Контрольная работа по
КУЛЬТУРОЛОГИИ
Вариант № 6
Студент: Коломийчук Марина Николаевна
ФИО
Ктбз16-2, з/к № 16150305
Группа, № зачетной книжки
Проверил / а преподаватель:
доц. каф. ООД ЗВФ Горощенова О.А.
Должность, ФИО
Оценка:___________________
Иркутск, 2018
Раскройте вопрос: Н.К. Рерих (1874-1947) и его Пакт в защиту культуры. Проанализируйте этот документ. Что нового Пакт Рериха внес в понимание мирового культурного процесса?
Мысль о необходимости специального соглашения по охране просветительных учреждений и памятников культуры возникла у Николая Константиновича Рериха (1874-1947) еще в русско-японскую войну. А в начале первой мировой войны Николай Константинович вынес этот вопрос на обсуждение широкой общественности, попытался придать ему государственное значение. Он обратился к верховному командованию русской армии и правительствам Франции и США с предложением обеспечить в военное время сохранность культурного достояния народов путем соответствующей договоренности между странами. Действуя с присущей ему энергий, художник ознакомил со своим проектом многих высокопоставленных лиц, а в 1915 году и самого Николая II, но дело так и не продвинулось. Тем не менее от идеи охраны культурных ценностей при военных столкновениях Рерих не отказался, и проведение ее в жизнь заняло большое место в его дальнейшей общественной деятельности.
В 1929 году Николай Константинович вторично поднимает этот вопрос. Он указывал на положительный пример Красного Креста, идею которого также в свое время встретили с недоверием, и потребовалось много времени и усилий, чтобы провести ее в жизнь. В этом же году был опубликован полный текст проекта Пакта, разработанный французскими юристами-международниками, с сопроводительным обращением Рериха к правительствам и народам всех стран.
|
Мысль Николая Рериха о защите культурных ценностей поддержали выдающиеся деятели культуры, дальновидные политики, руководители государств, прогрессивные священнослужители: президент США Франклин Рузвельт, короли Югославии и Бельгии - Александр I и Альберт I, митрополит Платон, кардинал Бурн, архиепископ Иоанн, о. Г. Спасский, Марк Шено, Р. Тагор, Р. Роллан, Б. Шоу, Т. Манн, А. Эйнштейн, Г. Уэллс и многие другие. Почетным председателем Русского комитета Пакта Рериха в Харбине (Маньчжурия) был архиепископ Камчатский и Петропавловский Нестор. Постоянные комитеты Пакта и Знамени Мира были учреждены в 1929 году в Нью-Йорке, в 1930 году в Париже и Брюгге.
В 1931 году в Брюгге под руководством члена комиссии по охране памятников Бельгии К. Тюльпника был организован Международный союз Пакта Рериха. В сентябре этого же года в Брюгге прошла Первая международная конференция, в работе которой приняли участие официальные представители некоторых государств и деятели общественных и культурных организаций.
В августе 1932 года опять в Брюгге состоялась Вторая конференция Пакта Рериха.
Конференция вынесла решение об обращении ко всем странам с призывом признать за Пактом силу международного документа. На выставке, созданной для конференции, было представлено 6000 фотографий архитектурных памятников, которые по своей уникальности требовали специальной охраны.
Третья конференция Пакта была созвана в ноябре 1933 года в Нью-Йорке. В ней участвовали официальные представители 36 государств. Конференция подготовила рекомендацию о принятии Пакта правительствами всех стран.
|
Что такое элитарная, народная и массовая культуры? Что у них общего и чем они отличаются? Приведите примеры.
Массовая элитарная культура искусственна, а народная культура естественна. Массовая культура создается с целью упрощения управления обществом путем сглаживания культурных отличий отдельных групп. Народная культура-комплекс многовековых традиций и обычаев народа.
Культура бывает только народная. "Элитарная" и "массовая" - это просто разновидности товара, где основное отличие - цена.
Пример: Чайковский и Скрябин, "Рябинушка", Филя Киркоров. Это примеры музыкальной культуры.
Культура Древней Японии: временные рамки, географическое положение, верования, духовная и материальная составляющая. Какой вклад в развитие национальной и мировой культуры она внесла?
Японская культура является неповторимым самобытным явлением не только в контексте общемировой культуры, но и в ряду других восточных культур. Она непрерывно развивалась, начиная с X - XI веков. C XVII и до середины XIX века Япония была практически закрыта для иностранцев (связи сохранялись только с Нидерландами и Китаем). В период этой изоляции в Японии получило творческое развитие национальное своеобразие. И когда по прошествии нескольких веков перед миром, наконец, открылась богатейшая традиционная культура Японии, она оказала сильное влияние на последующее развитие европейской живописи, театра и литературы.
|
Японская цивилизация сформировалась в результате сложных и разновременных этнических контактов. Жизнь в постоянном ожидании стихийных разрушений, драгоценность малого количества пригодной для обработки земли сыграли свою роль в формировании психологии и эстетических взглядов японцев. Японская культура в отличие от индийской и китайской на рубеже средних веков только рождалась, поэтому ей был присущ повышенный динамизм и особенная чуткость к восприятию чужеземных влияний.Культура Японии сложилась в результате исторического процесса, начавшегося с переселения предков японского народа на японский архипелаг с материка и зарождения культуры периода Дзёмон. Современная японская культура испытала сильное влияние стран Азии (в особенности Китая и Кореи), Европы и Северной Америки.
Раскройте вопрос: Преобразования Петра I в области российской культуры. Определите географическое положение, верования, духовную и материальную составляющую. Как повлияла данная культура на дальнейшее развитие нашей страны?
Развитие торговли и промышленности, создание регулярной армии и флота, формирование совершенно новых структур чиновничье-бюрократического аппарата абсолютизма и другие реформы в стране требовали коренной перестройки всей системы образования, подготовки большого числа квалифицированных специалистов. Уже в 1699 г. в Москве была основана Пушкарская школа, а в 1701 г. в здании Сухаревой башни открылась “школа математических и навигацких наук”, ставшая предшественницей созданной в 1715 г. в Петербурге Морской академии. В петровское время были открыты Медицинская школа (1707), а также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы. В провинции начальное образование се осуществлялось в трех типах школ: 46 епархиальных, готовящих священнослужителей; 42 цифирных - для подготовки местных мелких чиновников; в гарнизонных школах - для обучения солдатских детей. Помимо этого в 1703 - 1715 гг. в Москве работала особая общеобразовательная школа - “гимназия” пастора Э. Глюка, в которой обучали в основном иностранным языкам.
Светское образование потребовало новых учебников. В 1703 г. вышла в свет “Арифметика, сиречь Наука числительная.” Л.Ф. Магницкого, которая вводила арабские цифры вместо буквенных, а затем Магницкий и английский математик А. Фарварсон выпустили “Таблицы логарифмов и синусов”. В создание новых учебников и учебных пособий большой вклад внесли Ф.П. Поликарпов, Г.Г. Скорняков-Писарев, Ф. Прокопович и другие.
Одновременно с реформой в сфере образования в первой четверти ХVIII в. бурное развитие получило издательское дело. В 1708г. Петр I ввел вместо церковнославянского новый гражданский шрифт. Для печатания светской учебной, научной и специальной литературы, а также законодательных актов были созданы новые типографии в Москве, Петербурге и других городах, выпустившие в свет в годы правления Петра свыше 600 названий книг и других изданий, немалое число которых были переводные.
Развитие книгопечатания повлекло за собой начало организованной книготорговли, а в 1714 г. в Петербурге была открыта государственная библиотека, заложившая основу для Библиотеки Академии наук. Большие собрания книг принадлежали князю Д.М. Голицыну, графу Б.П. Шереметеву, графу А.А. Матвееву и другим вельможам. С декабря 1702 г. стало выходить первое в России периодическое издание - газета “Ведомости” (тираж от 100 до 2500 экз.).
В основе развития науки и техники в Петровскую эпоху лежали в первую очередь практические потребности государства. Большие успехи были достигнуты в геодезии, гидрографии и картографии, в изучении недр и поиске полезных ископаемых. Русские моряки-гидрографы много сделали для составления карт Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей. Значительными географическими достижениями отмечены экспедиции в Сибирь и на Дальний Восток, в Среднюю Азию, предпринятые В. Э Атласовым, И. Евреиновым и Ф. Лужиным, Д.Г. Мессершмидтом, Ф.Ф. Веневениным, И. Унковским и др. Начатая на рубеже ХVII - ХVIII вв. работа С. Ремезова по картографии “Чертежная книга Сибири” (1699 - 1701) была продолжена в первой четверти ХVIII в. И.К. Кирилловым, приступившим к составлению сводного “Атласа Всероссийской империи”, первый том которого вышел в 1732 г.
За три недели до своей кончины, в январе 1725 г., Петр подписал указ об отправке первой Камчатской морской экспедиции под командованием В.И. Беринга и А.Л. Чирикова для выяснения вопроса, где Камчатка “сошлась с Америкой”. Эта экспедиция продолжалась с 1725 по 1730 г.
Широкий размах приобрели геологические изыскания. Активно велись поиски железных и медных руд на Урале и в Сибири при содействии местных крестьян. В петровское время было положено начало разведке каменного угля в Подмосковье, Донбассе и Кузбассе, нефтяных месторождений в районе Ухты и в Западной Сибири. В развитие горного дела и металлургии в России значительный вклад внесли Г.В. де Геннин, В.К. Татищев, Я.В. Брюс.
Большими успехами была отмечена деятельность русских изобретателей. Так, М.И. Сердюков был известен достижениями в строительстве гидротехнических сооружений; Я. Батищев изобрел машину для водяной обточки ружейных стволов; Е. Никонов представил проект создания “потаенных судов” (подводных лодок); И.Беляев разрабатывал оригинальные оптические инструменты. Известным механиком петровского времени был А.К. Нартов - изобретатель токарных и винторезных станков, создатель оптического прицела.
В первой четверти ХVIII в. был написан целый ряд ценных исследований по отечественной истории. Крупнейшими из них были: двухтомная “История Советской войны”, создававшаяся при участии самого Петра I (издана князем М.М. Щербатовым в конце XVIII в. под заглавием “Журнал, или Поденная записка императора Петра Великого”); “Ядро российской истории” - написана секретарем русского посольства в Швеции А.И. Манкиевым в 1715г. (вышла в свет в 1770г.); “Гистория о царе Петре Алексеевиче”, составленная видным дипломатом Петровской эпохи князем Б.И. Куракиным и опубликованная в конце XIX в.
По инициативе Петра I в России было положено начало собиранию научных коллекций. В 1718 г. вышел указ, предписывавший населению предъявлять “как человеческих, так и скотских, звериных и птичьих уродов”, а также “старые надписи на каменах, железе или меди или какое старое необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно”. С этого момента началась организация отечественного музееведения. В 1719 г. для всеобщего обозрения была открыта Кунсткамера, собрание “раритетов” которой послужило основой для коллекций будущих музеев: Эрмитажа, Артиллерийского, Военно-морского и др.
Итогом достижений петровского времени в области науки и образования стало создание (по указу от 28 января 1724 г.) в Петербурге Академии наук, открытой уже после смерти Петра 1 в. 1725 г. Академия наук создавалась не только как общенациональный научный центр, но и как база для подготовки научных кадров. При ней был открыт университет и гимназия.
Важнейшие социально-экономические и политические сдвиги в общественной жизни России в Петровскую эпоху нашли яркое отражение в литературе и публицистике. В 1717 г. в Петербурге вышло в свет “Рассуждение.” о причинах войны с Швецией, подготовленное по поручению Петра вице-канцлером П.П. Шафировым и представляющее собой первый в российской истории обстоятельный дипломатический трактат о внешнеполитических приоритетах страны. Экономическая публицистика была представлена работами выдающегося ученого-самородка Б.Т. Посошкова (1652 - 1726), и прежде всего его наиболее известной работой “Книга о скудости и богатстве”.
Одним из блестящих ораторов, писателей, церковных и общественных деятелей эпохи Петра был главный сторонник церковной реформы Феофан Прокопович (1631 - 1736). Им был разработан “Духовный регламент” (1721) и важный политический трактат “Правда воли монаршей” (1722). Другим видным церковным деятелем был митрополит Стефан Яворский (1658 - 1722) - местоблюститель патриаршего престола в 1700 - 1721 гг. Его литературная деятельность отмечена крупными религиозными трактатами “Знамение пришествия антихристова” и “Камень веры”, направленными против реформаторства и протестантизма.
Что такое барокко – архитектурный стиль кон. XVI века – кон. XVIII в.? Приведите примеры.
Архитектура барокко — период в развитии архитектуры стран Европы и Америки (особенно в Центральной и Южной), охвативший примерно 150—200 лет. Период начался в конце XVI века и завершился в конце XVIII. Барокко (как стиль) охватило все виды искусства, но наиболее ярко отразилось в живописи, театре (и связанной с ним литературе, музыке) и архитектуре.
Корни барокко уходят в архитектуру эпохи Возрождения. Первый, действительно большой и величественный ансамбль создан в Ватикане Браманте
. Это двор Бельведер протяжением 300 метров, который был построен в едином стиле при сохранении различных функций зданий (Бельведер с античными скульптурами, регулярный сад, Ватиканская библиотека и театр под открытым небом.) Но все формы архитектуры довольно спокойные, уравновешенные. Это ещё не барокко.Идею Браманте по созданию ансамбля из нескольких зданий подхватил Виньола (1507—1573). Он не имел таких возможностей как Браманте в использовании многих стройматериалов и площадей. Поэтому его ансамбль виллы Джулия для папы римского Юлия III (понтифик в 1550—1555 годах) был небольших размеров. Вилле присущи уже все черты барокко — единый ансамбль с павильонами, садом, фонтаном, ступеньками различных типов, связывающие террасы разного уровня. Вилла ещё сильно отделена от окружающей среды, замкнута на себя, как большинство зданий Возрождения, а её архитектура тоже уравновешена, как и большинство сооружений эпохи Возрождения.
Напряжённость, гигантские размеры и эмоциональную насыщенность архитектуре привьёт Микеланджело. Именно в произведениях Виньола и позднего Микеланджело исследователи видят истоки архитектуры барокко.