Отчет по самообразованию




Семкина Олеся Михайловна

(Ф.И.О.)

Воспитатель

(Должность)

«Развитие навыков исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста»

(Название темы)

01.09.2017

(Начало изучения темы)

03.05.2018

(Окончание изучения темы)


 

Актуальность темы

То, что я услышал, я забыл

То, что я увидел, я помню

То, что я сделал, я знаю

Китайское изречение

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

 

Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Задачи:

ü изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

ü создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

ü поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

ü развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

ü развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

ü развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

 

Форма работы с детьми: групповая.

Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.

Работа педагога:

· изучение научно-педагогической литературы;

· разработка перспективных планов, конспектов образовательной деятельности по теме;

· создание современной предметно-развивающей среды в группе;

· проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;

· пополнить научно – методическую базу ДОУ по данному вопросу.

· выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;

· участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, во всероссийских Интернет-конкурсах;

· обобщение опыта работы по самообразованию. Предполагаемый результат работы над темой самообразования.

У меня, как у воспитателя сформируются основы педагогического мастерства:

· умение анализировать научно-методическую литературу;

· умение применять полученные знания на практике;

· активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.

Дети научатся:

· самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;

· предлагать возможные варианты решения;

· исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности

Этапы создания системы работы:

1. Подготовительный этап.

- Создание условий для детского экспериментирования

(исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).

- Изучение научно-методической литературы,

передового педагогического опыта по проблеме.

2. Основной этап.

- Разработка перспективного планирования экспериментальной

деятельности с детьми. Условия реализации.

3. Заключительный этап.

- создание «Копилки опытов и экспериментов»

- итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.

 

План работы на год

Срок Тема Содержание работы Практический выход
Сентябрь     Подбор и изучение литературы по теме; Памятки для родителей «Я познаю мир»
Октябрь   Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования. Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей; Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитие ребенка».
Ноябрь-декабрь   Создание предметно-развивающей среды Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы;   Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности.»
Январь   «Приборы-помощники» Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами (лупы, микроскоп…) Тематическое занятие «Волшебное стеклышко»
Февраль   Инновационные технологии-ТРИЗ Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов Тематическое занятие «Какая бывает вода» (жидкое, твердое, газообразное состояние)
Март «Шаг за шагом» Создание «копилки опытов и экспериментов» Проведение опытов на занятиях и в свободное время
Апрель   «Хочу все знать» Поиск интересной информации о явлениях природы   Папка-передвижка для родителей и детей
Апрель Интернет-обмен передового опыта Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности»   Консультация для воспитателей по обмену опытом
Май   Самоанализ по изучаемым темам Оценка знаний по изучаемым темам Прогноз на будущее

 

Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Работа с детьми Сентябрь Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке.   Опыты с песком и глиной.
Ноябрь Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. Опыты с водой.
Январь Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. Опыты с воздухом.
Март Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. Опыты с магнитом
Апрель Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений. Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте».
Работа с семьёй Сентябрь Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, собрать природный материал. Создание и оборудование уголка «Юные исследователи».
Октябрь Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Газета для любознательных родителей.
Январь Открытый показ образовательной деятельности «Экспериментируем вместе» День открытых дверей.
Май Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. Фотовыставка «Юные исследователи»
Самореализация Сентябрь-май Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. Картотека опытов и экспериментов для детей 5-6 лет.
Ноябрь Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка». Выступление на педагогическом совете.
Февраль Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности». Выступление на семинаре-практикуме.
Май Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. Выступление на педсовете.

 

Заключение

 

На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.

Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:

· повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

· повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

· личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.); знания детей о неживой природе;

· повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.

Таким образом, прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию дома; повышение компетентности родителей в организации этой деятельности.

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

 

 

Список литературы:

1. Веракса Н. Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М.: Мозаика-синтез, 2014

2. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.

5. Журнал «Дошкольное воспитание» №2 /2002г

6. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.

7. Иванова А.И. Программа экологического образования дошкольников «Живая экология». Новокузнецк, 1999.

8. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера,2009

9. Интернет ресурсы по теме: «Экспериментальная деятельность в ДОУ», «Опыты и эксперименты», «Весёлые опыты», «Занимательные фокусы».

10. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. Санкт-Петербург, «Детство-пресс» 2013г.

11. Менщикова Л. Н. «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет». Волгоград: Учитель, 2009г.

12. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог» 3-7 лет. М, 2016

13. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. М, 2017

14. Организация деятельности детей на прогулке. Авт.-сост. Кобзева Т.Г. Волгоград: Учитель, 2012.

15. Познание предметного мира: комплексные занятия для детей 5-7 лет./ авт.-сост. Санкина Л.К. Волгоград: «Учитель» 2009г.

16. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А., М, 2014

17. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников». Владимир, ВОИУУ, 2001.

18. Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации. 2005г.

19. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. М: Мозаика – синтез.2006г.

20. Султанова М. Простые опыты с водой. 2016г.

21. Султанова М. Простые опыты с воздухом. 2016г.

22. Султанова М. Простые опыты с бумагой. 2016г.

23. Султанова М. Простые опыты с природными материалами. 2016г.

24. Тугушева Г. П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность». Москва. «Детство-пресс», 2007г.

 

Отчет по самообразованию

 

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и моя задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

В течение всего года я изучала разнообразную методическую литературу по данной теме: О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»; Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир»; О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой» в старшей группе; Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»; Нищеева Н. В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ; научно-методический журнал «Методист» - статья «Экологическая лаборатория в д/с» автор Потапова Т. В.; журнал «Ребенок в д/с» статьи: «Маленькие экологи» В. С. Афимьина; «Мы – волшебники» Л. Б. Петросян; «Школа фокусников» Н. А. Мирошниченко. Так же изучила опыт коллег на интернет- сайтах: maam.ru, nsportal.ru.

Я старалась так организовать детскую поисково – исследовательскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов я подбирала правильный дидактический материал и разнообразное оборудование. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не забывала, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Во время наших экспериментов дети приобретают опыт творческой, поисковой деятельности, выдвигают новые идеи, актуализируют прежние знания при решении новых задач.

Для реализации поисково – исследовательской деятельности детей, в своей группе я создала благоприятные условия и творческую среду для развития познавательной активности дошкольников. В уголке природы оборудована «мини-лаборатория». Она оснащена специальным оборудованием, разнообразным материалом:
-приборы-помощники: лупа, песочные часы, магниты;
-природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, листья и др.;
-разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл);
-медицинские материалы: пипетки, деревянные палочки, шприцы, мерные ложки, резиновые груши и др.;
-прочие материалы: зеркало, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
-утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, пробки и др.

В «мини – лаборатории» дети проводят самостоятельную и совместную с воспитателем исследовательскую деятельность. Одна из главных задач лаборатории, как развивающей среды – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.

Я стараюсь включать экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей. Моя экспериментальная работа с детьми опирается на наблюдениях в природе в теплый и холодный период. Особое внимание я уделяю теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Я стараюсь закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме. Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объеме, ребенок должен уметь управлять своими органами чувств, анализировать полученные с их помощью сведения, выполнять определенные действия, использовать инструменты, проговаривать свои действия и формулировать выводы, объяснять результаты своей работы.

С детьми проводились беседы об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Дети были ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.

На протяжении всего учебного времени проводила занятия, опыты-эксперименты.

В своей работе создавала образовательные ситуации.

На протяжении своей исследовательской деятельности использовала дидактические игры.

 

 

В результате работы за год я:

Ø изучила теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе;

Ø создала картотеку опытов и экспериментов;

Ø создала картотеку дидактических игр по экспериментальной деятельности;

Ø создала условия для организации экспериментальной деятельности детей в группе;

Ø разработала конспекты занятий по экспериментированию;

Ø провела консультации для родителей по данной теме;

Ø оформила папки-передвижки в родительский уголок;

Ø разработала рекомендации для воспитателей ДОУ.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как поисково – исследовательская деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.

Подводя итог, хочу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их исследовательскую инициативу, я смогла развить у детей изобретательность, творческую активность, познавательный интерес; открыла перед детьми удивительный мир экспериментирования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: