Рекомендации по составлению патографии




(оформляется в виде презентации)

1. Титульный лист с названием проекта, указанием учебного заведения, ФИО студента, курса, группы.

 

2. Особенности детства исследуемого (родился в такой-то семье, особенности воспитания, обучения; проявление творческих наклонностей).

3. Указать, отягощена ли наследственность (были ли в роду лица, страдающие психическими заболеваниями, различными видами аддикций). Формулировки: наследственность психопатологически отягощена (алкоголизм по линии матери) / наследственность психопатологически не отягощена.

4. Описать важные (в т.ч., психотравмирующие) моменты детства: потеря или развод родителей, война, частые переезды, насмешки со стороны ровесников, издевательства со стороны взрослых и т.п.

5. Описать условия, предшествующие манифесту (первому проявлению) заболевания, и сам манифест (М. Врубель посмотрел в глаза душевнобольному человеку, после чего у самого начала проявляться психопатологическая симптоматика).

6. Поддерживал или нет исследуемый эмоциональные контакты с окружающими: имел ли друзей, влюбленности? Как вел себя с ними?

7. Особенности внешнего вида исследуемого (щепетильно относился к своей внешности, как О. Уайлд и С. Дали, что может говорить о нарцисссическом и демонстративном компонентах, либо не обращал внимание на то, во что одевался, ходил по многу лет в одной и той же одежде (что может свидетельствовать о шизоидном радикале https://anchiktigra.livejournal.com/53768.html).

8. Творческое/профессиональное становление личности. Признание/отвержение обществом. Основные жизненные этапы, описание психопатологической симптоматики.

9. Особенности отражения психопатологической симптоматики в деятельности исследуемого. Привести примеры работ человека, отражающих болезненное состояние (М. Врубель компульсивно писал и переписывал (оставаясь ночью в мастерских и музеях) многочисленные картины с изображением демона). Описать символическое значение для человека тех или иных деталей произведения («Крик» Э. Мунка как иллюстрация панических атак).

10. Особенности достижения исследуемым состояния творческого подъема (Ван Гог употреблял абсент с целью достичь ощущения нужного оттенка желтого цвета).

11. Доминирующий фон настроения человека. Длительность пребывания в различных эмоциональных состояниях, их сезонность.

12. Наблюдался ли этот человек у врачей по поводу своего душевного состояния? Если да, привести заключения, прижизненные диагнозы.

13. Имел ли исследуемый семью, детей? Как складывались внутрисемейные отношения? Имел ли крайние взгляды на различные явления (половое воздержание/распущенность, яркий апологет/противник существующей власти и др.)?

14. Последний этап жизни исследуемого, особенности психического состояния. Причина и обстоятельства смерти.

15. Заключение (наличие патопсихологического симптомокомплекса, психопатии, изученных в рамках «Патопсихологии» нарушений ВПФ).

Рекомендуемая литература.

Основная:

Продукты творчества исследуемого, его автобиография, жизнеописание и воспоминания о нем близких людей и потомков. Анализ творчества исследуемого критиками в области литературы, живописи и проч.

1. Белянин В. П. Психологическое литературоведение. Текст как отражение внутренних миров автора и читателя //М.: Генезис. – 2006.

2. Братусъ Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.

3. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий. Их статика, дина­мика, систематика. (1933) // Избр. труды. М.: Меди­цина, 1964.

4. Гиляровский В.А. Психиатрия. М.: Медицина, 1954.

5. Зейгарник Б.В. Патопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип //М.: издательский центр «Академия. – 2003.

6. Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства: Стратегии психотерапии //М.: Класс. 2000.

7. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев: Науко-ва думка, 1981.

8. Личко А.Е. Определение понятий «психопатия» и ак­центуация характера // Психология индивидуаль­ных различий. М.: ЧеРо, 2000. С. 664—666.

9. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика //М.: Независимая фирма «Класс. – 2006.

10. О задачах патографической работы / П.М. Зиновьев // Памяти Петра Борисовича Ганнушкина / Ред. А.О. Эдельштейн. – Москва; Ленинград: Государственное издательство биологической и медицинской литературы, 1934. – С. 411-416.

11. Психиатрия. Национальное руководство. Краткое издание / отв. ред. Ю.А. Александровский. — М.: ГЭОТАР- Медиа. 2013.

Дополнительная:

1. Арнаудов М. Психология литературного творчества. Пер. с болг. М.: Прогресс, 1970.

2. Барт Р. Нулевая степень письма / Семиотика. М., 1983.

3. Батаршев А. В. Диагностика пограничных психических расстройств личности. М.: Ин-т психотерапии, 2004.

4. Белянин В. П. Психолингвистические аспекты художе­ственного текста. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.

5. Белянин В.П. Основы психолингвистической диагнос­тики. Модели мира в литературе. М.: Тривола, 2000.

6. Бондаренко О.Р., Савельева Е.А. Психотерапевтические возможности уроков литературы // Журнал прак­тического психолога. 1998. № 1. С. 34—39.

7. Бурно М.Е. О характерах людей. М.: Радуга, 1996.

8. Буянов М.И. Лики великих, или Знаменитые безумцы. М.: Флинта, 1994.

9. Буянов М.И. Тяжелые люди. М.: Флинта, 1993.

10. Волков П.В. Разнообразие человеческих миров. Клиническая характерология. М.: РИПОЛ классик, 2004.

11. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Высшая шко­ла, 1987.

12. ГадамерХ.-Г. Герменевтика и деконструкция / Под ред. Штегмайера В., Франка X., Маркова Б.В. СПб., 1999.

13. Ганнушкин П.Б. Избранные труды. М.: Медицина, 1964.

14. Глухов В.П. Основы психолингвистики. М.: Астрель, 2005.

15. Гончарвнко Н.В. Гений в искусстве и науке. М.: Искусст­во, 1991.

16. Громов Е.С. Природа художественного творчества. М.: Педкнига, 1986.

17. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. – Издательский дом" Питер", 2009.

18. Карпов П. И. Творчество душевнобольных и его влия­ние на развитие науки, искусства и техники. М.; Л.: Соцэкгиз, 1926.

19. Клинический архив гениальности и одаренности (эв-ропатологии), посвященный вопросам патологии гениально-одаренной личности, а также вопросам патологии творчества / Под ред. д-ра Г.В. Сегали-на. Свердловск. Т. 1—4. М.: Московский рабочий, 1925-1928.

20. Колобаева Л. Человек и его мир // Филологические на­уки. 1980. № 5. С. 80-84.

21. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у под­ростков. М.: Медицина, 1983.

22. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство:[пер. с итал.]. – Рипол Классик, 2006.

23. Неплох Я. М. Человек, познай себя! (Записки психиатра). СПб.: Интермед, 1991.

24. Олпорт Г. Личность: проблема науки или искусства? // Психология личности. Тексты. М.: Высшая школа, 1982.

25. Пашковский В.Э., Пиотровская В.Р., Пиотровский Р.Г. Психиатрическая лингвистика. СПб.: Ариель, 1994.

26. Сент-Бев Ш. Литературные портреты. Пер. с фр. М.: Изд-во художественной литературы, 1970.

27. Симонов П. В. «Сверхзадача» художника в свете психо­логии и нейрофизиологии. // Психология процес­сов художественного творчества. М., 1980, с. 32—45.

28. Теплов Б.М. Заметки психолога при чтении художествен­ной литературы / Теплов Б.М. Избр. труды: в 2-х тт. М.: Просвещение, 1985.

Интернет-ресурсы:

https://www.alexandria.org.ua/component/option,com_docman/task,cat_view/gid,221/Itemid,1/?mosmsg=%C2%FB+%EF%FB%F2%E0%E5%F2%E5%F1%FC+%E7%E0%E9%F2%E8+%F1+%E7%E0%EF%F0%E5%F9%E5%ED%ED%EE%E3%EE+%E4%EE%EC%E5%ED%E0.+%28www.google.ru%29

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: