Российской Федерации (1991-1993 гг.)




Развитие Государственная молодежная политика в России после 1991 года

Молодежная политика в Российской Федерации 1990-х годов, пришедшая

на смену работе с молодежью в рамках ВЛКСМ в советский период, преследовала следующие цели:

− развитие идеологического плюрализма и организационной свободы

общественных и некоммерческих организаций молодежи в противовес

идеологическому и организационному единству советской эпохи;

− перенос с Запада содержания (экология, тендерное, правозащитное движение и др.) и организационных форм (фонды, грантовое финансирование и др.) работы с общественными и некоммерческими организациями молодежи;

− поддержание позитивных форм организации досуга молодежи (кружки, секции, подростковые клубы, праздники, спортивные, зрелищные мероприятия и пр.).

 

Все эти цели в определенной степени были реализованы, однако при этом основные проблемы, волнующие молодежь (жилье, образование, работа, семья, образ жизни), остались на особом внимании.

Главной чертой молодежной политики до настоящего времени было то,

что сама молодежь рассматривалась как объект попечения. Следствием чего

явилась растущая социальная пассивность и потребительское отношение значительной части молодежи к обществу и государству.

В истории формирования и развития государственной молодежной политики в России исследователи выделяют несколько этапов.

На данный момент можно рассматривать рассматривает 5 основных этапов:

1) институциализация новой государственной молодежной политики

(1990-1996 гг.);

2) этап относительно устойчивой реализации государственной молодежной политики (1997-2001 гг.), основанной на патерналистских концепциях;

3) этап стагнации в реализации государственной молодежной политики

(2002-2005 гг.);

4) этап государственной молодежной политики, в основе которого лежит концепция партнерства, отношения к молодежи как равноправному участнику в разработке и последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодежи в решение собственных проблем и общенациональных задач (с 2005 года по 2014 год);

5) этап, начавшийся с 2014 года и по настоящее время.

 

Другие исследователи выделяют 4 периода:

1) первый период – фаза становления, активизации ГМП (1991-1998 гг.)

2) второй период – период спада ГМП (1998-2005 гг.).

3) третий период, связанный с разграничением полномочий по молодежной политике и принятием Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации;

4) четвертый период начинается с принятия постановления правительства «Основы государственной молодёжной политики России до 2025 года». Распоряжение от 29 ноября 2014 года №2403-р. Позволит сформировать концептуальные подходы к

долгосрочному развитию государственной молодёжной политики в России, в том числе создать эффективные механизмы её реализации.

 

Существуют и другие классификации этапов становления и развития ГМП в РФ.

 

Как можно заметить, все исследователи отмечают, что в процессе своего развития ГМП проходила несколько этапов. В начале развития все ученые указывают на качественный скачок в развитии, на активизацию деятельности государства в данной сфере, затем на спад и этап стабилизации. При этом многие исследователи расходятся во мнении о временных рамках периодов развития ГМП.

 

 

Представляется, что периодизация становления ГМП связана с принимаемыми документами в области молодежной политики и механизмами их реализации, выглядит следующим образом:

1) период зарождения ГМП (1991-1993 гг.);

2) период становления (1994-1999 гг.);

3) период стабилизации (2000-2005 гг.);

4) период развития (с 2006 г. и по 2014 год настоящее время).

5) современный этап (с 2015 г. и по настоящее время).

 

Период зарождения государственной молодежной политики в

Российской Федерации (1991-1993 гг.)

В апреле 1991 г. был принят Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики», который закрепил трактовку ГМП как деятельности государства, «имеющей целью создание социально-экономических, организационных и правовых условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, их наиболее полной самореализации в интересах всего общества». Равные права закреплялись за всеми молодежными организациями и даже молодежными движениями (объединениями без фиксированного членства), и устанавливались правила их участия в формировании (не только реализации) государственной молодежной политики. Утверждались организационные основы осуществления государственной молодежной политики включая создание государственной службы по делам молодежи и социальных служб для молодежи. Вводилась система «жизни в кредит» и соответствующих компенсационных молодежных фондов. Все это и многое другое впервые было

разработано и легло в основу правовой базы молодежной политики в государстве.

Данный период характеризовался поисками ответов на основные проблемные вопросы в условиях перехода к новому социально-политическому строю: вопросы адаптации и интеграции молодого поколения при вхождении в общественную жизнь; вопросы

саморазвития и самореализации молодежи при условии снижения асоциальных явлений в их среде, вопросы модернизации правового поля государственной молодежной политики с целью создания единства правовых условий и гарантий для молодежи на всей территории Российской Федерации.

 

Подготовка и принятие Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики» сыграли важную роль в становлении современной молодежной политики. Под его воздействием в структуре органов государственного и местного управления Советского Союза начали создаваться комиссии, отделы по делам молодежи и т.п.

Таким образом, к моменту принятия Декларации о суверенитете Российской Федерации в целом ряде регионов уже имелись государственные органы по работе с молодежью.

В январе 1992 года был создан Национальный совет молодежных и детских объединений. В соответствии с Уставом Совета основной целью деятельности Национального Совета является объединение усилий молодежных и детских объединений России для реализации их интересов, защиты прав молодежи и детей.

В самый сложный период начала социально-экономических преобразований, проводимых в стране, молодежной политике, несмотря на наличие значительного числа важнейших проблем, было уделено определенное внимание.

Так, 14 августа 1992 г. утверждена Классификация доходов и расходов Бюджетов в РФ с разделом 206 «Финансирование мероприятий в области молодежной политики».

В сентябре 1992 г. по итогам встречи Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина с представителями общероссийских детских и молодежных организаций, руководителями региональных комитетов по делам молодежи им был подписан Указ «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики».

В соответствии с данным Указом в целях формирования и проведения единой государственной молодежной политики, а также координации деятельности федеральных органов государственного управления в этой сфере было издано постановление Правительства Российской Федерации об образовании в структуре федеральных органов исполнительной власти Комитета Российской Федерации по делам молодежи.

Он был реорганизован 30 сентября этого же года в Комитет РФ по делам

молодежи (орган федеральной исполнительной власти), что значительно повысило его статус. Главным результатом создания Комитета РФ по делам молодежи стало появление подобных структур в субъектах Российской Федерации.

Среди основных задач, которые был призван решать вновь созданный Комитет,

выделим:

− государственное регулирование и межотраслевая координация по вопросам молодежной политики. Методическое руководство органами по делам молодежи в системе исполнительной власти республик, краев, областей;

− участие в разработке и реализации программ в области социального развития и защиты прав молодежи, поддержка социально значимой деятельности детских и молодежных организаций;

− представление интересов Российской Федерации в вопросах молодежной политики на межгосударственном уровне, содействие международным молодежным обменам;

− подготовка ежегодного доклада Правительству о положении молодежи

и иных информационно-аналитических материалов.

 

Кроме этого, в рассматриваемый период были разработаны «Основные

направления государственной молодежной политики в Российской Федерации», на основе которых строилась содержательная деятельность Комитета.

Среди его основных проектов в сфере реализации государственной молодежной

политики в этот период выделим:

− реорганизацию всероссийских детских центров «Орленок» и «Океан»;

− внесение предложений в проект постановления Правительства по раз-

витию малого предпринимательства, направленных на развитие молодежного предпринимательства;

− разработка ряда предложений к проекту «Основ законодательства РФ о труде», в которых рассматривались вопросы трудоустройства молодежи и несовершеннолетних;

− разработка программ: «Поиск и поддержка талантливой молодежи», «Патриотическое воспитание молодежи», «Развитие детско-юношеского спорта в России»;

− подготовка доклада Правительству РФ «Молодежь России: положение, тенденции, перспективы».

27 июня 1993 г. Распоряжением Президента РФ от 24 июня 1993 г. №459-рп

был установлен День молодежи в Российской Федерации. Постановлением

Министерства труда РФ от 30 ноября 1993 г. №175 были установлены и закреп-

лены разряды по оплате труда работников бюджетных учреждений органов по делам молодежи.

В начале 1990-х годов были приняты законодательные нормы, касающиеся молодежи и молодежной политики. Наибольшее значение для развития системы ГМП имело издание указа Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» от 16 сентября 1992 г. и последующее принятие Верховным Советом РФ постановления «Об основных направлениях молодежной политики в Российской Федерации» от 3 июня 1993 г.

Сам по себе этот документ не обладал нормативной силой. Логическим развитием основ молодежного законодательства в России должно было стать принятие закона о молодежи, аналогичного по содержанию и нормативной силе принятому в 1991 еще Верховным Советом СССР закону «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР», который сразу же утратил свою нормативную силу после распада Советского Союза.

Таким образом, важнейшей проблемой, требовавшей своего решения на этом этапе, являлось определение комплекса целей, задач и содержания деятельности государства в отношении молодежи, что было зафиксировано в ранее упоминавшемся Постановлении Верховного Совета Российской Федерации «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» от 3 июня 1993 г. № 5090-1, в котором определялось, что государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на развитие молодежных общественных объединений, движений и инициатив. Констатировалось, что государственная молодежная политика осуществляется государственными органами и их должностными лицами, молодежными объединениями, их ассоциациями, молодыми гражданами.

Поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений определялась как приоритетное направление и важный механизм реализации государственной молодежной политики.

 

В целом данный этап характеризуется:

− интенсивными научными изысканиями, связанными с определением содержания государственной молодежной политики в переходный период;

− принятием законодательных актов в сфере молодежной политики;

− созданием профильного органа федеральной исполнительной власти и началом формирования региональных и местных органов по молодежной политике и сети их учреждений;

− крайне ограниченным бюджетным финансированием данной сферы;

− поиском механизмов государственной поддержки молодых граждан и

их объединений, молодежных инициатив, социальной защиты подрастающего поколения и т.д.

Большинство практических мер, реализуемых в рамках государственной молодежной политики, сводились к оказанию молодежи социальной помощи и поддержке.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: