Г.
Конспект занятия в вокальном ансамбле «Глория»
Рук. Чернецкая Т.Е.
Группа №3, ПФ ДОД
Тема занятия: «Подготовка юного артиста к сценическим выступлениям на занятиях вокального ансамбля».
Цель:
Создание психологических условий для адаптации ребенка на сцене.
Задачи:
1.Воспитание навыков культуры поведения на сцене.
2.Воспитание в детях интереса к вокальному исполнительству.
3. Направляющая роль педагога и поддержка родителей в адаптации ребенка в подготовке к сценической деятельности..
1. Разные дети — разное отношение к ситуации
Понятно, что все мы хотим вырастить своих детей успешными, поэтому пытаемся помогать им овладеть навыками публичных выступлений. И неважно, где выступает наш ребенок: на детском утреннике, читает доклад в школе, поет или танцует перед зрителями, — мы переживаем за него и хотим помочь справиться с этой ситуацией наилучшим образом.
Есть дети, которым очень нравится быть на виду. При любой возможности (и даже без нее) они стараются показать себя и свое мастерство. Таким детям нужно просто не мешать заниматься тем, что нравится. Родительские одергивания «Ну что ты как выскочка!» или реплики учителя «Тебя мы в этот раз не звали, ты не подходишь» могут со временем убить у ребенка всякое желание выходить к аудитории.
Есть дети, которые в силу своего темперамента и наследственных особенностей не любят быть на виду. Им становится сложно мыслить и говорить на сцене или перед классом. Основная помощь такому ребенку — никогда не заставлять его силой делать то, что ему тяжело. «Ты будешь выступать с докладом, так как я потратила кучу сил, чтобы устроить тебя в этот класс!», «Выступишь — я куплю тебе новый телефон», «Откажешься — за дело возьмется папа!»… Манипуляции, угрозы, принуждения сделают только хуже. Если у ребенка будет выбор, возможность решать самостоятельно, вероятно, в будущем он захочет научиться справляться со своими страхами. Вот тогда и нужно будет его поддержать.
Создать поддерживающую среду
Это особенно важно для первых выступлений ребенка перед публикой. Он не сможет всего предусмотреть и не волноваться, поэтому для малыша важно, как его примут. Пусть просто получает удовольствие и осваивается на сцене на первых выступлениях.
Поэтому для первых выступлений необходимо самостоятельно выбирать поддерживающую и понимающую аудиторию. Начав свои выступления, пусть и небольшие, перед доброжелательной публикой, ребенок впоследствии будет легче справляться с предстоящими сложностями, которые все равно время от времени будут случаться.
Подобрать подходящий наряд
Одежда для выступления должна быть удобной и обязательно нравиться малышу. Мысли вроде «Я выгляжу как болван в этом костюме» не помогут ребенку почувствовать уверенность в себе, которая нам так нужна. Колючие пайетки, тугие ремни, сваливающиеся детали костюма и прочие мелочи не только не позволят получить удовольствие от сцены, но будут мучительно отвлекать от программы.
Дать возможность снять напряжение
Волнение перед выступлением всегда сопровождается выбросом адреналина, который бушует внутри и не дает нам сосредоточиться. Важно дать ему выход. Придумайте для ребенка удобную физическую активность, чтобы снизить страх. Потом нужно немножко отдохнуть — и можно выходить к зрителям или слушателям.
Прислушиваться к просьбам ребенка
Считается, что присутствие родителя в зале — мощная поддержка для ребенка, который занимается танцами, пением или ходит в театральный кружок. Часто так оно и есть, но не всегда. Некоторые дети не хотят, чтобы родители присутствовали в зале и видели их выступление.
Не надо спорить, уговаривать и тем более вызывать чувство вины: «Как же я не пойду и не увижу?! Мы же столько готовились, и я останусь без твоего выступления?!», «Ты меня не увидишь, я постою далеко-далеко», «А кто же будет тебя снимать?! Нет, я буду перед сценой! Нам же еще бабушке видео надо отправить».
Если ваша задача — помочь ребенку освоить навыки выступлений для него самого и его будущего, а не удовлетворить свои или бабушкины амбиции, то просто скажите: «Хорошо, я буду держать за тебя кулачки дома (на улице; за сценой). Если вдруг я понадоблюсь, дай мне знать».
Тренироваться всей семьей
Обязательно практикуйте выступления в семейном кругу. Это могут быть воскресные обеды, к примеру, когда вы собираетесь всей семьей и каждый готовит свое выступление перед зрителями: песенку, танец, спектакль кукольного театра, доклад о чем-то интересном, рассказанный для всех. Такая традиция не только поможет вашему ребенку гораздо лучше справляться с выступлениями, обогатит его опыт, но и сблизит вас друг с другом. Ваши теплые отношения — самая большая поддержка и защита для ребенка во всем.
7.Хвалить!
После выступления всегда важно похвалить ребенка. Перечислите все-все моменты, где он был большим молодцом. Недочеты, которые есть почти всегда, обсуждайте позже и аккуратно: «Как думаешь, что ты можешь сделать, чтобы вот это звучало еще лучше?», «Я могу тебе как-то помочь, чтобы здесь ты был еще более уверенным?».
Есть много помогающих ребенку рекомендаций. Важны прогоны, репетиции программы, разбор структуры и акцентов выступления и многое другое. Но об этом вы, наверное, уже знаете. Желаю, чтобы ваш ребенок не только удачно выступал, но и получал массу удовольствия от общения с публикой.
Домашнее задание:
- Прослушать видео – ролик с распевками. Петь вместе с педагогом.
- Посмотреть видео – ролик на тему «Имидж решает все». Продумать, как вы будете выглядеть, исполняя песню на сцене. Отрабатывать движения, которые делали на занятиях вместе с песней. Включите фонограмму «плюс».
- «Горница - узорница» - исполнение песни.
А). Работа с фонограммой «плюс». Пропевание отдельных интервалов, работа над чистотой интонации.
Б). Разобрать текст, выявить и отработать трудные места. Работа над дикцией и артикуляцией.
В) Исполнить песню, выполняя сценические движения.