Ценностный характер эстетического отношения. Основные философские версии природы ценностей. Специфика эстетических ценностей.




Основные подходы к определению природы эстетического в истории эстетики: античная эстетика, эстетика И. Канта, эстетика XIX в. Современное состояние проблемы эстетического.

Античная эстетика (VI в. до н.э. – VI в. н.э.)

(от лат. antiquus — древний) складывается в VI в. до н. э. Период ее расцвета относится к V— IV вв. до н. э. Высокий уровень развития художественной культуры, а также оживление экономических и культурных связей античных полисов с другими народами определили расцвет эстетической мысли Древней Греции, многообразие ее форм и живую связь с художественной практикой. Ранними представителями античной эстетики являются Гераклит из Эфеса, Пифагор, Демокрит из Абдеры (V в. до н. э.). Гераклит и Демокрит развивают материалистический взгляд на эстетические понятия. Объективной основой прекрасного являются стройность, порядок, гармония частей, закономерность как космоса, так и самого человека и общества.

Пифагорейцы развили объективно-идеалистическую эстетическую концепцию. Для них основой прекрасного являются отвлеченные числовые отношения. Платон, как и пифагорейцы, стоит на объективно-идеалистических позициях в понимании прекрасного. Для него прекрасное — это идея. Искусство есть не что иное, как подражание миру вещей, которые сами являются лишь отблеском мира идей. Творческий процесс, по Платону, носит иррациональный неуправляемый характер. И хотя искусство не дает нам познания сущности вещей (оно воспроизводит лишь их видимость, оно все же оказывает воздействие на людей. Вслед за пифагорейцами и Сократом Платон развивает идеи эстетического воспитания.

Аристотель продолжает материалистическую линию Гераклита и Демокрита. Для него прекрасное — это соразмерность, определенность, порядок в пространстве, единство в многообразии. Искусство, по Аристотелю, является воспроизведением действительности через подражание («мимесис»). В своих произведениях Аристотель подробно анализирует виды и жанры искусства, в особенности много внимания уделяет трагедии. Он обстоятельно исследует нравственно-воспитательное значение искусства. В этом плане большой интерес представляет его теория «катарсиса» («очищения»). Аристотель формулирует стройную теорию эстетического воспитания. Эстетической системой Аристотеля завершается классический период античной эстетики. Эстетика эллинистического периода представлена эпикурейцами, скептиками, стоиками. Особо следует выделить эстетические взгляды Лукреция, который сделал попытку вслед за эпикурейцами развить некоторые материалистические положения о происхождении, сущности и воспитательной роли искусства.

В этот период во взглядах Плотина (конец III в.) на основе философского идеализма развивается иррационалистически-мистическое направление, которое позднее стало источником для религиозно эстетических концепций феодального средневековья (Августин Блаженный и др.).

Античная эстетика классического периода оказала мощное влияние на последующее развитие эстетической мысли (Возрождение, классицизм, европейское Просвещение, эстетическая мысль России XVIII—XIX вв.).

Эстетика И. Канта.

Свою эстетику Кант излагает в труде «Критика способности суждения». Философ полагает, что посредине между разумом и рассудком, посредине между познанием и волей находится сила суждения, высшая способность чувства. Она как бы сливает чистый разум с практическим, подводит частные явления под общие принципы и, наоборот, из общих принципов выводит частные случаи. Первая функция её совпадает с рассудком, при помощи второй предметы не столько познаются, сколько обсуждаются с точки зрения их целесообразности. Предмет объективно-целесообразен, когда он согласуется со своим назначением; он субъективно-целесообразен (прекрасен), когда соответствует природе нашей познавательной способности. Констатирование объективной целесообразности доставляет нам логическое удовлетворение, усматривание субъективной целесообразности приносит нам эстетическое удовольствие. Кант считает, что мы не должны наделять природу целесообразно действующими силами, но наше представление цели вполне законно, как субъективно-человеческий принцип, и идея цели, как и все идеи, служит прекрасным регулятивным правилом. Как догматы, механицизм и телеология несовместимы, но в приемах научного исследования они оба примиряются в пытливом искании причин; идея цели, вообще, много сделала для науки тем, что открывала причины. Практический разум видит цель мира в человеке, как субъекте нравственности, потому что нравственность имеет самое себя целью своего существования.

Эстетическое наслаждение, доставляемое субъективно-целесообразным, не чувственно, потому что оно имеет характер суждения, но и не теоретично, потому что оно имеет элемент чувства. Прекрасное, утверждает эстетика Канта, нравится всем вообще и необходимо, нравится потому, что мы рассматриваем его без всякого отношения к нашим практическим нуждам, без интереса и корысти. Эстетически прекрасное приводит душу человека в гармоническое настроение, вызывает дружную деятельность интуиции и мышления, и вот почему оно целесообразно для нас, но целесообразно только в этом смысле, и мы вовсе не желаем видеть в художественном объекте намерения понравиться нам; красота – это целесообразность без цели, чисто формальная и субъективная.

С середины 19 века западноевропейская эстетическая мысль

развивалась в двух направлениях.

Первое из них связано с философией позитивизма Огюста Конта, автора "Курса позитивной философии" (1830–1842). Позитивизм провозглашал приоритет конкретно-научного знания над философией, стремился объяснить эстетические явления посредством категорий и представлений, заимствованных из естествознания. В рамках позитивизма складываются такие эстетические направления как эстетика натурализма и социального анализа.Второе направление позитивистски ориентированной эстетики представлено в работах Ипполита Тэна, ставшего одним из первых специалистов в области социологии искусства. Он разрабатывал вопросы взаимосвязи искусства и общества, влияния среды, расы, момента на художественное творчество. Искусство, в понимании Тэна, является порождением конкретных исторических условий, а произведение искусства он определяет как продукт среды.

В конце 19 в. в европейской философско-эстетической мысли происходят процессы радикального пересмотра классических форм философствования. С отрицанием и пересмотром классических эстетических ценностей выступил Фридрих Ницше. Он подготовил крушение традиционной трансцендентной эстетической концепции и в значительной мере повлиял на становление постклассической философии и эстетики. В эстетике Ницше разрабатывалась теория аполлонического и дионисийского искусства. В сочинении "Рождение трагедии из духа музыки" (1872) он решает антиномию аполлонического и дионисийского как два противоположных, но неразрывно связанных с друг с другом начала, лежащих в основе всякого культурного явления. Аполлоническое искусство стремится упорядочить мир, сделать его гармонически соразмерным, ясным и уравновешенным. Но аполлоническое начало касается лишь внешней стороны бытия. Это иллюзия и постоянный самообман. Аполлоническому структурированию хаоса противостоит дионисийское опьянение экстаза. Дионисийский принцип искусства – это не созидание новых иллюзий, а искусство живой стихии, чрезмерности, спонтанной радости. Дионисийское исступление в интерпретации Ницше оказывается путем к преодолению отчуждения человека в мире. Выход за пределы индивидуалистической замкнутости является истинным творчеством. Наиболее истинными формами искусства являются не те, которые создают иллюзию, а те, которые позволяют заглянуть в бездны мироздания.

Эстетические и философские концепции Ницше нашли широкое применение в теории и практике эстетики модернизма конца 19 – начала 20 вв. Оригинальное развитие этих идей наблюдается в русской эстетике «серебряного века». В первую очередь у Владимира Соловьева, в его философии «вселенского единства», основанной на спокойном торжестве вечной победы светлого начала над хаотическим смятением. а Ницшеанская эстетика привлекала русских символистов. Вслед за Ницше, они воспринимали мир как эстетический феномен, созданный художником-теургом.

Современная эстетика представлена рядом разрозненных направлений. Широко представлена феноменологическая эстетика (Р. Инграден). Эстетическая проблематика развивалась в рамках марксизма, психоанализа, экзистенциализма и структурализма. Если марксизм ценил в искусстве прежде всего идейность и способность отражать социальные противоречия, то психоанализ обращал внимание на творчество, которое представляло собой сублимацию бессознательного. В структурализме и постструктурализме (Р. Барт) популярность получает семиотический подход к толкованию художественного произведения.

Ценностный характер эстетического отношения. Основные философские версии природы ценностей. Специфика эстетических ценностей.

Ценности. Их природа и принципы классификации

Аксеология - раздел философии, посвященный учению о ценностях. Преобразую

окружающий мир, люди создают матер. и духовн. ценности. Среди них

производственно-бытовая техника, здоровье, семья, нравственные нормы,

художественные произведения. В контакте с ними проходит жизнь индивида и для

него не безразлично, какой круг ценностей будет ориентиром и мотивом в его

жизни. Особое значение в качестве ценностей имели истина, добро и красота.

Религиозно-христ. мысль в качестве незыблемой основы ценностей предложила Бога,

а главной ценностью - спасение души. Критика религиозных догматов

способствовала возрождению науки и искусства и завершиласть разработкой новой

системы ценностей, в которой должное место заняли труд, здоровье, просвещение,

познание и техника, гос-во и социальная справедливость.

Ценность всегда для кого-то. Ценности нельзя понимать натуралистическими, как

нечто независимое от человека. Ценности это выражение

определенного общественного отношения, определенной ориентации человеческого

сообщества, его целей и идеалов.

Иерархия ценностей.

1. Наслажд. чувства – весельчак

2. Комфорт - буржуй

3. Героическая ценность – герой

4. Наука, искусство – гений

5. Святости – святой

Ценностные ориентации человека и «смысл жизни»

Как писал французский философ Камю, есть только один фундаментальный философский

вопрос: стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой. Каждая философская система,

обосновывая определенные ценности, предлагает свою версию ответа на вопрос о

цели и смысле жизни. Проблема смысла жизни возникает из осознания человеком

своей смертности. Человек – единственное существо которое знает о границах

своего существования. На фоне смерти ценность жизни и ответственность за нее

осознается еще более отчетливо. Философия не занимается умозрительным

конструированием смысла жизни, но она обнаруживает эту проблему и предлагает

спектр ее решений. Все многообразие ответов на вопрос о смысле жизни можно

объединить в 2 группы: Религиозные и светские версии. Религия и религиозная

философия связывают смысл индивидуального бытия с богом, предлагая искать

цель и оправдание жизни в потустороннем мире. ИЗ обещания вечной жизни

выводится абсолютность нравственных постулатов, поскольку их нарушение обрекает

человека на вечные страдания. Религиозный смысл жизни заключается в служении

богу, выполнении религиозных заповедей, приготовлении к переходу в вечность.

Земная жизнь сама по себе оказывается лишенной смысла. Она дана человеку в

качестве испытания. Для того кто выдержит испытание, уготовано бессмертие в

потустороннем. Религиозная цель жизни спасение бессмертной души. Светская

философия отрицает идею бога, отказывается от поиска смысла в

потустороннем, но при этом либо подчиняет индивидуальную жизнь надличностным,

внечеловеческим целям, либо пытается обнаружить смысл в самой жизни. Например,

смысл индивидуальной жизни может напрямую выводиться из общего исторического

смысла и подчинять жизнь личности задачам общества. Такой ответ о смысле жизни

дает Платон, Гегель, марксисты и др. С другой стороны, экзистенциалисты и

персоналисты настаивают на первичности индивидуального бытия, ищут смысл жизни

в ней самой. По мнению их философов, человек сам хозяин своей судьбы, его

сознание и воля позволяют обрести твердую основу без обращения к надличностным

и потусторонним силам. Как выразил эту мысль Камю, «либо мы не свободны, и

ответ за зло лежит на всемогущем боге, либо мы свободны и ответственны, а бог

не всемогущ».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: