Общая характеристика современных учений о государстве




(к вопросу 13, Оксамытный, тгп)

 

Резкие и неоднократные повороты социального бытия в предыдущем столетии, стремительно происходящие изменения на политической карте мира свидетельствуют помимо прочего о противоречивой сути государства как такового, многогранности его проявления в жизни общества. Эти процессы инициируют поиски иных методологических подходов к восприятию государства в новых исторических реалиях или их уточнения и интерпретации с учетом закрепления в международных отношениях более цивилизованных порядков, а внутри большинства стран - общедемократических ценностей.

Тем самым плюрализм учений и концепций современного государства логичен, объясним и связан с:

- развалом прежних устоявшихся объединений государств с единой официальной идеологией (прежде всего, казавшегося целостным блока стран так называемого социалистического лагеря);

- крушением империй, в которых зависимым территориям навязывался определенный государственно-политический строй;

- появлением десятков новых государств, стремящихся обосновать свою правомерность и назначение;

- сосуществованием в современном мире стран с различными государственно-политическими режимами;

- особенностями процессов так называемой переходной государственности, свойственных странам, которые ставят своей целью утвердиться в демократических формах развития;

- интеграционными процессами, в результате которых происходят существенные изменения в политико-правовой жизни стран-участниц;

- стремлением выявить и определить общие параметры современного государства, стандартам которого должны следовать страны мирового сообщества.

К характерным чертам современных научных обращений к государству следует отнести преодоление прежних антиэтатистских взглядов и теорий, преследовавших цель нивелировать особую роль государства в обществе. Они вытесняются концепциями, обосновывающими процессы усиления регулирующего значения государства как инструмента социально-экономических преобразований и в то же время гаранта демократии и прав человека.

С окончанием многолетнего противоборства западного и коммунистического блоков государств отходят в прошлое учения, строившие свои выводы на необходимости ассимиляции капитализма и социализма. В частности, стала достоянием истории теория конвергенции, согласно которой государство должно представлять собой синтез различных социально-политических систем, основанный на общих индустриальных, культурных и организационных аспектах, которые порождает научно-техническая революция. Соединение двух систем произошло не путем заимствования друг у друга позитивного опыта, не на базе либерализации и плюрализма, как предсказывалось ранее, а путем поглощения одной из них. Активный разработчик концепции Збигнев Бжезинский, подводя итоги развития государственных систем в XX в., констатировал, что теория конвергенции закончилась установлением одной сверхдержавы и превращения другой в "обеспокоенное национальное государство"*(35).

Национальные проблемы в ряде стран - бывших республиках Советского Союза, в государствах Восточной и Юго-Восточной Европы - действительно носят острый характер, затрагивая и теоретические воззрения на государство. В некоторых из них теория национального государства постепенно приобретает статус официальной доктрины, обусловливающей право титульной нации на суверенность, полновластие и исключительность по сравнению с другими нациями и народностями.

Однако большей частью современные концепции государства склонны рассматривать его как средство обеспечения социального компромисса как в моно-, так и в полиэтническом обществе в качестве механизма осуществления принципов свободной политической конкуренции между различными группами и слоями.

В современной государственно-политической мысли возможно выделение основных направлений, связывающих учения и теории:

- концепции, затрагивающие механизм управления государством (доктрины элит и технократии, а также их современные интерпретации в виде учений об элитарной демократии, корпоративном государстве или государстве "социального контракта");

- концепции, выясняющие цели и задачи государства (учение о правовом государстве, различные теории "максимального" и "минимального" государства);

- прогностические концепции, обращающиеся к перспективам государственности как общечеловеческой ценности (учения о "мировом государстве").

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: