Из кочевых записок велоцыган или балканскими дорогами к морю.




Началось всё с того, что, однажды, немногочисленная компания собралась в гостях у одного хорошего человека за бокалом вина выслушать его рассказ о поездке на отдых в Черногорию. Впечатления от этой поездки были самые положительные. Рассказ сопровождался показом фотографий и презентацией печатных материалов, в частности, карты Черногории. Одному из участников данного собрания карта показалась весьма интересной, в том плане, что большую её часть занимали горы, вплотную подходившие к морю. Принимая во внимания особенный интерес этого участника к горам, а также тот малоизвестный факт, что одна из ветвей его генеалогического дерева тянется не откуда-нибудь, а именно, с Балкан, неудивительно, что идея велопутешествия по Балканам возникла и незамедлительно была им высказана. Данная идея с неподдельным интересом была воспринята хорошим человеком, только что вернувшимся из Черногории. В итоге она была красиво или, как бы сказал один из героев фильма Эмира Кустурицы, “совершенно элегантным образом” воплощена в жизнь. Конечно, по мере развития данной идеи были приложены определённые усилия, направленные на разработку маршрута будущего путешествия, на изучение истории мест, по которым, данный маршрут пройдёт, а также на знакомство с языком. Всё это необходимо для того, чтобы, будучи в путешествии, можно было в полной мере приобщиться и, даже сжиться, с тем, что тебя окружает, почувствовать неповторимую атмосферу Балкан со всем, что она в себе несёт. Это и тесное переплетение культур, вероисповеданий, и местная кухня, и обычаи, и природные особенности. В конце концов, витающий на Балканах дух свободы. Кто, как не мы, велопутешественники, или, в данном случае, велоцыгане, можем его ощутить. Само наше путешествие пронизано духом свободы. Мы подчинены сами себе, останавливаемся, где хотим, в отличие от автотранспорта. Имея с собой палатки, можем встать на ночь, там, где она нас застанет. Имея газовую горелку, можем приготовить себе пищу. За день, проведённый в седле, получаем огромное количество впечатлений, будучи при этом не пассивным наблюдателем, а действующим лицом, прочувствовавшим на себе каждый километр дороги или, если угодно, Пути. Путь – это жизнь, жизнь – это Путь. Отсюда, кстати, сходство с цыганами, только у них – кони, а у нас – байки.

Белград стал как отправной, так и конечной точкой нашего пребывания на Балканах. Первое знакомство со столицей Сербии, как и следовало ожидать, было несколько сумбурным, что ни в коей мере не соответствовало размеренному ритму жизни на Балканах, хорошо характеризуемого словом “полако”, что в переводе означает медленно. Мы объехали город на велосипедах, при этом часть времени была потрачена на поиски баллонов с газом для горелки. Однако данные поиски не увенчались успехом – в продаже были только баллоны для горелок местного производства, прозванных нами пепелацами за их сходство с этими летающими объектами из фильма “Кин-дза-дза”. Особенностью их конструкции является то, что, будучи однажды помещённым в горелку баллон, а он туда именно помещается, уже не может быть из неё вынут, пока не будет израсходован весь газ. Пришлось купить такой пепелац с парой баллонов для него. Из первого знакомства с городом, стоящим на слиянии Дуная и Саввы, больше всего запомнились обед и ужин в Скадарлии, старом цыганском квартале и посещение крепости Калемагдана. Одному из участников запал в душу грибной суп в одном из ресторанчиков или, если быть точнее, “чорба од печурака”. Сербская “чорба” – это в нашем понимании суп, а сербский “суп” – бульон. Во время второго посещения Белграда в конце путешествия мы снова посетили это место, дабы ещё раз отведать “чорбы од печурака”. Правда, на поиски ушло некоторое время, так как не знали точно, на какой улице находится этот ресторанчик. Вообще, наше путешествие в дополнение к другим его ипостасям, можно смело назвать гастрономическим. Кухня Балкан – это, конечно, отдельный рассказ, а, точнее, сказка. Не буду на ней отдельно останавливаться. Скажу лишь, что мне она пришлась по вкусу. Но одно блюдо, на которое рассчитывал, увы, попробовать так и не получилось. Это фаршированные перчики под сливовицу. Несмотря на то, что оно было в меню ресторанов, его в наличии не было. Объяснялось всё до невозможности просто – “не сезон”. Отсутствие данного блюда было скомпенсировано наличием особенно вкусного хлеба и другой разнообразной выпечки из многочисленных маленьких пекарен, что было отмечено всеми участниками похода. Что касается вин, то перепробовав разные сорта, остановили свой выбор на Вранасе. Его же я и привёз домой в память о балканских гастрономических “экскурсиях”.

Хотелось бы сказать несколько общих слов о маршруте. Он, как и предполагалось, оказался интересным, что неоднократно отмечалось и другими участниками, и даже предвосхитил мои собственные ожидания. В данном мероприятии я по совместительству выполнял обязанности штурмана, а помогал мне в этом очень полезный в путешествии прибор под названием навигатор. В общей сложности мы проехали за 2 недели около 750 км по местности, обладающей горным рельефом. Путь пролегал преимущественно по асфальту. Общий набор высоты по расчётным данным составил порядка 11 км, что, как известно, выше Эвереста. Подъём компенсировался спуском с общим перепадом, примерно, на 250 м меньшим, чем упомянутый общий подъём. Было много чего увидено. Прежде всего – это, конечно, природные красоты. Побывали одновременно в нескольких временах года: в весне и зиме, по мере набора высоты в горах и в жарком лете на Адриатическом побережье. Проехали большое количество туннелей, как на велосипеде, так и на поезде, возвращаясь из черногорского Бара в Белград. Через несколько дней после старта по объёму полученных впечатлений казалось, что прожили уже не одну неделю…

Ну а теперь по порядку. Из Белграда мы добрались автобусом до города Чачак, начальной точки нашего маршрута. Стартовали из Чачака под дождём. Путь пролегал на запад в направлении границы с Боснией и Герцоговиной по долине реки Западная Морава. По пути посмотрели несколько православных монастырей, которыми богата данная местность, и ГЭС, на фоне которой сфотографировались с сербским велолюбителем в годах, ехавшим в том же направлении, что и мы – в город Ужица. Ужица запомнилась нам весьма интересным хостелом под названием Hostel Republic с внутренним оформлением в постсоветском милитаристическом стиле и набором высоты на следующий день. Подъёмы в последующие дни похода всегда сравнивались участниками с ужицким. Однако, это, на мой взгляд, происходило оттого, что данный подъём был первым из череды больших подъёмов на нашем пути. Но потом был подъём на Дурмитор и ужицкий после него уже не вспоминался… Во второй день пути к вечеру наш немногочисленный велотабор пересёк границу с Боснией и Герцоговиной и заночевал в придорожном отеле в городке Вишеград, известном своим белокаменным мостом через реку Дрину, которому посвещён роман Иво Андрича “Мост на Дрине”.

Далее двигались вверх по долине Дрины. В первой половине дня проехали множество туннелей. В одном из первых на нашем пути произошло небольшое вело ДТП. Внезапно погас свет, и, оказавшись в темноте, точно в шахте, я, находившийся во главе нашего пелотона продолжал движение на небольшой скорости по примерной траектории. Зацепив передним колесом бордюр, завалился набок. Ехавший сзади участник повторил мой номер, влетев в мой рюкзак. Отделались небольшими царапинами и вынесли урок на будущее – теперь в туннель только с включенными фарами и задними огнями. Это был день 1 мая. Кроме того, что он был праздничным, он ещё был погожим и солнечным. Народ сидел компаниями за накрытыми возле своих домов столиков. Наше появление приветствовалось бодрыми возгласами и жестами рук, приглашающими нас присоединиться к свободным местам за столом. И мы в ответ приветствовали честные компании, но продолжали свой путь, тем более, что катилось в тот день легко. Запомнилась остановка на ночь в местечке Ustikolina, что находится между городками Горажде и Фоча, во-первых, сытным ужином в ресторане. Вернее будет сказать, ну ооочень сытным ужином. Хотя, как обычно, планировали немного перекусить. Всё началось с того, что заказали сырную тарелку, но, похоже, что официант не понял нас, и нам принесли-таки тарелку, вернее блюдо, но не с сыром, а с разными видами мяса. Но мы не в обиде на официанта. Остатками этого мяса мы ещё и пообедали на следующий день. Во-вторых, местечко запомнилось увиденной нами своеобразной картиной из местного уклада жизни: складывалось ощущение, что вся жизнь проходит в одном, двух шагах от дома. На такую мысль нас навело кладбище, протянувшееся вдоль сеточной ограды школьного стадиона. Здесь же рядом была и больница, и православная церквушка, и мечеть. Далеко ходить не надо…

Доехав по Дрине до её истока в месте слияния Тары и Пивы, на пограничном переходе Хум пересекли границу с Черногорией. Проехали ещё более интересное, изобилующее потрясающими видами, Пивское Ущелье до городка Плужине. В Плужине, ввиду опережения нами условного графика, была сделана днёвка. Но и в этот день расслабляться мы не стали и съездили налегке до Пивского монастыря.

Ну а следующий день, как уже было сказано, затмил памятную “ужицу”. Это был день героического взятия командой “Велоцыгане” Дурмитора. Был преодолён двухкилометровый перевал. Всё это происходило в не совсем благоприятных погодных условиях: сначала под дождём, потом, по мере набора высоты, под снегом, в пелене облаков. С нас можно было бы списать замечательный образ: велоёжики в тумане. При этом пришлось скорректировать запланированный маршрут, ввиду того что дорога, по которой мы должны были ехать, была занесена, ещё не успевшим растаять, а может быть, вновь выпавшим, снегом. Эту новость мы узнали от хозяев “кафаны” в деревеньке Трса, они же нам подсказали другой путь, за что им большое спасибо. Надо отметить, что повсеместно на нашем пути, нам попадались хорошие, радушно к нам настроенные люди. Это особенно проявлялось, когда они узнавали, что мы из России. Хотя нас несколько раз поначалу принимали за немцов, видимо, из-за расцветки нашей одежды. Подсказанный нам путь таил в себе приятный сюрприз – он проходил по глухим местам и предоставил нам возможность побывать в интересном месте – ущелье реки Сушица и у одноимённого озёра, река из которого вытекает по подводной пещере. Спуск в ущелье проходил по мокрой грунтовке с камнями, благо мы ехали на приспособленных для этого горных байках. По пути видели скачущих над пропастью серн. От озёра начался серпантинный подъём по противоположному склону ущелья. Вскоре начался асфальт, что нас, конечно, удивило и порадовало одновременно. Местами на дороге попадались груды осыпавшихся со склона камней. Начиная с какого-то времени, каждый виднеющийся впереди поворот вселял в нас надежду, что скрывает за собой перевал, но каждый раз эта надежда откладывалась до следующего поворота. Подъём продолжался, продолжался и продолжался… Мы, то ехали, то вели велосипеды. По обочинам дороги начали появляться снежные сугробы. Помимо глотка припасённой, как раз для такой погоды, сливовицы, мы грелись той мыслью, что впереди, за перевалом нас ждёт тёплый уютный приют в Жабляке. Так оно, собственно, в итоге и оказалось. С перевала спускались с видом на заснеженные вершины Дурмитора и, в частности, гору Боботов Кук. От набегающего потока воздуха закоченели пальцы в перчатках – температура была близкой к нулю. Тёплый душ и ужин в этот вечер был как никогда кстати. Не обошлось и без чарки вина, выпитой с тостом за проделанный, нелёгкий, но потому особенно запомнившийся путь, открывший для нас Дурмитор в его суровом, горделивом воплощении.

Когда утром глянул в окно, перед глазами предстал обновлённый пейзаж – всё было под пеленой свежевыпавшего снега, сверкающего на солнце. Покинув Жабляк, направились к ущелью реки Тара. Скатившись с ветерком по серпантину, оказались у моста, известного как мост Джурджевича, на момент окончания строительства самого высокого бетонного автомобильного моста в Европе. На спуске встретили собратьев – таких же велопутешественников, судя по акценту, предположительно, с Украины. Перекинулись парой слов, рассказали о дороге на Дурмитор. Полюбовавшись с моста открывающимся видом с извивающейся бирюзовой лентой Тары далеко внизу, помечтав о том, как бы хорошо было прокатиться по Таре на каяке (это я сейчас про себя) и перекусив молоком с вкуснейшим свежеиспечённым хлебом, покатили вдоль ущелья. Учитывая солнечную погоду, это был замечательный отрезок пути с прекрасными видами, туннелями, скалами, нависающими над дорогой. К вечеру добрались до Мойковаца. На следующий день был небольшой прогон до Колашина с заездом в природный парк Београдская гора. В Колашине вновь уделили должное внимание балканской кухне и отужинали в этноресторане “Коноба”. В меню был качамак, мясо, салаты, ну и не обошлось без бокала вина. Утром выехали на автобусе в столицу Черногории Подгорицу. По пути, уже как пассивные наблюдатели, любовались видами на ущелье Морачи, вдоль которого пролегал наш путь. Бирюзовая речка извивалась внизу, пенясь на камнях. Снова помечтал о каякинге, - вспомнились, проведённые зимой часы в бассейне за отработкой эскимосского переворота. Распаковав на автовокзале и собрав железных коней, покатались по городу, пообедали и выехали в Цетинье. Ландшафт кругом уже был другим, чем мы привыкли видеть до этого – теперь он мне напомнил Турцию. Кругом были белые горы, поросшие кустарником и невысокими деревьями. Климат тоже был другим, и уже трудно было поверить, что ещё каких-нибудь несколько дней назад мы тащились на перевал под снегом. Теперь мы ехали по направлению к Адриатическому морю. Температура была под 30 и палило солнце. Дорога шла преимущественно на подъём. По пути заметил на асфальте что-то маленькое живое. Оказалось черепашкой. Спас её от смерти под колёсами автомобиля, телепортировав (с её точки зрения) в травку на обочине. Старый город Цетинье, прежняя столица Черногории, в момент первого знакомства произвёл на нас несколько ошибочное представление о себе, ввиду того, что это знакомство происходило на исходе дня, в сумерках, и по ошибочно выбранному маршруту. Старый город мы попросту не нашли, обойдя его стороной по окольным улицам. Однако, утреннее, повторное, знакомство исправило ситуацию, и мы воздали царственному Цетинье должные почести. В Цетинье мы посетили музей и монастырь, где хранятся христианские святыни – Десница святого Иоанна Крестителя и частица Честного Креста, на котором был распят Христос. Из Цетинье наш путь лежал на побережье, в старый город-порт Котор. По пути посетили деревеньку Ньегуши, родину прославленного правителя и поэта Петра 2 Петровича Ньегоша. На подъезде к Ньегошам, перекусили в известном придорожном кафе, в котором, кстати, мной была приобретена бутылочка вина с местных виноградников и вкусный деревенский сыр.

Исторический момент пробил – команда “Велоцыгане” достигла побережья Адриатического моря. Перед нашим взором справа внизу раскинулась Боко-Которская бухта, вдаль, до горизонта, простирались голубые просторы. Где-то там Италия… “Добро дошли…”, – возвестил один из велоцыган, “Добро дошли!”, – вторили ему остальные, что означало в нашем понимании “Хорошо доехали” (в правильном переводе данная фраза означает “Добро пожаловать” и встречается на всех плакатах, приветствующих путников при въезде в населённые пункты). Теперь – вниз! Мы летели вниз на своих железных конях, светило солнце, нас обдувал солёный морской ветер, с каждым новым витком серпантина открывался уже немного другой вид на море, Котор приближался, превращаясь из белого размытого пятна в город с отдельными улицами, домами, собором, парусной круизной яхтой, стоящей на приколе. Это были замечательные моменты, хотелось, чтобы спуск продолжался, продолжался и продолжался… Этот спуск был нашим заслуженным вознаграждением за все предыдущие подъёмы. Однако, всё хорошее рано или поздно кончается, да и время нас поджимало, уже начинало смеркаться. Нужно было где-то остановиться на ночь, для этой ночёвки никакого конкретного места запланировано не было. Проведение вмешалось и на этот раз – уготовив нам сюрприз в виде комнаты в центре старого города у самых стен собора Святого Стефана, предложенную нам женщиной по имени Драгана. Однако, помимо интересности самого места нашей остановки, сюрприз заключался ещё и в том, что часы на соборе имели привычку возвещать округу о наступлении каждого получаса негромким ударом, каждого часа серией ударов погромче и наступлении определённых часов – продолжительной канонадой. Удивительно, но факт, спать это нам не мешало. Из Котора мы совершили радиальный выезд вокруг Боко-Которской бухты с посещением городков Пераст и Рисан. Он совпал с 9 Мая, поэтому был нами приурочен к данной памятной дате. Естественно не обошлось без тостов за ветеранов ВОВ, мира во всём Мире и третьего, традиционного, за любовь. Они были произнесены за обедом на нагретых солнцем камнях набережной с видом на Пераст. Через пролив, отделяющий бухту от моря, переправились на пароме, курсирующем между посёлками Каменари и Лепетани. Также Котор остался в памяти утренней прогулкой до крепости, распложенной на склоне над городом. Вид со смотровой площадки на Котор и бухту дополнялся рядом стройных кипарисов.

Далее, за один день докатили вдоль побережья до Бара. По пути заехали в Будву, где провели замечательных 2-3 часа, погуляв по узким улочкам старого города, искупавшись в море, позагорав на пляже с видом на его каменные стены и там же пообедав только что купленной в пекарне пиццей и свежей выпечкой. На пляже в Будве единственный раз за весь поход прокололи колесо, что надолго это нас не задержало – запасных камер хватало. Ещё в Будве помогли найти родителей потерявшегося мальчугана из России. С чувством удовлетворения от совершённого хорошего дела, продолжили свой путь. В Баре также не преминули побродить по развалинам старого города-крепости и походили по магазинчикам. На этом активная часть нашего велопутешествия, не считая пути в аэропорт, заканчивалась. Предстояло возвращение в Белград. Решили ехать поездом. Помощь в покупке билетов оказал ещё один хороший человек, проживающий в Баре, за что ему от “Велоцыган” отдельное ”Cпасибо!”. Про поезд тоже стоит сказать несколько слов. Ехали в вагоне с 6-местными купе. Ввиду отсутствия возможности сидеть в купе на нижних полках, не пригибая головы, народ стоит в проходе вагона. Многие курят, несмотря на запрещающие знаки. Ехали в ночь, поэтому не могли в полной мере оценить всех красот за окнами вагона. Вечером проехали Скадарское озеро. Потом железная дорога пошла вверх, преодолевая по пути множество туннелей. К этому времени уже стемнело. Далеко внизу, в ущелье, светящимися точками по трассе тянулись цепочкой автомобили – это было последнее, что я видел, перед тем как пошёл спать, сказав про себя: ”Прощай Черногория, страна красивых гор и чистых рек! Не ровен час, и настанет тот момент, когда я снова ступлю на твою благодатную землю. А пока прощай!”. Ночью просыпались на паспортный контроль. Помню ещё ночные огни, уже знакомой Ужицы.

Утром Белград нас встретил прохладной дождливой погодой. Это, наверное, уже были первые предвестия того несчастья, что обрушиться на Балканы через каких-нибудь несколько дней – сильнейшего наводнения. Но к этому времени мы уже будем дома – ангел хранитель нас и на этот раз убережёт… Ну а пока, был ещё один день проведённый в сербской столице под эгидой, уже усвоенного нами, духа “полако” и прощальный ужин при свечах и с музыкантами. “Очи чёрные…” – добавили очарования этому прекрасному вечеру. Пусть именно таким Белград останется в моей памяти, шумно-весёлым и беззаботным, каким он нам открылся в старом цыганском квартале с названием Скадарлия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: