Проблема человека в немецкой классической философии




Доклад

По предмету: Антропология

На тему: Проблема человека в немецкой классической философии

 

Выполнил студент первого курса

группы ПК-19

Заборских Дмитрий Алексеевич.

Проверил: Рязанов И.В.

Проблема человека в немецкой классической философии

Немецкая классическая философия – один из значительнейших этапов в развитии философской мысли и культуры всего человечества. Немецкая классическая философия является своеобразным продолжением философии Просвещения, несмотря на тот факт, что именно немецкая философия критикует эпоху Просвещения. Мыслители эпохи Просвещения того времени изучают человека как объект просвещения и воспитания. Тогда как немецкие философы утверждают, что человек – существо активное, творческое. Так, понятия:

· "сознание"

· "дух"

· "мышление"

· "познание"

центральные для немецкой классики.

Основоположником немецкой классической философии является Имануил Кант, стоящий на грани Эпохи Просвещения и романтизма. Центром философских исследований мыслитель определяет человека. Центральным вопросом философии он ставит вопрос «Что такое человек?», соответственно человек – «самый главный предмет в мире». Так же, как и Декарт, мыслитель склоняется к позиции антропологического дуализма, однако дуализм его философии — это нравственно-природный, а не дуализм души и тела. Кант считает, что человек – часть природной необходимости и нравственной свободы. Как составная часть чувственного мира явлений он подчинен необходимости, а как носитель духовности — он свободен.

Однако центральная роль отводится нравственной деятельности человека. Философ ставил своей целью утвердить человека как независимое начало и законодателя практической и теоретической деятельности. Таким образом, категорический императив – исходный принцип – требование, которое основывается на том, что личность и так самодостаточна, и это причина того, почему она не должна восприниматься как способ осуществления любых задач. Кант утверждал, что человек по своей природе злой, но не смотря на это он является и одновременно добрым. Таким образом, нравственное воспитание ставит своей целью обеспечить победу доброго начала над злом, присущим человеку. По мнению мыслителя, зло преобладает, однако добро, проявляющееся в вине, также проявляется в человеке. Так, Кант считает, что нормальный человек не может освободиться от чувства вин составляющей основу морали. Человек, убежденный в своей правоте и чья совесть всегда спокойна, не может считаться моральным.

Человека отличает от других существ самосознание. Из этого вытекает эгоизм, природное свойство человека, однако мыслитель решительно против эгоизма в любых его формах.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель – немецкий философ. Его антропологическая концепция и философское учение в целом пронизаны рационализмом. Человека от животного прежде всего отличает мышление, именно оно является проводником человечности человечеству.

· Гегель утверждал, что человек – субъект духовной деятельности и он является носителем духа и разума.

· Л. Фейербах, материалист, доказывает, что самым значимым и самоценным является человек, который в свою очередь является частью природы, чувственно-телесным существом.

Таким образом, немецкая классическая философия во многом опровергла традиционное понимание человека. Так, Кант показал невозможность создания объективной модели человека: всё знание о человеке у Канта носит субъективный характер. Человеческое «Я» является «вещью самой по себе», как и весь остальной мир. Гегель показал, что существование вечных законов невозможно, индивид — это всего лишь марионетка в руках истории (не существует заданной природы человека, есть лишь облики, типы человека, которые должны быть соотнесены с историческим этапом). Для Фейербаха человеческая сущность не заключена в отдельной индивидуальности. Сущность человека — воля, мышление, чувственность, что является его родовыми, то есть общественными, деятельными способностями.

 

Другой антропологический мотив - существование человека как персоны, с ее исходно негативным отношением к миру, стал развивать С.

 

1 Daub K. Vorlesungen über die philosophische Anthropologie. Berlin, Verlag Duncker und Humbolt, 1838.- S. 9.

 

Кьеркегор. При этом он также отталкивался от Гегеля. Его идеи по осмыслению персонального существования представляют собой, так сказать, вариант "идеалистической" антропологии. В ней природность человека трактуется только отрицательно либо как неистинное бытие в модусе чувственных вожделений, либо как бытие к смерти.

 

Во второй половине XIX века необходимость мыслить в единстве природный и духовный моменты человека осознавалась, прежде всего, в философии жизни. У Ф. Ницше эта проблема становится мучительной неразрешимой задачей, разрывающей сознание мыслителя. Его идея "сверхчеловека" - это, прежде всего, идея снятия противоречия между природным и духовным в человеке. Но Ницше рассматривал эту проблему не как теоретическую, а как нравственную и социально-практическую. Видимо, поэтому ее возможное решение было им переведено из сферы науки в область мифотворчества. Вместе с тем "метафизическая" составляющая в его идеях начинает вновь играть одну из главных ролей.

 

В начале XX века М. Шелер вновь поставил вопрос об отношении природного и духовного в человеке в виде философской проблемы. Другим философом, который в истекшем столетии плодотворно трудился над вопросом о взаимосвязи природного и духовного посредством человека, был П. Тейяр де Шарден. Для решения проблемы он использовал не только достижения положительных наук и философские идеи, но и религиозный опыт. У этих двух мыслителей вновь стал преобладать подход к проблеме человека как целостной проблеме. То, что в конце XVIII - XIX века было понятно лишь немногим гениальным умам, в XX веке, усилиями, прежде всего М. Шелера и его последователей, стало очевидным для всего научного сообщества. Философская антропология стала признаваться самостоятельной философской дисциплиной, имеющей свой специфический предмет.

 

Данный доклад не может исчерпать всего многообразия и глубины антропологических идей, содержащихся в произведениях Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. Вместе с тем проделанная работа позволяет наметить перспективы дальнейших исследований. Требуется более детальное изучение

 

288 категориального аппарата, с помощью которого истолковывалась антропологическая проблема в классической немецкой философии. Соответственно, для этого необходим тщательный текстологический анализ. Определенную научную ценность может представлять анализ значения изменений в способах понимания оснований человеческого бытия для морали, политики, культуры в целом.

 

При последующем изучении кантовской философской антропологии требуется специальное рассмотрение взаимодействия ее трансцендентальных и психологических компонент. У Фихте и Шеллинга будет интересным проследить взаимосвязь между эволюцией их философских систем и изменением в их понимании человека. В гегелевской концепции человека в первую очередь следует уделить внимание социальному срезу его философской антропологии, особенно интересным будет проследить влияние его антропологических идей на его теорию гражданского общества.

 

Воздействие антропологических идей классической немецкой философии на последующие изменения в понимании оснований бытия человека в европейской мысли было более мощным и разносторонним, чем это представляется сейчас. Поэтому изучение этого влияния поможет осознать действительную преемственность идей современной философской антропологии и классической традиции. Исследования в этом направлении могут способствовать приданию большей целостности современному философскому пониманию человека.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: