М А Г И С Т Р А Т У Р А
В.П. Пугачев, Н.Н. Опарина
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ ОРГАНИЗАЦИИ
Учебное пособие
КНОРУС • МОСКВА • 2016
УДК 65.0(075.8)
ББК 65.290-2я73
П88
Авторы:
В.П. Пугачев, заведующий кафедрой управления персоналом факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова, д-р филос. наук, проф., Н.Н. Опарина, ст. препод. кафедры управления персоналом факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова Пугачев В.П.
П88 Стратегическое управление человеческими ресурсами организации:
учебное пособие / В.П. Пугачев, Н.Н. Опарина. — М.: КНОРУС, 2016. — 208 с. — (Магистратура).
ISBN 978-5-406-04893-1 DOI 10.15216/978-5-406-04893-1 В целях более глубокого усвоения знаний, а также отработки некоторых навыков в области стратегического управления персоналом каждая из тем учебного пособия включает теоретическую и практическую части, в том числе тесты. Тестовые опросники акцентируют внимание на наиболее важных вопросах темы.
С их помощью можно не только проверить свои знания — и в этом отношении они выступают как тесты, но и закрепить и углубить их. Для этого следует вспомнить или найти в теоретической части книги ответы на вопросы теста и попытаться осмыслить их.
Соответствует ФГОС ВО 3+.
Для студентов магистратуры и аспирантов направления подготовки: «Управление персоналом», «Менеджмент» и «Государственное и муниципальное управление», а также руководителей и специалистов служб персонала.
УДК 65.0(075.8) ББК 65.290-2я73 Пугачев Василий Павлович Опарина Наталья Николаевна
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ (ПУГАЧЕВ В.)
Стр 1 из 18Следующая ⇒
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ (ПУГАЧЕВ В.)
|
ВВЕДЕНИЕ
Накануне XXI столетия успех любой деловой организации все в большей степени зависит от ее сотрудников. Отражением этого в области науки и образования служит бурное развитие и широкое распространение знаний в области управления персоналом. В странах с развитой рыночной экономикой изучение дисциплины «Управление персоналом» давно уже стало не только важнейшей составной частью подготовки руководителей всех уровней, но и необходимым компонентом высшего образования в целом.
Современный высококвалифицированный специалист, даже если он не руководитель, может всесторонне проявить себя в работе, лишь активно взаимодействуя с коллегами и руководством обладая необходимой культурой общения. Помочь ему в этом может изучение управления персоналом как одной из важнейших управленческих дисциплин. Данная теоретико-прикладная наука во многом формирует организационный и управленческий горизонт работника, возможности его эффективного сотрудничества с другими членами группы или команды, культуру его делового общения, т.е. обеспечивает его социальную компетентность. Последняя вместе с профессиональной компетентностью, т.е. знаниями и навыками в области специализации, характеризуют качество подготовки специалиста, потенциал эффективности его трудовой деятельности.
В высокой социальной компетентности сотрудников заинтересованы как они сами, так и вся организация. Сотрудникам социальная компетентность позволяет полнее реализовать себя, иметь плодотворные и приятные отношения с товарищами по работе и руководством, успешно решать вопросы деловой карьеры и получать удовлетворение от работы. Для организации же социально компетентные сотрудники — одно из важнейших условий реализации ее целей и делового преуспевания.
|
Основу социальной компетентности работников составляют их знания и навыки в области руководства персоналом. Эта дисциплина составляет ядро науки об управлении персоналом. Она изучает сквозь призму задач и функций руководства вопросы делового общения, ибо вся деятельность руководителя по управлению людьми прямо связана и реализуется через коммуникации. Знания и навыки в области взаимоотношений руководителей и подчиненных деловых отношений в целом нужны не только уже состоявшемуся и будущему руководителю, но и любому действующему в коллективе высококвалифицированному специалисту.
Руководство персоналом — достаточно универсальная с точки зрения своего распространения и применения наука. Она охватывает проблематику всех трех сфер деловой активности: государственных служб, коммерческих и некоммерческих организаций Конечно, каждая из этих областей имеет свою специфику. Однако в последние десятилетия в мире наблюдается тенденция их сближения и даже интеграции. Корпорации широко используют ценный опыт, накопленный в государственных организациях. В то же время в государственный сектор все шире проникают принципы хозяйственного расчета и конкуренции. Изменяются его философия, цели и задачи, наблюдается переход от командных принципов руководства к принципам спроса-предложения, лежащим в основе рынка. Если традиционно чиновник рассматривался как служащий государства, а уже потом общества и граждан, как беспрекословный проводник воли и решений органов и представителей власти, то сегодня он все больше воспринимается как сотрудник по оказанию услуг клиентам — гражданам, по удовлетворению их спроса и потребностей. Сближению принципов коммерческого и некоммерческого секторов способствуют также процессы приватизации, принявшие широкие масштабы не только в России и других бывших социалистических странах, но и во многих странах Запада.
|
Растущее сближение организационно-управленческих основ всех трех секторов деловой активности требует интеграции и отражающих их отраслей управленческих знаний, в том числе знаний в области руководства сотрудниками коммерческих и некоммерческих организаций. В течение длительного времени исследования в области руководства персоналом и преподавание соответствующих знаний осуществлялись раздробленно, в рамках различных дисциплин: экономики, психологии, социологии, наук о труде и т.д Причем такая картина наблюдалась не только в СССР, но во многом и на Западе. Это объяснялось прежде всего новизной науки об управлении персоналом, ограниченностью накопленных знаний связанной с первоначальной стадией ее развития. Сегодня в области управления человеческими ресурсами, и в частности руководства персоналом, накоплен обширный эмпирический материал разработаны достаточно эффективные методы и теории. Однако дисциплинарная фрагментация знаний об управлении персоналом еще не преодолена.
Глава I
ПЕРСОНАЛ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ