Как известно, связная речь характеризуется следующими особенностями: развернутостью, произвольностью, логичностью, непрерываемостью, программированностью (говорящий планирует не только каждое отдельное высказывание, но и весь текст в целом, определяет замысел, объем и характер высказывания, подбирает языковой материал).
Таким образом, связная речь требует от говорящего широкого охвата действительности, подробного ее восприятия, что возможно только при достаточно высоком умственном и речевом развитии.
Исходя из этого, организация обучения детей с недоразвитием связной речи предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации и самостоятельно определять как содержание своего высказывания, так и наиболее уместные для него языковые средства. При этом важно учить детей распределять внимание между содержанием и формой высказывания, требовать от них логически обоснованных, правильных в языковом отношении высказываний. Чтобы достичь этого, следует предусмотреть систему специальных упражнений (с учетом развития этих умений у каждого ученика), в процессе которых учитель должен:
создавать ситуацию речевого общения в классе, моделирующую реальное устное общение. С этой целью ему следует (порой в достаточно быстром темпе) сообщать информацию, вызывающую ответную реакцию учеников;
побуждать их высказывать собственное отношение к тому или иному факту, событию, явлению;
добиваться использования усвоенного речевого материала;
направлять внимание учащихся на содержание высказываний;
предусматривать формирование различных видов связной речи (сообщение, описание, повествование, рассуждение и т.д.).
Одним из начальных этапов работы является обучение связности высказывания. При помощи специальных упражнений учащиеся овладевают умениями объединять в логической последовательности несколько предложений. При этом они должны соблюдать правила интонации, порядок слов, использовать союзные слова и союзы, наречия, местоимения. На первых порах можно использовать следующие тренировочные упражнения:
с деформированным текстом из 3 — 4 фраз, направленные на то, чтобы научить детей располагать предложения в логической последовательности;
на дополнение данного предложения другим, логически с ним связанным;
на логическое продолжение мысли (Коля выбежал из дома. Он...);
на составление связного высказывания по двум-трем опорным вопросам: "Кто идет? Куда идет? Кого встретил?"; на нахождение в контексте предложений, не подходящих по смыслу.
Далее следует перейти к отработке умения отражать причинно-следственные отношения между фактами действительности в различных формах высказывания. Так, обучая детей повествованию (т. е. умению рассказать о прочитанном, увиденном, каких-либо событиях и т.д.), следует направлять их внимание на смену действий и причинно-временную их последовательность. А так как средством выражения этих отношений являются глаголы, то детей с недоразвитием речи надо специально учить выбирать глаголы в определенной (логической) последовательности и опираться на них при построении рассказа.
Очень важно научить ребенка пользоваться средствами межфразовой связи: личными, указательными местоимениями, наречиями, обозначающими место и время действия, — тут, там, тогда, текстовыми синонимами.
Наиболее продуктивными обучающими приемами являются: составление рассказа по серии картинок; соотнесение данных вразбивку предложений с определенными картинками серии; составление начала или конца повествования; составление повествования по ключевым словам, по вопросам, по аналогии с изменением последовательности действия как с опорой на картинку, так и без нее и т.д.
Поскольку дети с речевым недоразвитием затрудняются в описании предметов и прочих объектов действительности, то учителю необходимо проводить дополнительную работу по формированию у них умения вычленять главное и второстепенное в объекте, сравнивать его с другими объектами, выделять в них общее и различия. Так как описание объектов действительности предусматривает активное использование имен прилагательных, то необходимый запас их должен быть накоплен в процессе работы над лексическими средствами.
Формируя связную речь у школьников с нормальной речью, учитель отдает предпочтение ее репродуктивным формам (составление рассказа по картинке, пересказ прочитанного и т. п). При этом текст, продуцируемый учеником, оказывается мало развернутым (не более 7-9 предложений). Для детей с речевым недоразвитием этого недостаточно. В работе с ними необходимо предусмотреть прежде всего развитие инициативных форм речи: умений задавать вопросы, самостоятельно (по собственной инициативе) составлять развернутые неподготовленные сообщения и т.д.
Практика обучения детей с недоразвитием речи показала, что особенно замедленно и с большими трудностями они овладевают такой формой высказываний, как рассуждение. Рассуждение требует продуманности, аргументированности, выражения своего отношения к высказываемому, отстаивания своей точки зрения.
Чтобы овладеть рассуждением, ученик должен научиться вскрывать причинно-следственные отношения между явлениями и фактами действительности. Это умение формируется постепенно, в определенной последовательности. На первых порах целесообразно как можно чаще предлагать детям повторять вслед за учителем или учеником формулировки заданий, обобщающих выводов, правил и т.д. Позднее следует систематически упражнять их в свободных высказываниях, постоянно побуждая к этому путем создания ситуаций, способствующих речевой активности детей. При этом учитель должен естественно регулировать и стимулировать последовательность, логичность, связность и развернутость высказываний.
Достигается это различными способами, и прежде всего — системой вопросов. Кроме того, необходимо постоянно привлекать внимание детей к собственной речи в процессе формулирования заданий, выводов, доказательств, обобщений, рассуждений, правил и т.д. Следует также формировать у них контрольно-оценочные действия путем организации проверки правильности выполнения тех или иных заданий. В процессе проверки (на первых порах при максимальной помощи со стороны учителя) дети на практике обучаются построению связных высказываний. Последовательность высказывания определяется как составление связного высказывания по двум-трем опорным вопросам: "Кто идет? Куда идет? Кого встретил?"; на нахождение в контексте предложений, не подходящих по смыслу.
Далее следует перейти к отработке умения отражать причинно-следственные отношения между фактами действительности в различных формах высказывания. Так, обучая детей повествованию (т. е. умению рассказать о прочитанном, увиденном, каких-либо событиях и т.д.), следует направлять их внимание на смену действий и причинно-временную их последовательность. А так как средством выражения этих отношений являются глаголы, то детей с недоразвитием речи надо специально учить выбирать глаголы в определенной (логической) последовательности и опираться на них при построении рассказа.
Очень важно научить ребенка пользоваться средствами межфразовой связи: личными, указательными местоимениями, наречиями, обозначающими место и время действия, — тут, там, тогда, текстовыми синонимами.
Наиболее продуктивными обучающими приемами являются: составление рассказа по серии картинок; соотнесение данных вразбивку предложений с определенными картинками серии; составление начала или конца повествования; составление повествования по ключевым словам, по вопросам, по аналогии с изменением последовательности действия как с опорой на картинку, так и без нее и т.д.
Поскольку дети с речевым недоразвитием затрудняются в описании предметов и прочих объектов действительности, то учителю необходимо проводить дополнительную работу по формированию у них умения вычленять главное и второстепенное в объекте, сравнивать его с другими объектами, выделять в них общее и различия. Так как описание объектов действительности предусматривает активное использование имен прилагательных, то необходимый запас их должен быть накоплен в процессе работы над лексическими средствами.
Формируя связную речь у школьников с нормальной речью, учитель отдает предпочтение ее репродуктивным
формам (составление рассказа по картинке, пересказ прочитанного и т. п). При этом текст, продуцируемый учеником, оказывается мало развернутым (не более 7-9 предложений). Для детей с речевым недоразвитием этого недостаточно. В работе с ними необходимо предусмотреть прежде всего развитие инициативных форм речи: умений задавать вопросы, самостоятельно (по собственной инициативе) составлять развернутые неподготовленные сообщения и т.д.
Практика обучения детей с недоразвитием речи показала, что особенно замедленно и с большими трудностями они овладевают такой формой высказываний, как рассуждение. Рассуждение требует продуманности, аргументированности, выражения своего отношения к высказываемому, отстаивания своей точки зрения.
Чтобы овладеть рассуждением, ученик должен научиться вскрывать причинно-следственные отношения между явлениями и фактами действительности. Это умение формируется постепенно, в определенной последовательности. На первых порах целесообразно как можно чаще предлагать детям повторять вслед за учителем или учеником формулировки заданий, обобщающих выводов, правил и т.д. Позднее следует систематически упражнять их в свободных высказываниях, постоянно побуждая к этому путем создания ситуаций, способствующих речевой активности детей. При этом учитель должен естественно регулировать и стимулировать последовательность, логичность, связность и развернутость высказываний.
Достигается это различными способами, и, прежде всего — системой вопросов. Кроме того, необходимо постоянно привлекать внимание детей к собственной речи в процессе формулирования заданий, выводов, доказательств, обобщений, рассуждений, правил и т.д. Следует также формировать у них контрольно-оценочные действия путем организации проверки правильности выполнения тех или иных заданий. В процессе проверки (на первых порах при максимальной помощи со стороны учителя) дети на практике обучаются построению связных высказываний. Последовательность высказывания определяется последовательностью производимой детьми учебной работы, а связность — порядком выполнения учебных действий.
Не менее эффективным средством развития умения строить связные высказывания является взаимная оценка детьми собственных устных высказываний. Огромная роль в формировании умения строить связное высказывание принадлежит работе с текстом. На коррекционных занятиях необходимо использовать специальные упражнения, в ходе выполнения которых учащимся приходилось бы производить анализ содержания прочитанного материала, располагать его в логической последовательности. Помимо этого, учащимся следует как можно чаще предлагать упражнения с заданиями распространить или сократить текст (и соответственно подробно или сжато его пересказать), воссоздать текст по плану, развернутому или краткому.
Как известно, работе над планом немало места и времени отводится и в программе по родному языку. Однако при обучении детей, имеющих нерезко выраженное общее недоразвитие речи, работе над планом надо уделять значительно больше времени и места, особенно при формировании связной речи. В ходе коррекционных занятий с такими детьми работа над планом должна быть использована не только как средство развития речи (внешней и внутренней), но и как способ организации их учебной деятельности.
В процессе работы над планом дети учатся определять тему высказывания, отделять главное от второстепенного, строить собственные сообщения в логической последовательности. При этом большое внимание следует уделять развитию у них различных приемов мыслительной обработки материала: деления текста по смыслу на отдельные части, выделения смысловых опорных пунктов, составления плана пересказа, изложения. Опыт показывает, что необходимо специально учить детей и тому, как пользоваться планом в своей практической деятельности, в частности, как отвечать по плану.
Перечисленные выше упражнения широко используются и на уроках в классе. Рекомендуя их учителю, мы тем самым хотим еще раз показать связь коррекционных занятий с программой по родному языку и вместе с тем выделить их специфику. Поскольку эти задания используются в основном для обучения детей построению связного высказывания и реализации его в коммуникативной деятельности, то выполнять их следует преимущественно в устной форме. Иными словами, обучая детей с речевым недоразвитием языку, учитель должен обеспечить прежде всего его практическое усвоение, что может быть достигнуто путем органического сочетания практики речевого общения и выполнения специальных языковых упражнений, направленных на формирование лексико-грамматических обобщений.