Товароведение и экспертиза товаров
Методические указания, темы контрольных работ и вопросы к экзамену для студентов заочной формы обучения по специальности
080301- «Коммерция (торговое дело)»
Утверждено:
Метод. Советом
ПИ(ф)ГОУ ВПО «РГТЭУ»
Протокол №____________
«_______»____________2011 г.
Пермь, 2011
Методические указания составлены в соответствии с государственными образовательными стандартами второго поколения и программой ФГБОУ ВПО РГТЭУ.
Рассмотрено
На заседании кафедры
Товароведения и экспертизы товаров
Протокол №______от «______» _______________2011 г.
Зав.кафедрой _____________________Мазунина Т.А.
Составила: ст. преподаватель
Е.В. Писарева
Введение
Программа дисциплины «Товароведение и экспертиза товаров» предназначена для студентов высших учебных заведений заочной формы обучения по специальности: 080301 «Коммерция (торговое дело)».
Целью изучения дисциплины является усвоение теоретических знаний о товаре как объекте товароведной деятельности, приобретение умений его оценки и обеспечения сохраняемости на всех этапах товародвижения.
Данная дисциплина изучает основополагающие характеристики товара, составляющие его потребительную стоимость, а также их изменения в процессе транспортирования, хранения и подготовке к реализации. Полученные знания позволяют специалистам рационально осуществлять свою профессиональную деятельность с учетом ассортиментных, количественных и качественных характеристик товаров.
В результате изучения дисциплины студент должен:
· Знать характеристики товаров: ассортиментную, качественную и количественную, их формирование на стадии производства и сохранение на всех этапах товародвижения, а также виды товарных потерь, пути их сокращения, порядок списания;
· Уметь оценивать качество товаров, выявлять градации качества, диагностировать дефекты и причины их возникновения, рассчитывать и анализировать показатели ассортимента и ассортиментную политику, определять действительные потери и нормы естественной убыли, разрабатывать рекомендации по сокращению потерь.
· Знать основные цели и задачи товарной экспертизы, требования к экспертам и экспертным методам.
· Уметь проводить идентификацию товаров, знать основные виды фальсификации.
Итоговыми формами контроля знаний по данной дисциплине является проверка контрольной работы и экзамен. К сдаче экзамена допускаются студенты, отработавшие все практические занятия и получившие положительную оценку (зачёт) по выполненной и представленной на проверку контрольной работе.
Указания о порядке выполнения контрольной работы
Необходимым этапом самостоятельной работы над программным материалом является выполнение контрольной работы по предложенным вариантам. Контрольная работа должна быть представлена в сроки, определённые учебным графиком.
Студенты, не выполнившие контрольную работу или получившие за неё отрицательную оценку (незачёт), не допускаются к сдаче зачета.
Контрольная работа выполняется по одному из вариантов, которые распределяются по начальным буквам фамилий студентов следующим образом:
Вариант 1 – А, Б
Вариант 2 – В, Г, Д;
Вариант 3 – Е, Ж, З;
Вариант 4 – И;
Вариант 5 – К;
Вариант 6 – Л;
Вариант 7 – М, Н;
Вариант 8 – О, П;
Вариант 9 – Р;
Вариант 10 – С;
Вариант 11 – Т;
Вариант 12 – У, Ф, Х;
Вариант 13 – Ц, Ч;
Вариант 14 – Ш, Щ, Э;
Вариант 15 – Ю, Я.
Контрольная работа, выполненная студентом не по указанному варианту распределения, не зачитывается.
Цель контрольной работы – привить навыки самостоятельного изучения учебного материала. Поэтому решающее значение для ее оценки будут иметь ответы, составленные в результате самостоятельной творческой работы студента. Ответы, механически переписанные из учебников и учебных пособий и других источников, зачитываться не будут.
Контрольная работа должна показать умение студента кратко и четко отвечать на поставленные в теме вопросы, подбирать и использовать необходимые для ответа материалы.
Примерный объем работы должен составлять 20-24 страницы стандартной ученической тетради.
При написании и оформлении контрольных работ необходимо соблюдать следующее:
1. контрольная работа может быть представлена в рукописном виде в отдельной тетради или распечатана на листах формата А4, помещенных в скоросшиватель.
2. страницы работы должны быть пронумерованы и иметь следующие размеры полей: левое – 30 мм; правое – 20 мм; верхнее – 20 мм; нижнее – не менее 20 мм.
3. вопросы контрольной работы необходимо записывать непосредственно перед каждым ответом.
4. при рукописном изложении текст должен быть написан разборчиво и грамотно. Произвольные сокращения слов и терминов (кроме общепринятых) не допускаются.
5. завершает работу список использованных литературных источников, который должен быть оформлен строго в соответствии с установленными правилами:
- при ссылке на учебник, учебное пособие, монографию указываются фамилии и инициалы авторов, точное наименование издания, место издания, название издательства и год издания;
- при ссылке на журнальные статьи указываются фамилии и инициалы авторов, наименование статьи, название журнала, год и номер выпуска, страницы.
6. в конце работы указывается дата ее выполнения и ставится личная подпись студента.
Варианты контрольных работ
«Товароведение и экспертиза товаров»
Вариант 1
1. Объект и предмет товароведения. Потребительная стоимость, виды потребительной стоимости (единичная и совокупно-общественная), диалектика формирования потребительной стоимости.
2. Химические свойства товаров, характеристика сущности и практическое значение показателей свойств, методы их определения.
3. покажите на примере качественной приемки какой-либо группы товаров в конкретном торговом предприятии (магазине, базе) следующее:
- наличие на исследуемый товар сертификата соответствия на безопасность и качество;
- нарушение, каких факторов качества (сырье, технологические процессы, конструкция, упаковка, маркировка хранение) вызвал перевод изделия в брак;
- по какому НД (полное обозначение и наименование стандарта или ТУ) производилась приемка по качеству и какие конкретно требования были нарушены (необходимо дать формулировку соответствующего пункта НД, где отражены эти требования);
- укажите величину приемочного и браковочного числа на этот товар.
Вариант 2
1. Идентификация товаров: цель, задачи, объекты, субъекты.
2. Надежность товаров: номенклатура комплексных и единичных показателей надежности, их применяемость и характеристики. Пути повышения надежности товаров.
3. см. вопрос 3 варианта 1.
Вариант 3
1. Факторы, формирующие качество товаров (на примере группы продовольственных или непродовольственных товаров).
2. Измерительные методы, оценки показателей качества, их характеристика, достоинства и недостатки, особенности использования при экспертизе товаров. Примеры.
3. См. вопрос 3 варианта 1.
Вариант 4
1. Классификация товаров: определение, сущность, значение. Основные принципы и правила классификации. Признаки классификации.
2. Эргономические свойства товаров: определение, групповые и единичные показатели (гигиенические, антропометрические, физиологические, психологические), их значение для различных групп товаров.
3. См. вопрос 3 варианта 1.
Вариант 5
1. Экспертиза товаров: определение, виды экспертизы, их цели и задачи. Значение экспертизы товаров в современной коммерческой деятельности.
2. Механические свойства материалов (товаров): определение, основные показатели, разрывное напряжение, относительное удлинение, обратимые (упругие и эластические) и необратимые удлинения, их определение и практическое значение.
3. См. вопрос 3 варианта 1.
Вариант 6
1. Органолептический метод оценки показателей качества: определение, виды, достоинства и недостатки. Их значение для экспертизы продовольственных и непродовольственных товаров. Привести конкретные примеры.
2. Химический состав и структура материала, их влияние на свойства материалов и изделий.
3. См. вопрос 3 варианта 1.
Вариант 7
1. Потребительские свойства товаров: определение, номенклатура потребительских свойств, значимость для отдельных видов (групп) товаров.
2. Кодирование товаров: сущность, структура, разновидности, методы кодирования. Их достоинства и недостатки.
3. См. вопрос 3 варианта 1.
Вариант 8
1. Маркировка товаров: определение, виды, общие требования. Содержание и функции маркировки потребительских товаров и транспортной тары.
2. Гигиенические свойства товаров: определение, показатели, их значение при оценке товаров и тары.
3. См. вопрос 3 варианта 1.
Вариант 9
1. Упаковка товаров: определение, значение, общие требования, классификация. Пути совершенствования упаковки товаров.
2. Эстетические свойства товаров: определение, комплексные и единичные показатели (информационная выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения), их значимость для отдельных групп товаров.
3. См. вопрос 3 варианта 1.
Вариант 10
1. Качество товаров, оптимальное качество, уровень качества (понятие, определение, значение). Дифференциальный метод оценки качества товаров.
2. Фальсификация товаров: цель, задачи, виды и способы.
3. См. вопрос 3 варианта 1.
Вариант 11
1. Экологическая экспертиза товаров: цель, задачи, показатели. Нормативная и правовая база экологической экспертизы.
2. Сохранение качества и количества товаров. Классификация факторов, влияющих на сохраняемость.
3. См. вопрос 3 варианта 1.
Вариант 12
1. Гигиеническая экспертиза товаров: цели, задачи, показатели, методы оценки. Нормативная и правовая база гигиенической экспертизы.
2. Товарные знаки: определение, виды, значимость, правовые аспекты.
3. См. вопрос 3 варианта 1.
Вариант 13
1. Товарная экспертиза: цель, виды, значимость.
2. Социологический метод оценки показателей качества товаров: достоинства и недостатки, значение и применяемость.
3. См. вопрос 3 варианта 1.
Вариант 14
1. Ассортимент товаров: определение, виды; формирование товарной политики торговой организации.
2. Основание, порядок проведения и документальное оформление различных видов экспертизы.
3. См. вопрос 3 варианта 1.
Вариант 15
1. Экспертный метод оценки качества товаров: определение, особенности применения при экспертизе продовольственных и непродовольственных товаров. Привести конкретные примеры.
2. Экологичность и безопасность товаров: определение, значимость; виды безопасности; показатели, характеризующие экологичность и безопасность.
3. См. вопрос 3 варианта 1.
Вопросы для подготовки экзамену
1. Предмет, цели, задачи и принципы товароведения.
2. Объекты и субъекты товароведения.
3. Классификация и кодирование потребительских товаров.
4. Ассортимент товаров: понятия, классификация, характеристика. Управление ассортиментом.
5. Качество товаров: понятие, номенклатура потребительских свойств и показателей качества.
6. Градации качества. Классификация дефектов.
7. Потребительские свойства товаров. Понятие и номенклатура.
8. Факторы, формирующие качество товаров.
9. Товарные потери: виды, причины возникновения, порядок списания.
10. Информация о товаре.
11. Цели и задачи товарной экспертизы. Основные понятия. Классификация товарной экспертизы.
12. Субъекты экспертизы. Требования к экспертам.
13. Средства товарной экспертизы, классификация.
14. Фальсификация: виды, средства, последствия.
15. Экспертные методы: классификация, характеристика методов группового опроса и экспертной оценки показателей качества.
16. Товароведная, гигиеническая, ветеринарно-санитарная и экологическая экспертиза товаров: разновидности, назначение, особенности.
17. Значение и задачи коммерческого товароведения в условиях рыночной экономики.
18. Методы товароведения.
19. Сущность понятия «товар», «продукция», их сходства и различия.
20. Товарный знак: сущность, индивидуализирующая, рекламная и охранная функции.
21. Контроль качества товаров: виды контроля, особенности сплошного и выборочного контроля. Приемочное и браковочное числа.
22. Транспортирование и хранение товаров: их влияние на качество.
23. Классификация потребностей: функциональные, социальные и психологические.
24. Понятие «сорт». Принципы деления товаров на сорта. Сортамент природный и товарный.
25. Методы определения значений показателей качества (объективный, субъективный, статистический).
26. Технологический цикл товародвижения: стадии, этапы, их назначение.
27. Режим хранения: виды. Показатели климатического режима и их влияние на сохраняемость.
28. Факторы, сохраняющие качество товаров.
29. Факторы (физико-химические, механические, биологические), вызывающие изменение потребительских свойств в процессе транспортирования, хранения, потребления.
30. Общие методы защиты товаров от воздействия разрушающих факторов.
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Закон РФ «О защите прав потребителей» в редакции от 9 января 1996г.
2. Закон РФ «Об экологической экспертизе» от 23.11.95.
3. Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19.04.91.
4. Закон РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов». М.: «Интерсэн», 2000.
5. ГОСТ Р 51121-97 Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования.
6. ГОСТ Р 51074-97 Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования.
7. Р 50-601-36-93 Рекомендации. Система качества. Идентификация и прослеживаемость продукции на предприятии.- М.:1993.
8. Правовые основы деятельности санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации. М.: Ось-89, 1995.
9. Инструкция о порядке проведения экспертизы товаров экспертными организациями системы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. М.: ТПП, 1997.
10. Алексеев Н.С., Ганцов Ш.К., Кутянин Г.И. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров. М.: Экономика, 1988.
11. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. М.: Норма 1997.
12. Николаева М.А., Лычников Д.С., Неверов А.Н. Идентификация и фальсификация пищевых продуктов. М.: Экономика 1996.
13. Николаева М.А. Товарная экспертиза. М.: Деловая литература, 1998.
14. Красовский П.А. и др. Товар и его экспертиза. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998.
15. Горбунова В.П., Тесля Э.П. Порядок и сроки приемки товаров по качеству и количеству. М.: Экспертное бюро.
Дополнительная:
1. Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара» от 23.09.92 №3520-1.
2. ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов.
3. ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка.
4. СанПиН 2.3.3.560-96 Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов.- М.: 1997.
5. Николаева М.А., Карташов Л.В., Положишникова М.А. Средства информации о товарах. М.: Экономика, 1997.
6. Федько В.П. Упаковка и маркировка. Учебно-практическое пособие. М.: ПРИОР, 1998.
7. Родина Т.Г., Вукс Г.А. Дегустационный анализ продуктов. М.: Колос, 1994.
8. Журналы: «Тара и упаковка», «Спрос», «Экологическая экспертиза», Экспертиза и тесты из серии «Потребитель».