по истории мировой культуры




РЕФЕРАТ

на тему:

«Синто »

«кто и как служит Японским божествам»

 

 

Подготовил:

Студентка группы МЗМ-21, Горовец Е.И.

 

Преподаватель:

Горячева И.И.

 

Люди обращаются к богам тогда, когда человеческих сил недостаточно для решения возникших проблем,необходимость божественной поддержки. При нерешаемых ситуациях – просить помощи божественные силы в таком архаичном мировоззрении, полностью не отделяется от духовного т.е. человеческое- от божественного, материальное от духовного. Это относится и к государственному управлению. Именно поэтому во главе архаичных обществ стоит государь-первосвященник-правитель-жрец, помазанник божий или сын бога, для которого почитание богов и управление страной стоят на одном уровне.

Соблюдение ритуалов для смирения богов является одной из главных задач императора. Ведь ками существа не милостивые. Возводя «ками» к старому слову «кому», указывает на значения в которых оно использовалось: гром, гроза; страшный дикий зверь подобный волку или тигру; горы. Ощущая мощь, страх и чувство опасности исходящие от ками люди начали понимать, что если подобные силы не ублажить, то их недовольство выльется в гнев, наказывая виновников. Позже с течением времени ками, стали немного добрее в сознании людей. Эти перемены связанны с влиянием буддизма вызвавшее изменение и в представлениях об исконных японских божествах. Однако ками по прежнему оставались буйной и ужасающей силой которую если не усмирить станет причиной ужасных последствий.

Иногда ками могут по своей воле овладевать телом человека для выражения своих желаний. Человек в состоянии одержимости (камигакари) начинал вещать от имени божества которое брало контроль над телом диктуя свои требования. Для таких случаев нужен был знаток, который мог бы понять как общаться с определенным ками и каковы возможности божества. Такой человек назывался медиумом, но для выполнения данного действия не по воле божества медиуму нужно было пройти этапы «Ритуала Спускания»

1. Ритуальное очищение

Для этого медиум входил в специальное помещение, называемое «палатами воздержания», но одного лишь воздержания было недостаточно для проведения ритуала, важную роль играла музыка, обладавшая, по убеждению древних, магической силой. Роль исполнителя игры на кото брал на себя один из придворных. Третьим участником являлся представитель дренего жреческого рода Накатоми, обладавший богатыми знаниями и опытом общения с ками. Он брал на себя роль «судьи», который должен был установить подлинность вселившегося в медиума божества и выяснить его требования. Подарки юогу являлись не менее значимым атрибутом в проведении ритуала (ткани, пища и т.д.). Чтобы убедиться в подлинности божества жрец задавал божеству специальные вопросы,ответы на которые мог знать лишь ками. Только убедившись в соответствии, священнослужитель разрешал проведение ритуалов, после чего и начиналась подготовка.

 

Синтоистские священнослужители

В наши дни всех синтоистских священников именуют словом «каннуси». Для многих каннуси работа в крупных святилищах «обладателем ками» является основным источником дохода. Униформу составляют костюм, белая рубашка, галстук. Статус священника определяет ранг в зависимости от умений и заслуг лет. В обычные не рабочие дни священнослужители проводят в своей повседневной одежде, сливаясь с толпой. Некоторые каннуси вынуждены совмещать свою священную деятельность с другой никак не связанной работой. Всего насчитывается шесть видов облачений синтоистских священнослужителей, но различия между ними не очень значительны - все они повторяют костюмы средневековых придворных, состоявшие из трех главных элементов: внутреннего нательного халата, черная шапочка на голове и такие же черные лакированные деревянные башмаки. В руке он держит своеобразный жезл.

Ныне каннуси сплошь мужчины, в большинстве своем абсолютно утратили всякую связь с древним шаманством.

 

Основные жреческие кланы

Главных древних родов было четыре -Накатоми,Имбэ, Сарумэ и Урабэ. Каждый из них, за исключением Урабэ, вел свою родословную от божеств, принимавших непосредственное участие в событиях, описанных в мифе об извлечении богини Аматэрасу из грота.

Накатоми считались самыми главными из всех родов, занимая высшие должности в Управе по делам земных и небесных богов (Дзингикан). Их светская ветвь — знаменитейший род Фудзивара в такой же степени доминировал в политической жизни, занимая высшие посты в Государственном совете (Дайдзёкан) и выдавая своих дочерей за императоров.Формально они считались специалистами по всем обрядам очищения, передав свои изначальные гадательные функции роду Урабэ. За ними по влиятельности шел род Имбэ, специализировавшийся на обрядах воздержания (ими) и отвечавший за ритуальную сторону при строительстве помещений для императора. Род Сарумэ ведал ритуальными танцами (Значимость этих родов резко уменьшилась с распадом классического японского государства).

Содержание понятия «мацуру»

Слово «мацуру» используется исключительно по отношению к ками. Мацуру означает ждать, когда коми снизойдёт в приготовленное для него «божественное тело», а потом прислуживать божественному гостю и ублажать.

Основной глагол «мацу» озночает «ожидать», но так же имеет еще одно значение- «прислуживать, подносить».

Хоть ками и является существом олицетворяющем могущество и силу, но тем не менее подобен своими потребностями и желаниями человеку.

Четыре главные составляющие служения богам:

Потчевание

угощение –главное проявление гостеприимства и благорасположения. Пришедшего кормят, а совместная трапеза с питием - один из главных способов налаживания хороших отношений (В некоторых случаях сохраняется форма кровавых жертвоприношений, как, например, в отдельных направлениях индуизма.). Особенно питают слабость ками к блюдам из риса и сакэ.

совместная трапеза

Именно в этом заключается главная особенность подношений в синто - поднесенная японским божествам еда съедается потом людьми. Считается, что, будучи поднесенной ками, еда «заряжается» божественной энергией, которая таким непосредственным образом передаются людям.

участвующие в религиозном празднике, склонны подчеркивать социальные функции ритуала (повод пообщаться, снять напряженность в общине и т.д.), тогда как священнослужители акцентируют именно религиозно-обрядовую сторону, правда не слишком настаивая на ней, чтобы не распугать прихожан, которые вообще могут не знать «истинной» подоплеки происходящего.

дарение

Важнейшим элементом ублажения ками, как, впрочем, и любого смертного, являются подарки.Как и людям, их дарят ками только в особых случаях, по праздникам. Однако это очень важный элемент почитания ками. «Уложения годов Энги» чуть ли не наполовину состоят из тщательного описания того, что, как и по каким случаям дарить тому или иному ками. Одним из важнейших подношений были ткани, а так же дома для богов.

норито: восхваление, заклинание, моление

В самой синтоистской традиции утверждают, что первые норито были словами самих ками, обращенными к людям. Однако ни одного такого «изначального» норито не сохранилось. Тон норитпо не просительный, а информативный

в некоторых норито порою подробно и долго пересказываются деяния богов, причем часто отнюдь не героические. Судя же по имеющимся норито, мы можем предположить, что характер таких «прямых» обращений к ками был смешанным, имел элементы и заклинания, и молитвы, и восхваления, играя роль своего рода словесного подношения.

Асоби- развлечение божеств

в современном японском языке слово мацури называют любое шумное празднество, даже не имеющее никакого отношения не только к синто, но и вообще к религии.

3 главных вида ритуалов:

1. ежедневное почитание коми в традиционной семье, когда ритуальные действия проводятся самим главой семейства без помощи религиозного специалиста, а круг непосредственных участников ограничен членами семьи;

2. храмовое служение, проводимое по особым случаям священнослужителями с непосредственным участием «лучших людей» общины и ее почетных гостей;

3.массовое празднество, основу которого составляет все то же храмовое служение, но значение которого для общины настолько велико и круг участников настолько широк, что оно как бы выплескивается за пределы не могущего уместить всех желающих храмового пространства.

Структура синтоистского ритуала

Храмовое служение

1. Омовение (мисоги)

Храмовое служение предваряет обязательное омовение (мисоги), причем степень полноты его зависит как от важности самого ритуала, так и от роли, исполняемой во время его.

2. Очищение — хараэ (сюбацу)

Сам же ритуал также начинается с церемонии очищения: священнослужитель берет, непременно обеими руками, особый жезл(хараэгуси) со множеством прикрепленных к нему полосок белой бумаги и проводит им слева направо и обратно над склоненными головами присутствующих, обязательно потрясая им для производства необходимого в магических целях шелеста.

3. Спускание ками - камиороси

Участники ритуала рассаживаются на рисовых циновках (татами), устилающих пол святилища, лицом к алтарю, где сокрыто «тело божества» Объявив о начале ритуала, священнослужитель направляется к алтарю, усаживается пред ним и нараспев произносит короткую формулу, приглашающую ками снизойти к людям.

4.Подношение яств (кэнсэн)

Священнослужитель ставит на алтарь приготовленные подносы с едой. Набор и разнообразие предлагаемых блюд зависит от значительности события и важности просимого.

5. Молитвословие (норито)

священник читает установленную древнюю формулу.Как правило, норито начинается с перечисления заслуг и добродетелейкоми, и когда божество, падкое, видимо, на лесть, приходит в благостное расположение духа, тогда к нему обращаются уже с просьбой.

 

6.Подношение «ветви с тама* (тамагуси хокэн)

завершив чтение норито, священник предлагает участникам ритуала сделать подношение в виде небольших веточек «священного дерева»сакаки, украшенных сложенными зигзагом полосками белой бумаги(сидэ) тамагуси — это своего рода магический конверт для передачикоми просьбы.

7. Снятие яств (тэцусэн)

После того как все участники передали божеству свои тамагуси, священнослужитель снимает с алтаря поднесенную ранеекоми пищу, которая уже пропиталась чтобы использовать для завершающей трапезы

8.Совместная трапеза

каждому участнику церемонии подносится чарочка «божественного сакэ» на чем церемония и заканчивается

 

9.«Поднятие» ками — камиагари

 

Массовое празднество

практически у всех святилищ есть свои особые даты, связанные либо с самим почитаемым коми, либо с каким-то важным событием в прошлом.в мацури- празднестве принимают участие все члены общины, находящейся под покровительством коми, и именно эти торжества сопровождаются всем набором традиционных процессий

мацури — это нарушение обычного размеренного течения жизни. Люди на время освобождаются от своих повседневных обязанностей, забывают о своем социальном статусе и сковывающих условностях.Мапури — это клапан, через который выходит пар всех накопившихся стрессов и недовольств.

Подготовка к встрече ками — омовение, очищение и воздержание

даже рядовым участникам «большого» мацури уже не обойтись упрощенным обрядом омовения (мисоги) или очищения(хараэ).Особенно тщательно все эти процедуры очищения соблюдаются там, где сохранились наиболее древние формы мацури, когдакоми «спускают» в человека, который на время праздника становится «телом божества».

«Спускание» божества

«спусканию божества» достигается обещанием коми даров, молитвословиями, а также сопровождается музыкой и танцами.

Явление ками людям

Пробуждение ками, снисхождения в предоставленное тело. Путешествует коми на специальных носилках(микоси), на которых водружено яркое и причудливо украшенное сооружение наподобие миниатюрного храма.

Мащри -это ритуальное сотворение мира заново, которое в первой своей фазе требует возврата к изначальному состоянию хаоса и последующего восстановления привычного упорядоченного хода жизни, но уже обновленного, заряженного исходящей из ками энергией. Апофеоз достигается к ночи.

Служение ками и развлечение его

Обычно знаком начала второго этапа празднества служит церемониальная процессия, возглавляемая лидерами общины. Процессия чинно направляется с дарами к месту, куда спустилось божество. Старейшины главенствуют, молодежь исполняет роль ведомых.

Подносы с красиво сервированной праздничной едой для ками, передаются из рук в руки от младшего к старшему, от низшего в социальной и прочей иерархии к высшему, который и удостаивается чести непосредственно установить их пред «божественным телом».

Проводы ками

Как бы ни была приятна развлекательная часть мащри, всему приходит конец, и если прощальная трапеза наораи завершена, наступает время расставания с божественным гостем. Эта часть мацури, соответствующая церемонии «поднятия ками» -сёсин, или камиагари, не всегда сопровождается каким-то особым ритуалом, и порою все сводится к возвращению «божественного тела» на его место в святилище.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: