометия, обращения, восклицания. В этом случае косвенная речь может иметь фор-му простого предложения: | Встречные ребятишки тебе, незнакомому че-ловеку, вежливо говорят: «Здравствуйте!». (Песк.) — Встречные ребятишки вежливо здороваются с незнакомым человеком. При такой замене в значительной мере теряется эмоциональная окраска прямой речи. |
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ЦИТАТАХ