Позиция общения. Обратная связь. Контакт с партнёром по взаимодействию.




Сущность педагогического взаимодействия. Межличностные отношения как результат педагогического взаимодействия.

 

  Долгое время в педагогике был сделан уклон на авторитарную педагогику – отношение к ребёнку как объекту образовательного процесса, направление на него действий, это педагогика без обратной связи, педагогика воздействия – предполагающая активность только одной стороны.
   

Такие отношения ставят ученика в пассивную позицию, он лишь исполнитель того, что задано учителем.

Современная педагогика меняет свои ведущие принципы. Активное одностороннее воздействие, принятое в авторитарной педагогике, замещается педагогическим взаимодействием – совместная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение совместных целей и результатов.

Позиция общения. Обратная связь. Контакт с партнёром по взаимодействию.

Юлия Борисовна Гиппенрейтер в своей книге «Общаться с ребёнком. Как?» говорит много об общении. В первой главе она говорит о том, что в общении существует один общий принцип, без соблюдения которого все попытки наладить отношения с ребёнком оказываются безуспешными. Принцип этот – безусловное принятие. Что оно означает? Безусловно принимать ребёнка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и т.д., а просто так, просто за то, что он есть (для педагога категория «любить» переходит в категорию «уважать»).

  Нельзя скрывать всё же свои негативные чувства. Их надо выражать, но выражать особым образом. Есть правила общения с ребёнком: - можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом. - можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства, какими бы нежелательными они не были.

- недовольство действиями ребёнка не должно быть систематическими, иначе ребёнок перестанет принимать.

- если ребёнок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом. Когда вы говорите ребёнку о своих чувствах, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. Сообщите О СЕБЕ, О СВОИХ переживаниях, а не о ребёнке и его поведении.

Рассмотрим автоматические ответы взрослых на действия детей:

1. Приказы, команды: Сейчас же перестань! Убери! Закрой рот! Быстро одевайся! Чтобы больше я это не слышала! Замолчи!

2. Предупреждения, предостережения, угрозы: Смотри, как бы не стало хуже! Ещё раз это повторится, и пойдешь к директору! Не придёшь вовремя, пеняй на себя!

3. Мораль, нравоучения, проповеди: Ты обязан вести себя как подобает, Каждый человек должен трудиться, Ты должен уважать взрослых.

4. Советы, готовые решения: А ты возьми и скажи…, Почему бы тебе не попробовать…, По-моему нужно пойти и извиниться.

5. Доказательства, логические выводы, нотации, лекции: Пора бы знать, что перед едой нужно мыть руки, Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки, Сколько раз тебе говорила, не послушалась – пеняй на себя!

6. Критика, выговоры, обвинения: На что это похоже! Опять всё сделала не так! Зря я на тебя понадеялась, Вечно ты!

7. Обзывание, высмеивание: Плакса-вакса, Не будь нюней.

8. Догадки, интерпретации: Я знаю, это всё из-за того, что ты…, Небось опять подрался, Я всё равно вижу, что ты обманываешь.

9. Выспрашивание, расследование: Что же всё-таки случилось? Ну почему ты молчишь? Нет, ты всё-таки расскажи.

 

Проанализируйте другие ответы: «Я не люблю, когда дети ходят растрёпанными, и мне стыдно от взглядов соседей», «Мне трудно работать, когда звучит громкая музыка», «Мне тяжело говорить, когда кто-то разговаривает вместе со мной» и т.д. Что особенного вы заметили в данных высказываниях?

Все эти предложения содержат личные местоимения: я, мне, меня. Поэтому высказывания такого рода психологи назвали «Я – сообщениями».

«Ты – сообщения» наиболее удобны в применении, но несут негативный результат. В чём преимущества «Я – сообщения»:

1. оно позволяет выразить свои негативные чувства в необидной для ребёнка форме;

2. делает взрослого ближе, человечнее.

3. открытость взрослого порождает обратную открытость ребёнка.

4. высказывая чувство без приказа или выговора, за детьми остаётся возможность самим принять решение. И чаще всего дети начинают учитывать чувства взрослого.

  «Конструирование Я-сообщений». Определите в предложенных ситуациях свои чувства и сконструируйте «Я – сообщения».
Ситуация Ваше чувство «Я – сообщение»
1. Ребёнок шалил за столом и, несмотря на предупреждения, пролил молоко. 2. Ваш ученик ходит в школу в дырявых джинсах. Отказывается носить другие брюки. 3. Вы входите в класс и видите вашего ученика сидящим на подоконнике открытого окна. 4. У вас сухая тряпка. Вы просите ученика сходить намочить её, а он отказывается. 5. На уроке чтения некоторые учащиеся играют в крестики-нолики. 6. Идёт урок математики. Вы объясняете новый материал. Света достаёт яблоко и начинает есть. 7. Вы входите в класс. В это время Миша спрятался в шкафу для наглядных пособий. 8. Вы вчера задали детям на дом три упражнения. Стали проверять задание, а весь класс не готов к уроку. Расстроилась, рассердилась.  
       

 

Виды межличностных отношений. 1. деловые – складываются в игре, труде, учении: ü руководство – способствует становлению практического интеллекта и ответственности), ü подчинение – развивает дисциплинированность,

ü распределение обязанностей – формирует более широкий взгляд на проблему деловых связей и отношений людей, тренирует наблюдательность и память,

ü координация действий – усиливает оперативность и гибкость мышления,

ü составление планов и программ, их обсуждение и реализация, подведение итогов, оказание взаимопомощи – совершенствуются коммуникативные навыки, умение слушать, понимать, излагать свои мысли, доказывать, сотрудничать, идти на компромисс и др.

2. личные – отношения, при которых задаются и действенно поддерживаются необходимые нормы нравственности (порядочность, доброта, ответственность, сочувствие, готовность прийти на помощь).

На основе полученной информации можно выделить пути улучшения межличностных отношений: - совместное планирование (сначала объяснить детям, что такое план деятельности, для чего и как он составляется ---- вместе с детьми следует разобрать 2-3 простейших плана, по которым в дальнейшем будет разворачиваться их деятельность ---- переходить к самостоятельному планированию).

- постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;

- создание атмосферы взаимной доброжелательности и взаимопомощи;

- введение в жизнь детей положительных факторов, расширяющих шкалу ценностей, признаваемых ими, усиливающих уважение к общечеловеческим ценностям;

- организация совместной деятельности, усиливающей контакты детей и создающие общие эмоциональные переживания;

- оказание помощи ученику;

- учёт специфики группировки, в которую входит ученик, её установок, стремлений, интересов, ценностных ориентаций.

 

ВАРИАТИВНОЕ ЗАДАНИЕ НА РАБОТУ В ПАРЕ.
НА ВЫБОР ОДНО ИЗ ЗАДАНИЙ.

Задания на закрепление темы:

Уровень анализа:

1. Составьте перечень основных качеств педагога, характеризующих высокий уровень взаимодействия его с учащимися. Аргументируйте свой выбор.

2. Выделите проблемы педагогического взаимодействия, с которыми могут столкнуться учитель и ученик. Предложите примерные пути решения\ данных проблем.

Уровень синтеза:

3. Придумайте игру, которая позволит выявить особенности взаимодействия педагога с детьми.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: