ТЕМА: Управление природопользованием
Понятие управления природопользованием и охраной окружающей природной среды
Система и компетенция органов, органы общей и специальной компетенции
Участие общественности в вопросах охраны окружающей среды
Понятие управления природопользованием и охраной окружающей природной среды
У правление природопользованием и охраной окружающей природной среды — это механизм организации и система деятельности органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления в сфере публичных экологических отношений, возникающих в связи с природопользованием, воспроизводством природных ресурсов, охраной окружающей природной среды, обеспечением экологической безопасности.
В зависимости от сферы воздействия на управляемые объекты различают следующие виды управления природопользованием и охраной окружающей природной среды: государственное (управление осуществляется в масштабах всего государства либо его отдельных регионов органами государственной исполнительной власти или местного самоуправления); отраслевое (управление осуществляется в масштабах отдельной отрасли народного хозяйства, — например, сельскохозяйственной, природоохранными органами, находящимися в структуре соответствующей отрасли); производственное (управление осуществляется в рамках отдельного производственного субъекта природоохранными о^згь чами, находящими-
ся в структуре соответствующего производственного субъекта); общественное (управление осуществляется в масштабах всего государства или его отдельных регионов общественными природоохранными объединениями либо отдельными гражданами, в рамках, предоставленных им полномочий).
§ 2. Система и компетенция органов управления природопользованием
и охраной окружающей природной среды
В соответствии со ст. 16 Закона «Об охране окружающей природной среды», государственное управление природопользованием и охраной окружающей природной среды осуществляют нар совет, органы местного самоуправления, а также специально уполномоченные на то государственные органы по охране окружающей природной среды и иные государственные органы в соответствии с законодательством.
В юридической литературе существуют различные классификации органов управления на виды. Различают органы общей, специальной, межведомственной и отраслевой (ведомственной) компетенции; органы общего (комплексного) государственного управления, функциональные органы, координационные специально уполномоченные органы управления. Существуют также деления на органы общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции осуществляют управление природопользованием и охраной окружающей природной среды наряду с управлением многими другими функциями и видами деятельности. Напротив, для органов специальной компетенции управление в экологической сфере является основным или исключительным видом и направлением их деятельности.
2.7. Система и полномочия органов управления общей компетенции
К государственным органам общей компетенции относятся Народный Совет, Глава республики, Совет Министров,, государственные администрации.
Народный Совет. Ему принадлежит главенствующая роль в системе регулирования общественных экологических отношений. Основополагающей функцией парламента является его законодательная функция. Посредством принятия законодательных актов наиболее эффективно и радикально воздействует на состояние общественных отношений, возникающих в связи с рациональным использованием и воспроизводством природных ресурсов, охраной окружающей природной среды, обеспечением экологической безопасности. Масштабность решаемых заданий в сфере законотворчества требует функционирования в парламенте специальных подразделений, которые бы обеспечили прогнозирование, планирование, разработку и экспертизу законодательных актов в сфере экологии, принимаемых нар советом.
К полномочиям Нар совета в сфере регулирования экологических общественных отношений относятся:
принятие законов;
утверждение общегосударственных программ охраны окружающей природной среды;
утверждение указов об объявлении отдельных территорий зонами чрезвычайных экологических ситуаций.
Глава Республики. Место и роль в решении экологических проблем определяется его конституционным статусом Главы государства. С учетом потребностей природоохранной практики, как один из субъектов законодательной инициативы, имеет право вносить на рассмотрении Народного Совета соответствующие проекты законодательных актов, направленных на регулирование экологических общественных отношений.
В своей деятельности, направленной на обеспечение экологической безопасности, осуществляет руководствоМинистерствои госбезопасности ДНР. Главной задачей этого органа является обеспечение единой государственной политики в сфере национальной безопасности, составной частью которой является экологическая безопасность.
Совет Министров, как высший орган в системе органов исполнительной власти, имеет собственную сферу деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей природной среды. Это направление деятельности реализует с помощью таких его функциональных аспектов, как:
— обеспечение проведения государственной экологической политики;
разработка государственных экологических программ, обеспечение их выполнения;
координация деятельности министерств и иных органов центральной исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды;
принятие решений об ограничении, временном запрете (приостановление) либо прекращении деятельности предприятий, учреждений и организаций в случае нарушения ими экологического законодательства;
осуществление в рамках своих полномочий государственного управления в сфере охраны и рационального использования земли, ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, иных природных ресурсов.
Государственные администрации Они обеспечивают выполнение программ охраны окружающей природ- ной среды, реализацию делегированных органами местного самоуправления полномочий по вопросам предоставления земельных участков для градостроительных нужд, организацию охраны территорий и объектов природно-заповедного фонда местного значения, ликвидацию последствий экологических катастроф, взаимодействия с органами местного самоуправления в сфере управления природопользованием и охраной окружающей природной среды.
2.2. Система и полномочия органов управления специальной компетенции
К государственным органам управления специальной компетенции относятся; Министерство Агропромышленной политики и продовольствия ДНР, Государственный комитет по земельным ресурсам ДНР; Главное управление экологи и природных ресурсов,Государственный комитет водного и рыбного хозяйства; Государственный комитет лесного и охотничего хозяйства, а также Министерство здравоохранения, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерство аграрной политики, Государственный комитет горного и технического надзора ДНР в области охраны труда и промышленной безопасности.
Министерство агропромышленной политики и продовольствия является специально уполномоченным республиканским органом исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды, рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности, заповедного дела, обращения с отходами, геологического изучения недр, а также топографо-геодезической и картографической деятельности.
На Минприроды возлагается осуществление комплекса задач, среди которых выделяют: обеспечение реализации государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов (земля, недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса, животный и растительный мир, природные ресурсы территориальных вод,), обращения с отходами (кроме обращения с радиоактивными отходами), опасными химическими веществами, пестицидами и агрохимикатами, экологической и в рамках своей компетенции, радиационной безопасности, заповедного дела, формирования, сохранения и использования экологической сети, геологического изучения недр, топографо-геодезической и картографической деятельности; осуществление управления и регулирования в сфере охраны окружающейприродной среды, рационального использования, восстановления и охраны природных ресурсов; осуществление государственного контроля за соблюдением требований законодательства об охране окружающей природной среды, рациональном использовании, восстановлении и охране природных ресурсов, экологической и в рамках своей компетенции радиационной безопасности, по вопросам обращения с отходами (кроме обращения с радиоактивными отходами), а также обеспечение осуществления государственного геодезического надзора за топографо-геодезической и картографической деятельностью.
В структуре Минприроды Украины функционируют:
Государственная служба заповедного дела, которая обеспечивает управление территориями и объектами природно-заповедного фонда организует ведение Красной книги и Зеленой книги;
Государственная экологическая инспекция, которая осуществляет контроль в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды;
Государственная инспекция по контролю за охраной, защитой, использованием и восстановлением лесов, которая осуществляет контроль в данной сфере общественных отношений.
Государственный комитет по экологической политике и природным ресурсам при Главе ДНР.
Государственный комитет по земельным ресурсам. — это центральный орган исполнительной власти, основными задачами которого являются: подготовка предложений по формированию государственной политики в сфере регулирования земельных отношений, использования, охраны и мониторинг земель, ведение государственного земельного кадастра и обеспечения его реализации; координация проведения земельной реформы; осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель; осуществление землеустройства; разработка и участие в реализации государственных, отраслевых и региональных программ по вопросам регулирования земельных отношений рационального использования, охраны и мониторинга земель, возобновления плодородия почв, ведения государственного земельного кадастра, осуществление землеустройства.
Государственный комитет водного и рыбного хозяйства (Гос-комводхоз) является республиканским органом исполнительной власти в сфере использования и охраны вод. В соответствии с положением о Госкомводхозе,, его основными задачами являются: подготовка предложений по формированию государственной политики в сфере развития водного хозяйства, мелиорации земель, обеспечения нужд населения и отраслей национальной экономики в водных ресурсах, осуществление в этой сфере единой технической политики, внедрение достижений науки и техники, новых технологий, передового опыта работы и обеспечения реализации этой политики; разработка и участие в реализации общегосударственных и региональных программ использования и охраны вод, воспроизводства водных ресурсов; осуществление мероприятий, связанных с предупреждением вредного воздействия вод и ликвидацией его последствий.
Государственный комитет лесного и охотничего хозяйства. — это центральный орган исполнительной власти, основными задачами которого являются: обеспечение реализации государственной политики в сфере лесного и охотничьего хозяйства, а также охраны, защиты, рационального использования и восстановления лесных ресурсов, охотничьих животных, повышения эффективности лесного и охотничьего хозяйства; разработка и организация выполнения общегосударственных, межгосударственных и региональных программ в сфере защиты, повышения продуктивности, рационального использования и воспроизводства лесов, а также участие в разработке и выполнении таких программ по вопросам использования и воспроизводства охотничьих животных, развития охотничьего хозяйства.
Министерство здравоохранения обеспечивает санитарно-гигиеническую охрану окружающей природной среды, утверждает отдельные экологические нормативы, предупреждает вредное экологическое воздействие на здоровье человека.
Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий координирует работу государственных и иных органов по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и ликвидации их последствий; осуществляет государственный надзор и контроль за состоянием технологической безопасности в окружающей природной среде;
Министерство строительства, и жилищно-коммунального хозяйства) осуществляет разработку документации по вопросам планирования населенных пунктов с соблюдением экологических требований.
§ 3. Правовые вопросы участияобщественности в управленииприродопользованием и охраной окружающейприродной среды
. К числу общественных природоохранительных (экологических) организаций относились: общества охраны природы; общественные инспекции по охране отдельных природных ресурсов либо в целом окружающей природной среды; студенческие дружины по охране природы; массовые общественные организации, объединяющие своих членов по профессиональному, территориально-производственному, возрастному и ряду других признаков, которые наряду со своей основной деятельностью выполняли и некоторые экологические функции (профсоюзы, молодежные, научно-технические и спортивные общества, трудовые коллективы, добровольные народные дружины и многие др.)1.
ст. 36 Конституции Украины, в соответствии с которой граждане Украины имеют право на свободу объединения в политические партии и общественные организации для осуществления и защиты своих прав и свобод и удовлетворения политических, экономических, социальных, культурных и иных интересов, в т.ч. и экологических. Такое право является одним из неотъемлемых прав, закрепленных Общей Декларацией прав человека, иными основополагающими международными юридическими документами.
Участие общественности в управлении природопользованием и охраной окружающей природной среды реализуется сквозь призму полномочий общественных организаций и объединений, выполняющих экологические функции. общественные природоохранительные объединения имеют право:
принимать участие в разработке планов, программ по охране окружающей природной среды, разрабатывать и пропагандировать свои экологические программы;
принимать участие в проведении специально уполномоченными государственными органами управления в области охраны окружающей природной среды проверок выполнения предприятиями, учреждениями и организациями природоохранительных планов и мероприятий;
проводить общественную экологическую экспертизу, обнародовать ее результаты и передавать их органам, уполномоченным принимать решения;
вносить в соответствующие органы предложения по организации территорий и объектов природно-заповедного фонда.
Так, например, субъектами организации и проведения общественной экологической экспертизы являются общественные экологические организации, уставами которых предусмотрено осуществление этого исследования либо специально создаваемые для проведения такой деятельности негосударственные организации (РЭЦ-Киев и др.). Объектом такой экспертизы является деятельность, направленная на обеспечение эффективных условий подготовки эколого-экспертного производства и проведения общественной экологической экспертизы путем исследований, анализа, оценки объектов, которые могут непосредственно или в процессе реализации отрицательно влиять на жизнь и здоровье граждан, состояние окружающей природной среды.1
В Украине существует около 30 общественных объединений и организаций, ассоциаций и групп экологической направленности
национального уровня и более 350 — местного уровня. Среди них необходимо выделить Украинское общество охраны природы, Физ-культурно-спортивное общество «Динамо» Украины, Украинское общество охотников и рыболовов, ассоциация «Зеленый мир», Украинская молодежная экологическая лига, Национальный экологический центр, Украинская экологическая академия наук, Общественный экологический совет и некоторые др.
Важная роль в управленческой экологической деятельности общественности Украины принадлежит общественным инспекторам по охране окружающей природной среды. В соответствии с Положением об общественных инспекторах по охране окружающей природной среды, утвержденном Минприроды Украины от 27 февраля 2002 г. общественными инспекторами могут быть граждане Украины, которые достигли 18-летнего возраста и имеют опыт природоохранительной работы, а также прошли собеседование в органах Минприроды.
Общественные инспекторы имеют право:
совместно с работниками органов Минприроды, иных государственных органов, осуществляющих контроль за охраной и рациональным использованием природных ресурсов, органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления, общественных экологических (природоохранных) организаций принимать участие в проведении проверок соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности и гражданами требований природоохранительного законодательства, норм экологической безопасности и использования природных ресурсов;
по направлению органов Минприроды производить рейды и проверки, а также составлять акты проверок;
принимать участие в проведении общественной экологической экспертизы в соответствии с Законом Украины «Об экологической экспертизе».