Ещё некоторые впечатления




Тургояк-2019 – сказочное место

Ссылку на этот материал прислал мне Евгений Чернов в ответ на мою просьбу попросить кого-то из МЗТС написать отзыв о слете. Сказал, что «писателей» не нашлось, а вот, мол, есть не наш материал о слете. Большой и критический.

На поверку он оказался не просто большой, а очень большой – на 4,5 газетных страницы без иллюстраций. Неизвестный мне автор Игорь Горбачев (как так, если он слет посещает с 1995 года?) излагает свое мнение о многих мероприятиях слета, которые он посетил, правда, большинство эпизодически, а о некоторых судит по рассказам посетивших. Почти о всех его мнение критические, а то и злокритическое.

Тем не менее, учитывая, что большинство отзывов о слете, присланные в редакцию, положительные, я решил сделать выборку из этого материала и опубликовать. Все же есть в этой критике справедливые, на мой взгляд, упреки. Есть и, как он сам выражается, маловероятные к принятию, предложения. Но, возможно, они послужат какую-то пользу, как организаторам, так и участникам при подготовке и проведении следующего слета.

Редактор

 

Тургояк – сказочное место. Невероятно прозрачная вода. Берега, окаймлённые горами. Великолепные закаты…

Но, помимо природы, Тургоякский слёт – сказочное место ещё и по другой причине. Ещё в 1995 году, когда я в первый раз оказался на Тургоякском слёте, я подивился, сколько всяких странных людей этот слёт привлекает. С тех пор это стало ещё только больше выражено. Если в то далёкое время сказочники тебя окружали лишь в качестве рядовых участников, а бОльшая часть центральных мероприятий была по теме трезвости, то сейчас в значительной части лекций/занятий, представленных в основной программе (не говоря уже о прочих), трезвость идёт по боку.

Однако сразу же хочу сказать, что, несмотря на то, что, как я чувствую, а далее выскажу ряд критических замечаний, я уверен, что этот слёт – нужное дело, и все, кто причастен к его проведению, и организации – большие молодцы. И, наверное, практически все лекторы вдохновлялись самыми лучшими побуждениями, даже те, содержимое лекций которых мне категорически не понравилось. Пишу это всё не злословия или самопиара ради (да кто я такой в трезвенническом движении?), а просто я надеюсь, что мой взгляд будет кому-то полезен. Итак:…

Уже до открытия успеваю хлебнуть со всех сторон стандартный сказочный микс из биополей, эгрегоров, вреда прививок, энергетических меридианов на теле и прочее и прочее… Работая в научном институте и будучи окружённым определённого типа людьми, имею иллюзию, что все люди в целом мыслят похожим образом, имеют критический склад ума, научное мировоззрение и т.д.. Поэтому, несмотря на то, что разумом я готов ко всему этому, испытываю некоторый эмоциональный культурный шок.

Открытие. Традиционно оно растягивается весьма надолго. От каждой делегации по нескольку человек рекламируют свои лекции/занятия. Про себя удивляюсь, когда они все собираются это всё успеть донести. Сам я ехал с прицелом быть рядовым участником. Но в первые дни встречаю нескольких людей, которые раньше слушали мои лекции и несколько из них говорит: «Зря ты так. Тебе надо тоже свои здесь читать». К моменту открытия решаюсь о них сказать, но микрофон постоянно не дают, и, когда в конце появляется такая возможность, на площадке уже остаётся немного народу, так что решаю, что рекламироваться не имеет смысла.

Погода весьма способствует посещению лекций. Особенно лекции Жданова собирают полный зал, да и у других лекторов слушателей немало.

Курс Жданова В.Г. «Собриология» шёл каждый день с утра…

В целом могу резюмировать, что Жданов рассказывал свои лекции, как всегда харизматично, живо, со множеством примеров из личной жизни. По отзывам участников они очень нравились людям, многие из которых посещают их на каждом слёте и каждый раз выносят для себя что-то новое.

В ответ Владимиру Алексеевичу (Коняеву) я сказал, что мне видится, что единственное, что могло бы трезвенников объединить, это научная основа. И дело даже не столько в том, чтобы опираться на научные материалы (хотя это тоже очень важно), сколько в том, чтобы использовать научный метод для развития. Я не раз видел, как идёт так называемый обмен опытом: «Я делаю так-то и так-то». «А я так-то и так-то». И что? Другое дело, если бы кто-то сказал: «Я раньше делал так, потом стал делать эдак, и моя статистика показала, что эффективность повысилась». Вот тут уже есть, что «пощупать». Кто-то через пару лет на слёте может сказать: «Нет, я попробовал делать, как вы говорили, но моя статистика показала, что ничего не поменялось». Ага, значит, в первом случае всё было в пределах погрешности или сыграла роль личности или иных факторов. Всё это, конечно, медленный путь… Медленный, но верный, и через десятилетия он принесёт свои плоды. Это касается и определений, так как они являются важной составляющей метода Шичко.

Насторожили КОБовские нотки. А затем я увидел на папочке откровенный значок (или надпись, – не помню) КПЕ. А мне-то казалось, что КОБ из моды вышел несколько лет тому назад. И тут я понял, что на этом слёте уже неоднократно слышал эти напевы (столько-то основных приоритетов и пр.). С этого момента и далее у меня обострилась чувствительность к КОБ, и могу резюмировать, что Тургояк-2019 был им основательно пропитан. В том числе, на том самом книжном лотке литературы по КОБ было заметно больше книг чем на другие темы.

 

Послушал Обмен опытом. Опытом обменивалась, в основном, молодёжь.

Запомнилось, как один из участников (-ниц) рассказывал о том, что за некоторой помощью следует идти к депутатам. Ибо депутату вменяется в обязанность (и это у него учитывается в виде неких рейтинговых баллов) способствовать/проводить некие общественно значимые мероприятия. А если ты уже всё придумал и организовал за него, а ему осталось только, к примеру, дать команду в школу или куда-то ещё собрать детей/людей, то он будет этому весьма рад.

Этот же самый человек (не записал, как зовут) рассказывал об их опыте, как они приглашают выступить перед детьми известных успешных бизнесменов. Это, де, на детей сильно действует – вот он, богатый, успешный человек, и он говорит, что во многом обязан этому своей трезвости.

Следующей поделилась своим опытом Патрушева Аня из Омска, которая рассказала, как они проводят трезвеннический квест с детьми…

После окончания рассказа Ани Владислав Василец спросил, оценивалась ли как-то эффективность данного мероприятия. (О, как я обожаю этот вопрос! Поэтому и упомянул его здесь. Вот бы он почаще звучал в рядах соратников). Аня, сказала, что эффективность ими никак не оценивалась. (Ну, это не страшно. Но задуматься об этом уже важно)

Обычно же после выступления участников следовал вопрос: «Расскажите вкратце по шагам, как любой человек может повторить то же самое».

Кто-то из выступавших отметил важность того, чтобы трезвенническую информацию до детей доносил человек, сам являющийся трезвенником. «Иначе может быть ситуация, как была у нас. Учительница дала детям трезвеннический материал. А потом кто-то из учеников её спросил, употребляет ли она сама. И она оконфузилась, не зная, что ответить. Так как не могла сказать “употребляю”, ибо дальше с большой вероятностью следовало бы обесценивание того, что она только что дала. Мол, “что вы нам рассказываете, а сами-то?!” И не могла сказать “не употребляю”, так как могла быть уличена во лжи ”.

В заключение выступал Олег Бакиров из “Общего дела”. Он рассказал о том, как они оказывали мягкое давление на школы, чтобы школы самостоятельно организовали донесение учебных материалов ОД до учеников. Давление было основано на рекомендации Министерства образования (или чего там…) программы ОД к использованию в образовательных организациях. Олег, однако, подчеркнул, что давление было очень дипломатичным. В случае, если конкретная школа откажется проводить данные занятия, ей необходимо было мотивировать свой отказ. Кроме того, ОДшники заранее предлагали свою помощь, если какие-то школы выскажут, что им чего-то не хватает для проведения данных занятий. Результат получился весьма неслабый. Из 60-ти школ (вроде, Магнитогорска) 10 провели занятия в полном объёме – по 8 занятий за год для каждого класса. 40 школ провели по одному занятию. И 10 школ никак не отчитались. Олег Бакиров отметил, что у такого подхода несравненный КПД по охвату трезвеннической информацией из расчёта на одного активиста-трезвенника. Он сказал: «Если только заботиться о том, где взять кадры для того, чтобы самим занятия проводить, как это говорилось предыдущими спикерами, то, ясно, что никаких волонтёров не хватит. К тому же хочу коснуться этого часто возникающего вопроса, как с этой учительницей, которая не знала, что ей ответить. Я считаю, что абсолютно ничего страшного в этой ситуации нет. И даже наоборот, хорошо, что она попала в такую ситуацию. Может, задумается о том, чтобы изменить своё отношение к алкоголю. К тому же мы ведь не спрашиваем у учителя физики: “Ты вот нам физику рассказываешь, а ты сам-то открыл какие-то физические законы или что?” Так и здесь – может ли о трезвости рассказывать учитель, сам не являющийся трезвенником? Я думаю, что может. Это нормально для профессии учителя ».

…получилось послушать Жданова. Мой зловредный критический мозг дежурно отметил несколько моментов, к которым я мог бы придраться (а, следовательно, в эти слабые места может бить и наш условный идеологический противник), но в целом В.Г. стандартно неплохо излагал.

Днём видел, как Макеевы Анна и Вячеслав показывали мастерство владения шашкой. Роль шашки исполняли палки. Смотрелось задорно, хотя в тот момент, когда я подходил, зрителей/участников у них было всего пара человек.

Тут же можно отчитаться и про свой курс лекций «Научное мировоззрение», который я закончил в этот день. Начались они вечером после ужина 2-го июля. В этот день я рассказал про когнитивные искажения. КИ – это такие особенности нашего мышления, из-за которых мы систематически совершаем ошибки при познании реальности, а также принимаем неверные решения вследствие этого. Это была самая лёгкая и популярная лекция из всего курса. Присутствовало порядка 10 человек. Плюс-минус.

На следующий день была самая непростая лекция про собственно научное мировоззрение: что такое Наука, какие есть принципы научного познания, как отличать научное от ненаучного. Слушателей было меньше, а под конец осталось вообще три)).

В последний день, 4 июля я пробежался по конкретным современным ненаучным, псевдонаучным и пр. мифам, течениям… Слушателей было 3-6 человек. Традиционно пришёл Волков В.Н. попортить мне нервы...

Днём Александр Кормильцев, aka Атаман Наумыч с помощниками проводил праздник традиционной мужской культуры. Классное мероприятие, где мужики могут в различных состязательных играх почувствовать в себе мужицкий задор и удаль. Множество женщин обычно с большим удовольствием за этим наблюдает. Я последние годы не участвую, так как вдоволь научаствовался в прошлые годы. Обычно мне куда-нибудь прилетало, и потом напоминало о себе до конца слёта.

Вечером прошёл концерт «Алло, мы ищем таланты». Уже ставшее традиционным для слёта мероприятие. Как обычно, разнородное. На чьё-то выступление хочется закрыть лицо рукой, на чьё-то смотришь, открыв рот. Выступления самые разнообразные: стихи, песни, игра на инструментах, показ трюков. Концерт продолжался до пол первого ночи.

Лекция Жданова. Тезисы:

Собриология доказала, что есть три причины, почему люди пьют:

  1. Доступность
  2. Алкогольные убеждения
  3. Наркозависимость

Мы – трезвенники – можем работать и работаем с убеждениями, но кроме того, мы можем влиять на доступность и должны всячески способствовать ограничению доступности, как то: увеличение цены, вынос в специализированные магазины, ограничение времени продажи. [Ещё он забыл про возрастной ценз].

Прозвучало даже: “ практика показывает, что только ограничение доступности и даёт реально работающие меры

«Часто говорят, что алкоголь помогает выводить радиацию. Знайте, что это дезинформация. А если в самом деле есть необходимость вывести радиацию из организма, то в этом может помочь морская капуста и папоротник ». [Эх, Владимир Георгиевич…]

Артём Сверкунов «Зависимость. Формирование и избавление»

Несмотря на то, что по материалу лекции есть о чём поспорить, на мой взгляд, это была одна из самых толковых и изначально хорошо подготовленных лекций (с презентацией под проектор), которые я посетил на слёте. Хотя в итоге она получилась немного смазанной из-за того, что Артём рассчитывал на большее количество часов, чем ему дали, поэтому материал был дан немного скомкано. Да ещё в конце лекции среди слушателей нашёлся знаток КОБ, который горячо желал донести до всех свою великую КОБовскую истину…

В завершение Артём предлагал бесплатно воспользоваться шаблоном для правильного жизнеориентирования обратившихся за помощью людей. За это можно брать деньги, и на этом трезвенники могут зарабатывать. Человек должен сформулировать своё предназначение, далее мечты, цели, текущее состояние, исправление, задачи, план и результаты.

Напоследок отмечу в минус Артёму, что название весьма слабо отражало содержание лекции, но повторюсь, что в целом подача была очень неплоха.

Посетил лекцию Соловьёва Б.А. «Трезвость, как демографический прорыв в будущее России». Сначала я думал, что будут рассказывать про то, что все трезвенники и так знают: трезвость даёт народу резкое снижение смертности и увеличение рождаемости. Но оказалось, лекция была не совсем про это. Она была про то, что данный очевидный для трезвенников факт совсем не звучит во всяких там Нац. Проектах, анонсируемых руководством России. В частности, говорилось о приоритетном проекте «Формирование ЗОЖ», о финансовом обеспечении проекта и о том, что в нём есть раздел 4. «Укрепление общественного здоровья». И хотя на этот раздел выделяется меньше всего денег, сюда мы – трезвенники – можем и должны лезть. И должны контролировать чиновников на местах.

Макеева Анна провела занятие «Как подключить подсознание к поиску решения задачи». В очередной раз обозначу замечание, что название не соответствовало содержанию. На занятии Анна поведала о методе «Метафорически-ассоциированные карты», используемом некоторыми психологами и провела с желающими игру. В ходе этой игры участники брали карточки с картинками неоднозначного/неопределённого содержания. Им предлагалось озвучить в чём, по их мнению, конфликт на этой картинке. Затем все остальные могли предложить методы его решения.

Не буду здесь повторять свои вопросы после занятия к Анне и её ответы, хотелось бы только заметить, что не стоит бояться вникать в тему математической/статистической оценки эффективности, – всё это проще, чем может показаться.

 

Днём первоуральцы начали первую часть отмечания дня Ивана Купалы. Они пошли колядовать с куклой Мареной по всем делегациям, играя на балалайке, гармошке и распевая песни.

После ужина первоуральцы традиционно провели отмечание дня Ивана Купалы со сжиганием чучела Марены, хороводом, песнями и озорными играми. При поджигании куклы у одного из Первоуральцев загорелась одежда на руке. Он быстро выбежал из круга людей и то ли сам, то ли с чьей-то помощью её потушил. Однако, к сожалению, всё же получил немаленький ожог. Все на слёте очень переживали, подходили в лагерь первоуральцев и интересовались, как его самочувствие. Мощная забота окружающих, а также помощь оказавшегося рядом квалифицированного доктора помогли пострадавшему справиться с шоком и воспрянуть духом.

От себя желаю ему, чтобы поскорее всё зажило!

 

День отъезда… Печаль, что всё кончилось и пора домой. Тут уже писать особо нечего, хотя Жданов с утра ещё успевает провести занятия по коррекции зрения. И Евгений Чернов (Москва) внезапно проводит тренинг (или что там…) по ораторскому искусству. Я уже просто брожу по территории пансионата, прощаюсь со знакомыми…

Лекция А. Сверкунова «Германская новая медицина. Причина заболеваний». Очень хотел туда пойти, чтобы после лекций вставить Артёму пистон в виде вопросов за такую лекцию. Несколько лет назад я слышал так сказать первоисточник, который заставил зафанатеть за эту тему и Артёма. Тот первоисточник явился в виде какого-то аля сантехника, который пересказывал слушателям идеи некоего непризнанного гения из Германии. Типовой пример оттуда (могу немного неспециально переврать, но это не принципиально): у человека возникает хроническая стрессовая ситуация, например, на работе. Он переживает, волнуется, дыхание учащается. Как приспособление к этому объём лёгочной ткани увеличивается. Вот это и есть так называемый рак, который наши дурные врачи будут лечить химией, чем тебя и добьют. Так что если у тебя диагностировали якобы рак, то не надо идти к этим эскулапам, надо просто снять эту стрессовую ситуацию.

На здравые критические вопросы этот сантехник отвечал, что он сам-то не специалист, а просто передаёт бесценную информацию от германского доктора. Удобная, блин, позиция.

Короче говоря, на мой взгляд, эта лекция Артёма была самая социально-опасная информация, которая излагалась на слёте. И при том, что я хорошо отношусь к Артёму, таковая его лекция меня сильно напрягала. Учитывая, что порядка десяти процентов (не меньше) людей в течение жизни заболеет тем или иным видом рака, эта информация, будучи принятой за истину, просто убьёт кого-то. Они потеряют время на пустышку, вместо того, чтобы получить реальное лечение. У всех на виду красноречивый пример Стива Джобса, который так же клюнул на так называемое альтернативное лечение. А сейчас каждый может увидеть, как он перед смертью признавался, что совершил в этом ошибку.

Готов Артём взять на свою совесть чьи-то жизни, если он ошибается?

Оказалось, что эта лекция пересекается с моей, поэтому я настоятельно попросил Мелехина, как очень квалифицированного доктора, поприсутствовать на ней и, по возможности, в конце Артёма попесочить. Валерий Иванович сходил, но потом сказал, что по обстоятельствам оценил, что песочить было нецелесообразно. Однако признался, что это было одно из самых тяжёлых, что ему пришлось слушать в своей жизни. По ходу он мне рассказал, что уже сталкивался с подобным случаем на одном из прошлых слётов на Еланчике, где одна женщина рассказывала про лечение рака с помощью… метода Шичко! Каким-то чутьём В.И. обратил внимание на одну из слушательниц, которая выделялась из общего контингента и спросил её, зачем она здесь. В ответ услышал, что ей кажется, что у неё может быть рак. Валерий Иванович осмотрел её. Подтвердил, что это, действительно, с большой вероятностью рак на стадии 3А (Во время обучения Валерия Ивановича тема онкологии сильно интересовала, поэтому он в ней неплохо разбирается). Сказал ей срочно бросить заниматься глупостями и двигать в Москву к какому-то конкретному врачу. Через год В.И. опять с ней встретился на слёте и узнал, что её вовремя прооперировали и всё кончилось удачно. Но особенно показательно, хотя и печально, что та лектор умерла от рака. К сожалению, метод Шичко не помог.

Кроме этой сильно зацепившей меня лекции (и той, что я упоминал ранее), Артём Сверкунов ещё читал лекцию «Спорт или ЗОЖ? Что лучше для отрезвления?» Эту лекцию я от него слышал ранее на региональном слёте «Трезвый Байкальчик» под Первоуральском. Лекция показалась мне весьма интересной. Основной тезис лекции – спорт высоких достижении – это не только не про здоровье, но и не про трезвость. И даже как бы наоборот, таковой спорт только толкает людей ОТ трезвости. Была хорошая подача материалов со множеством примеров из личной (и не только) жизни с компьютерной презентацией. Мне встречалось подтверждение этой информации – один мой знакомый говорил, что из первых рук знает о том, что в какой-то баскетбольной команде высокого уровня практически все принимают наркотики.

Кроме того, регулярно проводились:

  • Утренние занятия Наумыча по самозащите. В прошлые годы я их посещал. Я о них, как и о самом Александре, очень высокого мнения. Единственное, – желательно на них ходить в бронированных трусах.
  • Детей регулярно развлекал (не бесплатно) театральный коллектив «Солнечный принц». Мне ни разу не удалось достаточно долго посмотреть на сие действо, чтобы составить какое-то мнение. Запомнилось, однако, что все люди из этого коллектива постоянно имели на лице лучезарные улыбки.
  • Периодически вечером для всех желающих проводились вечёрки – традиционные русские игры и танцы.
  • Занятия йогой перед завтраком – Филиппов Евгений.
  • Занятия гимнастикой перед завтраком – Ковалева Е.Б.
  • Скандинавская ходьба – Мелехин В.И.
  • Гимнастические упражнения (или что-то типа того) по системе “Белояр” – Малышев Е.М.
  • Ну и, конечно, традиционно всех будил на утреннюю гимнастику своими задорными речёвками Воробьёв И.Н.: “На часах уж время восемь, на зарядку выйти просим!”

Ещё некоторые впечатления

Раньше мне казалось, что заряжать телефоны в беседку у озера ходят люди со всего слёта. А сейчас, смотрю, как-то приспособились – везде тянут удлинители от корпусов, и электричество есть в гораздо большем числе мест.

Дрова оперативно подвезли в начале слёта – проблем с этим не было. Разве что, мне показалось, их подвезли только в одно место, так как я не раз видел, что их тащат куда-то совсем далеко.

В отличие от прошлых лет, электричество есть на всех основных лекционных площадках. Кроме того, там стоит маркерная доска, подведено дополнительное освещение. Оборудованы самодельные скамейки для зрителей из распила, который обтянуты полиэтиленовой плёнкой. В общем, – слушай, было бы желание!

В невольном сравнении с “конкурирующим” слётом на Увильды в части внимания к детям выигрывает последний – там гораздо больше различных мероприятий, ориентированных на детей. Есть даже детский садик (за умеренную плату). Ну и, когда приезжаешь туда в первый раз, просто поражаешься в контрасте с Тургояком, сколько там детей и молодёжи!

В итоге

Как мне кажется, у слёта (если представить его, как некое существо) нет цели, зачем он нужен. Он просто существует по инерции на протяжении многих лет. Количество участников медленно, но верно уменьшается. Это не нравится слёту, и он старается выжить любыми средствами. Самый дешёвый и лежащий на поверхности способ – привлечь участников интересной программой. Не ПОЛЕЗНОЙ, а интересной. Отлично выразил эту мысль один из главных организаторов, Владислав Василец: “В следующем году мы сделаем предварительное голосование по темам лекций. Какие наберут больше голосов, те и пойдут в основном потоке”. А какие наберут больше голосов? Известно, что люди падки на громкие названия, на нечто интригующее. Круто же приобщится к тайным знаниям, секретам манипуляции и пр… Типа, «Звук и судьба» (Оказывается, секрет не в том, чтобы трудиться для достижения успеха. Не менее важно слушать правильные звуки); «Секреты здоровья общественного организма» (Надо обратиться к богу – вот он секрет! А в том, что ты горбатишься с утра до вечера, но всё равно живёшь не ахти как, не столько твоя вина, сколько мировой закулисы, которая специально порабощает тебя инфляцией, манипулирует ценностями, а товары намеренно делает плохого качества, чтобы они ломались, и ты их постоянно покупал); «Таганай – место силы» (Сходи на гору и жди успеха. Отличный рецепт!) [Да, хорошо, в этом году С.Н. «исправился», и хотя бы не рассказывал это на лекции]; «Причины всех болезней» («А я всегда подозревал, что врачи – это мафия, которая работает в связке с фармкомпаниями! Не надо к ним ходить! А рецепт от всех болезней вот он!»); «Как подключить подсознание к решению задачи» [Извини, Анна, но твоё название просто великолепно] (Я плохо учился в школе/не пошёл в ВУЗ? И отлично! Все ответы скрыты в подсознании, сейчас мне расскажут секрет, как их оттуда извлекать)

И я понимаю в этом Слёт. Слёт хочет быть большим. Вот на слёте Зверева на Пахомово, вроде как, занятий по основной теме (трезвости) гораздо больше (по отзывам), но смотрите, какой он маленький. Я частично согласен в этом со Слётом. Когда я ездил на Тургояк в 90-х, и там было в десять раз больше (6000, по сравнению с 512 зарегистрированных участников в этом году) человек, энергетика была иная. И мозг интуитивно создаёт связь «Больше → круче».

Осмелюсь кое-что Слёту посоветовать. Слёт должен перестать притворяться самому себе, что его основная цель – обмен опытом, знаниями, обучение чему-то полезному. [Я вас умоляю! Многому вы научились на курсе Иванова?] Выскажу, на первый взгляд, крамольную мысль – даже курс “Собриология” Владимира Георгиевича на слёте носит скорее развлекательный характер, чем даёт какие-то знания. На кого он ориентирован? Когда В.Г. спросил: «Кто принял решение о полной трезвости?» Почти все в зале подняли руки. Т.е., подавляющая часть слушателей – уже и так трезвенники. Зачем они туда ходят? Что они могут вынести для себя? Слушая Жданова на слёте, я отметил про себя, что фактов там даётся относительно мало (по отношению ко всему объёму занятия). Эти факты зачастую даются без ссылок на источники. Факты даются не под запись. А значительную часть лекции В.Г. просто рассказывает различные истории из личного опыта. Очевидно, никто из слушателей не сможет использовать эту информацию (одно дело: «Со мной приключилась такая история…», а другое: «кто-то рассказывал, что с ним как-то раз…»). Конечно, есть некоторая польза в том, что трезвенник, которого в обычной жизни со всех сторон атакует проалкогольная информация, на этом курсе Жданова как бы подзаряжается трезвостью. Получает некий импульс. Убеждается, что трезвым быть правильно. Плохо ли это? Нет, это отлично! Это тоже нужно. [Хотя мне кажется, на этом курсе было бы полезней смещать крен в сторону проверяемых фактов со ссылками на достоверные, авторитетные источники]. Но уж если курс хэдлайнера Слёта во многом носит эмоциональный и развлекательный характер, то не грех Слёту честно себе признаться, что он просто хочет привлечь трезвенников в одну тусовку, чтобы они почувствовали здесь единение и отлично провели время в тёплой компании единомышленников.

А как же польза? Вот здесь-то я и посоветовал бы слёту кое-что. Мне кажется, надо подумать о том, чтобы сегментировать мероприятия. Т.е., исходить из того, что слёт преследует ДВЕ цели:

1. обучение/обмен опытом и пр…,

2. просто создание тусовки, трезвое времяпровождение.

Исходя из этого, часть мероприятий можно обозначить, как “для руководителей региональных организаций и прочих активистов”, где они могли бы что-то обсуждать, повышать свой уровень, обмениваться опытом. На этих-то мероприятиях, мне кажется и должен почаще звучать вопрос об эффективности, ну и классика:

 

Эти мероприятия не задуманы в качестве аттрактора как можно большего числа людей. Даже наоборот, нормально, если участников там будет мало. Так что их можно ставить вне основного потока. На мой взгляд, яркий пример такой лекции в этом году был у Соловьёва Б.А. «Трезвость, как демографический прорыв в будущее России». Рядовым участникам слёта присутствовать там было совершенно ни к чему.

Ну а под условно развлекательные мероприятия можно и выделять большие основные лекционные площадки, куда, в самом деле давать время по результатам голосования. Может быть, мероприятия этих двух типов в расписании можно было бы и обозначать по-разному, например, цветами.

Это черновая идея. Может, мероприятия разделить даже не на два, а на три типа. Допускаю, что и, наоборот, при ближайшем рассмотрении вся эта идея может оказаться глупой.

Я также думаю, что нужна цензура лекций и прочих мероприятий. Ибо то обилие сказочного материала, которое льётся отовсюду на Тургоякском слёте, неизбежно просачивается наружу и даёт хороший повод нашему условному идеологическому противнику крутить у виска в сторону трезвенников, называя их сектантами, мракобесами и пр. Но я понимаю, что у актива слёта для этого в ближайшее время вряд ли будет желание и/или политическая воля.

Благодарность

Как я и опасался, описание моих впечатлений о слёте получилось несколько колючим. Но, несмотря на во много критический характер этой заметки, хочу сказать, что я люблю и ценю этот слёт. Я желаю ему успехов и плодотворной работы на многие годы вперёд до полной победы Трезвости. На всякий случай хочу извиниться, если я кого-то здесь задел. Я совершенно этого не хотел. Уверен, что даже те, кого я здесь критически упомянул, действовали из лучших побуждений. Но всем же не угодишь. Зато многим другим вы понравились.

Хочу выразить благодарность всем организаторам и волонтёрам, которые потратили много сил и времени, чтобы это важное мероприятие состоялось. Отдельное спасибо моим давним (с 1995 года) знакомым из г. Первоуральск, которые согласились принять меня в свой лагерь в этом году.

 

Игорь Горбачёв

https://vk.com/@lpoki-trezviy-slet-na-turgoyake-2019

 

Для желающих познакомиться с полным текстом материала ссылка верна – смотрите – ред.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: