Проблема интеграции менеджмента качества и экологического менеджмента




В настоящее время для многих направлений деятельности организации разработаны стандартизированные подходы. Большое число существующих международных стандартов, описывающих ту или иную систему менеджмента, говорит о необходимости их интеграции между собой, а также интеграции в общую систему менеджмента предприятия. Интегрированных систем менеджмента (ИСМ) в России и мире не много, что объясняется недостаточно разработанной теоретической базой в этой области.

Наиболее распространенными являются стандарты, предъявляющие требования к системе менеджмента качества (ISO 9001) и к системе экологического менеджмента (ISO 14001). Стандарты системы менеджмента качества (СМК) исторически появились раньше других стандартов, а экологический менеджмент относится к ключевой доминанте устойчивого развития общества и к высшим приоритетам промышленной деятельности. Поэтому под ИСМ обычно понимается объединение именно СМК и системы экологического менеджмента (СЭМ).

Интеграция различных систем менеджмента сопровождается возникновением синергетического эффекта, т.е. ИСМ являет собой нечто большее, чем сумма составляющих ее частей. Рассмотрим преимущества ИСМ по отношению к раздельному использованию систем менеджмента:

1. снижение функциональной разобщенности между разными системами менеджмента; 2. сокращение издержек на разработку, функционирование и сертификацию ИСМ за счет ликвидации дублирования работ; 3. меньшая трудоемкость при создании ИСМ; 4. меньший объем внутренних и внешних связей; 5. меньший объем документации; 6. улучшение имиджа организации, поддержание более активных связей с общественностью, повышение доверия у инвесторов, поскольку не многие предприятия имеют у себя интегрированные системы менеджмента; 7. получение внутренними аудиторами более интересной практики.

Это далеко не весь список плюсов, которые получает предприятие при разработке ИСМ. У предприятий с ИСМ повышается рейтинг, конкурентоспособность, уменьшается риск возникновения аварийных ситуаций, снижаются случаи нарушения природоохранного законодательства и т.д..

Проблема интеграции СМК и СЭМ стала обсуждаться практически сразу после выхода в 1996 году стандартов ИСО серии 14000. У потенциальных пользователей стандартов ИСО 9000 и ИСО 14000 появились вопросы относительно совместимости систем и проведения совместных проверок. Для того чтобы ответить на эти вопросы Международной организацией была создана Техническая консультативная группа 12 (TAG 12). Этой группой был сделан вывод, что не следует смешивать СЭМ и СМК в одну семью стандартов. Она предложила увеличить совместимость ИСО 9000 и ИСО 14000 так, чтобы облегчить внедрение и последующее проведение проверок. Слово «совместимость» в данном случае рассматривается как пригодность объектов к совместному, не вызывающему нежелательных взаимодействий использованию в определенных условиях для выполнения установленных требований.

Стандарта на ИСМ пока нет, но существует международный стандарт ИСО 19011, содержащий руководящие указания по аудиту систем менеджмента организации. Данный стандарт предлагает осуществлять совместный аудит для менеджмента качества и экологического менеджмента, что помогает значительно снизить расходы.

Организация СЭМ и СМК на предприятиях имеет общую идеологию – использование цикла управления Деминга PDCA (планирование – действие – проверка - корректировка).

Вместе с аналогиями в двух системах стандартов имеется важное различие, заключающее в главном принципе каждой системы менеджмента. Система менеджмента качества – это система управления производством с акцентом на качество, а система экологического менеджмента – это система управления производства ориентированная на экологическую безопасность.

При разработке систем, направленных на различные результаты, часто создаются организации в организации, имеющие свои собственные цели и свой центр действий. Часто наблюдается, что при проектировании ИСМ происходит чисто механическое объединение СЭМ и СМК без учета специфики сложившегося в организации менеджмента и принципов, на которых базируются стандарты. Такой подход к разработке ИСМ приводит только к формальному внедрению. На таких предприятиях отмечается адсорбция, когда отмирание той или иной системы менеджмента не влияет на привычную деятельность организации.

Не смотря на то, что СЭМ и СМК имеют разные принципы, взаимосвязь между ними прослеживается. ИСМ может рассматриваться как система управления производством, направленная на изготовление качественной продукции с обязательным выполнением требований экологических нормативов и природоохранного законодательства.

Создание ИСМ осуществляется на практике по двум возможным вариантам. Первый вариант – к СМК, которая является базовой добавляется СЭМ. Второй вариант – две системы менеджмента объединяются в единый комплекс одновременно. Второй вариант встречается крайне редко, так как СМК появились раньше других стандартов систем менеджмента, и рыночное давление в отношении внедрения и сертификации СМК на организации существенно сильнее.

Таким образом, в большинстве случаев, организация, которая планирует разработку у себя СЭМ, уже имеет развитую СМК. Следовательно, необходимо при внедрении СЭМ основываться на имеющейся СМК. Следует проанализировать соответствие существующей СМК требованиям стандарта ИСО 14001, чтобы выявить элементы, которые могут быть использованы при создании СЭМ. Внедрять СЭМ на основе построенной СМК, имеет смысл, если имеющаяся система эффективна и не требует пересмотра. Построение СЭМ на базисе неэффективной СМК приведет к тому, что проблемы существующей системы будут проявляться в созданной ИСМ.

Разработку ИСМ можно представить поэлементно, большинство отдельных элементов и процедур можно легко объединить и скоординировать. Однако каждое конкретное предприятие может самостоятельно определять проведение процедур, в зависимости от своих приоритетов, масштабов и наличия специалистов в системах менеджмента.

Итак, для решения проблемы интеграции СЭМ и СМК необходимо: а) на уровне государства: разработать государственную политику для поддержки предприятий, строящих у себя ИСМ; разработать доступное руководство, содержащее поэтапное описание внедрения ИСМ; б) на уровне предприятия: избегать формального, поверхностного внедрения ИСМ; при построении ИСМ организация должна опираться на требования тех стандартов, которые уже применяет, и дополнять ее необходимыми элементами; по возможности объединять процедуры элементов управления, чтобы избежать дублирования работ; и т.д.

Стандарты на те или иные системы менеджмента представляют лишь основу при разработке ИСМ, и не являют собой однозначного руководства и модели построения ИСМ. В результате стараний организации интегрированная система менеджмента может быть создана, которая в последующем будет подвержена аудиту в соответствии со стандартом ИСО 19011. Однако необходимо получать отдельный сертификат соответствия на каждую разработанную систему менеджмента. Это является существенным недостатком. Поэтому самым оптимальным выходом из сложившихся проблем будет создание стандарта ИСМ, включающей требования стандартов ИСО 9001, ИСО 14001, а также руководящие указания по аудиту систем менеджмента (ИСО 19011).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: