Лекция (07.03.2013г.) ТЕОРИИ ПРЕСТУПНОСТИ.





Для представителей некоторых групп превалируют сиюминутные потребности, а те потребности. Которые нужны для достижения целей, которые общество ставит перед людьми.

Веблер «Теория праздного класса».

Именно он ввёл понятие «престижное потребление» - сверхпотребление, которое напрямую связано с демонстрацией определённого статуса индивида. Невозможность удовлетворять свои статусные преступности потребностей – это тоже причина преступности.

Невозможность приобретения определённом обществе в строго кастовом обществе à это приводит к «фрустрации», недостижению человеком той цели, которую он считает актуальной.

Преступность квалифицируется НЕ СТОЛЬКО невозможностью удовлетворения первичных потребностей (хотя это важно, потому что из-за нищеты 3 ребёнка умирают от голода), СКОЛЬКО разрывом уровня потребления элитного и уровнем потребления большинства населения.
Корыстные преступления – своеобразное «выпрямление» ситуации. ОТСУТСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ – ЭТО ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ПРЕСТУПНОСТЬ.

Работы социальных философов: 2 вида неравенства: 1)неравенство, связанное с коренным неравенством людей (физическим, интеллектуальным показателям и т.д.), 2)
Стагнация общество не может постоянно компенсировать возможности человека в сфере распределения материальных благ.
Криминогенностью обладают и позитивные социальные процессы. Негативность причин преступности – это не всегда верно.
«Чтобы повысить эффективность экономики, нужно избавиться от тех людей, которые являются «балластом», не имеют должного образования, профессиональных данных» - это философия рыночной экономики.
Интересный комплекс «политико-идеологических» причин:
ценности человеческой жизни, корни, идущие глубоко в историю, религию, идеологию. Это та система, которая формирует человека во всех сферах жизнедеятельности.
Религиозная идеология, например: от этого мы имеем многие принципы уголовного права.
Была бы другая религиозная/идеологическая система – была бы другая система права.
В какой мере государство будет вмешиваться в экономику/бизнес.
Какие меры для воздействия на бизнес.
Все эти вопросы упираются в идеологию или политику.


Вопросы экономики и необходимость поддерживать определённые слои населения (социальная сфера), это силовое перераспределение, налоги. В США недавно были времена, когда налоги не превышали 5%. Никто не понимал зачем государству платить деньги. Деньги платили Королю, за защиту. Или вассал сюзерену за предоставление земли и т.п.
Сама процедура выборов в России: почему все эти деяния обитают в КоАПе?? Это менее общественно опасные деяния?? Козлов так не думает.
У человека появляется агрессия. Она направлена не на источник этой агрессии, а на всё, что вокруг.

Есть множество школ криминологии, которые начали обращать внимание на сам носитель – субъект преступника.
социологическая школа:

Алкассаль (?), 1885 год. «Каждое общество имеет тех преступников, которых заслуживает».

Теория АНОМИИ:

Слово «аномия» появилось давно, когда теологи исследовали такой феномен как «пренебрежение божественным правом».
Вклад в развитие концепции:

*) Эмиль Дюркгейм («преступность нормальна и необходима, но не позитивный социальный процесс. Преступление – предчувствие морали будущего, шаг к тому, что ещё предстоит»). И правда, многие преступления, которые были в эпоху Э.Дюркгейма, сегодня являются абсолютно нормальными. Т.е. преступления – это картина будущего.
«Сплочение» против преступников способствует продвижения человечества вперёд.
Механическая солидарность – когда к совместной деятельности располагает только сисема каких-то сдержек и правил.
«Социальная дизорганизация» - результат аномии когда индивиды не разделяют ценности, содержащиеся в обществе.
Структурно-функциональный подход: положение о том, что общество – некий согласованный агрегат нескольких институтов. Каждый из этих деталей имеет некую общую задачу, те отдельные органы социального организма, который должен быть согласованным.
Структурный функционализм вслед за Дюркгеймом нам сказал о рассогласовании отельных элементов социального организм.
Чтобы избавится от дивиантности, мы вводим социальные программы, в мест л/с японский язык, компьютерные курсы и т.д .Тогда, если чел оттуда выйдет, у него будет возможность не только заработать, но получить новую профессию, найти своё место в обществе.
Марксизм – это одна из разновидностей теории конфликта.

В советский период школа советского права – это школа социальной защиты. Идея НЕ В ТОМ, чтобы реформировать правонарушителей, А ИДЕЯ БЫЛА защищать государство и общество путём изъятия неустойчивых элементов из общества. Коль скоро индивид имеет врождённые свойства, которые лишают его возможности нормально жить в обществе àнаиболее просто – это избавляться (казнь0, позже появились «уголовно-правовые меры воздействия».
С предшествующей классической школой русского законодательства ничего общего там не было.
Очень большой вклад в развитие структурного функционализма и в дальнейшее развитие аномии внёс:

*) Роберт Кинг Мертон.
Мертон создал ту теорию, на основе которой сформировалось целое направление – ТЕОРИЯ НАПРЯЖЕНИЯ.

Он ввёл понятие «адаптация индивида к социальным условиям», среди которых выделял 2 переменные: 1) определяемые культурой цели, 2)институционализированные средства достижения этих целей.
Условно говоря: христианская культура ставить перед каждым задачу – спасение. Это главная цель христианина – спасти свою душу. А цели, которые ставятся другими современными культурами – например, США àценность – «американская мечта». Эта ценность была «экспортирована» в другие страны и в каждой – трансформировалась немного. Вот они донесли свои ценности до всех.

Институционализированные пути достижения целей. Что даёт общество из возможностей:

Вид адаптации – это то что делает из человека или лидера, или лузера

 

Вид адаптации 1 (цели, которые навязываются культурой) 2 (пути достижения целей, навязанные культурой)
Конформизм (мечта любой власти) Признание целей, поставленных культурой Принятие имеющихся средств (буду достигать того, что ДОЛЖЕН достичь). Непонятно что у нас сегодня: какие цели считать приоритетными. Поэтому в основном мы заимствуем ценности у американцев. (+) Лучший вариант – плохо достижим (+)
Инновация (+) (-) Чтобы этого достичь, мы будем употреблять пути достижения цели, которые наиболее целесообразны.
Ритуализм Это человек, который чтит закон но он немного с мозгами, в отличие от конформиста (конформист – самый интеллектуально дефектный), он понимает, что используя институционализированные средства, он никогда не сможет достичь декларируемых целей. (-) Он не хочет ничего нарушать, но достичь он точно ничего не может (+)
Ретретизм То о чём написал Маркуза. «Великий отказ», отказ от целей и от средств. Мы встречает ретретиста лежащим в переходе. (-) (-)
Мятеж. Человек сначала отказывается от целей и от средств, как ретритисты, и затем формирует новые цели и средства. Полный пересмотр декларируемых целей и средств и создание новых. (+/-) (+/-)


Теория аномии чрезвычайно интересна тем, что она чётко показывает виды…(чё-то там)… путём достижения определённых ценностей, целей, самореализация. Человек должен состояться. Это примитивно оценивать по тому есть ли у него деньги.

Мертон предлагает «уловку» какую-то. ЧТО ДЕЛАТЬ, если цели мы достичь не можем?
Надо «снизить значимость притязаний», каждый человек хочет быть кем-то. Тех людей, которые не стремятся руководить и нужно назначать. Нужно бояться тех людей, которые получают от этого кайф.

Нужно дать возможности для самореализации ВНЕ сферы, где большая конкуренция. Т.е реалиазация хоть в какой-то сфере.

ТЕОРИИ СУБКУЛЬТУР:

Это тоже теория напряжения, так называемого.
Альберт Коэн (изучал молодёжные гэнги), Кловард и Оулен (деликвентные субкультуры).

Конфликт м/д декларированными ценностями и средствами их достижения наиболее актуален для подростков из нижних слоёв общества à создают собственную субкультуру, где и ценности-то другие. Свои цели и свои способы их достижения ((иная «нормативная система»).
Коэн как раз пишет: делинквентная субкультура извлекает свои нормы из норм более широкой культуры, при этом выворачивая их наизнанку. Это поведение, по мнению делинквентов, считается нормальным ПОТОМУ, что оно неправильно с точки зрения более широкой культуры.
Например, «сотрудничество с органами» ставит под сомнение твою лояльность ценностям «воровской субкультуры».
Эти субкультуры отличаются неутилитарным,злостным,негативистским характером.

«Субкультура» и «контркультура».

Субкультура существует в рамках абсолютно любых культурных систем. Но молодым людям не очень хочется быть таким как все. Существует много экзотических субкультур (готы всякие и т.п.). Ну и пусть человеку будет хорошо, без наркотиков.
Обязательно одна из субкультур (или несколько) должна идентифицироваться общественным мнением и властью. Общественное мнение должно это осуждать, мы должны показать, что существует явная или скрытая угроза тому, что нам дорого.
Существует определённая условность перевода субкультур в категорию контркультур, обладающих повышенной опасностью


Лекция 14.03.2013г.

Школа стигматизации.
Этикитирование. Теория.

Далеко не все действия поддаются рациональному описанию. Очень многие представители субкультур получают удовольствие от причинения беспокойства другим и от факта различных табу. Это отвержение табу – это иррациональное явление. Из-за чего он становится человек дивиантом/преступником – из-за отвержения табу для получения для себя выгод и удовлетворения потребностей. Когда спрашиваешь «зачем ты это сделал?» не могут ответить зачем.
Рационализация – процесс придания индивидом определённого смысла своим действиям, оправдание, констатация того, что «я поступил правильно, исходя из тех ситуаций. Которые сложились на тот момент».
Если он начнёт подвергать себя самокритике и подвергать углублённому анализу своей действия à приведёт к фрустрации, падению оценки в его же глазах в обществе и т.п. И думать «ребята, как же плохо я сделал».

Именно отсутствие институционализированных каналов, о которых говорил Мертон – институционализированных средств достижения целей (как законных, так и незаконных каналов) превращает этих представителей трущоб в аутсайдеров. Эти люди испытывают постоянное чувство разочарование. Когда ты не можешь реализоваться в одной культуре, ты пытаешься реализоваться в той среде, где тебя оценят.

Мертон: «двойная неудача» - люди не могут найти адекватных путей достижения цели в сфере легальной и нелегальной ТОЖЕ. Чтобы достигнуть чего-то в преступном мире, если ты не входишь в определённую группу (точно также как и в легальной сфере). Это копирка существующих правил, норм, но, как правило со знаком «минус».

Субкультуры преступности. Активный процесс структуризации и создание псевдосоциальных позиций. Все субкультуры строились по принципу большого общества. Но какой может быть статус у лиц, которые находятся в оппозиции к обществу и власти. Но все-таки есть нормативный материал для таких людей, правила и даже САНКЦИИ. Санкции в виде смерти, остракизма. Т.е. в преступных субкультурах есть иерархия, структура.

Система распознавания «свой/чужой» - «можем ли мы общаться и доверять этому человеку, если он нарушает какие-то табу» Например, в местах л/ не дай бог выпить чай из кружки опущенного или подать ему руку, ты становишься автоматически таким же. Эта система «свой/чужой» - вредная, плохая, НО ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ПОДДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

Лояльность группе. Это важнейший элемент создания внутренних механизмов, приемлемой для данной личности планки. Каждому приятно в своих глазах выглядеть достойно à здесь включается рационализация своих поступков или нейтрализация.
В большом обществе лояльность организации всегда поощряется.

Ретретистские группировки – это профессиональные алкоголики и наркоманы. Уход от общества. Индивид, который находится в фрустрации из-за невозможности достижение желаемых целей и хочет, чтобы от него все отстали.

На почве постоянной фрустрации – появляются различные заболевания.

Ретретистские субкультуры – объект изучения многих исследователей (криминологи, культурологи).

Социологическое исследование «польский крестьянин»: исследование – как адаптировались польские эмигранты, прибывшие в Америку. Это языковой барьер и конфликт культур. Человек, не принадлежащий к основной массе населения, его поведение, как он себя ведёт даже когда он молчит внешние различия (он те такой как все). Если человек не такой как все – человек всегда объект, который вызывает различные «натяжения, напряжение». Это натяжение имеет явно криминологическое значение.

Варианты, когда право одной культурной группы распространяется на сферу другой культурной группы:

1) Когда кодексы сталкиваются на границе культурных зон. Например, Африка. Конфликт культур + социальный конфликт. Горный Карабах, например.

2) Правовые нормы Привнесённое метрополией право в колонии видоизменяется и мы на выходе получаем не то, что хотели бы.

3) Когда члены одной культурной группы переходят в другую культурную группу. Принцип, существующий в мафии: они принимают в свою группу представителей других государств, наций, культур. Он МОЖЕТ РАБОТАТЬ, НО НЕ МОЖЕТ СТАТЬ ЧЛЕНОМ СЕМЬИ, конфликт культур всё-таки остаётся как ни крути. Не то, что родственником не станешь, НО И советником/приближённым.

4) Противостояние культур различных частей одной страны. Например, человек Севера Италии и Юга Италии. А также «город-деревня» - тоже культурный конфликт.

5) Миграция. В лучшем случае побьют. И даже терпеливые немцы. Были жуткие скандалы – массовые поджоги приезжих из Турции. Немцы не хотели потерять свою репутацию двигателя Евросоюза.

Перенастроить/изменить субкультуру ОЧЕНЬ СЛОЖНО, практически невозможно, это всегда будет влиять на поведение.

Концепция социального контроля.Это институт профилактики.
Реакция: формальная и неформальная. Все мы являемся субъектами или объектами социального контроля. Высказывания супруга/начальника/друга и т.п. à если отрицательные высказывания à раскаяние и уверенность «я больше так не буду».
Социальный контроль – тот элемент социальной жизни, который противостоит девиантности, преступности.

Эффективно патрулирование (например, в США, Японии). Наличие патруля на улице резко снижает криминогенную обстановку на улице. Необязательно что-то делать.

В идеале необходимо создать систему внутреннего самоконтроля у индивида.

Сайкс и Дэвид Матза – ТЕОРИЯ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ. Полностью применима к описанию человеческого поведения, не только преступников или дивиантов.

Нейтрализация – механизм, который направил на ликвидацию угрозы санкции за что-то, что вы совершили и создание оправданий, объяснений (рационализация), которая направлена на то, чтобы сохранить свою самооценку на высоком уровне.

1) «Я ограбил банк, да. НО ДЕНЬГИ ЖЕ ЗАСТРАХОВАНЫ – НИКТО НЕ ПОСТРАДАЛ!». Отрицание наличия жертвы.

2) Или «я защищался».

3) Ещё одна модель – «осуждение осуждающих». Т.е. типа «они все коррумпированные, непрофессиональные. Суд – нечто зависящее от власти полиция берёт взятки и т.п. Некомпетентные люди. Это я-то вор?? Они САМИ ВОРЫ!»

«Осуждение осуждающих» - эту модель надо использовать очень аккуратно

4) Модель «ссылка на высшие обстоятельства». Например, нельзя «переть против своей компании». Воля коллектива, ценности той компании, к которой ты принадлежишь. Но, конечно, это трусость.

ТЕОРИЯ ДРЕЙФА. Дэвид Матза.
Делинквентные подростки не выражают чёткой идентификации по совершению правонарушению или being законопослушным. Обычно это относится к людям, которые немного свихнутые.

С одной стороны6 высшее образование, политические стремления, вполне нормальный человек.

С другой стороны: ориентация на уничтожение людей, например.
Типичные симптомы паранойи или шизофреника. Люди не выбирают окончательно или законопослушный вариант поведения, или отклоняющийся вариант поведения.

КРИТИЧЕСКАЯ (РАДИКАЛЬНАЯ) КРИМИНОЛОГИЯ. Развивалась в 1970-ых гг. в рамках различных социальных движений, связанных с критикой марксизма ленинизма и т.п. Хиппи всякие.

Какое-то ФУТБОЛЬНОЕ ХУЛИГАНСТВО

Человек переносит на других своё раздражение. Футбольный хулиган: преступление – это есть форма классовой борьбы в самом примитивном своём выражении (Энгельс).

Лекция (21.03.2013г.)

Дрейф – нормальное состояние. Дэвид Матза хотел объяснить только поведение несовершеннолетних, но его теория относится ко всем людям, по сути.

Американский социолог и криминолог Уолтер Реклесс: криминализация сама по себе основана на эрозии социальных норм. Эта эрозия даёт нам изменение стандартов. Например, раньше леди и Общества ворует в Париже флакончик с духами, не потому, что у неё нет денег, просто это для выплеска адреналина (богатые дамочки, томящиеся от безделья). Но это дикость, это конец появлению в свете (РАНЬШЕ, в начале 20 века), А СЕГОДНЯ это скорее пикантная подробность жизни. Вот это эрозия социальных стандартов.

Трэвис Хиртши написал в 1969 году работу, где трактовал преступление как ослабление социальных связей (прежде всего семья, определённые профессиональные группы, дружеские узы и т.д.). Когда эти связи подвергаются этой «эрозии», страдают основные элементы – привязанности, которые основаны, по мнению учёного, на симпатии. Появляется «разочарованный герой», который теряет друзей и знакомых. Чем больше человек задействован в различных социальных взаимодействиях à тем больше у него обязательств.

Чем теснее подросток связан с родителями à тем успешнее его учёба в школе, чем больше он вовлечён в конформные способы взаимодействия (кружки, хорошие компании) à тем менее он подвергнут совершению преступного поведения.

Тут вспоминаем теорию дифференциальной связи (обучение, поведение индивида основано на подражании окружению). Папа не говорит сыну «врежь маме как следует», ОН САМ ДЕМОНСТРИРУЕТ такое поведение + есть оперантное подтверждение, потому что мама-то в итоге ходит как шёлковая и слово сказать боится.

Первичная и последующая социализация – это и есть то, что формирует личность человека. Никакого влияния разных факторов нет.

Чикагская школа: школа и отношение к учёбе – важный фактор формирования поведения человека по жизни. Учёные проводили исследование, изучали пропуск занятий школьником.

«Отложенное удовольствие»: хотелось бы утром попить пивка, телек посмотреть, НО НЕТ, надо бежать, вот бы не опоздать. Дети таких родителей (это большинство) усваивают такую модель поведения, работа/учёба – это вовсе не удовольствие для них, а какая-то тяжкая обязанность.

1920-е гг. США: послевоенная пора, жили неплохо, но в конце случился мировой экономический кризис. Появилась гигантская армия безработных – а это главный материал для пополнения армии преступников, люди без определённого занятия à в это время резкий всплеск уровня организованной преступности.

Потом – сухой закон. Плохо. Чем меньше запрещаешь – тем лучше. Т.е. алкогольному производству в США пришёл конец à оттуда организованная преступность.

Главный источник такой преступности – это бизнес. Возникают такие организации как ФБР. Поэтому Чикагская школа изучает всё это с большим интересом.

Структурный функционализм: каждая группа структурирована и функциональна. Жители предместий – кто это? Начинаются такие понятия как «исследование личности», человек в системе взаимодействий, система ценностей. Это взгляды, установки, социальные установки.

Социальные теории восприняли эту терминологию и возросли до сегодняшнего уровня.

Чикагская школа: Теория «социальной экологии» (она ему нравится, он о ней постоянно говорит).

Какой-то Томас (кто-то слева говорит, что Вильям) до Маслоу придумал 4 потребности, которые назвал «желания»:

1. Новый опыт (как леди с духами, или он любит пример про инвестиционного банкира, которому скучны миллионы и он решил своровать картину из галереи). Среди своих уже неинтересно à ищем чего-то новенького.

2. Безопасность (для этого нас, юристов, нанимают в фирмы)

3. Признание и престиж

4. Дружба и любовь.

Так вот, школа – довольно важный факт социализации индивида. Есть дети, которые уклоняются от формальной системы социализации.

Район бедности по Чикагской школе, основные проблемы:

1. Делинквентность (в первую очередь несовершеннолетних)

2. Пропуск школьных занятий

3. Привлечение подростков к суду

4. Заболевания всякие: ВИЧ, наркомания, неврозы и т.п.

5. Преступность взрослых

Концентрация бедноты, перенаселённость, безработица, население и т.п. – то, чем характеризовались такие районы.

Позитивных ценностей в таких районах очень мало, они не способны к совместным действиям, низкая степень сплочённости. Но если жителей таких районов поместить в нормальный район (скажем, в центр), у них будет культурный шок, наверное.

Модель «выравнивания положения» - «я всего этого добьюсь, но только другим путём» (инноваторы).





Рекомендуемые страницы:


©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!