История развития и становления эргономики




Введение

 

Для того чтобы обеспечить оптимальные условия работы, наибольшие удобства обращения с машиной или прибором, были привлечены ученые - математики, биологи, врачи. Они стали заниматься исследованиями трудовой деятельности человека, его нераскрытыми психофизическими ресурсами и возможностями.

Уже несколько десятилетий назад, в пятидесятые годы, стали вырисовываться контуры новой науки эргономики, основным содержанием которой стало изучение функциональных возможностей человека, создание орудий труда и рабочей среды, наиболее соответствующих им. Стали появляться книги и статьи по этим вопросам. Кроме исследований общетеоретического порядка, проектировщики стали располагать конкретными методическими указаниями.

Эргономика (от греч. érgon - работа и nómos - закон) - научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) деятельности в современном производстве. Эргономика возникла в связи со значительным усложнением технических средств и условий их функционирования в современном производстве, существенным изменением трудовой деятельности человека, синтезированием в ней многих трудовых функций.[1] Эргономика сформировалась на стыке наук - психологии, физиологии и гигиены труда, социальной психологии, анатомии и ряда технических наук. В условиях научно-технической революции резко возросли стоимость технических средств и "цена" ошибки человека при управлении сложными системами. Поэтому при проектировании новой и модернизации существующей техники особенно важно заранее и с максимально доступной полнотой учитывать возможности и особенности людей, которые будут ею пользоваться. При решении такого рода задач необходимо согласовать между собой отд. рекомендации психологии, физиологии, гигиены труда, социальной психологии и т.п., соотнести их и увязать в единую систему требований к тому или иному виду трудовой деятельности человека.

К основным целям эргономики следует отнести:

повышение эффективности системы "человек-техника-среда" (СЧТС);

повышение безопасности труда;

обеспечения условий для развития личности в процессе труда: правильное распределение функции между человеком и техническими средствами; задействовать высшие функции организма (мышление‚ внимание‚ память‚ сознание).

Говоря о задачах эргономики, необходимо вести речь о комплексе задач, стоящих перед эргономикой и решаемых ею. Одной из важнейших задач эргономики является оптимизация условий труда, для чего изучаются возможности и особенности различных категорий индивидов с целью учета полученных результатов при проектировании оборудования рабочих мест. В том числе эргономика приобретает все большее значение и в решении комплексной проблемы реабилитации лиц, в той или иной мере утративших работоспособность.

Основные задачи эргономических разработок можно сформулировать следующим образом:

Разработка теоретических основ проектирования деятельности человека-оператора с учетом специфики эксплуатации технических систем в условиях влияния окружающей среды.

Информационные процессы: прием‚ оценка и переработка информации‚ принятие и реализация решения; формулирование принципа создания СЧТС.

Разработка и проверка гипотез о перспективах труда человека и связанных с ними технических систем‚ влияние факторов внешней среды.

Например, компьютеризация может изменить процесс обучения‚ что сделает человека рациональнее‚ агрессивнее и может привести к переоценке ценностей. Развитие компьютерной техники привело к развитию новых симптомокомплексов.

Создание методов исследования и проектирования и эксплуатации СЧТС‚ обеспечивающих ее безопасность‚ эффективность и удовлетворенность трудом работающего в ней человека.

Объектом исследования эргономики является СЧТС, а предметом - трудовая деятельность человека в процессе взаимодействия с техническими средствами в условиях существенного влияния факторов внешней и социальной среды.

Подобный анализ строится на данных науки о функциональных возможностях человека, выявляющей возможности оптимальных условий для труда, как физического так и интеллектуального, изучающей проблемы возникающие в системе "человек - орудие труда - предмет труда - производственная среда" и ставящей своими задачами оптимизацию трудовой деятельности человека - эргономики.


История развития и становления эргономики

 

Истоки эргономики восходят ко временам первобытного общества, которое научилось сознательно изготовлять орудия, придавая им удобную для определенной работы форму и расширяя тем самым возможности человеческих органов. В доисторические времена удобство и точное соответствие орудия потребностям человека были вопросом его жизни и смерти. Дж.М. Кристенсен, американский ученый, также относит предпосылки возникновения профессии эргономиста ко временам первобытного человека: "Специально отобранные камни, костяные ложки, простейшие орудия и посуда явились результатом специфических осознанных реакций на взаимодействия между человеком и средой... Разница между первобытной эпохой и нашим временем заключается главным образом в степени сложности. Эта сложность, - подчеркивает ученый, - является основанием для существования эргономики". [2]

Эргономику определяют как научную дисциплину, изучающую трудовые процессы с целью создания оптимальных условий труда, что способствует увеличению его производительности, а также обеспечивает необходимые удобства и сохраняет силы, здоровье и работоспособность человека.

Первые исследования, с которыми непосредственно связывают зарождение этой науки, относят к 20-м гг. 20в., когда в Великобритании, США, Японии и некоторых других странах физиологами, психологами, врачами и инженерами предпринимались попытки комплексного изучения человека в процессе трудовой деятельности с целью максимального использования его физических и психологических возможностей и дальнейшей интенсификации труда.

Термин "эргономика", предложенный еще в 1857г. польским естествоиспытателем В. Ястшембовским, получил широкое распространение после 1949г., когда группа английских ученых во главе с К. Мареллом организовала Эргономическое исследовательское общество, с которым обычно связывают формирование эргономики как самостоятельной научной дисциплины. Деятельность английского Эргономического исследовательского общества с самого начала привлекла внимание ученых различных стран мира.

В СССР в 20-е годы советский психолог В.Н. Мясищев на первой Всероссийской инициативной конференции по научной организации труда и производству предложил термин "эргология", но в настоящее время принят его английский эквивалент. Аналогичную область знаний в США называют "человеческими факторами" (Human Factors (HF) - американское название европейской Ergonomics), в Германии - "антропотехникой".

Развитие и становление эргономики в 20-30-х гг. 20в. в СССР связано с возникновением научной организации труда (А.К. Гастев, П.М. Керженцев и др.). На основе комплексного изучения отдельных видов трудовой деятельности человека В.М. Бехтерев и В.Н. Мясищев разработали первую содержательную концепцию эргономики, которую тогда называли эргологией или эргонологией, и сформулировали положение об основных задачах эргономики в социалистическом обществе. В социалистическом производстве человек рассматривается не только как работник, но и как творческая личность. Поэтому задачи эргономики в социалистическом обществе определяются не только необходимостью повышения производительности труда и улучшения качества промышленной продукции, но, прежде всего, общественной потребностью в сохранении здоровья и развития личности работника.

Перспективные подходы к изучению и управлению трудовой деятельностью развивал Н.А. Бернштейн, который в 20-е гг. заведовал лабораторией биомеханики Центрального института труда. В 1926г. ученый разработал и передал в Управление московских городских железных дорог проект переустройства рабочего места вагоновожатого трамвая. Проект был принят и осуществлен.

Предпосылки комплексного подхода к изучению трудовой деятельности формировались в 20-30-е гг. в целом ряде других направлений исследований. Так, Н.М. Добротворский в 1930г. опубликовал анализ кабины летчика и приборной доски с позиций человеческого фактора, который не утратил своей актуальности и в наши дни, а исследователями Г.Н. Скородинским и Е.Э. Менделеевой были выполнены работы по изучению машин, применявшихся на различных заводах; завершилось данное исследование разработкой предложений по совершенствованию подъемно-транспортных механизмов. [3]

Однако развитие техники все чаще предъявляет повышенные требования к человеку, нередко вынуждая его работать на пределе психофизиологических возможностей. Так, например, в годы Второй мировой войны произошел качественный скачок в военной технике, и эффективно использовать ее не могли даже тщательно обученные и отобранные военные.

Научно-техническая революция и последующий научно-технический прогресс привели к механизации и автоматизации производства и обусловили необходимость дальнейшего развития новой отрасли знания - эргономики.

Принято считать, что в 60-е гг. эргономика переживает свое второе рождение, т.к именно в этот период в промышленно развитых странах начинают образовываться национальные ассоциации и общества. Становление и развитие науки в эти годы было вызвано изменениями условий трудовой деятельности, которые произошли в результате бурного развития техники, механизации и автоматизации труда, новых методов работы и нового оборудования, а также необходимостью научной организации труда. Надежность и эффективность усложнявшейся техники в значительной мере стала определяться "человеческими факторами". Если бы в сложных орудиях труда они не учитывались, пользоваться ими стало бы почти невозможно. Технический прогресс, таким образом, не мог не поставить проблему "человек и машина".

С середины 50-х - начала 60-х гг. эргономика интенсивно развивается во многих странах мира: создана Международная эргономическая ассоциация (1961г), в которой представлено свыше 30 стран; раз в 3 года проводятся международные конгрессы по эргономике; в Международной организации по стандартизации образован технический комитет "Эргономика". В Великобритании с 1957г. издается журнал "Ergonomics", ставший официальным органом Международной эргономической ассоциации, а также журналы "Applied Ergonomics" (с 1969г) и "Ergonomics Abstracts" (с 1969г); журналы эргономического профиля издаются также в Болгарии, Венгрии, США, Франции. В Великобритании, Канаде, Польше, Румынии, США, Франции, ФРГ и Японии разрабатываются учебные программы, и ведется подготовка специалистов в области эргономики в университетах и других высших учебных заведениях.

С 60-х гг. в СССР ведутся исследования по всем основным направлениям эргономики; разработка эргономической проблематики и решение ее практических задач осуществляются во многих организациях и производственных предприятиях страны. Разработан комплекс стандартов общих эргономических требований к системам "человек - машина". Издается ежемесячный информационный бюллетень "Техническая эстетика", в котором освещаются вопросы теории, истории и современной практики эргономики. В соответствии с постановлением правительства в 1962г. был образован Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) с первым в стране отделом эргономики. Институт был оснащен первоклассным оборудованием и техническими средствами для выполнения проектных работ и проведения экспериментальных исследований. Также ВНИИТЭ издает научные труды и методические рекомендации по эргономике.

Эргономика быстро развивается в Германии, Франции, Италии, Швеции и других промышленно развитых странах.

Однако при капитализме проявляется противоречивость развития этой науки в колоссальном ее всплеске в военном и аэрокосмическом промышленных комплексах при одновременной ограниченности ее развития в гражданской промышленности. Стремление подчинить развитие эргономики целям производственной политики капиталистического менеджмента является еще одним из проявлений указанного противоречия.

Эргономика многогранна: она рассматривает прежде всего инженерную психологию, которая изучает условия работы в разных ситуациях. Особую важность это имеет при разработке требующих высокой ответственности и нервного напряжения систем, например диспетчерских пунктов управления полетами, где от поведения оператора зависят судьбы человеческих жизней и громадных материальных ценностей.

В настоящее время различают микроэргономику и макроэргономику.

Микроэргономика ориентирована на изучение и проектирование интерфейсов "человек - другой компонентрабочей системы". Известны различные виды интерфейсов, например, интерфейсы:

"человек-работа",

"человек-машина",

"человек-программное обеспечение",

"человек-среда".

Макроэргономика ориентирована на изучение и проектирование рабочей системы в целом на общеорганизационном уровне. В концептуальном отношении используется подход теории социотехнических систем. Он заключается в изучении и проектировании рабочей системы и осуществляется с верхнего ее уровня через подсистемы к уровню человека-работника. Этот подход пронизывает все проектные характеристики рабочей системы, в том числе микроэргономическое проектирование интерфейсов, и обеспечивает целостность рабочей системы и ее гармонизацию. Последняя характеристика означает, что все подсистемы и компоненты системы синхронизированы и действуют как единое целое.

Эргономика многогранна: она рассматривает, прежде всего, инженерную психологию, которая изучает условия работы в разных ситуациях. Особую важность это имеет при разработке требующих высокой ответственности и нервного напряжения систем, например диспетчерских пунктов управления полетами, где от поведения оператора зависят судьбы человеческих жизней и громадных материальных ценностей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: