Патер Лоренцо продолжает свой рассказ – начинается новый раздел симфонического произведения – разработка.




Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского

 

Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор, дирижёр, пианист, автор десяти опер и трёх балетов,оркестровой, вокальной, камерной, фортепианной музыки. Его произведения входят в число самых часто исполняемых в мире.

Положив на музыку драматическую историю Ромео и Джульетты, которая случилась в Вероне, композитор отразил в ней и свою собственную душевную боль.

Уильям Шекспир – английский поэт и драматург, считается одним из лучших драматургов мира.

В увертюре развиваются три образа:

образ Добра в лице монаха Лоренцо (хорал медленного вступления),

образ Вражды семейства Монтекки и Капулетти (главная партия),

образ Любви (побочная партия).

Главная идея сюжета произведения – любовь побеждает смерть.

Пётр Ильич Чайковский в своей увертюре-фантазии намеренно отказался от характеристик конкретных персонажей, сосредоточив внимание на центральной идее трагедии, лежащей в основе драматургического конфликта.

Увертюра-фантазия Чайковского написана в сонатной форме и состоит из вступления, экспозиции, разработки, репризы, коды.

Во вступлении – теме монаха Лоренцо, который благословил двух влюбленных Ромео и Джульетту, – мы с первых нот слышим интонации скорби, отчаяния и тревоги.

Экспозиция звучит тревожно, вызывая у слушателя чувство страха и беспокойства.

В экспозиции увертюры Чайковский отразил яростный конфликт враждующих семей.

Главная тема экспозиции – это образ борьбы, смертельной схватки, образ вражды и ненависти двух непримиримых родов – Монтекки и Капулетти. Главная партия безраздельно драматична, её музыка отличается напряжённостью, глубокими переживаниями. Напряжённость темы усиливается звучанием всего оркестра (tutti), изобразительными моментами (медные тарелки имитируют звон клинков), повторениями. Мы слышим литавры и тарелки, стремительные пассажи струнных инструментов, звуки духовых – всё это создаёт образы вражды между Монтекки и Капулетти на улицах Вероны.

Побочная партия экспозиции – образно её можно назвать «темой любви» - образуется двумя элементами и выражает лирический образ. Эту музыкальную тему до сих пор считают одной из самых красивых мелодий в мире.

Этот образ, с одной стороны, эмоционально-насыщенный, с другой – глубоко нежный. Выразительное значение песенной мелодии, её повторения (как утверждение идеи любви) - введение интонаций колыбельной, мажорной окраски темы. Оркестр «поёт» эту тему как светлый гимн человеческому счастью.

Растаяли в воздухе звуки чарующей мелодии. Вопросительной интонацией заканчивается первый раздел увертюры. И после короткой паузы… вновь звучит музыка.

 

Патер Лоренцо продолжает свой рассказ – начинается новый раздел симфонического произведения – разработка.

В разработке основное развитие получают две темы: спокойная тема патера Лоренцо и главная партия.

В начале разработки звучит тема вражды – всё яростней и ожесточённее. Далее слышится тема вступления — образ патера Лоренцо. Но как изменился этот человек! Теперь он сильный и мужественный. Его тема проходит на фоне темы вражды, усиливаясь по мере нарастания напряжённости образа вражды. Интересно, что в последнем проведении тема патера Лоренцо звучит в исполнении трубы — мощно, с напором. Почему? Зачем композитору понадобился тембр этого инструмента? Может быть, как ответ на тему медных тарелок в теме вражды? Это логично. Ведь чем сильнее становилась вражда, тем сильнее было желание человека защитить влюблённых.
Реприза начинается с темы вражды, которая всё ещё сильна, но звучит недолго, уступая место теме любви. Если ранее композитор изображает любовь как маленький, едва пробивающийся росток. То теперь это всепоглощающее чувство, словно возвышающееся над миром. Во втором проведении тема звучит ещё более ярко, возвышенно, в третьем — продолжает набирать силу, и, кажется, что это кульминация, но вслушайтесь… Какая тема вторгается в этот поток света, любви и счастья? — Внезапное появление темы вражды как бы «сбивает» любовь. Она пытается «подняться». Появляется её «защитник» — патер Лоренцо. Его тема опять звучит очень мощно и уверенно. Всё смешалось. Невольно ощущаешь тревогу. И верно — удар большого барабана и неожиданная пауза. Всё кончено. Главные герои погибают
Кода увертюры.

Мерные погребальные аккорды, напоминающие о гибели Ромео и Джульетты. Сквозь мерную поступь слышится изменённая до неузнаваемости тема любви — любовь жива! Измученная, сломленная, но живая! Неожиданно для нас низкие, глухие звуки переходят в светлые, высокие, напоминающие церковный хорал. И мы сразу же переносимся в католический храм, с его высокими сводами, где по церковному обычаю отпевают умерших. Постепенно песнопение становится всё более ярким, сильным, в оркестре появляется арфа и своим разливающимся звуком как бы раздвигает своды храма, увлекая нас в бесконечное пространство. Вокруг тёплое, голубое, бесконечно доброе небо и тема любви! Она звучит светло и уверенно, паря над землёй, вопреки мелким ссорам и большим войнам, сотрясающим мир. Видимо, это и есть главная идея увертюры — фантазии. Вслед за темой любви звучит несколько утвердительных аккордов — точек. Да! Только так! Никак иначе! Так было, так есть, так будет!

К образам Ромео и Джульетты обращались многие композиторы, например, Винченцо Беллини, Гектор Берлиоз, Сергей Прокофьев.

 

Домашнее задание:

1. Прослушать Увертюру.

2. Изучить текст.

3. Ответить на вопросы теста.

Тест

№ 1. Что такое увертюра?:

а) вокальное произведение;

б) музыкальное вступление к оперному, театральному представлению;

в) фортепианная пьеса.

№ 2. К какому жанру относится произведение Чайковского «Ромео и Джульетта»?:

а) опера; б) балет; в) увертюра-фантазия.

№ 3. Расставьте в правильной очерёдности разделы сонатной формы, использованные в увертюре-фантазии П. И. Чайковского «Ромео и Джульетта»:

а) вступление; б) разработка; в) кода; г)экспозиция; д) реприза.

№ 4. Какие музыкальные средства использует П. И. Чайковский в экспозиции, чтобы показать тему противоборства Монтекки и Капулетти?:

а) тревожные интонации;

б) спокойные интонации;

в) лирические мотивы;

г) стремительные пассажи струнных инструментов.

№5. Какая тема в разработке сильно видоизменилась?:

а) тема Добра (монах Лоренцо); б) тема Вражды; в) тема Любви.

№ 6.Какие две силы вступают в конфликт в репризе?

а) Добро и вражда; б) Любовь и вражда; в) Добро и зло

№ 7. Укажите темы, характерные для коды:

а) Вражды: б) Добра; в) Примирения; г) Оптимизма; д) Любви; е) Радости.

№ 8. Выберите композитора, который не писал музыку к драме «Ромео и Джульетта»:

а) П.Чайковский; б) М.Глинка в) С.Прокофьев

№9. Впишите пропущенное слово.

«Нет повести ________________ на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: