Население города и его окрестностей




1. Дикое поле да дикие воды

До основания крепости Самара на берегах Волги жили вольные русские, не признававшие над собой ни чьей власти, а на землях восточных промышляли кочевники. Не даром землю эту называли Диким Полем. Не раз вольные люди совершали набеги на города Волжской Булгарии, на столицу татаро - монгол Сарай и грабили проезжающие по Волге суда.Перед тем, как сжечь Москву в 1382 г. за поражение татар на Куликовском поле в 1380 г. хан Тохтамыш приказал "пограбить русских гостей в Булгарии, перехватить их суда".С 1361 по 1382 г. татаро - монголы трижды проходили по Волге для борьбы с разбойным людом.

Но сила вольных людей - Волжских казаков крепла год от года, и доходило до того, что царь Иван Грозный пригрозил ногайскому князю Улусу русскими казаками. Особо известны атаманы Ивашко Кольцо, Богдан Барбоша, Иван Орюсов, покоритель Сибири - Ермак Тимофеевич, Матвей Мерещак. Позже на этих землях господствовали атаман Ураков да легендарный Стенька Разин.

 

Местные топонимы до сих пор хранят память о легендарных атаманах:

 

село Ермаково - стан Ермака Тимофеевича, покоривший Сибирь;

 

Старо - Семейкино - по имени Семейки Коьцова;

 

Гаврилова Поляна - по имени ермаковца Гаврилы Ильина;

 

Барбошихина поляна (ныне поляна им. Фрунзе) - место стоянки Богдана Барбоши;

 

урочище Матвеева Грива - в честь Матвея Мещеряка;

 

утёс Шелудяк в память о атамане, погибшем в горах;

 

гора Маньчиха (легендарная девушка, ставшая атаманшей - сирота, воспитанная старым дедом Чихом: Маня Чиха - Маньчиха);

 

пещера Степана Разина и т.д.

 

 

2. 1600 - 1700 года

 

 

Уже в 1646 году в Самаре насчитывался 137 дворов и 356 жителей мужского пола, без учёта гарнизона. Самара медленно росла. В то же время произошло серьёзное гидрологическое изменение. Сильное весенние половодье промыло выход к южному склону Сокольих гор. Результатом такого изменения стало образование протоки между Волгой и Самарой "Самарской перебоины". Таким образом Волга подошла вплотную к Самаре. Новое русло Волги позволило расположить пристань непосредственно у крепости.

 

Остатки ногайских татары были уничтожены в 1632 г. кочевыми калмыками, ставшими новой реальной угрозой для города. В 1639 г. калмыцкие отряды численностью в 10 000 человек подошли вплотную к Самаре и осадили крепость. Сочно была направлена помощь из Казани. Крепость отстояли. А в 1644 г. Самарцы отправились в военный поход и наголову разбили калмыков.

 

Обострение обстановки в 1639 - 1644 г. привело к тому, что крепость стали дополнительно расширять и укреплять полевую оборону.

 

После разгрома калмыки обратились к царю с челобитною, с просьбой разрешить им торговать в поволжских крепостях. Просьба была удовлетворена, с условием: "К которым городам придут с торгом и в тех городах воеводам учинить за городом надолбы, и велеть торговать за надолбы с великим бережением". В качестве дополнительных укреплений были использованы два оврага идущих от берегов рек Волги и Самары под прямым углом, соединённых глубоким рвом и насыпью, с основанием дополнительных сторожевых башен и надолбов. (район ул. Ленинградской).

 

К 1670 г. численность мужского населения в Самаре составила 700 человек.

 

В 1670 г. перед приходом отрядов Степана Разина в Самаре начинается восстание. Гарнизон крепости был перебит, а воеводу утопили в Волге. В конце августа 1670 г. Самарцы восторженно встретили передовые суда Степана Разина. Самарские жители подарили разинцам две пушки и две бочки пороха. Основные силы Разина (порядка 20 000 человек) решили сократить путь от Саратова до Симбирска, поэтому прошли мимо Самары, через Переволоки - прямо на Симбирск.

 

После неудачной осады Симбирска Разин отошёл на Дон. Но был схвачен и 6 июня 1671 года казнён в Москве. Народный гнев вновь вспыхнул с новой силой и через три дня ночью 9 июня 1671 года. Отряд под предводительством Фёдора Шелудека вновь напал на Симбирск. Потерпев неудачу атаман Шелудяк вернулся в Самару, подписав с воеводой Симбирска договор об условиях перемирия.

 

Война и восстания продолжались до 1682 г. В это время Самара подверглась нападению башкир, они захватили "полон" - много людей и скота. Воевода Нестеров поднял гарнизон, догнал башкиров и отбил "полон" и скот. Город вновь стал укрепляться.

 

 

3. 1700 - 1800 года

 

 

В 1688 г. крепость Самара получила статус города.

 

В 1700 и 1703 годах в Самаре случились страшные пожары. Однако крепость уцелела.

 

Расширение границ русского государства привело к тому, что к 1739 г. В. Н. Татищев доложил: "Ныне, с построением разных городов, Самара стала в закрытии и опасности нету". Город потерял своё военное значение.

 

апреля 1765 г. случился страшный пожар. Огонь уничтожил три четверти Самары. "Погорело церквей каменных две, деревянных две же и все тамошнего купечества лавки, два кабака, да обывательских 418 домов, детей женского пола 2 человека." Уцелели всего 170 дворов. После пожара на месте погорелых домов решено было строить дома с учётом "распоряжения и плана... с лучшим регулярством...". Самара обзавелась первым регулярным планом.

 

В 1772 г. Самара вновь горела. Сгорело 76 дворов и 2 питейных дома.

 

В 1780 г. Самара вошла в состав Симбирского наместничества и получила статус уездного города. Указом Екатерины II был подтверждён городской герб - в форме щита, на котором изображена "дикая коза белая, стоящая на траве в голубом поле".

 

В мае 1782 года Самара получила первый регулярный план перспективной застройки. Население Самары к тому времени выросло до 2000 - 2200 человек.

 

 

4. 1800 - 1870 года

 

 

Самара росла и к 1820 г. население составляло 5179 человек, 784 жилых двора. В 1820 году в Самаре было построено первое каменное жилое здание. Но уже к 1830 году в Самаре было 20 каменных домов.

 

В 1839 г. в Самаре насчитывалось 10530 жителей и 1411 жилых домов.

 

Население росло быстро, поэтому в 1840 г. был составлен третий "геометрический" план.

 

В 1846 г. в Самаре было 14204 жителя 1645 жилых домов.

 

К навигации 1847 г. в хлебные амбары Самары было засыпано 150 000 т. зерна. Самара стала одним из основных поставщиков хлеба.

 

И вновь в 1850 г. в Самаре пожар. Самый большой в истории города пожар. Сгорело 486 деревянных и 35 каменных жилых домов, больницы, тюремный замок, 126 хлебных амбаров, более 20 судов по перевозке пшеницы и другие строения.

 

Пожар 1850 г. вызвал царское постановление о составлении нового плана города.

 

января 1851 г. состоялось торжественное открытие Самарской губернии.

 

В 1851 г. в Самаре было около 20 000 жителей, 2324 жилых дома, из них 253 каменных.

 

Экономическая структура Самары была главным образом нацелена на переработку сельскохозяйственного сырья.

 

В 1853 г. начинается освещение города. Установлено 100 керосиновых фонарей.

 

Ежегодно Самара вырастала на 35 - 45 жилых домов.

 

И вновь пожар. В 1854 г. сгорело 150 домов.

 

В 1869 г. по решению губернского и столичного начальства было запрещено строить деревянные дома в старом городе. Это привело к тому, что к 1872 г. в Самаре было 788 каменных домов. Строительство велось под надзором полиции, следившей за выполнением противопожарных правил, соблюдением красных линий улиц и границ земельных владений.

 

Потребовалось много камня. Стали активно разрабатываться штольни

 

 

5. 1870 - 1900 года

 

 

В 1875 г. границы города расширились до нынешней улицы Полевой. Была организована Засамарская слобода - "зона для производственных заведений".

 

В 1877 г. через Самару пролегла железная дорога.

 

В 1881 г. товариществом А. Ф. фон Вокано и М. М. Фабер был построен Жигулёвский пивоваренный завод. Монопольное право варить жигулёвское пиво принадлежало только Самаре.

 

января 1887 г. в Самаре пущен водопровод. Водопровод подавал до 300 000 вёдер в сутки.

 

В 1890 г. началось строительство каменной подпорной стены нынешней набережной.

 

В 1894 г. был построен Самарский кафедральный собор, один из самых красивых и величественных на всей территории России, высотой 85 метров, снесённый в 1935 г. большевиками. Храм строили 25 лет.

 

В 1900 г. население Самары составляло 94 000 человек. Было 2755 торговых заведений, 59 заводов и фабрик с официальной численностью работающих 3968 человек.

 

 

IV. История народов Самарского Поволжья

 

самара этнический народ город

 

Изучение географических названий, выявление характера их происхождения невозможно без знания истории народов, проживавших в данной местности. Общеизвестно, что определяющее влияние на возникновение того или иного топонима оказывает этническая принадлежность его создателей.

 

 

1. Население Самарского Поволжья в XVI - начале ХVIII вв.

 

 

Складывание современной топонимической карты Самарского края в первую очередь зависело от характера заселения региона, начального периода становления сети постоянных поселений, сохранившейся до настоящего времени, этнического состава переселенцев и особенностей миграционных потоков.

 

Как известно, истоки сегодняшнего постоянного населения края лежат сравнительно неглубоко. Только со второй половины XVI столетия, после присоединения Среднего и Нижнего Поволжья к России начинается сначала медленный, а затем все более ускоряющийся процесс земледельческого и промыслового освоения новых территорий. Если Самарское Правобережье, и прежде всего Самарская Лука, заселилось довольно рано, уже в ХVIIв., то степное Заволжье лежало пустынным до 30-х гг. ХVIIIв. Неравномерность и противоречивость колонизационных процессов вынуждают нас исследовать их, совмещая хронологический и территориальный подходы, выделять и рассматривать конкретно отдельные небольшие районы.

 

Перед "Казанским взятием"

 

Присоединение Среднего и Нижнего Поволжья к России на первых порах не оказало сколько-нибудь существенного влияния на характер размещения населения на территории Самарского края, его этнический состав.

 

Практически все Левобережье контролировалось кочевниками. На tore, примерно, до р.Самары находились кочевья Ногайской Орды (с середины ХVIв. Большой Ногайской Орды), объединившей около 2-х десятков тюркоязычных племен. В основном это были потомки древних половцев-кипчаков с небольшой примесью монгольских элементов. Основные зимние ногайские кочевья находились на юге в прикаспийских степях, сюда же ордынцы приходили на летние пастбища, перегоняя огромные стада скота.

 

К северу от р.Самары располагались охотничьи и промысловые угодья башкир. Для башкирского населения основной коренной территорией расселения являлись земли собственно Башкирии, а лесостепь Самарского Заволжья была для него периферией, окраиной.

 

До присоединения Башкирии к России её население находилось в вассальной зависимости от ногайских князей, поэтому можно говорить об определенном влиянии ногайцев на территорию Заволжья, находящуюся к северу от р.Самары.

 

Ни тот, ни другой народы сколько-нибудь постоянных поселений на территории нашего края не имели.

 

В начале ХVII в. ногайцев из Левобережья постепенно вытесняют, пришедшие сюда из Монголии, калмыки. Начиная с 1630-х гг. они становятся подлинными хозяевами степных районов Заволжья. Однако, как и у их предшественников, основные места кочевий калмыков находились южнее. В отличие от мусульман ногайцев, калмыки исповедовали разновидность буддизма - ламаизм.

 

На лесостепное Правобережье кочевники заходили гораздо реже, но все же до начала 1680-х гг. селиться здесь оседлому земледельческому населению было чрезвычайно опасно из-за постоянной угрозы нападений.

 

Территория большой Самарской Луки, довольно плотно заселенная до конца ХIVв., в более поздний период, по всей видимости, не имела постоянного населения. Об этом свидетельствует практически полное отсутствие археологических и документальных источников. Можно предположить, что междуусобные столкновения в разваливающейся Золотой Орде во второй половине ХIVв., а также походы в конце этого же века на Среднюю Волгу полчищ Тимура, вызвали массовый отток населения не только с территории Самарской Луки, но и из всего Симбирско-Сызранского Правобережья.

 

Вместе с тем мы располагаем данными о том, что во второй половине XVI - начале ХVПвв. коренные народы Среднего Поволжья, и прежде всего мордва, - "наездом", то есть время от времени, эксплуатировали природные богатства края. Наиболее массовую подборку сведений об этом явлении собрал саратовский ученый А.А.Гераклитов. По мнению исследователя сюда, на Луку, приезжала прежде всего мордва-эрзя из Казанского, Тетюшского и других уездов центральной части Казанского Поволжья. Возможно, благодаря такому способу хозяйственной деятельности сохранился до начала массовой колонизации Самарской Луки и её окрестностей пласт более древних названий, таких, как Шелехметские и Морквашские горы и т.д.

 

В XVIв., а возможно и ранее, на волжских островах, в укромных местах Самарской Луки устраивались временные ватаги русских рыболовов, приходивших сюда на сезонный промысел красной рыбы.

 

Казачья вольница

 

В XVI столетии на южных и юго- восточных лесостепных пограничьях России и Речи Посполитой начало складываться вольное казачество. Оно формировалось прежде всего на основе славянских великорусских и украинских компонентов, с известной долей тюркских и, в меньшей степени, финноугорских. К концу ХVIв. процесс деления казачества на донское, яицкое, терское, волжское был в самом начале. Ватаги вольницы находились в постоянном движении, перемещениях.

 

Волга с ее богатствами, купеческими и посольскими караванами более других мест привлекала вольных атаманов. Самарский край оказался в эпицентре действий казачества. Строить постоянные городки на Волге, зимовать здесь казаки боялись, но вот приходить с Яика или Дона для кратковременных набегов, засад, выполнять государеву службу на "перелазах" считалось у них одним из выгоднейших занятий. Обычный путь с Яика шел через систему волоков по рр. Иргизу и Самаре на Волгу.

 

Постоянными, упоминавшимися как во второй половине XVI, так и в первой половине XVIIвв., излюбленными местами казачьих стоянок на территории края были на Самарской Луке устье р.Усы и Переволока, овражная долина напротив старого, ныне сухого, устья р.Самары (Казачье зимовье, Казачий подьем),поляны меж гор на южном берегу Луки (Ермакова поляна); Казачья гора ниже современной Сызрани, переправа через Волгу у Соснового острова напротив современного Хвалынска, Самарское урочище и местность, ныне входящая в черту городской застройки (Барбашина поляна) и т.д.

 

"Казачий период" в истории Самарского края был недолог. Складыванию казачества в этой местности помешало сооружение Самары. А почти через столетие, в 1680-х гг., после строительства Сызрани и окончательного освоения Правобережья, вольные казаки потеряли возможность хотя бы эпизодически появляться для своих грабительских предприятий на Волге.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: