Последнее путешествие из Галилеи




 

Евангелие от Луки, 9:51‑56; 10:1‑24

 

По мере того как приближался конец служения Христа, характер Его работы изменился. До сих пор Он стремился избегать огласки и не возбуждать народ. Он отказывался от мирских почестей и быстро переходил с места на место, когда Его присутствие вызывало у людей чрезмерный восторг. Вновь и вновь Он просил, чтобы никто не говорил, что Он – Христос.

Во время праздника кущей Он незамеченный пришел в Иерусалим. Когда братья побуждали Его публично признать Себя Мессией, Христос ответил: «Мое время еще не настало» (Ин. 7:6). По дороге в Иерусалим Его никто не заметил. В город вошел Он тайно, почестей Ему никто не воздавал. Но все было иначе в Его последнее путешествие. Он оставил Иерусалим на время из‑за враждебности священников и раввинов, а когда решил вернуться, то, нисколько не скрываясь, шел дальним путем. О Его приближении возвещали так широко, как никогда раньше. Он шел туда, где надлежало принести великую жертву, и на это нужно было обратить внимание народа.

«Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» (Ин. 3:14). Как взоры всех израильтян были направлены на вознесенного змея – символ их исцеления, так взоры всех должны быть обращены на Христа, жертва Которого принесла спасение погибшему миру.

Его братья имели искаженное представление о предназначении Мессии и не верили в Божественное происхождение Иисуса, поэтому они побуждали Его явить себя людям на празднике кущей. А теперь, движимые тем же духом. Его ученики пытались отговорить Его от путешествия в Иерусалим. Они вспоминали Его слова о том, что ожидает Его там. Зная смертельную ненависть религиозных вождей Израиля, они были бы рады удержать своего Наставника от появления в Иерусалиме. Христу приходилось совершать Свой путь вопреки опасениям, разочарованию и неверию любимых учеников, и это сильно огорчало Его. Ему было очень тяжело вести их навстречу страданиям и отчаянию, которые ожидали их в Иерусалиме. Да и сатана был рядом, навязывая свои искушения Сыну Человеческому. Почему Он должен идти в Иерусалим на верную смерть? Вокруг Него были люди, алчущие Хлеба жизни. На каждом шагу встречались страдальцы, ожидающие Его целительного слова. Работа, которую должно было совершить Евангелие Его благодати, только‑только началась. Он был полон сил и находился в расцвете лет. Почему бы Ему не выйти на широкое поприще со словами благодати, прикосновением, исполненным целительной силы? Почему бы не доставить Себе радость, просвещая миллионы людей, живущих во мраке и печали? Зачем доверять жатву ученикам, таким слабым в вере, таким непонятливым, таким нерешительным? Зачем умирать сейчас, оставляя дело в самом начале? Враг, который в пустыне противостоял Христу прямо, теперь незримо осаждал Его яростными и коварными искушениями. Если бы Иисус дрогнул хотя бы на миг, если бы Он хоть на йоту отступил от Своих намерений, чтобы спасти Себя, сатанинское воинство праздновало бы победу, а мир был бы потерян навсегда.

Но Иисус «восхотел идти в Иерусалим». Единственным законом в Его жизни была воля Отца, Когда Иисус в отроческие годы посетил храм. Он сказал Марии: «Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:49). Когда Мария хотела, чтобы Он явил Свою чудотворную силу в Кане, Иисус ответил: «Еще не пришел час Мой» (Ин. 2:4). Когда братья Иисуса побуждали Его отправиться на праздник. Он, отвечая им, повторил эти же слова. Но в великом Божьем плане был назначен час, в который надлежало Ему отдать Самого Себя за грехи людей. И этот час должен был вскоре пробить. Он не имел права проявлять слабость и колебаться. Он окончательно решился идти в Иерусалим, где Его враги давно уже замышляли лишить Его жизни. Теперь Он отдаст ее. Он твердо решил пройти через гонение, отречение, отвержение, осуждение и смерть.

И Он «послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское, чтобы приготовить для Него». Но жители этого селения отказались принять Его, потому что Он направлялся в Иерусалим. Они поступили так, считая, что Христос отдавал предпочтение иудеям, которых они ненавидели лютой ненавистью. Если бы Он пришел восстановить храм и поклонение на горе Гаризим, они бы с радостью приняли Его. Но Он шел в Иерусалим – и они не желали оказать Ему гостеприимство. Едва ли они сознавали, что закрывают двери своих жилищ перед самым лучшим Даром небес. Иисус обращался к людям, чтобы они приняли Его. Он просил у них милости, чтобы приблизиться к ним и даровать им самые щедрые благословения. Каждую оказанную Ему милость Он вознаграждал более драгоценным даром. Но самаряне потеряли все из‑за своих предубеждений и фанатизма.

Иаков и Иоанн, посланные Христом в это селение, были раздражены тем, что Господь подвергся такому оскорблению. Их крайне возмутило грубое обращение с Иисусом со стороны самарян, которых Он почтил Своим присутствием. Не так давно они были вместе со Христом на горе преображения и видели, как Бог прославил Его и как почтили Его Моисей и Илия. Это явное пренебрежение со стороны самарян нельзя было, думали они, оставить без строгого наказания.

Придя ко Христу, они передали Ему слова самарян, подчеркнув, что те отказали Ему даже в ночлеге. Им казалось, что со Христом поступили крайне несправедливо, и, видя вдалеке гору Кармил, на которой Илия умертвил лжепророков, они сказали: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» Но каково же их было удивление, когда они увидели, что своими словами ранили Иисуса. И еще сильней они удивились, услышав обличение: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать». И Он отправился в другое селение.

Христос пришел на землю не для того, чтобы заставить людей принять Себя. Только сатана и люди, движимые его духом, стремятся насиловать совесть. Притворись ревнителями правды, люди, объединившись со злыми ангелами, причиняют страдания ближним, чтобы обратить их в свою религию. Но Христос всегда являет милосердие. Он всегда стремится победить любовью. Он не желает, чтобы человек служил двум господам, и не принимает частичное служение, но желает только добровольного служения сердца, с радостью заключающего себя в узы любви. Если мы стремимся обидеть и устранить с пути тех, кто не ценит наш труд или действует вопреки нашему мнению, то это самым убедительным образом доказывает, что нами владеет дух сатаны.

Каждое человеческое существо, его тело, душа и дух принадлежат Богу. Христос умер, чтобы искупить всех. Никто так не оскорбляет Бога, как религиозные фанатики, приносящие страдание искупленным кровью Спасителя.

«Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ; и, по обычаю Своему, Он опять учил их» (Мк. 10:1).

Последние месяцы Своего служения Христос большей частью провел в Итурее – области, расположенной на дальнем от Иудеи берегу Иордана. Здесь толпы следовали за Ним, как в начале Его служения в Галилее. И здесь Христос повторил многие истины, которым Он учил тогда.

Когда‑то Он отправил на служение двенадцать, теперь же «избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти» (Лк. 10:1). Эти ученики находились какое‑то время вместе с Ним, подготавливаясь к будущим трудам. Когда двенадцать учеников были посланы на первое самостоятельное служение, остальные в это время сопровождали Иисуса в Его путешествии через Галилею. Они, таким образом, имели преимущество близко общаться с Ним и получать личные наставления. И теперь эта большая группа учеников должна была начать самостоятельное служение.

Указания, данные семидесяти ученикам, совпадали с теми, которые получили ранее двенадцать учеников, за исключением запрета входить в поселения язычников или самарян, – теперь этот запрет отсутствовал. Несмотря на то, что Христос был недавно изгнан самарянами, Он по‑прежнему любил их. Когда семьдесят вышли во имя Его, они прежде всего отправились в города Самарии.

Посещение Спасителем Самарии, одобрение доброго самарянина, радость и благодарность прокаженного самарянина, который один из десяти вернулся, чтобы возблагодарить Христа, – все это имело глубокое значение для учеников. Эти наставления запали глубоко в их души. Давая им поручения перед вознесением, Христос упомянул Самарию вместе с Иерусалимом и Иудеей, отметив, что именно там ученики должны в первую очередь проповедовать Евангелие. И это повеление они могли исполнить, потому что учение Христа подготовило их к этому. Когда во имя Господа они отправились в Самарию, то нашли людей, готовых принять их. Самаряне слышали, что Христос по‑доброму отозвался о них, слышали и о Его делах милосердия к своим соотечественникам. Хотя они обошлись с Ним грубо. Он относился к ним только с любовью – и их сердца были покорены. После вознесения Христа самаряне приняли с радостью посланников Спасителя, и ученики собрали драгоценный урожай среди тех, кто некогда были их злейшими врагами. «Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, будет производить суд по истине». «И на Его имя будут уповать народы» (Ис. 42:3; Мф. 12:21).

Посылая семьдесят учеников, Иисус повелел им точно так же, как и двенадцати, не навязывать себя там, где их не будут принимать. «Если же придете в какой город, – сказал Он, – и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: «и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие». Они не должны были делать это в порыве негодования или из чувства оскорбленного достоинства, но для того, чтобы показать, как страшно отвергать Господню весть или Его посланников. Отвергнуть вестников Господних – это значит отвергнуть самого Христа.

«Сказываю вам, – добавил Иисус, – что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому». И теперь Он мысленно возвратился в галилейские города, где прошла большая часть Его служения, и в глубокой скорби воскликнул: «Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо, если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься».

Этим торговым городам у Галилейского моря были предложены драгоценнейшие благословения неба. Изо дня в день Князь жизни проходил через них. Слава Божья, которую желали увидеть пророки и цари, освещала множество людей, которые следовали за Спасителем. И все же они отвергли небесный дар.

С показной предусмотрительностью раввины предупреждали людей: не принимайте новое учение, которое проповедует этот малоизвестный Учитель, потому что оно противоречит учению отцов. И народ поверил священникам и фарисеям, вместо того чтобы стремиться самим понять Слово Божье. Они почитали священников и правителей, вместо того чтобы почитать Бога, и, сохраняя свои предания, они отвергли истину. Многие люди находились под большим впечатлением слов Христа, их почти удалось переубедить, но они не поступали в соответствии со своими убеждениями, и их не считали учениками Христа. Сатана искушал людей до тех пор, пока свет не стал казаться тьмой. Так многие отвергли истину, которая могла бы спасти душу.

Истинный Свидетель говорит: «Се, стою у двери и стучу» (Откр. 3:20). Каждое предупреждение, укоризна и настойчивый призыв в Слове Божьем или через Его вестников – это стук в дверь сердца. Это голос Иисуса, который просит впустить Его. Если человек раз за разом оставляет этот стук без внимания, желание открыть дверь у него ослабевает. Если мы сегодня пренебрегаем влиянием Святого Духа, завтра оно будет слабее. Сердце становится менее впечатлительным, и, на беду свою, человек забывает, что жизнь коротка, а за ней простирается необъятная вечность. Мы будем осуждены на небесном суде не потому, что заблуждались, но потому, что пренебрегли данными Небом возможностями познать истину.

Подобно двенадцати апостолам, семьдесят учеников получили сверхъестественные способности как печать своей миссии. Выполнив поручение, они вернулись с радостью, говоря: «Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем». Иисус ответил: «Я видел сагану, спадшего с неба, как молнию».

Картины прошлого и будущего предстали перед Иисусом. Он видел Люцифера, когда тот был изгнан из небесных обителей. Он видел свои мучения перед всеми мирами обнажившие сущность обманщика. Он уже слышал крик: «Совершилось!» (Ин. 19:30), провозглашающий, что падший человеческий род искуплен навеки; что Небо навсегда ограждено от обвинений, обманов и притязаний сатаны.

И за Голгофским крестом с его позором и мучениями Иисус видел тот великий последний день, когда князь сил поднебесных найдет свою погибель на земле, веками обезображенной в результате его восстания. Иисус видел, что зло будет навсегда искоренено, и мир Божий воцарится на небе и земле.

С этого времени последователи Христа должны были смотреть на сатану как на побежденного врага. На кресте Иисусу предстояло одержать победу за них, и Он хотел, чтобы они приняли ее как свою победу. «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам».

Всесильная власть Святого Духа – это защита для всех кающихся. Христос не позволит ни одному из тех, кто с покаянием и верою просит у Него защиты, оказаться под властью врага в искушении и испытании. Спаситель находится рядом со Своими детьми. С Ним невозможны неудача, потеря, бессилие или поражение. Мы можем совершить все через Того, Кто укрепляет нас. Когда приходит искушение и испытание, не ждите, пока уладятся все проблемы, но взирайте на Иисуса – вашего помощника.

Есть христиане, которые думают и говорят слишком много о силе сатаны. Они думают о своем противнике, они поминают его в молитве, они говорят о нем, и он кажется им все более и более могущественным. Сатана и в самом деле силен, но – благодарение Богу! – мы имеем всемогущего Спасителя, Который изгнал лукавого с небес. Сатана доволен, когда мы превозносим его силу. Почему бы не говорить об Иисусе? «Почему бы не превозносить Его силу и Его любовь?

Радуга обетования, окружающая вышний престол, – это вечное свидетельство того, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Эта радуга свидетельствует всей Вселенной, что Бог никогда не оставит Свой народ в борьбе со злом. Она укрепляет нас в мысли: сила и защита обеспечены нам до тех пор, пока будет стоять сам престол.

Иисус добавил: «Однако же тому не радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах». Не радуйтесь, когда вы чувствуете свою силу, чтобы не утратить зависимость от Бога. Остерегайтесь самонадеянности, чтобы не начать полагаться на собственные силы, вместо того чтобы уповать на дух и силу Господа. Наше «я» всегда готово присвоить себе все заслуги, если мы достигаем хотя бы малейшего успеха в наших трудах. Наше «я» польщено и возвышено, и окружающие не чувствуют, что Бог есть «все во всем». Апостол Павел говорит: «Когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12:10). Когда мы осознаем свою слабость, мы учимся полагаться на силу свыше. Ничто не может так сильно завладеть нашим сердцем, как постоянное сознание нашей ответственности перед Богом. Ничто не влияет так глубоко на наше поведение, как сознание всепрощающей любви Христа. Мы должны соприкоснуться с Богом – тогда мы исполнимся Его Святым Духом, Который побуждает нас служить нашим ближним. Тогда радуйтесь, что через Христа вы соединились с Богом, стали членами небесной семьи. Если вы будете смотреть ввысь, то будете постоянно ощущать слабости человеческие. Чем меньше вы будете лелеять свое «я», тем отчетливее и полнее будете понимать совершенство своего Спасителя. Чем крепче вы соединитесь с Источником силы и света, тем больший свет будет дарован вам и большие силы будут даны вам для дела Божьего. Радуйтесь, что вы одно с Богом, одно со Христом и со всей небесной семьей.

Когда семьдесят учеников слушали слова Христа, Святой Дух запечатлевал s их уме смысл происходящего и вписывал истину в их сердца. Несмотря на то, что их окружали толпы народа, они были как бы сокрыты в Боге.

Видя, что они осознали торжественность момента, Иисус «возрадовался Духом» и сказал: «Ставлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение… все предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть».

Знаменитые люди мира сего, так называемые великие и мудрые, чья мудрость превозносится всеми, не могли понять сущности Христа. Они судили о Христе по Его внешности, по униженности Его положения среди людей. Но рыбакам и мытарям было дано увидеть невидимое. Даже ученики не могли уразуметь всего, что Иисус хотел открыть им; но время от времени, когда они вверяли себя Святому Духу, их сознание просветлялось. Они понимали, что всесильный Бог, облеченный в человеческую плоть, находится рядом. Хотя мудрые и благоразумные не познали истины, но она была открыта простым людям – и это радовало Иисуса. Часто, объясняя Ветхозаветные Писания, Он показывал, что там говорится о Нем и о плане искупления. Его Дух влиял на них, и сердца их обращались к Небу. Духовные истины, сообщенные через пророков, они понимали яснее, чем сами пророки. После этого они могли уже воспринимать Ветхозаветное Писание не как учение книжников и фарисеев, не как высказывания древних мудрецов, но как новое откровение от Бога. Они созерцали Того, «Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14:17).

Более совершенное понимание истины возможно лишь тогда, когда сердце будет смягчено и покорено Духом Христовым. Сердце должно быть очищено от тщеславия и гордости и освобождено от всего, что владело им. В нем должен воцариться Христос. Мирская наука слишком ограниченна, чтобы постичь искупление. План спасения настолько глубок, что философия не может объяснить его. Он останется тайной, в которую не может проникнуть даже самый совершенный ум. Идея спасения не может быть объяснена, но ее можно познать на опыте. Только тот, кто понимает собственную греховность, может оценить любовь Спасителя.

Медленно продвигаясь из Галилеи в Иерусалим, Христос во всей полноте преподавал истину. Народ жадно внимал Его словам. И в Итурее, и в Галилее люди не были столь фанатичны, как в Иудее, и Его учение находило отклик в их сердцах.

В эти последние месяцы Своего служения Христос рассказал много притчей. Священники и раввины преследовали Христа со всевозрастающей яростью, и Свои предостережения, адресованные им. Он облекал в образную форму. Они не могли не понять Его, но тем не менее не сумели найти в Его словах ничего, что дало бы им повод для обвинений. В притче о фарисее и мытаре самодовольная молитва: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди», – резко отличалась от мольбы кающегося: «Будь милостив ко мне грешнику» (Лк. 18:11, 13). Так Христос осудил лицемерие иудеев. А в образах бесплодной смоковницы и званого ужина Христос предсказал участь, которая вскоре должна была постичь непокорный народ. Те, кто с насмешкой отверг приглашение на евангельский пир, услышали Его предостережение: «Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина» (Лк. 14:24).

Ученики получили драгоценнейшее наставление. Притча о настойчивой вдове и о друге, просящем хлеба в полночь, придала новую силу Его словам: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Лк. 11:9). И часто их колеблющаяся вера укреплялась при воспоминании о словах Христа: «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защитить их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре» (Лк. 18:7, 8).

Христос повторил также и чудесную притчу о заблудшей овце. Он углубил содержавшееся в ней поучение, рассказав о потерянной драхме и о блудном сыне. Ученики не могли полностью понять значение этих наставлений. Но после сошествия Святого Духа, когда они смотрели на обращающихся язычников, когда они видели зависть и гнев иудеев, они лучше поняли смысл притчи о блудном сыне и радостных слов Христа: «О том надобно было радоваться и веселиться… ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15:32, 24). И когда ученики во имя Господа вышли на проповедь, когда они встретились с поношением, лишениями и преследованием, они часто ободрялись, вспоминая слова, сказанные Им во время этого последнего путешествия: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается, и где моль не съедает; ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк 12‑32‑34).

 

Глава 54

Милосердный самарянин

 

Евангелие от Луки, 10:25‑37

На примере милосердного самарянина Христос наглядно раскрывает суть истинной религии. Он показывает, что религия заключается не в доктринах, не в символах веры и обрядах, а в делах любви, в заботе о благополучии ближних, в подлинной доброте.

Когда Христос учил народ, один законник встал и, искушая Его, сказал: «Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Затаив дыхание, огромное собрание ожидало ответа. Священники и раввины, надеясь уловить Христа, поручили законнику задать этот вопрос. Но Спаситель не стал вступать в спор. Он потребовал ответа от самого вопрошающего: «В законе что написано? – сказал Он, – как читаешь?» Иудеи все еще обвиняли Иисуса в том, что Он легкомысленно относится к закону, данному на Синае. Но Иисус поставил вопрос о спасении в прямую зависимость от соблюдения заповедей.

Законник ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Иисус сказал: «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить».

Этот законник не был удовлетворен учением и делами фарисеев. Он самостоятельно изучал Писания, желая дознать их истинный смысл. Его действительно интересовала эта проблема, и он искренне спрашивал: «Что мне делать?» Отвечая на вопрос о требованиях закона, он опустил множество церемониальных и обрядовых предписаний. Законник не признал за ними никакой ценности, он привел два великих принципа, на которых основывается весь закон и пророки. И его ответ, одобренный Христом, поставил Спасителя в преимущественное положение перед раввинами, которые не могли осудить Его за то, что Он подтвердил сказанное толкователем закона.

«Так поступай, и будешь жить», – сказал Иисус. Он представил людям закон как нечто Божественное и нерасторжимое. Своим ответом утверждая невозможность соблюдать одну заповедь и нарушать другую, потому что в основе заповедей лежит общий принцип. И в зависимости от того, повиновался ли человек закону в целом, и будет определена его участь в вечности. Высочайшая любовь к Богу и беспристрастная любовь к человеку – вот принципы, которые должны осуществляться в жизни.

Законник обнаружил, что он сам является нарушителем закона. Испытующие слова Христа обличали его. Претендуя на понимание праведности по закону, он не жил праведно. Он не питал любви к людям. Ему надо было бы покаяться, но вместо этого он попытался оправдать себя. Вместо того чтобы признать истину, он стремился показать, насколько трудно выполнить эту заповедь. Тем самым он надеялся успокоить свою совесть и оправдать себя в глазах народа. Слова Спасителя показали: книжнику не было нужды задавать этот вопрос, потому что он знал ответ на него. Но тем не менее законник решился еще на один вопрос: «А кто мой ближний?»

Среди иудеев этот вопрос вызывал бесконечные споры. Они нисколько не сомневались, что язычники и самаряне были их врагами. Но как провести разделение среди своего народа, среди различных групп общества? Кого – священник, кого – раввин, а кого – старейшина должен считать своим ближним? Вся их жизнь была сплошным обрядом очищения. Они учили, что соприкосновение с невежественной и беззаботной толпой приводит к осквернению, от которого можно очиститься лишь ценой неимоверных усилий. И этих нечистых они должны считать своими ближними?

И вновь Иисус отказался вступить в спор. Он не стал разоблачать фанатизм тех, кто стремился осудить Его, а простыми словами нарисовал перед Своими слушателями картину несравненной небесной любви, которая тронула сердца всех присутствующих и заставила законника признать истину.

Чтобы рассеялась тьма, нужно принять свет. Наилучший способ избавить человека от заблуждения – предложить истину. Именно откровение Божественной любви выявляет уродство и греховность сердца, сосредоточенного только на самом себе.

«Некоторый человек, – сказал Иисус, – шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо». Этот эпизод не был придуман – Иисус взял его из жизни. Священник и левит, которые обошли пострадавшего стороной, находились среди слушателей Христа.

Направлявшемуся из Иерусалима в Иерихон путнику предстояло идти через пустыню. Дорога пролегала по дикому каменистому ущелью, где было полно разбойников, здесь часто совершалось насилие. Тут‑то и напали на этого человека: у него отобрали все ценное и, израненного, избитого, бросили его у дороги полуживым. Он лежал беспомощный, а мимо проходил священник. Но лишь мельком он взглянул в сторону раненого. Затем появился левит. Заинтересовавшись случившимся, он остановился, разглядывая страдальца. Тот нуждался в помощи – это было очевидно, но левиту казалось неприятным возиться с истекавшим кровью человеком, он даже пожалел, что пошел этим путем и увидел раненого. Он постарался убедить себя, что это дело его не касается.

Оба прохожих были священнослужителями и считали себя толкователями Писания. Они принадлежали к классу людей, избранных быть представителями Бога перед народом. Они должны были «снисходить невежествующим и заблуждающим» (Евр. 5:2) и таким образом приводить людей к пониманию великой любви Бога к человечеству. Они были призваны к той же работе, которую выполнял Иисус, как видно из Его слов: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозоение, отпустить измученных на свободу» (Лк. 4:18).

Ангелы небесные, видя скорби Божьей семьи на земле, готовы помогать людям, облегчая участь угнетенных и страдающих. Божьим промыслом священник и левит оказались именно на той дороге, где лежал раненый страдалец, чтобы увидеть: он нуждается в милосердии и помощи. Все Небо наблюдало за ними – не отзовутся ли сердца этих людей сочувствием к человеку в беде.

Именно Спаситель и был Тем, Кто наставлял в свое время евреев в пустыне. Из столпа облачного и огненного Он учил совсем не тому, чему теперь учили народ священники и учители. Милосердные предписания Его закона касались даже самых слабых животных, которые не могли выразить словами свою нужду и страдания. В этом вопросе Моисею даны были особые указания для детей Израиля: «Если найдешь вола врага твоего, или осла его, заблудившегося, приведи его к нему. Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним» (Исх. 23:4, 5). Но рассказывая о человеке, израненном разбойниками, Иисус фактически говорил о страдающем брате! Ему сочувствовать нужно было гораздо сильнее, чем вьючному животному! Ведь сказано через Моисея, что Господь Бог их – «Бог великий, сильный и страшный… Который дает суд сироте и вдове, и любит пришельца». Поэтому Господь и повелел: «Любите и вы пришельца», «люби его, как себя» (Втор. 10:17‑19; Лев. 19:34).

Иов говорил о себе: «Странник не ночевал на улице; двери мои я отворял прохожему» (Иов. 31:32). И когда два ангела в облике человеческом пришли в Содом, Лот поклонился им до земли и сказал:

«Государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте» (Быт. 19:2). Все это было известно священнику и левиту. Но в своей повседневной жизни они были далеки от того, чтобы следовать подобным примерам. Прошедшие школу национального фанатизма, они стали себялюбивыми, ограниченными и нетерпимыми. Принадлежал ли раненый к их народу или нет, они не могли определить. Подумав, что он, наверно, из самарян, они отвернулись от него.

Однако в их поступке, описанном Христом, законник не усмотрел ничего противоречащего распространенным толкованиям предписаний закона. И тогда ему был предложен другой сюжет.

Один самарянин, путешествуя, пришел на то место, где был страдалец. Увидев его, он сжалился и не стал задаваться вопросом, кто этот незнакомец – еврей или язычник. Допустим, это был еврей – самарянин прекрасно знал: поменяйся они местами, этот человек плюнул бы ему в лицо и с презрением ушел бы прочь. Но самарянин не стал раздумывать, как ему поступить. Он не посчитался с тем, что и сам подвергался опасности, оставаясь на этом месте. Перед ним был страдающий и нуждающийся в помощи человек. Он снял с себя одежду и укрыл его. Елей и вино, припасенные в дорогу, он использовал для врачевания и подкрепления сил раненого. Он подсадил его на своего осла и медленно, размеренным шагом, чтобы не причинять раненому дополнительных страданий, двинулся вперед.

Добравшись до гостиницы, он всю ночь заботился о больном, с нежностью ухаживая за ним. А утром, когда раненый пришел в себя, самарянин решил продолжить свой путь. Но прежде чем отправиться в дорогу, он передал его на попечение хозяина гостиницы, заплатил за ночлег и еще за несколько дней вперед; затем, не довольствуясь сделанным, на случай непредвиденных расходов он пообещал хозяину: Позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».

Закончив свой рассказ, Иисус пристально посмотрел на законника: казалось. Он читал в его сердце. Затем Он спросил: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» (Лк. 10:36).

Законник, не желая и после этого произнести слово «самарянин», ответил: «Оказавший ему милость». Иисус сказал ему: «Иди, и ты поступай так же».

Так на вопрос: «Кто мой ближний?» – был дан ответ на вечные времена! Христос показал, что наш ближний – не только тот, кто принадлежит к нашей церкви или вере. Ничего не значит ни национальность, ни цвет кожи, ни классовая принадлежность. Наш ближний – это каждый, кто нуждается в нашей помощи. Нашим ближним является каждый человек, душа которого изранена и изувечена врагом человеческого рода. Нашими ближними являются все люди, так как все они принадлежат Богу.

В повествовании о милосердном самарянине Иисус изобразил Самого Себя и Свою миссию. Сатана обманул, изувечил, ограбил, сокрушил человека и бросил его погибать. Но Спаситель был тронут нашими страданиями. Он оставил Свою славу и пришел к нам на помощь. Мы были при смерти, но Он взялся спасать нас. Он исцелил наши раны. Он одел нас в одежду Своей праведности. Он предоставил нам безопасное убежище и Сам полностью обеспечил нас всем необходимым. Он умер для того, чтобы искупить нас, и, приводя Себя в пример. Он говорит Своим последователям: «Сие заповедую вам, да любите друг друга», «как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 15:17, 13:34).

Законник спросил Иисуса: «Что мне делать?» – и Иисус, признавая любовь к Богу и человеку сутью праведности, сказал: «Так поступай, и будешь жить». Самарянин повиновался побуждениям доброго и любящего сердца и этим показал, что чтит закон. Христос повелел законнику: «Иди, и ты поступай так же». Поступки, а не одни только слова ожидаются от детей Божьих. «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Ин. 2:6).

И сегодня потребность в этом наставлении нисколько не меньше, чем тогда, когда его произнес Иисус. Себялюбие и бездушный формализм почти погасили огонь любви и вытеснили добродетели, которые делают человека благородным. Многие исповедующие имя Иисуса забывают о том, что христиане должны являть собою Христа. Пока мы на деле не будем жертвовать собой ради блага других в семье, среди соседей, в церкви, везде и всюду, – как бы мы себя ни называли, мы христианами не являемся.

Христос воспринял интересы человечества как Свои и призывает соединиться с Ним и стать одно с Ним ради спасения человечества. «Даром получили, – говорит Он, – даром давайте» (Мф. 10:8). Грех – величайшее зло из всех зол, и мы должны жалеть грешника и помогать ему. Многие из тех, кто сбился с пути, сознают свой позор и безрассудство. Они изголодались по словам ободрения. У них перед глазами только их ошибки и заблуждения, они на грани полного отчаяния. Мы не должны пренебрегать этими душами. Если мы – христиане, то не можем проходить мимо, держась подальше от тех, кто больше всего сейчас нуждается в нашей помощи. Когда мы видим человеческое горе, вызванное грехом или страданиями, мы никогда не должны говорить: 'Это не мое дело».

«Вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости» (Гал. 6:1). Верой и молитвой противостаньте силе врага. Говорите слова веры и ободрения, которые будут целительным бальзамом для раненых и сокрушенных сердец. В великой жизненной борьбе очень многие устали и потеряли надежду, в то время как одно задушевное слово могло бы подкрепить их и помочь преодолеть невзгоды. Мы не должны проходить мимо страждущих, лишая их утешения, которым Бог утешил нас самих.

Только такая жизнь является исполнением главного принципа закона, принципа, наглядно представленного в истории о милосердном самарянине и проявленного в жизни Иисуса. Спаситель Своим отношением к людям открывает подлинный смысл закона и показывает, что значит «любить ближнего своего, как самого себя». И когда дети Божьи проявляют милосердие, доброту и любовь ко всем людям, они тем самым свидетельствуют, что их характер соответствует принципам Неба. Они провозглашают: «Закон Господа совершен, укрепляет душу» (Пс. 18:8). А тот, кто не проявляет такой любви, нарушает закон, соблюдением которого он похваляется. Потому что дух наших отношений с ближними показывает дух наших отношений с Богом. Любовь к Богу в сердце – это единственный источник любви к людям. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» «Возлюбленные… если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1 Ин. 4:20, 12).

 

Глава 55

«Не придет Царствие Божие приметным образом»

 

Евангелие от Луки, 17:20‑22

Некоторые из фарисеев обратились к Иисусу, требуя у Него ответ на вопрос о том, «когда придет Царство Божие». Прошло более трех лет с тех пор, как Иоанн Креститель провозгласил весть, которая как трубный звук пронеслась по всей стране: «Приблизилось Царство Небесное!» (Мф. 3:2). Однако до сих пор фарисеи не видели ничего такого, что свидетельствовало бы об установлении этого царства. Многие из тех, кто отверг Иоанна и на каждом шагу противился Иисусу, распространяли слух, что Его миссия также терпит неудачу.

Иисус ответил: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: «вот оно здесь» или «вот там». Ибо вот. Царствие Божие внутрь вас есть». Царство Божье созидается в сердце. Нигде не ищите никаких очевидных признаков его пришествия.

«Придут дни, – сказал Иисус, обращаясь к Своим ученикам, – когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите». Вы рискуете не увидеть славу Моего служения, поскольку ему не свойственно светское великолепие. Вы даже не сознаете. насколько велики преимущества, которые вы имеете теперь, потому что среди вас, хотя и облеченный в человеческое естество, находится Тот, Кто является жизнь<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: