Семестр (очная форма обучения), 3 курс (заочная форма обучения)
Практическое занятие № 1.
Тема: Духовно-нравственные основы немецкого романтизма. Немецкий романтизм: условия возникновения и национальная специфика
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Социально-политические и исторические предпосылки формирования немецкого романтизма.
2) Типология немецкого романтизма. Школы. Представители. Манифесты немецких романтиков.
3) Роль философско-эстетических течений в формировании немецкого романтизма. /Ф.Шеллинг, И. Фихте, Э.Кант, Ф.Шлегель/.
4) Творчество немецких романтиков различных школ: значение творчества Ф.Новалиса и Ваккенродера для развития романтизма; гейдельбергский романтизм и творчество Й. фон Эйхендорфа.
5) Значение немецкого романтизма в процессе формирования способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития.
Практическое занятие № 2.
Тема: Изучение творчества Э.Т.Гофмана в контексте воспитательного и духовно-нравственного развития в учебной деятельности. Повесть Э.Т.А. Гофмана “Крошка Цахес по прозванию Циннобер”.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Своеобразие романтического двоемирия Э.Т.Гофмана: тесное взаимовлияние и притяжение полярных начал – идеальной и социальной реальности.
2) Система образов в повести и роль романтической иронии в ее организации.
3) Природа романтического гротеска и образ Цахеса, его функция в повести, основные грани смысла.
4) Природа и функции романтической фантастики в повести.
5) Романтический идеал Э.Т.Гофмана, принципы его воплощения
Практическое занятие № 3.
Тема: Гражданственное и воспитательное значение поэзии Д.Байрона. Творчество Д.Байрона. Поэма “Паломничество Чайльд-Гарольда”.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Роль личности Д.Байрона в английском романтизме.
2) Периодизация творчества.
3) Литературно критические работы. Своеобразие романтического критицизма Байрона.
4) «Восточные поэмы».
5) Поэма “Паломничество Чайльд-Гарольда”
6) История создания поэмы. События личной жизни Байрона и политической международной обстановки, положенные в основу поэмы и обнажающие основную идею произведения.
7) Главная проблема поэмы и принципы ее воплощения на разных уровнях произведения:
особенности жанра,
особенности сюжета,
романтические герои поэмы как носителя черт “байронизма”, разных его сторон,
тема народа в поэме,
8) Функции пейзажа.
9) Своеобразие романтической композиции поэмы.
10) Особенности содержания и претворения романтического двоемирия в поэме, романический идеал Байрона
Практическое занятие № 4.
Тема: Нравственное и воспитательное значение романа В.Скотта «Айвенго».
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Концепция историй В.Скотта: понимание исторического события, роли народных масс и личности в истории, причины обращения к истории Англии ХII в: общественно-политическая ситуация в Европе и Англии, поиски путей развития страны в будущем, стремление найти причины и закономерности событий, происходящих в настоящем.
2) Главные темы и проблемы романа и их соотношение с реальным историческим процессом ХII и XIX вв.
3) Система образов в романе и принципы ее организации. Соотношение исторической правды и вымысла пои создании исторических персонажей, представляющих линию исторического регресса и прогресса. “Реализм в романтизме” как принцип создания отрицательных персонажей. Причины обращения к фольклорной традиции при создании положительных героев.
4) Образ Айвенго: реализация центрального принципа исторического романа В.Скотта – изображение частного лица на фоне истории, выражение авторской концепции романа и авторского идеала.
5) Нравственное и воспитательное значение романа В.Скотта. «Айвенго» в процессе формирования способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся.
Практическое занятие № 5.
Тема: Особенности французского романтизма. Своеобразие французского романтизма. Эстетика и художественное мировоззрение В.Гюго. Творчество В.Гюго.
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:
1) Духовно-нравственное своеобразие французского романтизма.
2) Теоретико-эстетическая основа французского романтизма (Ж. Де Сталь, Ф.Шатобриан). Национальное своеобразие французского романтизма.
3) Эстетика и художественное мировоззрение В.Гюго.
4) Художественное своеобразие и образная структура в романе «Собор Парижской Богоматери»
5) Концепция истории В.Гюго и специфика его модификации исторического романа: отношение к историческому событию, роли личности и народа в истории. Особенности системы образов: глазные герои – вымышленные персонажи, эпизодические персонажи – исторические лица, роль контраста как средства гармонизации художественного целого романа, типы контраста в романе; трагический гротеск В.Гюго.
6) XV век в истории Франции и в романе, Способы воссоздания XV века: единство материального и духовного пластов культуры XV века, метод реконструкции, искусствоведческого анализа, этнографического анализа, детализации, сравнения.
7) Собор и Париж – главные исторические герои романа и символы духовного состояния Франции XV века.
8) Романтическая модель мира в романе.