МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Инструкционно-технологическая карта №1.
Разборка, сборка двигателя автомобиля ВАЗ-2103
Специальность:
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта».
23.02.05 «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного)».
Разработчик:
Гуренко Александр Владимирович, преподаватель
Симферополь 2019г
Инструкция по разборке и сборке однорядного двигателя автомобиля ВАЗ-2103.
Последовательность выполнения технологических операций | ||||
№ п/п | Технологические операции | Инструктивные указания | Дополнительные указания (эскиз) | Материально техническое оснащение |
Демонтировать крышку головки цилиндров | Отвернуть гайки крепления крышки головки цилиндров и снять крышку вместе с прокладкой. | 1.Двигатель. 2.Поворотный стенд. 3.Головка 10. 4.Вороток. | ||
Демонтировать натяжитель цепи ГРМ. | Отвернуть 2 гайки М6 крепления корпуса натяжителя цепи ГРМ и вынуть натяжитель из головки цилиндров. | 1.2. 3.Ключ 8х10. | ||
Демонтировать ведомую звездочку распредвала. | Отогнуть край шайбы-фиксатора. Отвернуть болт М10х1,25 и снять звездочку с носка распред-вала. Вынуть звездочку из цепи ГРМ. | 1.2. 3.Головка 17. 4.Вороток. 5.Зубило. 6.Молоток. |
Демонтировать корпус распределительного вала. | Отвернуть 9 гаек М8 крепления корпуса распредвала и снять корпус распредвала. | 1.2. 3.Головка 13. 4.Вороток. 5.Молоток. | ||
Демонтировать головку блока цилиндров. | Отвернуть 10 болтов М12 грань 19 и 1 болт М8 грань 13, опустить цепь ГРМ в картер двигателя, снять головку блока цилиндров, снять прокладку ГБЦ. | 1.2. 3.Головка 19. 4.Головка 13. 5.Вороток. | ||
Демонтировать маслоотделительвентиляции картера. | Отвернуть гайку и снять крышку маслоотделителя. Вывернуть шпильку крепления маслоотделителя и вынуть стакан маслоотделителя. | 1.Двигатель. 2.Поворотный стенд. 3.Ключ 13. | ||
Демонтировать водяной насос. | Отвернуть 3 болта М8 и снять водяной насос с прокладкой. | 1.2. 3.Головка 13. 4.Вороток. | ||
Демонтировать шкив коленчатого вала. | Отвернуть храповик и снять шкив коленчатого вала. | 1.2. 3.Ключ накидной 38. 4.Молоток. | ||
Повернуть двигатель вверх поддоном. | Нажать на педаль фиксатора редуктора стенда, поворачивать вал ключом до тех пор, пока двигатель не займет нужное положение, отпустить педаль фиксатора. | 1.Двигатель. 2.Поворотный стенд. | ||
Демонтировать сцепления. | Отвернуть 6 болтов М8 и снять кожух муфты сцепления вместе с ведомым диском сцепления. | 1.2. 3.Ключ 13. |
Демонтировать поддон картера двигателя. | Отвернуть болты и снять поддон вместе с прокладкой. | 1.2. 3.Головка 10. 4.Вороток. 5.Молоток. | ||
Демонтировать масляный насос. | Отвернуть 2 болта М8 и снять масляный насос. | 1.2. 3.Головка 13. 4.Вороток. | ||
Демонтировать крышку привода ГРМ. | Отвернуть 3 гайки М6 и 6 болтов М6 и снять крышку привода ГРМ. | 1.2. 3.Головка 19. 4.Вороток. |
Отвернуть ограничительный палец цепи ГРМ. | Отвернуть палец. | 1.2. 3.Ключ 11. | ||
Снять звездочку валика привода масляного насоса и распределителя, снять цепь ГРМ. | Отогнуть край шайбы-фиксатора. Отвернуть болт М10х1,25 и снять звездочку с валика привода. Вынуть звездочку из цепи ГРМ. Вынуть цепь ГРМ из блока цилиндров. | 1.2. 3.Головка 17. 4.Вороток. 5.Зубило. 6.Молоток. | ||
Снять валик привод масляного насоса и распределителя зажигания. | Отвернуть 2 болта М6 и снять фиксирующую скобу валика, снять валик привода масляного насоса и распределителя зажигания. | 1.2. 3.Гловка 10. 4.Вороток. 5.Отвертка. . |
Снять башмак натяжителя цепи ГРМ. | Отвернуть палец башмака натяжителя цепи ГРМ. | 1.2. 3.Головка 17. 4.Вороток. . | ||
Демонтировать поршень первого цилиндра в сборе с шатуном. | Отвернуть гайки и снять крышку шатуна первого цилиндра. Нажимая рукояткой молотка на нижнюю головку шатуна, извлекаем поршень с шатуном из блока цилиндров. . | После извлечения поршня с шатуном из блока цилиндров, установить крышку шатуна на тот шатун, с которого она была снята, ориентируя его так чтобы замки вкладышей находились после сборки с одной стороны (левой или правой). | 1.2. 3.Головка 14. 4.Вороток. 5.Молоток. | |
Аналогично демонтировать остальные поршни с шатунами. | См. инстр.пункт 18. | 1.2. 3.Головка 14. 4.Вороток. 5.Молоток. |
Демонтировать маховик. | Отвернуть 6 болтов М10х1,25 и снять плоскую шайбу и маховик. | 1.2. 3.Головка 17. 4.Вороток. 5.Молоток. . | ||
Демонтировать пыльник муфты сцепления. | Отвернуть 2 гайки М6 и снять пружинные шайбы и пыльник. . | 1.2. 3.Головка 10. 4.Вороток. | ||
Демонтировать корпус заднего уплотнения коленчатого вала. | Отвернуть 6 болтов крепления корпуса заднего уплотнения и снять корпус. | 1.2. 3.Головка 10. 4.Вороток. . |
Демонтировать коленчатый вал. | Отвернуть болты и снять крышки коренных подшипников. Вынуть упорные полукольца из проточек задней постели коленчатого вала. Вынуть коленчатый вал. | 1.2. 3.Головка 17. 4.Вороток. 5.Молоток. | ||
Собрать двигатель в обратном порядке. | Уточнение по сборке КШМ. Устанавливаем блок цилиндров, так чтобы оси цилиндров были горизонтальны. Для установки 1 и 4 поршня, поворачиваем коленчатый вал до положения 1 и 4 кривошипов в Н.М.Т. Ориентируем поршень буквой «П» на бобышке к носку коленвала. Вводим шатун с поршнем в 1 цилиндр до упора в шейку коленчатого вала. Поршень проталкиваем в цилиндр через обжимку поршневых колец рукояткой молотка. Ставим крышку шатуна на шатун и затягиваем гайки шатунных болтов. Остальные поршни установить аналогично. | Примечания. Крышка 1коренного подшипника устанавливается у носка коленчатого вала так, чтобы замки вкладышей в постелях блока и в крышке располагались с одной стороны. Крышки коренных подшипников и шатунов не взаимозаменяемы!. Поршни с кольцами и шатунами устанавливать в блок в соответствии с номерами цилиндров, выбитыми на боковой поверхности нижней головки шатуна. Крышки нижних головок шатунов необходимо устанавливать каждую на свой шатун по номеру на шатуне, ориентируя крышку так, чтобы замки вкладышей в крышке и шатуне были с одной стороны. Чтобы не повредить поршневые кольца в процессе установки поршней в цилиндры, применять обжимку поршневых колец. Замки поршневых колец не должны быть друг против друга, а располагаться под углом 120 градусов. . | 1.2. 3.Комплект инструментов. | |
Совместить метки на звездочках коленвала и распредвала. | Уточнение по сборке ГРМ. Обеспечить совмещением меток положения коленчатого вала с положением распределительного вала. |
Уборка рабочего места. |