Время выполнения — 150 минут Максимальное количество баллов — 100.




Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию

Муниципальный этап, 2015—2016 учебный год

Класс

Время выполнения — 150 минут Максимальное количество баллов — 100.

 

Задание 1. «Да» или «нет»? Внесите свои ответы в таблицу. 10 баллов

1. Безработный и неработающий являются синонимами.

2. Понятие «альтруизм» логичнее всего соотносится с понятием «эгоизм».

3. Право на обязательную долю в наследстве нетрудоспособная сестра наследователя

4. За неправомерное завладение автомобилем без цели хищения в соответствии с УК РФ наступает уголовная ответственность с 14 лет

5. Организаций, представляющей гражданское общество является нотариальная контора

6. Исследованием сущности человека занимается особая отрасль знания – социальная философия

7. Экономическая политика государства играет ключевую роль в формировании благоприятного инвестиционного климата в стране

8. Отправляясь в туристическую поездку по странам Юго-Восточной Азии, А. много времени посвятил изучению синтоизма в надежде на месте познакомиться с многочисленными памятниками этой религии. Его надежды будут оправданы.

9. Студент вуза стремится одеваться в соответствии с принятыми среди поклонников определенного музыкального рок-направления эстетическими нормами. Можно сказать, он оказался подвержен влиянию массовой культуры.

10. Отличительная особенность духовного производства состоит в том, что его продукты не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя.

                   
                   

Задание 2. Установите соответствие.Используя знания по истории приведите конкретные исторические факты, иллюстрирующие признаки политического режима. 24 балла

Признаки политических режимов Типы политических режимов
А) Власть осуществляется узкой группой лиц 1) Авторитарный
Б) Власть и порядок ценятся больше, чем права и свободы человека 2) Демократический
В) Предоставление права на многообразие общественных объединений 3) Тоталитарный
Г) Государственный контроль за политической и духовной сферами жизни  
Д) Единственная массовая партия, ее монополия на власть  
Е) Гарантированное равенство всех перед законом  
Ж) Полный контроль государства за всеми сферами жизни общества  
З) Особая роль в государстве принадлежит таким институтам как армия и церковь  
А Б В Г Д Е Ж З
               
  Исторический факт
А  
Б  
В  
Г  
Д  
Е  
Ж  
З  

Задание 3. Логическая задача. 12 баллов.

В одной группе учатся студенты Андрей, Николай, Михаил и Роман. Они занимаются различными видами спорта: футбол, регби, плавание, шахматы (каждый только одним). Также они знают иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский), но каждый только один. Известно, что:

1. Михаил знает французский язык, но не умеет играть в шахматы;

2. Пловец говорит по-испански;

3. Николай никогда не держал мяч в руках и не знает английского;

4. Андрей не знает ни английского, ни немецкого;

5. Регбист не говорит по-французски.

Определите, кто каким спортом занимается и какой язык знает каждый студент.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Прочитайте текст и выполните задания к нему. 13 баллов

«Наука (1) превращалась для них в символ веры, который не столько расчищал дорогу новому, сколько защищал прежние общинные идеалы. Результатом подобных верований стал целый ряд последствий… Прежде всего, это конфликт (2) поколений, поскольку «дети» были уверены, что в отсталости России… виноваты исключительно «отцы». Это вполне в наших традициях (3). Запретительные меры, принятые правительством в отношении «тлетворных» идей… спровоцировали появление у радикальной (радикализм – 4) молодежи заметной нелояльности к власти (5). Уже в начале 1860-х годов часть из них открыто стремилась к полному и скорейшему уничтожению старого государственного строя, а то и государства (6) вообще». (из очерка Ляшенко Л.М. «…Печальной памяти восьмидесятые годы»// Анатомия террора: сб.ист-лит. произв. М.: Дрофа, 2007).

4.1. Дайте определение всем подчеркнутым и пронумерованным терминам.

1.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. _________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

4.2. Как называли представителей русского революционного движения, о которых идет речь в этом отрывке? ________________________________________

Задание 5. Решите задачи. 10 баллов

5.1. «Это было время, когда мы в Германии занимались вычислениями, согласно которым на душу населения приходилось раз в пять лет по одной тарелке, раз в 12 лет – пара ботинок, раз в 50 лет - по одному костюму», - писал Л. Эрхард. Правительство считало, что на основе подсчетов сырья «можно определять судьбу народа на многие годы вперед».

О какой экономической системе пишет Эрхард? Свой вывод аргументируйте. Опираясь на знания из курса обществознания, назовите еще одну черту, присущую этой системе. – 3 балла

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.2. Зинаида купила на распродаже в Италии пять пар босоножек стоимостью 10 евро за пару. Вернувшись в Россию, Зинаида продала босоножки подружкам по 1000 рублей за пару. Бабушка Зинаиды Прасковья Марковна опасается, что теперь внучку посадят в тюрьму за спекуляцию. Дедушка Егор Демьянович считает, что просто оштрафуют за незаконное предпринимательство. Зинаида уверена, что ей ничего не грозит.

Укажите, кто прав и кто ошибается. Ответ обоснуйте. - 7 баллов

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Прочитайте текст и выполните задания к нему. 16 баллов.

«Большое значение в системе воспитания имеет та социальная роль, которая, по мнению родителей, предназначена их детям: роль мужчины или женщины, начальника или подчиненного и т.п. Не удивительно, что воспитание меняется в зависимости от социальной группы даже в одном и том же обществе.

То, каким родители представляют будущее своих детей, весьма разнообразно. Американский социолог Инкель, русский по происхождению, исследовал идеальное воспитание детей в России на протяжении трех последовательных поколений: до революции, назовем это поколение «царистским», во времена поколения «революционеров» и при новом «советском» поколении. Инкель изучил наиболее важные ценности и движущие силы в системе воспитания этих трех поколений. Во-первых — награда: ребенок ведет себя хорошо, чтобы получить поощрение. Во-вторых — традиции: надо идти по стопам отцов, следовать традиционной модели. В-третьих — стихийность: позволить ребенку самовыразиться. И наконец — политика: соотнесение «Сверх-Я» с государством и обществом.

Эти ценностные ориентации можно наблюдать в различных моделях мужчин и женщин. Например, очень заметно противостояние между идеальным человеком традиционного крестьянского общества и идеальным человеком современного промышленного общества. Идеальный крестьянин — это старый, бородатый, окруженный всеми своими детьми старейшина многочисленного рода, освобожденный от ручного труда ради сохранения морального авторитета и передачи детям и внукам достижений цивилизации; он играет доминирующую социальную роль, потому что является собственником земли и, следовательно, — хозяином семьи. Идеальный человек индустриального общества — это взрослый мужчина, полностью владеющий своими средствами труда, находящийся на подъеме профессиональной карьеры и живущий вместе с детьми. Когда дети его покинут, он станет стариком, лишенным существенных атрибутов человека — профессии и детей. Сегодня входит в жизнь новая модель: молодой(ая) пенсионер, который использует свободное время для того, чтобы путешествовать и заниматься внуками».

(Мендра А. Основы социологии. М., 1999. С. 35-37)

Вопросы:

1. Как называется в социологии процесс воспитания, в процессе которого усваиваются социальные роли, ценности и другие социально важные качества?

______________________________________________________________________________

2. Почему автор фрагмента каждый раз уточняет, что речь идет о воспитании и месте в обществе мужчин и женщин, а не вообще «людей», «граждан» и т.п.?

_______________________________________________________________________________

3. В тексте дано описание «идеального крестьянина». Давая это описание, автор имел в виду определенные социальные институты, в которые вовлечен «идеальный крестьянин». Укажите все эти социальные институты.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как называют в социологии тип общества, который складывается сегодня, для которого характерно, помимо прочего, как пишет автор фрагмента, формирование «новой модели: молодой(ая) пенсионер, который использует свободное время для того, чтобы путешествовать и заниматься внуками»?

_______________________________________________________________________________

5. Перед вами таблица, составленная на основе характеристик, приведенных в тексте. Некоторые данные в ней были утрачены. Однако нам известны их значения: 3%, 9%, 15%, 24%, 35%, 38%.

Расставьте их в таблице, опираясь на содержание текста и правила построения таблицы данных.

  Поколения
«Царисты» % «Революционеры» % «Советские» %
Награда      
Традиции      
Стихийность      
Политика      
       

Задание 7. Выберите одно из высказываний и напишите эссе. 15 баллов.

1. «Не будем слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она мстит нам» Ф. Энгельс

2. «Только тогда станешь человеком, когда поймешь другого человека» А. Н. Радищев

3. «Старики всегда советуют молодым экономить деньги. Это плохой совет. Не копите пятаки. Вкладывайте в себя» Г. Форд

4. «Только то общество, в котором народ пользуется верховной властью, есть истинное вместилище свободы» Цицерон

5. «Кто принимает решение, не выслушав противную сторону, поступает несправедливо, хотя бы решение это и было справедливое» Сенека

Памятка для тех, кто пишет эссе.

  1. Прочитайте высказывание, соотнесите его с областью знаний, в контексте которой оно приведено.
  2. Выявите сущность проблемы: основную мысль автора, что он хотел подчеркнуть ею, на какие особенности социального явления указать.
  3. Смоделируйте собственный ответ, наметьте возможные линии, аспекты раскрытия проблемы, сформулируйте основные положения.
  4. Определите круг понятий, теоретических положений, фактов, которые будете использовать при написании эссе
  5. Продумайте другие варианты ответа.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: