Эпопея – монументальное по форме произведение
общенародной проблематики: «Война и мир» Л. Толстого,
«Тихий Дон» М. Щолохова.
Эпическая поэма – поэтическое, иногда прозаическое
литературное произведение, обладает сюжетностью. Как
правило воспевает славное прошлое народа, его дух,
традиции и прочее: «Полтава» А. Пушкина, «Мертвые души»
Н. Гоголя.
Роман – литературное произведение в котором
повествование сосредоточено на судьбе отдельной
личности в процессе ее становления и развития, По словам
Белинского роман – «эпос частной жизни»: «Обломов» А.
Гончарова, «Отцы и дети» И. Тургенева.
Повесть – «средний» жанр эпического рода литературы. Она
меньше романа по объему, но больше рассказа или новеллы.
Повесть отличается от романа не столько объемом, как иногда думают,но в ней художник не увлекается всеми размышлениями, воспоминаниями, деталями анализа чувств героев, если они строго не подчинены основному действию произведения. В повести не ставится задачи глобального исторического характера, того, о котором сказано применительно к романическому герою: в ком «отразился век». Повесть по своим сюжетам и стилю отличается исключительным разнообразием. В определенные исторические периоды повесть по своему значению занимает равное с романом положение (20 век).Пример повестей: А. Пушкин «Метель», А. Чехов «Степь».
Очень часто бывает трудно разграничить роман и повесть, в
западном литературном жанре повесть не выделяется вовсе.
Новелла – малый прозаический жанр, который по объему
можно сопоставить с рассказом. Но она отличается от него
тем, что в новелле острый центростремительный сюжет,
часто парадоксальный, отсутствует описательность и
|
композиционная строгость. Поэтизируя случай, новелла
предельно выводит на первый план ядро сюжета, сводит
жизненный материал в рамки одного события: ранние
рассказы А. Чехова, Н. Гоголя.
Рассказ – малая эпическая жанровая форма литературного
произведения. Небольшое по объему изображенных явлений.
Имеет малый объем текста. Является прозаическим
произведением.
Дра́ма (др.-греч. δρᾶμα — деяние, действие) — один из родов литературы (наряду с лирикой, эпосом, а также лироэпикой). Отличается от других родов литературы способом передачи сюжета — не посредством повествования или монолога, а через диалоги персонажей. К драме так или иначе относится любое литературное произведение, построенное в диалогической форме, в том числе комедия, трагедия, драма (как жанр), фарс, водевиль и т. д.
Траге́дия (др.-греч. τραγῳδία, tragōdía, буквально — «козлиная песнь», от τράγος, tragos — «козёл» и ᾠδή, ōdè — «песнь») — жанр художественного произведения, основанный на развитии событий, носящем, как правило, неизбежный характер[источник не указан 520 дней] и обязательно приводящем к катастрофическому для персонажей исходу, часто исполненный патетики; вид драмы, противоположный[источник не указан 520 дней] комедии.
Трагедия отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме, обретающей значение художественного символа; не случайно большинство трагедий написано стихами.
|
Понятие "трагедия" связано с пением сатиров (в греческой мифологии козлоногие существа), образы которых использовались в религиозных обрядах древней Греции в честь бога Диониса.
Драма — литературный (драматический) и кинематографический жанр. Получил особое распространение в литературе XVIII—XXI веков, постепенно вытеснив другой жанр драматургии — трагедию[1], противопоставив ему преимущественно бытовую сюжетику и более приближенную к обыденной реальности стилистику[2]. С возникновением кинематографа перешёл также и в этот вид искусства, став одним из самых распространённых его жанров (см. соответствующую категорию).
Драмы специфически изображают, как правило, частную жизнь человека и его конфликт с обществом. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей.
Коме́дия (др.-греч. κωμῳδία, от κῶμος, kỗmos, «праздник в честь Диониса» и др.-греч. ἀοιδή/ᾠδή, aoidḗ / ōidḗ, «песня») — жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом.
Комедия положений (комедия ситуаций, ситуационная комедия) — комедия, в которой источником смешного являются события и обстоятельства.
Комедия характеров (комедия нравов) — комедия, в которой источником смешного является внутренняя суть характеров (нравов), смешная и уродливая однобокость, гипертрофированная черта или страсть (порок, недостаток). Очень часто комедия нравов является сатирической комедией, высмеивает все эти человеческие качества.