Дом Учителя Уральского федерального округа
XIII Международная Олимпиада по основам наук
Первый этап
Авторы заданий: Фурманенко Нина Николаевна, учитель химии и биологии 1 квалификационной категории, МОУ «Лицей №6», г. Качканар, Клишина Арина Юрьевна, студентка 3 курса стоматологического факультета Московского государственного медико-стоматологического университета имени А.И. Евдокимова.
Эксперт: Клишина Вероника Георгиевна, учитель биологии высшей квалификационной категории, МОУ «Лицей №6», г. Качканар.
Биология 10 класс
Проводится в честь Николая Николаевича Дроздова
Время выполнения работы 1 час 15 минут
___________ ________ __________ ___________ ____________ __________ __________
Фамилия Имя Отчество Нас. Пункт Область ОУ № Код участника
Таблица ответов
Задания | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
Задание | |||||||||||||||||||
|
Первая часть. Задания, оцениваемые в 1 балл.
В заданиях 1-5 выберите один правильный ответ из четырех предложенных и укажите его номер в таблице ответов.
1. Возбудителем туберкулёза является бактерия, относящаяся к:
|
1) коккам;
2) бациллам;
3) спириллам;
4) вибрионам.
2. Митохондрии отсутствуют в
1) клетках растений;
2) клетках скелетных мышц;
3) эритроцитах;
4) В-лимфоцитах.
3. Автором какой телепередачи, сделанной по заказу ЮНЕСКО, является Н.Н. Дроздов:
1) «Дикая жизнь Аляски»;
2) «Эталоны биосферы»;
3) «Неизведанный Индокитай»;
4) «В мире животных».
4. У всех взрослых млекопитающих есть
1) зубы трёх типов;
2) две пары конечностей;
3) диафрагма;
4) шерстный или волосяной покров
5. У проса плод представляет собой:
1) костянку;
2) стручок;
3) зерновку;
4) семянку.
Вторая часть. Задания, оцениваемые в 3 балла.
В заданиях 6-10 выберите три правильных ответа из пяти предложенных и укажите их номера в таблице ответов.
6. У дальневосточной мягкотелой черепахи (трионикса), обитающей как в воде, так и
на суше, газообмен может происходить через
1) легкие;
2) кожу;
3) наружные жабры;
4) внутренние жабры;
5) слизистую оболочку рта и глотки.
7. Признаки, по которым митохондрии и пластиды отличаются от других органоидов
клетки:
1) имеют две мембраны;
2) содержат рибосомы;
3) содержат внутри ферменты;
4) имеют кольцевую молекулу ДНК;
5) имеют белки и ферменты в мембранах.
8. Из названных клеток, имеют реснички или их видоизменения:
1) обонятельные клетки;
2) клетки эпителия бронхов;
3) клетки эпителия толстой кишки;
4) клетки эпителия тонкого кишечника;
5) клетки эпителия маточных труб.
9. Морские животные, способные изменять свой удельный вес при погружении и
всплытии:
1) сифонофора;
2) дельфин.
3) сельдь;
4) акула;
5) наутилус;
|
10. Появление круглых червей сопровождалось ароморфозами:
1) первичная полость;
2) задняя кишка и заднепроходное отверстие;
3) нервная система узлового типа;
4) раздельнополость;
5) гермафродитизм.
Третья часть. Задания, оцениваемые в 5 баллов.
В заданиях 11-15 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу ответы так, чтобы буква из второго столбца соответствовала цифре первого столбца.
11. Распределите представителей царства Грибы в зависимости от их использованиячеловеком:
Представитель | Использование человеком |
1) опенок осенний; | A) лекарственные; |
2) пеницилл; | B) пищевые; |
3) желчный гриб; | C) паразиты; |
4) аспергилл; | D)ядовитые; |
5) трюфель. | E) плесневые. |
12. Соотнесите рисунки черепов с отрядами животных, которым они могут
принадлежать:
А) Хищники;
B) Грызуны;
C) Рукокрылые;
D) Парнокопытные;
E) Насекомоядные.
13. Установите соответствие между названиями биомолекул и классами органическихвеществ, к которым они относятся:
Класс органических веществ | Молекула |
1)полисахариды; | A)диглицерид; |
2)белки; | B)аденозин; |
3)дисахариды; | C)крахмал; |
4)липиды; | D)уреаза; |
5)нуклеозид. | E) сахароза. |
14. Установите соответствие между гормоном и органом, который его вырабатывает:
Гормон | Орган |
1)адреналин; | A)жировая ткань; |
2)лептин; | B) щитовидная железа; |
3)мелатонин; | C)корковый слой надпочечников; |
4)гастрин; | D)желудок; |
5) кальцитонин. | E) эпифиз. |
15. Установите соответствие между растениями и их изображениями:
Изображение | Растение |
1) | А) Плаун булавовидный; |
2) | В) Кукушкин лен; |
3) | С) Щитовник мужской; |
4) | D) Сфагнум; |
5) | Е) Хвощ лесной. |
В заданиях 16-20 установите правильную последовательность. Запишите в таблицу номера выбранных ответов (без пробелов и других символов).
16. Расположите в правильной последовательности части рефлекторной дуги:
1) эффекторный орган;
2) вставочный нейрон;
3) эфферентный нейрон;
4) афферентный нейрон;
5) рецептор.
17. Расположите структуры выделительной системы в правильной последовательности, с момента фильтрации крови до выхода вторичной мочи из почек:
1) капилляры клубочка;
2) собирательная трубочка;
3) капсула нефрона;
4) каналец нефрона;
5) почечная лоханка.
18. В правильном порядке расположите этапы жизненного цикла свиного цепня, начиная с взрослого паразита:
1) яйцо с онкосферой во внешней среде;
2) финна;
3) финна инкапсулированная в мышечном волокне свиньи;
4) взрослый паразит;
5) оноксфера внутри промежуточного хозяина.
19. Составьте пищевую цепь из предложенных компонентов:
1) божья коровка;
2)сок розового куста;
3)насекомоядная птица;
4)тля;
5)паук.
20. Назовите по правилам систематики тутового шелкопряда, начиная с наименьшего таксона из приведенных ниже:
1)отряд: Чешуекрылые;
2) семейство: Настоящие шелкопряды;
3) класс: Насекомые.
4) род: Bombyx;
5)тип: Членистоногие.