МДК.01.02 ТО и ремонт автомобильного транспорта
Тема 2.3. «Технология технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей»
Занятие 2.3.59. «Ремонт сцепления и карданной передачи»
Ремонт агрегатов и механизмов трансмиссии производится при возникновении необходимости и включает в себя восстановление работоспособности следующих агрегатов и узлов: сцепления, коробки передач, привода передних колес, карданной передачи, заднего ведущего моста.
Ремонт сцепления состоит в снятии его с автомобиля, проверке состояния деталей, замене изношенных деталей и установке сцепления на автомобиль. Необходимость снятия сцепления с автомобиля для ремонта возникает, когда восстановить его нормальную работу регулировкой привода не удается.
Перед снятием сцепления с автомобиля делают метки на маховике двигателя и кожухе нажимного диска, что при сборке позволит установить сцепление в прежнее положение, не нарушая заводской балансировки. Чтобы избежать деформации кожуха, болты его крепления к маховику отвертывают постепенно, поочередно ослабляя их и проворачивая маховик двигателя.
Сняв сцепление, необходимо осмотреть поверхности трения маховика и нажимного диска, обратив внимание на отсутствие царапин, задиров, забоин и следов износа. Проверить осевое биение маховика, которое не должно превышать 0,2 мм. Проверить коробление нажимного диска и при его наличии прошлифовать рабочую поверхность. Поверхность трения диска после шлифования должна быть плоской, допускаемая вогнутость не более 0,08 мм. Выпуклость не допускается, а чистота поверхности должна быть не ниже 1,6 мкм.
Для проверки состояния ведущей части сцепления надо установить кожух в сборе с нажимным диском на приспособлении с промежуточным кольцом 4 (рис. 1) толщиной Н.
Рис. 1. Контроль сцепления:
1 — нажимная пружина; 2 — кожух сцепления; 3 — нажимной диск; 4 — промежуточное кольцо; Н — толщина кольца; Р — сила, действующая на лепестки пружины; А — расстояние от основания приспособления до концов лепестков пружины
Это приспособление имитирует маховик с ведомым диском. Закрепив кожух сцепления, выполнить три выключения, прикладывая к лепесткам нажимной пружины нагрузку не более Р, и замерить величину отхода нажимного диска. Перемещению пружины 1 должен соответствовать ход диска не менее величины В. Замерить расстояние от основания приспособления до плоскости концов лепестков пружины. Оно должно находиться в пределах размера А (40...43 мм для автомобилей ВАЗ) для нового сцепления. В процессе работы сцепления за счет износа дисков сцепления этот размер увеличивается. Если оно предельное или если уменьшилось перемещение нажимного диска, то кожух сцепления в сборе с нажимным диском, диафрагменной пружиной и упорным фланцем следует заменить. Дисбаланс по массе вновь установленного комплекта не должен превышать 20 г/см.
Биение лепестков нажимной пружины, замеренное на диаметре нажимного кольца, должно быть не более 1,0 мм, а биение рабочей поверхности нажимного диска — не более 0,35 мм.
На нажимном диске автомобилей ГАЗ необходимо отрегулировать рычаги выключения сцепления, для чего, завертывая или отвертывая регулировочные сферические гайки опорных вилок, добиться заданного размера (51±0,25) мм с разницей по каждому рычагу не более 0,3 мм. Затем гайки раскернить.
Разбирать ведомый диск сцепления и заменять его детали, исключая фрикционные накладки, не рекомендуется.
При износе или поломке деталей ведомого диска (исключая износ рабочих поверхностей фрикционных накладок), потере упругости пружинных пластин, короблении ведомого диска (если его не удается выправить), наличии трещин на пластине демпфера или ведомом диске диск в сборе надо заменить.
Фрикционные накладки следует заменять при появлении растрескиваний, задирах и износе более допустимых значений.
Неисправности и проверка технического состояния карданной передачи. Основными признаками неисправности карданной передачи являются стуки при трогании автомобиля с места и при резком изменении режима движения (при резком нажатии на педаль газа или ее отпускании), шум и вибрация при движении, атакже утечка смазки через уплотнения.
Проверка карданной передачи производится обычно визуально и по стукам при покачивании карданного вала руками вблизи шарниров и поворотах его в одну и другую сторону до выбора люфтов, а также с помощью углового люфтомера. Кроме того, для уточнения неисправности карданной передачи можно прослушать шумы и стуки при ее работе, подняв автомобиль с помощником на подъемнике и попросив помощника завести двигатель и обеспечить необходимые для прослушивания шумов режимы работы карданной передачи. Проверка креплений карданной передачи осуществляется их подтяжкой. При наличии люфта в карданном шарнире более 0,1 мм или радиального люфта в подшипнике промежуточной опоры более 0,05 мм карданная передача нуждается в ремонте. При проверке карданной передачи угловым люфтомером суммарный люфт не должен превышать 4°, а люфт каждого карданного шарнира — 1,5°.
Ремонт карданной передачи состоит в снятии ее с автомобиля, разборке, замене вышедших из строя деталей, сборке и установке на автомобиль. Полная разборка снятой с автомобиля карданной передачи, как правило, не требуется. Обычно ограничиваются разборкой и ремонтом только вышедшего из строя ее элемента — изношенной крестовины с подшипниками, подшипника промежуточной опоры, эластичной муфты.
Замена деталей эластичного соединения переднего карданного вала автомобиля ВАЗ-2105 со вторичным валом коробки передач (замена фланцев, эластичной муфты и деталей ее крепления) может производится непосредственно на автомобиле без снятия с него карданной передачи.
Основная литература: В.М. Власов. Техническоеобслуживание и ремонт автомобилей: Гл.19 стр. 152-172.
Вопросы для составления конспекта:
1. В каких случаях производится ремонт агрегатов и механизмов трансмиссии?
2. В какой последовательности выполняется ремонт сцепления?
3. Каковы основные признаки неисправности карданной передачи?
4. Каким образом производится проверка технического состояния карданной передачи?
5. В какой последовательности выполняется ремонт карданной передачи?
Задание для закрепления изученной темы:
1. Выполнить задание для внеурочной самостоятельной работы №2.3.21 (варианты №4 и №5)
2. Прочитать текст и составить таблицу следующей формы: