Мониторинг психологической безопасности образовательной среды




 

По мнению И.А. Баевой, психология безопасности — новое направление психологической науки и практики, которое интегрирует психологические исследования из разных областей психологии в целях обеспечения безопасности человека и общества. Ощутимый вклад в развитие этой отрасли знания внесли психологические исследования, выполненные в системе образования (Баева – 2006; Грачев – 2003; Деркач, Футин – 1995; Кабатченко – 2000; Петренко – 1993). Образование является средством психологического воздействия на человека, следовательно, его надо подвергать экспертизе на психологическую безопасность

Методика психологической безопасности образовательной среды разработана на принципах гуманитарной экспертизы образования. Здесь самыми важными являются две функции: защитная (обозначающая отстаивание прав и интересов личности в соответствии с ключевыми гуманитарными критериями, требованиями психологии, здоровья и т.п.) и развивающая (данная фиксация не просто констатирует, но выявляет «отправную точку» развития психологических ресурсов образовательной среды).

Диагностическими показателями психологической безопасности образовательной среды выступают:

индекс психологической безопасности;

интегральный показатель отношения к среде;

индекс удовлетворенности взаимодействием в образовательной среде.

Для определения основных характеристик образовательной среды отобраны восемь наиболее значимых:

взаимоотношения учителей,

взаимоотношения учеников,

возможность высказать свою точку зрения,

уважительное отношение к окружающим,

сохранение личного достоинства,

возможность обратиться за помощью,

возможность проявлять инициативу, активность,

учет личных проблем и затруднений.

 

Защищенность от психологического насилия во взаимодействии рассматривается по следующим значимым направлениям:

защищенность от унижения/оскорблений,

защищенность от угроз,

защищенность от того, что тебя заставят делать что-либо против твоего желания,

защищенность от игнорирования,

защищенность от недоброжелательного отношения.

 

Психологическая безопасность может выступать как основание для проектирования и моделирования оптимальных условий обучения и воспитания, одновременно способствовать укреплению и развитию психического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса.

На основании результатов исследования необходимо разработать концепцию той образовательной среды, в которую будут входить общешкольные и классные мероприятия, психологическая диагностика, индивидуальные и групповые коррекционные занятия, тренинги личностного роста и т.д., исходя из определившихся проблем для каждой школы и отдельно взятого класса. В результате этого следует ожидать не только повышения уровня защищенности от насилия и степени удовлетворенности основными характеристиками школы, но и психического и профессионального развития участников учебно-воспитательного процесса – учеников, учителей, родителей.

Постоянный мониторинг психологической безопасности образовательной среды на основе экспресс-диагностики позволит контролировать качество психологических условий, в которых осуществляется обучение и воспитание детей.

 

 

Образовательная среда – это сложно организованная система, в рамках которой решаются образовательные задачи и задачи социализации, осуществляется психологическое развитие личности учащегося.

В проекте «Создание психологически безопасной образовательной среды» мы опираемся на определение образовательной среды как психолого-педагогической реальности, содержащей специально созданные условия для формирования личности и сохранения ее психологического здоровья. Исходя из этого, данная программа мониторинга образовательной среды основывается на представлении о том, что психологической сущностью такой среды является совокупность деятельностно-коммуникативных актов и взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса.

Цели мониторинга.

1. Изучение состояния образовательной среды через ее восприятие субъектами учебно-воспитательного процесса.

2. Изучение эффективности психологического и тьюторского сопровождения.

 

Задачи мониторинга.

 осуществить комплексный анализ образовательной среды на основе научного векторного моделирования;

 оценить степень общей удовлетворенности участниками учебно-воспитательного процесса качеством индивидуальной жизни;

 выявить сферы жизнедеятельности, вызывающие наибольший дискомфорт и неудовлетворенность;

 выявить значимые характеристики образовательной среды школы и удовлетворенность ими;

 осуществить количественный и качественный анализ полученных результатов;

 подготовить информационный материал по результатам экспертизы;

 разработать целевые рекомендации по технологиям создания психологически безопасной образовательной среды.

 

Организовать качественный процесс взаимодействия возможно в образовательной среде имеющей референтную значимость, удовлетворяющей основным потребностям в личностно-доверительном общении, обеспечивающей психологическую защищенность включенных в нее субъектов. Данная технологическая модель позволяет определить основные критерии психологически безопасной образовательной среды. Объектом мониторинга являются параметры, которые согласуются с выделенными критериями психологически безопасной образовательной среды.

 

Объект мониторинга Критерии оценки Показатели оценки
Референтная значимость среды   Отношение к образовательной среде школы 1. Отношение к образовательной среде школы. 2. Компоненты отношения к образовательной среде школы
Значимость образовательной среды школы для ее субъектов 1. Значимые характеристики образовательной среды школы. 2. Уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды школы
Психологическая защищенность Уровень удовлетворенности качеством жизни 1. Степень общей удовлетворенности качеством индивидуальной жизни. 2. Сферы жизнедеятельности, вызывающие наибольший дискомфорт и неудовлетворенность.
Защищенность от психологического насилия во взаимодействии 1. Уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействии
Удовлетворенность основными потребностями в личностно-доверительном общении Склонность педагогов к личностно-ориентированному взаимодействию 1. Ориентированность на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с учащимися. 2. Ориентированность на личностную модель взаимодействия с учащимися.
Структура отношения к коллективу (психологический климат) 1. Компоненты отношений в коллективе. 2. Психологическая атмосфера в коллективе
Характеристики образовательной среды   Модальность образовательной среды 1. Тип образовательной среды 2. Коэффициент модальности (показатель развивающих возможностей образовательной среды)
Количественный анализ социального компонента образовательной среды 1. Взаимопонимание и удовлетворенность процессом взаимоотношения (доминантность) 2. Преобладающее позитивное настроение (эмоциональность) 3. Степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом (когерентность) 4. Сплоченность и сознательность всех субъектов образовательного процесса (осознаваемость) 5. Продуктивность взаимодействий (активность)

 

К оценке образовательной среды можно подойти с двух позиций:

1) Диагностической, состоящей из пакета психодиагностических методик, адресованной отдельным участникам учебно-воспитательного процесса.

2) Экспертной, включающей набор оценочных суждений участников учебно-воспитательного процесса и независимых экспертов.

Основные принципы, которые легли в основу программы мониторинга – это принципы гуманитарной экспертизы образования. Гуманитарная психолого-педагогическая экспертиза – это личностно-ориентированная экспертиза, направленная на педагогическую реальность и определяемая гуманистическими ценностями, ориентирами и принципами.

 

Т.к. мы реализуем мониторинг с позиции двух подходов (диагностический и экспертный), то соответственно можно выделить следующие объекты мониторинга:

Диагностический

· Уровень удовлетворенности качеством жизни.

· Склонность педагогов к личностно-ориентированному взаимодействию

· Структура отношения к коллективу (психологический климат)

Экспертный

· Отношение к образовательной среде школы и компоненты этих отношений

· Значимые характеристики образовательной среды школы и степень удовлетворенности ими

· Защищенность от психологического насилия во взаимодействии

· Модальность образовательной среды как показатель ее развивающих возможностей

· Характеристики (количественный анализ) социального компонента образовательной среды

 

При этом в качестве критериев психологической безопасности образовательной среды рассматривается следующее:

1. Отношение к образовательной среде, ее референтная значимость;

2. Удовлетворение потребности в личностно-доверительном общении, личностно-ориентированный подход в обучении;

3. Защищенность от психологического насилия во взаимодействии;

4. Восприятие образовательной среды ее субъектами, как психологически благополучной;

5. Функционирование образовательной среды как развивающей, т.е. имеющей психологические ресурсы развития;

6. Удовлетворенность субъектов образовательной среды качеством своей жизни.

 

Инструментарий мониторинга

Мониторинг реализовывается на основе двух подходов: диагностического и экспертного. Соответственно при диагностическом подходе предполагается использование следующего инструментария:

1) Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом (педагогическом) коллективе О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто.

2) Методика оценки психологической атмосферы в коллективе А.Ф. Фидпера.

3) Методика диагностики ориентированности педагогов на учебно-дисциплинарную и личностную модель взаимодействия с детьми В.Г. Маралова.

4) Адаптированный опросник Р. Элиота«Удовлетворенность качеством жизни».

При экспертном подходе предполагается использование следующего инструментария:

1) Методика «Психологическая безопасность образовательной среды школы» И.А. Баевой.

2) Методы психолого-педагогической экспертизы образовательной среды В.А. Ясвина.

 

Информационное сопровождение мониторинга

Полученные в ходе мониторинга результаты предоставляются внутри ОУ администрации, педагогам, родителям и учащимся и используются в следующих направлениях:

 Выбор технологий создания психологически безопасной образовательной среды в школе.

 Разработка школьной программы повышения психологической компетентности педагогов и родителей.

 Подбор информации о деятельности школы.

Кроме этого информация о результатах мониторинга передается:

 В Муниципальный координационный центр проекта, и используется для оказания адресной помощи школам и разработки целевых программ психологического и тьюторского сопровождения.

 Органам государственно-общественного управления для принятия стратегических решений.

Форма представления результатов:

 аналитическая справка,

 презентации (таблицы, графики, диаграммы),

 групповые и индивидуальные консультации.

Также предполагается создание единой электронной базы мониторинга и выпуск буклетов со статистическими данными мониторинга.

 

Анализируя источники по проблемам психологической безопасности образовательной среды, И.А. Баева выделила в качестве основных угроз участникам образовательной среды следующие:

1) Отсутствие или частичное признание референтной значимости среды и, как следствие, реализация намерения ее покинуть или отрицание ее ценностей и норм. Референтная значимость фиксируется как отношение к ней  позитивное, нейтральное или отрицательное;

2) Отсутствие или частичная удовлетворенность основными характеристиками процесса взаимодействия. Удовлетворенность основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды заключает в себе возможности и условия, обеспечивающие личностное развитие. Эмпирическими проявлениями здесь являются: эмоциональный комфорт, возможность высказать свою точку зрения; уважительное отношение к себе; сохранение личного достоинства; возможность обратиться за помощью, учет личных проблем и затруднений; внимание к просьбам и предложениям; помощь в выборе собственного решения;

3) Отсутствие или частичная защищенность от психологического насилия. Психологическое насилие проявляется в публичном унижении, оскорблении, высмеивании, угрозах, обидном обзывании, принуждении делать что-то против своего желания, игнорировании, неуважительном отношении, недоброжелательном отношении. Критерием отсутствия данной угрозы будет оценка защищенности от психологического насилия для всех участников образовательного среды (И.А. Баева, 2002).

 

Угрозу психологической безопасности образовательной среды также может представлять неудовлетворительное состояние психического здоровья ее участников. В психологии понятие «здоровье» рассматривается как «психическое здоровье»  оптимальное в соответствии с возрастными психологическими нормами психическое развитие ребенка. Психическое здоровье соотносится с социально-психологической адаптацией, нарушение которой лежит в основе наиболее распространенных нервно-психических расстройств  неврозов (Т.Г. Хамаганова, 2000; И.В. Пляскина, 2001 и др.); с внутриличностными и межличностными конфликтами (А.И. Захаров, 1998; В.Н. Мясищев, 1998), с переживанием психологического комфорта/дискомфорта (И.В. Дубровина, 1995; А.Маслоу, 1997). Показателями психического здоровья участников образовательной среды могут быть отношение к себе, самоактуализация, сбалансированность индивидуально-типологических свойств, состояние эмоциональной и коммуникативной сферы (Е.Б. Лактионова, 2002).

В соответствии с вышесказанным,сопровождение представляет собой деятельность, направленную на создание системы социально-психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию личности каждого ребенка в конкретной школьной среде. Поэтому психологическое сопровождение как идеология и комплексный метод, обеспечивающий условия для принятия оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора наиболее созвучен идее обеспечения психологической безопасности образовательной среды и нацелен на поддержание психосоциального благополучия ее участников.

Образовательная среда выступает как психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение, психологической сущностью которой является совокупность деятельности, коммуникативных актов и взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса.

 

Именно психологическая безопасность является условием, обеспечивающим позитивное личностное развитие всех участников образовательной среды. На данный момент образовательная среда оказалась не защищена от неблагоприятных тенденций общества – криминализации общественных отношений, распространение насилия через средства массовой информации; увеличение численности и расширение спектра социально-незащищенных (малоимущие, мигранты и др.), социально девиантных контингентов и «групп риска». В качестве основных угроз психологической безопасности в образовательной среде также выступают: наличие психологического насилия, неудовлетворенность основных потребностей в личностно-доверительном общении; отсутствие референтнойзначимости образовательной среды. Поэтому возникает вопрос о необходимости изучения психологической безопасности в образовательной среде, проведению исследований, позволяющих измерить психологическую безопасность образовательной среды, проектировать условия, при которых она будет обеспечиваться. Комплекс указанных мер позволит сохранить и укрепить здоровье участников образовательной среды, создать в образовательном учреждении безопасные условия для трудовой и учебной деятельности и защитить участников данной среды от всех форм диcкриминации, а психопрофилактика отвеченных угроз может служить одним из значимых оснований для моделирования психологической безопасности образовательной среды.

Категория психологической безопасности может быть рассмотрена в трех аспектах:

 как состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников;

 как система межличностных отношений, которые вызывают у участников чувство принадлежности (референтной значимости среды), убеждают человека, что он пребывает вне опасности (отсутствие вышеперечисленных угроз), укрепляют психическое здоровье;

 как системы мер, направленных на предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности (Баева И.А., 2002).

В контексте вышесказанного, комплексная безопасность образовательного учреждения рассматривается как состояние защищённости образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее ее безопасное функционирование, тогда как комплексная безопасность образовательной среды представляет собой совокупность определённых видов безопасности (интеллектуальной, духовной, нравственно-этической, психологической, педагогической, этнической, физической, трудовой, управленческой), гарантированно обеспечивающая защищённость всех субъектов образовательного процесса.

Таким образом, психологическая безопасность, по мнению ряда авторов, выступает как качественная характеристика, объединяющая психологический ресурс образовательной среды. Она может служить одним из оснований для создания вариативной модели службы сопровождения в школе, сущностью которой является постановка акцент на развитие и поддержку психосоциального благополучия субъектов образовательного процесса.

В свою очередь, обеспечение психологической безопасности и развивающего характера образовательной средыпредполагает реализацию системы мероприятий, направленных на устранение факторов негативного воздействия образовательной среды на развитие личности обучающихся, в том числе психологического насилия; а также на формирование социально-психологической компетентности всех участников образовательного процесса, обеспечивающей возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умения анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого.

Социально-психологический мониторинг представляет собойсистему информационного сопровождения инновационных процессов в образовании, позволяющую администрации, педагогическому коллективу образовательного учреждения, органам управления образованием:

1. осуществить анализ воздействия традиционных, инновационных психолого-педагогических и педагогических технологий на качество обучения и личностные изменения обучающихся, воспитанников;

2. принимать управленческие решения и распределять кадровые, финансовые и иные ресурсы, основываясь на объективных данных.

Безопасность образовательной среды во многом обеспечивается целенаправленным и системным мониторингом образовательной среды, который позволяет своевременно выявить возникающие угрозы и риски опасности образовательной среды и провести соответствующие эффективные коррекционные мероприятия.

Основной целью мониторинга безопасности образовательной среды является создание информационных условий для формирования целостного представления о ее состоянии и качественных количественных изменениях в ней.

Таким образом, мониторинг безопасности образовательной среды может рассматриваться как система организации сбора, хранения, обработки, распространения информации о деятельности системы (подсистемы) образования, которая призвана обеспечивать не только непрерывное слежение за ее состоянием, но и прогнозирование ее развития. Мониторинг предполагает функционирование в течение определенного временного периода.

Образовательный мониторинг, как и любой сложный объект, должен формироваться с позиций системного подхода в единстве следующих аспектов: социальной сущности; педагогической принадлежности; системно-деятельностного способа его рассмотрения.

Мониторинг безопасности образовательной среды – категория педагогическая и управленческая, поскольку он не копирует общие положения теории информации, а переводит их на язык педагогики, психологии и управления. Социальная сущность подобного мониторинга определяется тем, что именно он служит главным средством контроля и учета передачи социального опыта (содержания образования) подрастающим поколениям. Формирование мониторинга безопасности образовательной среды происходит в деятельности психологов, дидактов, методистов и других специалистов в области педагогики и психологии.

Основные задачи, решаемые в ходе мониторинга безопасной образовательной среды:

1. выявление угроз и рисков, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса и всей деятельности образовательного учреждения;

2. выработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление о состоянии безопасности образовательной среды, о качественных и количественных изменениях в ней;

3. систематизация информации о состоянии и развитии системы безопасности образовательной среды;

4. обеспечение регулярного и наглядного представления информации о процессах, происходящих в образовательном учреждении;

5. информационное обеспечение анализа и прогнозирования состояния и развития системы безопасности образовательной среды учреждения, разработка управленческих решений.

Одной из основных задач мониторинга является предупреждение о том или ином неблагополучии, опасности для эффективного функционирования объекта. Речь идет не только о констатации факта появления изменений, представляющих опасность, а именно предупреждение о ней до того как ситуация может стать необратимой. Тем самым создается возможность предотвратить или минимизировать возможное деструктивное развитие событий.

Мониторинг образовательной среды школы, таким образом, является универсальным по своим исследовательским и практическим возможностям механизмом влияния и коррекции деятельности субъектов образовательного учреждения в направлении создания и реализации структурной модели безопасной образовательной среды.

Мониторинг непосредственно связан с его объектом, предметом и субъектом.

Объектами мониторинговой оценки могут быть:

1. явления (воспитанность, образованность, мастерство педагога и др.);

2. процессы (педагогический процесс в целом, процесс нравственного воспитания, процесс поликультурного воспитания, процесс трудового воспитания, процесс подготовки детей к школе и т. д.);

3. деятельность (игровая, трудовая, учебная и др.).

Все элементы структурно и функционально связаны между собой и представляют единый цикл психолого-педагогического мониторинга. Выпадение любого из этих компонентов из системы действий педагога или делает педагогический мониторинг малоценным и некачественным, или разрушает всю систему.

В отличие от общепринятого понимания контроля педагогический мониторинг представляет форму организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о педагогических системах, обеспечивающую непрерывное слежение за их состоянием, а также дающую возможность прогнозирования развития педагогических систем.

Система педагогического мониторинга представляет комплексную аналитическую систему по следующим направлениям:

 диагностика качества образования;

 анализ социальных условий;

 анализ содержания образования;

 психодиагностика;

 анализ педагогической культуры учителя;

 медицинская диагностика;

 анализ деятельности школьных подразделений.

Функции мониторинга безопасности образовательной среды могут иметь общий смысл и частные проявления в зависимости от уровня и профиля образования. Вместе с тем основными функциями являются следующие:

1. интегративная – мониторинг безопасности образовательной среды является одним из ее системообразующих факторов, обеспечивает комплексную характеристику процессов, происходящих в этой системе;

2. диагностическая – сканирование состояния безопасности образовательной среды и происходящих в ней изменений, что позволяет дать оценку данным явлениям;

3. компаративистская – функция, создающая условия для состояний безопасности образовательной среды в целом или различных ее элементов как во времени – состояние системы в разные периоды времени, так и пространстве – возможность сравнения с системами образования или элементами этих систем в других регионах и странах;

4. экспертная – в рамках мониторинга возможно осуществление экспертизы состояния, концепции, форм, методов развития безопасности образовательной среды, ее компонентов и систем;

5. информационная – мониторинг безопасности образовательной среды является способом регулярного получения сопоставимой информации о состоянии и развитии данной системы, которая необходима для анализа и прогноза развития безопасности образовательной среды;

6. прагматическая – использование мониторинговой информации при принятии максимально обоснованных и адекватных требованиям ситуации решений, прежде всего управленческих;

7. стимулирующая – участие в педагогическом мониторинге различных участников педагогического процесса – воспитателей, заведующих, методистов, родителей – повышает уровень их педагогической культуры, интерес к воспитанию, побуждает к более глубокому изучению детей, самоанализу своего педагогического труда;

8. формирующая – внедрение педагогического мониторинга в работу образовательных учреждений позволит более эффективно использовать «зону ближайшего развития» ребенка. Опираясь на его результаты, педагог сможет подобрать методы и приемы индивидуально для каждого ребенка, учитывая его возможности, что, несомненно, окажет положительное влияние на уровень развития детей, поможет избежать выпадения из зоны внимания педагога каких-либо недостатков и трудностей в воспитании личности ребенка, обеспечит его комфортное пребывание в образовательной среде;

9. коррекционная – направленность педагогического мониторинга на особенности текущих процессов предполагает обнаружение и фиксацию многочисленных непрогнозируемых, неожиданных результатов реализации образовательной работы. Среди них могут быть как положительные, так и отрицательные с точки зрения развития личности, это поможет педагогам принять меры на усиление положительного и в то же время ослабление отрицательного в их деятельности.

Все функции, которые выполняет педагогический мониторинг как часть педагогической деятельности, подчинены цели повышения качества обучения и воспитания, обеспечению научного подхода к управлению учебной и воспитательной деятельностью и созданию безопасной образовательной среды в образовательном учреждении.

Выделяют три уровня потребителей информации мониторинга:

1. общество, социум, родители;

2. группы специалистов, отдельные специалисты, готовящие решения, исполнители;

3. руководители, лица, принимающие решения.

В случае массового использования результатов обследования (например, при формировании общественного мнения различных социальных групп), проблема заключается в согласовании полученных рекомендаций и результатов с возможностями их восприятия той социальной группой, для которой данная информация предназначена. Под согласованием подразумевается соответствующая форма предъявления, особенности языка изложения, стиля. Как правило, для массового использования выбираются наиболее яркие результаты, которые способны воздействовать на воображение, удивить, заставить задуматься. Но здесь нас подстерегает опасность, поскольку именно в таких результатах вероятнее всего будет содержаться ошибка.

Еще один аспект распространения информации – проблема доступности мониторинговой информации. Одним из принципов организации мониторинга является принцип открытости информации.

Структура образовательного мониторинга определяется функциями его элементов. Информация, которая поступает из источника, обрабатывается, хранится и распространяется на каждом уровне. Структура данных, например, об ученике может рассматриваться, как состоящая из двух частей:

1. психическое развитие и состояние ученика;

2. усвоение им содержания образования.

Реализация основных целей образовательного мониторинга находит свое выражение в психолого-педагогических и функциональных результатах обеспечения комплексной безопасности образовательной среды.

К психолого-педагогическим результатам относятся новообразования в структуре знаний, учебных навыков, поведении, направленности личности, в системе ее отношений, уровень тревожности и дискомфотности.

К функциональным результатам относятся различные способы психолого-педагогического воздействия, назначение которых состоит в управлении деятельностью обучающихся. Качественной и количественной мерой оценки психолого-педагогических результатов являются нормы, эталоны, которыми задаются условия успешной работы и ее желаемые результаты.

Норма (нормирование) выступает как одно из самых необходимых условий и оснований мониторинга, поскольку именно с ней сравниваются фактические результаты. Сравнение реальных результатов с эталонами и нормами в образовательной деятельности является лишь одним из компонентов и этапов мониторинга, за которым следует содержательная оценка и коррекция. Одно из требований касается измеримости и применимости стандартов и норм. Они должны быть качественно и количественно определены и пригодны для практического использования.

Другим требованием является их осуществимость, согласованность с возможностями школы и ее составных частей (элементов). Данное требование указывает на необходимость учета реальной выполнимости задаваемых стандартов и норм. Так стандарты и нормы могут быть либо завышенными, либо заниженными. Завышение стандартов и норм ведет к чрезмерной напряженности, срывам, сбоям в процессе, выпадению отдельных структурных звеньев школы из общей согласованной работы.

В психологическом плане завышенные стандарты и нормы вызывают у участников образовательного процесса состояние тревоги, неуверенности, стремление отказаться от общей работы и т. п. Снижение стандартов и норм парализует активность участников образовательного процесса в школе, вызывает состояние благодушия, самодовольства и безделья. В обоих случаях крайности в определении стандартов и норм снижают общую эффективность школы в целом и участников образовательного процесса в частности.

Создание нормативов должно учитывать также и конкретные условия, в которых предлагается их выполнение. Всякие существенные изменения во внешних условиях обязательно ведут к изменению норм.

К основным качественным показателям мониторинга безопасности образовательной среды относятся:

объективность – полученные результаты должны отражать реальное состояние дел, а личностный фактор должен быть минимизирован;

точность – погрешности измерений должны быть такими, чтобы гарантировать значения истинных показателей с приемлемой точностью;

полнота – источники информации должны перекрывать возможное поле получения результатов или корректно репрезентировать его;

достаточность – объем информации должен соответствовать потребностям руководителя и быть достаточным для принятия того или иного решения;

структурированность – информация, полученная из различных источников относительно одного объекта, должна быть структурирована и систематизирована с учетом качества источников информации и информационных запросов руководителей;

оптимальность обобщения – информация должна соответствовать тому уровню задач, который решает орган управления;

оперативность (своевременность) – как качество самой информации. Информация должна носить в большей степени управленческую, а не историческую ценность, то есть соответствовать темпам развития;

доступность – этот показатель можно понимать двояко. С одной стороны, это доступность в смысле возможности и реальности получения (возможен вариант, когда руководитель знает о наличии той или иной информации, но в силу различных причин не может ее получить). Второе понимание доступности связано с формой предоставления информации руководителю, когда достаточная и качественная информация поступает в такой форме, что становится непригодной для принятия решения (например, многостраничный отчет или графическая информация).

Таким образом, мониторинг представляет собой не только процесс выявления отклонений от стандартов и норм, но и выступает в качестве основания для их пересмотра. Другими словами, социально-психологический мониторинг позволяет не только отслеживать курс движения к поставленным целям, но и является механизмом корректировки целей и путей их достижения.

Чтобы сделать мониторинг «принимаемым» и лично значимым для каждого субъекта образовательного процесса, необходимо принимать во внимание то обстоятельство, что при его исполнении особое значение имеет этическая сторона вопроса. Так, например, проблемы, связанные с реализацией мониторинговой деятельности, возникающие в процессе взаимодействия с учащимися можно решить посредством соответствующей организации работы психолого-социологической службы.

Следует также отметить, что значимыми психолого-педагогическими и дидактическими функциями мониторинга образовательной среды являются:

1. обеспечение целесмыслового поля деятельности школьного коллектива, планирование его работы по конечному продукту;

2. формирование навыков аналитической культуры участников учебно-воспитательного процесса, умения адекватно оценивать свою жизненную позицию, уровень ее активности, конструктивности;

3. формирование педагогической среды единомышленников, готовых из объектов стать субъектами учебно-воспитательного процесса инновационного типа.

Этапы педагогического мониторинга образовательного процесса в образовательном учреждении: нормативно-установочный; аналитико-диагностический; прогностический; деятельностно-технологический; промежуто



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: