Знания и умения всегда найдут применение.




Тема: «Изобразительно-выразительные средства языка. Олицетворение».

Цель: продолжить работу над понятием «олицетворение», а так же и других средств художественной выразительности речи. Отрабатывать навыки употребления их в устной и письменной речи. Развивать воображение, логическое мышление.

Ход занятия.

Организационный момент.

И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!” (А.Ахматова)

 

Сегодня мы вновь будем учиться употреблять в своей речи слова и словосочетания, которые делают её красивой и выразительной.

Речевая разминка.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

- Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово чётко.

- О чём скороговорка? (О том, как нужно правильно говорить.)

- Какие слова надо выделить? Это должны быть самые важные слова. (Расстановка логических ударений.)

- Прочитайте в разговорном темпе, выделяя слова.

- Прочитайте в ускоренном темпе, выделяя слова.

Повторение

Подобрать к данным словам антонимы.

Богач - ____________________________________

Дворец - ___________________________________

Симпатичный - _____________________________

Чудовище - ________________________________

Любить - __________________________________

Военный - _________________________________

Оживлённый - ______________________________

 

 

Дело мастера боится.

1. Отгадай загадки:

Летит орлица по синему небу.

Крылья распластала, солнышко застлала.

 

 

Голубой платок, алый колобок

По платку катается, людям улыбается.

 

 

Неизвестно, где живёт,

Налетит – деревья гнёт.

Засвистит – по речке дрожь,

Озорник, а не уймёшь.

 

Не пешеход, а идет.

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку.

Очень трудная загадка?

 

• Вспомни, почему люди «оживляли» в загадках и сказках неживые предметы?

В древние времена люди верили, что все предметы в окружающем их мире имеют душу, то есть они живые. Например, землю называли матушкой, а дождь сравнивали со слезами. Со временем пропало стремление очеловечивать неодушевленные предметы, но в литературе и в разговоре мы до сих пор встречаем эти обороты речи. Это образное средство языка получило название олицетворение.

Итак, что такое олицетворение?
Олицетворение
– это литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам.

Олицетворение используют многие прозаики и поэты.

• Зачем писатели и поэты «оживляют» неживое в своих произведениях? Например, С. Есенин:

 

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы,

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

 

(Для усиления образности. Олицетворение позволяет создать яркий образ у читателя, передать настроение героя, подчеркнуть какое-то действие.

Запомни! В литературе приём «оживления» предметов называетсяОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ.

 

Приведи примеры олицетворения в знакомых тебе стихотворениях.

Ф. Тютчев

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

 

И. Никитин

Полно, степь моя, спать беспробудно,

Зимы-матушки царство прошло…

 

И. Никитин

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

И. Суриков

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

А. Пушкин

Уж небо осенью дышало.

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день…

 

Зимнее утро.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные глядела…

 

Зимний вечер.

Буря мглою небо кроет.

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

 

• Что такое олицетворение в литературе, понятно, но этот оборот используется и в разговорной речи. Знакомые всем фразы «молоко убежало», «сердце барахлит», также являются олицетворением.

Мы даже не задумываемся о том, что используем этот приём, часто говорим, что идет дождь (хотя у дождя явно нет ног) или тучи хмурятся (понятно, что тучи не могут испытывать никаких эмоций).

Ещё одна загадка:

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут. /облака/

 

Физминутка для глаз.

Следим за облачком и запоминаем, какие там встречаются сравнения, олицетворения.

2. Попробуй самостоятельно «оживить» неживые предметы.

Что может:

Петь-_______________________________

Бежать-_____________________________

Рисовать узор-_______________________

Дышать- ____________________________

Выть- _______________________________

Глядеть- ____________________________

 

• А сейчас я приглашаю вас в театр на лесной поляне.

 

Инсценирование басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица»

 

(Возмущённая Ворона прилетает в Лесную школу и врывается в кабинет Директора-Льва)

Ворона: Буду жаловаться! Буду жаловаться!

Лев: На кого Вы будете жаловаться?

Ворона: Как на кого? На Лису!

Лев: Каждый день на Лису жалобы! Угощала Журавля кашей, размазанной по тарелке. Выгнала из дома Зайца. Вчера съела Колобка. Ну а сегодня что натворила?

Ворона: Как что? Сыр украла!

Лев: Этой Лисе всегда удаётся выйти сухой из воды. Однако на этот раз Лиса ответит за свой поступок, не уйдёт от наказания.

Ворона: А причём здесь вода?

 

Давайте объясним вороне, что обозначает фраза «выйти сухим из воды». (Избежать заслуженного наказания, остаться безнаказанным)

 

• Как называются такие устойчивые словосочетания? (фразеологизмы)

• Приведите примеры.

Развесить уши

Писать, как курица лапой

 

Вставлять палки в колёса

Стреляный воробей

Белая ворона

Делить шкуру неубитого медведя

 

Витать в облаках - мечтать

Тянуть кота за хвост - медлить
Играть с огнём - рисковать
Водить за нос - обманывать
Провалился сквозь землю - исчезнуть
Плясать под чужую дудку – бездумно подчиняться кому-либо

«Фразеологический зоопарк».

Какими названиями животных можно дополнить следующие фразы? Вы должны назвать животных и пантомимой или мимикой изобразить их.

Голоден, как … (волк).

Хитёр, как …(лиса).

Труслив, как … (заяц).

Надут, как … (индюк).

 

Неповоротлив, как … (медведь).

Упрям, как …(осёл).

Здоров, как … (бык).

Колюч, как … (ёж).

 

Знания и умения всегда найдут применение.

Игра «Угадай названия»

/ по названию-антониму угадай истинное название сказки/.

Например, «Мышь в лаптях»- «Кот в сапогах»

«Проснувшееся чудовище»____________________

«Чернушка и семь великанов»______________________

«Крестьянка на тыкве»____________________________

«Домашние гуси»________________________________

«Кастрюля супа»_______________________________

 

Итог занятия.

• Что нового узнали?

• Какие средства выразительности языка использовали?

• Что получилось? Что не получилось? Что больше всего понравилось? • Доволен ли собой?

 

Люби, цени и знай свой язык!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: