Третья часть. Задания, оцениваемые в 5 баллов.




Дом Учителя Уральского федерального округа

XIII Международная Олимпиада по основам наук

Первый этап

Авторы заданий: Фурманенко Нина Николаевна, учитель химии и биологии 1 квалификационной категории, МОУ «Лицей №6», г. Качканар, Клишина Арина Юрьевна, студентка 3 курса стоматологического факультета Московского государственного медико-стоматологического университета имени А.И. Евдокимова.

Эксперт: Клишина Вероника Георгиевна, учитель биологии высшей квалификационной категории, МОУ «Лицей №6», г. Качканар.

Биология 10 класс

Проводится в честь Николая Николаевича Дроздова

Время выполнения работы 1 час 15 минут

___________ ________ __________ ___________ ____________ __________ __________

Фамилия Имя Отчество Нас. Пункт Область ОУ № Код участника

Таблица ответов

Задания                                    
                                     
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
Задание                                    
                                       

 

Первая часть. Задания, оцениваемые в 1 балл.

В заданиях 1-5 выберите один правильный ответ из четырех предложенных и укажите его номер в таблице ответов.

1. Возбудителем туберкулёза является бактерия, относящаяся к:

1) коккам;

2) бациллам;

3) спириллам;

4) вибрионам.

2. Митохондрии отсутствуют в

1) клетках растений;

2) клетках скелетных мышц;

3) эритроцитах;

4) В-лимфоцитах.

3. Автором какой телепередачи, сделанной по заказу ЮНЕСКО, является Н.Н. Дроздов:

1) «Дикая жизнь Аляски»;

2) «Эталоны биосферы»;

3) «Неизведанный Индокитай»;

4) «В мире животных».

4. У всех взрослых млекопитающих есть

1) зубы трёх типов;

2) две пары конечностей;

3) диафрагма;

4) шерстный или волосяной покров

5. У проса плод представляет собой:

1) костянку;

2) стручок;

3) зерновку;

4) семянку.

Вторая часть. Задания, оцениваемые в 3 балла.

В заданиях 6-10 выберите три правильных ответа из пяти предложенных и укажите их номера в таблице ответов.

 

6. У дальневосточной мягкотелой черепахи (трионикса), обитающей как в воде, так и

на суше, газообмен может происходить через

1) легкие;

2) кожу;

3) наружные жабры;

4) внутренние жабры;

5) слизистую оболочку рта и глотки.

7. Признаки, по которым митохондрии и пластиды отличаются от других органоидов

клетки:

1) имеют две мембраны;

2) содержат рибосомы;

3) содержат внутри ферменты;

4) имеют кольцевую молекулу ДНК;

5) имеют белки и ферменты в мембранах.

8. Из названных клеток, имеют реснички или их видоизменения:

1) обонятельные клетки;

2) клетки эпителия бронхов;

3) клетки эпителия толстой кишки;

4) клетки эпителия тонкого кишечника;

5) клетки эпителия маточных труб.

9. Морские животные, способные изменять свой удельный вес при погружении и

всплытии:

1) сифонофора;

2) дельфин.

3) сельдь;

4) акула;

5) наутилус;

10. Появление круглых червей сопровождалось ароморфозами:

1) первичная полость;

2) задняя кишка и заднепроходное отверстие;

3) нервная система узлового типа;

4) раздельнополость;

5) гермафродитизм.

Третья часть. Задания, оцениваемые в 5 баллов.

В заданиях 11-15 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу ответы так, чтобы буква из второго столбца соответствовала цифре первого столбца.

11. Распределите представителей царства Грибы в зависимости от их использованиячеловеком:

Представитель Использование человеком
1) опенок осенний; A) лекарственные;
2) пеницилл; B) пищевые;
3) желчный гриб; C) паразиты;
4) аспергилл; D)ядовитые;
5) трюфель. E) плесневые.

12. Соотнесите рисунки черепов с отрядами животных, которым они могут

принадлежать:

А) Хищники;

B) Грызуны;

C) Рукокрылые;

D) Парнокопытные;

E) Насекомоядные.

13. Установите соответствие между названиями биомолекул и классами органическихвеществ, к которым они относятся:

Класс органических веществ Молекула
1)полисахариды; A)диглицерид;
2)белки; B)аденозин;
3)дисахариды; C)крахмал;
4)липиды; D)уреаза;
5)нуклеозид. E) сахароза.

14. Установите соответствие между гормоном и органом, который его вырабатывает:

Гормон Орган
1)адреналин; A)жировая ткань;
2)лептин; B) щитовидная железа;
3)мелатонин; C)корковый слой надпочечников;
4)гастрин; D)желудок;
5) кальцитонин. E) эпифиз.

15. Установите соответствие между растениями и их изображениями:

Изображение Растение
1) А) Плаун булавовидный;
2) В) Кукушкин лен;
3) С) Щитовник мужской;
4) D) Сфагнум;
5) Е) Хвощ лесной.

 

В заданиях 16-20 установите правильную последовательность. Запишите в таблицу номера выбранных ответов (без пробелов и других символов).

16. Расположите в правильной последовательности части рефлекторной дуги:

1) эффекторный орган;

2) вставочный нейрон;

3) эфферентный нейрон;

4) афферентный нейрон;

5) рецептор.

 

17. Расположите структуры выделительной системы в правильной последовательности, с момента фильтрации крови до выхода вторичной мочи из почек:

1) капилляры клубочка;

2) собирательная трубочка;

3) капсула нефрона;

4) каналец нефрона;

5) почечная лоханка.

18. В правильном порядке расположите этапы жизненного цикла свиного цепня, начиная с взрослого паразита:

1) яйцо с онкосферой во внешней среде;

2) финна;

3) финна инкапсулированная в мышечном волокне свиньи;

4) взрослый паразит;

5) оноксфера внутри промежуточного хозяина.

19. Составьте пищевую цепь из предложенных компонентов:

1) божья коровка;

2)сок розового куста;

3)насекомоядная птица;

4)тля;

5)паук.

20. Назовите по правилам систематики тутового шелкопряда, начиная с наименьшего таксона из приведенных ниже:

1)отряд: Чешуекрылые;

2) семейство: Настоящие шелкопряды;

3) класс: Насекомые.

4) род: Bombyx;

5)тип: Членистоногие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: