| Предмет:
| ОРКСЭ Модуль: «Основы мировых религиозных культур»
|
| Дата урока
| 12.02.2021
|
| Класс:
| 4 Б
|
| Учитель:
| Петухова Нина Викторовна
|
| Тема:
| «Религии России»
|
| Цель:
| выявить уровень знаний по теме «Мировые религии» и формировать уважение к религиям России, как к ценностям культуры человечества в целом, и России в частности
|
| Задачи:
| - обобщение знаний обучающихся о мировых религиях и формирование основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за Россию
- формирование у обучающихся образ мира как единого и целостного при разнообразии религий;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, пополнение словарного запаса
|
| Тип урока:
| Урок обобщения и систематизации предметных знаний
|
| Планируемые результаты (предметные)
| формировать первоначальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России
|
| Планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности
| Читательская грамотность:
· понимать и использовать тексты;
· находить и извлекать информацию из текста;
· осмысливать и оценивать содержание текста;
· использовать информацию из теста для выражения и обоснования собственного мнения.
Глобальные компетенции:
· критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
· осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения, и взгляды людей;
· вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Креативное и критическое мышление:
· уметь управлять собой и взаимодействовать с другими;
- уметь быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях и с появлением новой информации об объекте исследования.
|
| Личностные результаты
| · формировать у обучающихся образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; развивать доверие и уважение к истории и культуре всех народов;
· развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей, развивать словарный запас
|
| Универсальные учебные действия (метапредметные)
| Регулятивные:
· самостоятельно формулировать тему и цели урока;
· составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
· в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
· общеучебные - добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений;
· перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно- следственные связи изучаемых явлений, событий;
· делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
· логические: самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера.
Коммуникативные:
· оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
· высказывать и обосновывать свою точку зрения;
· слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения быть готовым корректировать свою точку зрения;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
|
| Основное содержание темы, понятия и термины
| Основные термины и понятия: Христианство, Буддизм, Иудаизм, Ислам, Тора, раввин, Библия, Коран, фреска, арабеска, Гаутама, Трипитака, Конституция РФ.
|
| Образовательные ресурсы:
| · музыкальное сопровождение
· презентация к уроку
· карта «Религии Российской Федерации»,
· карточки с филвордом, с текстами статей с интернет-сайта и Конституции РФ
· 4 конверта с карточками словами и с иллюстрациями, четыре ватмана А-3, клей-карандаш, цветные карандаши.
|
| Формы обучения:
| практическая групповая и коллективная работа
|
| Формы работы:
| коммуникативное взаимодействие в группах и фронтальное, побуждающий диалог
|
| Методы обучения:
| наглядный, наблюдение, практический, работа по плану, метод проекта, элемент сингапурской методики обучения
|
| План урока
| 1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы)
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
|
| Планируемые образовательные результаты
| Научатся:
• формировать основы российской гражданской идентичности, чувствовать гордость за свою Родину;
• развивать навыки сотрудничества со сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
• развивать мотивацию к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
• понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
• излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества.
|
| Планируемые образовательные результаты
| Получат возможность научиться:
• формировать положительную адекватную дифференцированную самооценку на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
• ориентироваться на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
• устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной культуры и поведением людей, общественными явлениями.
|
| Ход урока
|
| Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся
| УУД, формируемые компоненты ФГ
| Примечание
|
| 1)Организационный момент
| Громко прозвенел звонок
Он позвал нас на урок!
Начинаем наш урок
Пусть пойдет он вам впрок!
Посмотрите видеоролик «4 религии» 1 мин
Создает эмоциональный настрой, обращая внимание на плакат на карте посмотрите и прочитайте, пожалуйста,
«В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу» (народная мудрость)
| Слушают, смотрят, читают
| --Регулятивные:
- волевая саморегуляция;
-- Личностные:
- смыслообразование (Я должен посмотреть…)
--Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Глобальные компетенции
Читательская грамотность
|
Плакатом закрыто название карты
|
| 2)Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
| Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (эпиграф урока)
---А что же такое религия?
---На предыдущих уроках мы только немного познакомились с мировыми религиями, а сегодня посмотрите на карту и попробуйте сформулировать тему урока!
Какую поставим цель? УЗНАТЬ ЧТО-ТО НОВОЕ ИМЕННО ПРО РЕЛИГИИ РОССИИ И ДАЖЕ ВОЗМОЖНО ПРО РЕЛИГИИ НАШЕЙ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ И Ачитского РАЙОНА
--Внимательно посмотрите на доску, прочитайте еще раз….(учитель подводит к осознанию темы)
| Формулируют сами дети (учитель подводит к осознанию темы)
--- от латинского слава «связывать», «соединять»
Дети смотрят на карту
«Религии России»
| --Познавательные:
- умение структурировать знания;
-постановка и формулирование проблемы;
-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. общеучебные, коммуникативные
Глобальные компетенции
|
Плакат сдвигается с названия карты!
|
| 3)Актуализация знаний.
5 мин
Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий.
| На столе перед вами найдите филвОрд, венгерский кроссворд головоломка, сетка с буквами,
Возьмите, пожалуйста, карточку с филвОрдом, рассмотрите внимательно и найдите в нём все слова-ответы, относящиеся к нашему уроку и закрасьте карандашами соответствующего цвета.
Какие слова вы увидели?
Можно открыть вымпел и проверить, правильно ли вы разместились по группам, готовность покажите руками, вытянутыми вверх и вместе соединенными
--К каким религиозным культурам относятся слова?
--Что обозначают?
|
Проверка слов: Тора, раввин, Библия Коран, фреска, арабеска, Гаутама, Трипитака (дети показывают знакомые иллюстрации этих слов на стендах и комментируют)
Дети показывают готовность руками, вытянутыми вверх и вместе соединенными.
1) Иудаизм - Тора и раввин
2) Христианство - Библия и фреска
3) Ислам - Коран и арабеска
4) Буддизм - Трипитака и Гаутама
| --Познавательные:
общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
--Регулятивные:
контроль коррекция;
прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением
Креативное и критическое мышление
|
|
| 4)Обобщение и систематизация знаний 6-8 мин
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
| Вы заняли место в 4х группах по количеству мировых религий. Каждой группе нужно будет представить одну из религий по плану.
На ваших столах лежат листы А 3. На них вы будете создавать проект в группах по религии в соответствии с представленным планом. Инструктаж по работе в группе лежит на партах и на слайде
Каждой группе я даю конверты с иллюстрациями и напечатанными словами.
--Вы выбираете то, что относится к вашей религии. Наклеиваете на листы в соответствии с планом. Что то останется лишнее, но общее (Конституция РФ)
6 мин - учитель консультирует (водяные часы)
Защита проектов.
На доску вывешиваем получившиеся проекты.
-Обратите внимание на цвет вымпелов и цвет на карте Религий Российской Федерации
- Что-то можете дополнительно добавить?
--Что лишнее, но общее у вас осталось не приклеенным, какая карточка? (Конституция РФ)
Отдайте эту карточку мне
|
План:
1.Название религии (рядом символ).
2.Основатель религии.
3.Священная книга.
4.Хранители традиций религии.
5.Священное сооружение.
6.Обычаи и ритуалы.
Дети осуществляют учебные действия по намеченному плану
Дети представляют свою работу
Каждая группа расскажет о религии, по которой они работали
Дети добавляют свои мысли, которые у них есть.
| --Коммуникативные:
-Планирование учебного сотрудничества
--Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации
- смысловое чтение
- построение логической цепи рассуждения
Креативное и критическое мышление
|
|
| 5) Применение знаний и умений в новой ситуации
| На территории Росси проживают люди разных национальностей и вероисповеданий. Каждый Россиянин в праве выбрать и исповедовать любую религию, которая ему близка по национальному признаку и душевному состоянию. Это гарантируется основным законом страны – Конституции РФ (ст.28)
Социологическая компания "Левада-центр" провела опрос населения России с выборкой 1605 человек и выяснила, кто во что верит. Такие опросы проводятся ежегодно, и каждый раз ситуация немного меняется. Очень интересные результаты получились у самой многочисленной религиозной группы России - православных христиан.
Опрос провели в сентябре 2020 года методом интервью в 137 населенных пунктах 50-ти регионов России.
--Прочитайте диаграмму!!!
Получился такой религиозный состав России в 2020 году- православных 63%, мусульман 7%, иудеев 1%, атеистов 26%, другие и те, кто не смогли дать ответ- 4%,
--Если вы знаете, что ваша семья исповедует какую-то религию - поднимите пожалуйста руку.
--Спрашиваю какую?
--Религия никому не мешает, но человек в такой семье духовно богат!
| На карточке читают
Статья 28
Каждому гарантируется свобода совести, вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Дети поднимают руку и по очереди называют семейную религию
| --Регулятивные:
- контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.
--Познавательные:
-умение осознанно и произвольно строить высказывания.
Глобальные компетенции
Читательская грамотность
|
Задание взято из PISA банка(ВПР)
|
| Физминутка
| Хорошо поработали, нужно отдохнуть с пользой для молодого организма раскрыть скрытые таланты, попробовать развить сострадание и добросердечность по отношению ко всем живым существам и соединить мудрость и сострадание
| Чтение пение стоя мантры «Ом мани падме хум» под музыкальное сопровождение
|
| слайд
|
| 6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
| Еще раз посмотрите на карту
Граждане РФ, в основном, исповедуют мировые религии: Православное Христианство, Ислам, Буддизм, Иудаизм., те, которые мы здесь показали. На территории Российской Федерации находятся и действуют православные, мусульманские, буддийские, иудаистские культовые сооружения.
--- Как вы думаете жители Ачита и Ачитского района какие религии исповедуют?
в 8 населённых пунктах Ачитского района открыты православные храмы
в 4 населённых пунктах Ачитского района мечети, мусульманские сооружения
Нет в Ачитском районе буддийских, иудаистских сооружений, Буддисты живут (по карте) в Калмыкии, республика Тыва и Бурятия
Иудаисты евреи в больших городах по России
Санкт-Петербург Москва, Казань, Екатеринбург, Омск, Хабаровск, Иркутск, Пермь,
Уфа, Челябинск
Народы России исповедуют все 4 мировые религии, дети получают знания от своих родителей и конечно в школах.
На официальном интернет-сайте одной российской школы появилась такая информация:
«В этом учебном году осенью в нашей школе соберется множество гостей. Ученики подведут итоги работы над проектом «Народы России», так как в нашей школе учатся представители 5-и народов и 4-ёх религий России. Цель проекта «Народы России» – узнать, историю и обычаи народов России, нашей страны и поделиться этими знаниями. Наш проект – путь к пониманию культуры, религий и традиций многонациональной Родины. Он воспитывает уважение ко всем народам и учит нас жить в единстве и дружбе.
Каждый класс создаёт выставку, посвящённую истории одного из народов, рассказывает о его людях, готовит презентацию о народных традициях. На заключительном концерте школьники представят народные песни и танцы, устроят уголок национальной кухни. В проекте будут участвовать учителя и родители»
Подумайте, является ли целью проекта «Народы России»?показываю на эти суждения на стенах
---Показать гостям школу
---Узнать историю и обычаи народов России
---Приветствовать гостей школы на заключительном концерте
---Поделиться знаниями о песнях, танцах, национальной кухне народов России
По классу прикреплены эти суждения на плакатах по этой информации, подумайте минуту, затем встаньте и подойдите к тем суждениям, которые по вашему мнению.
--- Расскажите, почему вы подошли именно сюда.
|
Читаем вместе на слайдах эту информацию
-Обратите внимание на цвет на карте, это соответствие цветов на карте Религий Российской Федерации и на столах
Дети по желанию выходят к карте и отмечают эти города синими магнитами)
Санкт-Петербург Москва, Казань, Екатеринбург, Омск, Хабаровск, Иркутск, Пермь,
Уфа, Челябинск
Информация перед глазами на карточке, дети читают.
Дети находят глазами на стенах класса плакаты, читают их и рассказывают почему подошли именно к этому суждению
Подготовленный ученик читает:
В стране религий много, не робей! Здесь кришнаит, буддист, католик, Вот мусульманин, хочешь? - иудей, На вкус любой, лишь выбирай какую!
Как все это наивно и смешно, А если гибнет кто, то и трагично. Ведь Бог всем жизнь даёт равно, Не глядя на наряды и отличья.
| --Регулятивные –контроль
(самоконтроль),
--Коммуникативные
Глобальные компетенции
Читательская грамотность
Работа с информацией, умение понимать и анализировать текст, извлекать нужную информацию
Глобальные компетенции
умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей.
Оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности;
|
Задание взято из банка заданий PISA за 5 класс, но изменено.
Элемент сингапурской методики
| Показать гостям школу
| | Узнать историю и обычаи народов России
| | Приветствовать гостей школы на заключительном концерте
| | Поделиться знаниями о песнях, танцах, национальной кухне народов России
|
|
| 7) Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
| Оцените свою работу на уроке зеленый - все понятно интересно желтый - есть над чем подумать красный - думаю мне это не нужно
Народная мудрость гласит
«В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу»
Россия огромна, в ней мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу!!!
Итог:Что было интересным? Что считаете наиболее важным для себя на прошедшем уроке?
Вы Россияне, вы большие молодцы, спасибо за работу.
| Дети берут символы по цвету в соответствии со своим внутренним состоянием и приклеивают клеем на линию внизу листа А 3
под музыку видео мантры «Ом мани падме хум»
| --Познавательные:
- умение структурировать знания
- оценка процессов и результатов деятельности
-- Регулятивные:
- волевая саморегуляция
- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
--Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли
- оценивание качества своей и общей учебной
Глобальные компетенции
|
|
| | | | | | |