Сравнительный анализ программ по предмету «Окружающему миру»




Федеральный Государственный стандарт начального общего образования.

Сравнительный анализ действующих учебно-методических комплектов по предмету «Окружающий мир», соответствующих ФГОС НОО

Вопросы и задания к занятию:

1. Уточните, что означают термины: «цель курса», «задачи обучения», «принципы обучения», «содержание обучения», «ожидаемый результат».

2. Назовите цели и задачи обучения предмету «Окружающий мир».

3. Какие специфические естественно научные принципы обучения вы знаете? Перечислите.

4. Укажите функции и особенности учебника в системе средств обучения.

5. Объясните высказывание: «Учебник – модель целостного процесса обучения».

6. Назовите структурные компоненты учебника и охарактеризуйте их.

 

Задание 1. Цели, задачи, планируемые результаты изучения предмета «Окружающий мир» в свете ФГОС II поколения.

Изучите материалы ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС НОО). Обратите внимание на структурные элементы нового ФГОС для начальной школы. Выявите задачи изучения предмета «Окружающий мир», требования к планируемым результатам и систему оценки этих результатов. Результаты зафиксируйте в выводе (письменно в тетради).

 

Задание 2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа ФГОС второго поколения.

Изучите материалы «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и выпишите базовые национальные ценности, представленные в нем. Соотнесите их с ценностными ориентирами рабочих программ предмета «Окружающий мир» различных УМК («Школа 2100», «Школа России»). Подберите примеры содержания курса «Окружающий мир», позволяющие формировать названные ценностные ориентиры. Результаты работы запишите в тетрадях.

 

Задание 3. Сравнительный анализ рабочих программ по окружающему миру для начальной школы, разработанных по ФГОС второго поколения.

Изучите тексты рабочих программ, разработанных в соответствии с ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ СТАНДАРТОМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: А.А. Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Школа России»), А.А. Вахрушева «Окружающий мир» (УМК «Школа 2100»). Выполните анализ рабочих программ по окружающему миру для начальной школы. Результаты занесите в таблицу №1.

Проанализируйте полученные сведения в таблице. Укажите отличительные черты каждого курса. Результаты работы отразите в таблице №1 (вывод). Отметьте, какие положения ФГОС НОО 2-го поколения и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России наиболее полно отражены авторами в программе по предмету «Окружающий мир». Как реализуются заявленные цели курса в задачах этих курсов, идеях, принципах построения обучения в данном курсе? Перечислите предлагаемые авторами методы обучения и определите их соответствие возрастным особенностям младших школьников, изучаемому материалу и возможности их реализации с помощью указанных средств обучения в программе данного курса. Обратите внимание, как распределяется содержание курса «Окружающий мир» по классам в этих УМК. Результаты зафиксируйте в выводе к таблице №1 (вывод).


Таблица 1

Сравнительный анализ программ по предмету «Окружающему миру»

Признаки для сравнения А.А. Плешаков «Окружающий мир» А.А. Вахрушев «Окружающий мир»
1.Название федерального учебно-методического комплекта, в кот. входит данный курс Школа России Школа 2100
2. Цели курса Образовательная и воспитательная. Развивающего аспекта в целях напрямую не названо, задачи уточняют цель. Комплексная
3. Задачи курса:   Задачи совпадают с формулировкой, предложенной в стандарте. Задачи комплексные (развив., образов., воспит.) Образовательные и воспитательные – работают на развитие.
4. Основные идеи Идея многообразия мира, идея целостности мира, идея уважения к миру. Целостности научной картины мира, оценочное отношение к миру
5. Ценностные ориентиры содержания курса Природа. Культура. Наука. Человечество. Международное сотрудничество. Патриотизм. Семья. Труд и творчество. Здоровый образ жизни. Нравственных выбор. Разница в этих УМК. Нравственные ориентиры сформулированы короче. Общее. Ценностные ориентиры одинаковые. Ценность жизни. Ценность природы. Ценность человека. Ценность добра. Ценность истины. Ценность семьи. ценность труда и творчества. ценность свободы. Ценность социальной солидарности.
6. Естественнонаучные принципы отбора содержания Родиноведческие, краеведческие, землеведческие, сезонность, экологические, санитарно-гигиенические. Родиноведческие, краеведческие, землеведческие, сезонность, исторические, экологические, санитарно-гигиенические.
авторские принципы    
7. Ведущие методы и методические приемы обучения Проблемно-поисковый подход. Наблюдения, опыты, творческие задания, дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование. Наглядные методы, словесные, практические Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Наглядные методы, словесные, практические
8. Формы обучения Урок, экскурсия, внеуроч.деят., лаборатория. Урок, экскурсия, внеуроч. деят., лаборатория.
9. Материально-техническое обеспечение курса (в т.ч. средства обучения) Книгопечатная продукция (учебники, рабочие тетради, тесты, атлас), наглядные пособия, электронно-наглядные пособия, учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, игры и игрушки, натуральные объекты. Книгопечатная продукция (учебники, рабочие тетради, тесты) наглядные пособия, приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал, измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки, мензурки, набор энциклопедий экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки путеводители.
10. Содержательные линии (блоки), количество часов на их изучение Блоки:1класс «Что и кто?»20ч. «как, откуда и куда?» 12 ч. «где и куда?» 11 ч. «почему и зачем?» 22 ч. Блоки: 2 класс «где мы живем?» 4 ч. «природа» 20 ч. «жизнь города и села» 10 ч. «здоровье и безопасность» 9ч. «общение» 7ч «путешествие» 18 ч. Блоки: 3 класс «как устроен мир» 6 ч. «эта удивительная природа» 18 ч. «мы и наше здоровье» 10 ч. «наша безопасность» 7ч «чему учит экономика» 12 ч «путешествие по горам и странам» 15 ч. Блоки: 4 класс «земля и человечество» 9 ч «природа России» 10 ч. «родной край-часть большой страны» 15 ч. «страницы всемирной истории» 5 ч. «страницы истории России» 20ч «современная Россия» 9ч. Блоки:1класс «как мы понимаем друг друга» 9ч «как мы узнаем, что перед нами» 4ч «времена года» 3ч «как ты узнаешь мир» 4 ч. «твоя семья и друзья» 7 ч. «времена года» 6ч. «что нас окружает» 10ч «времена года» 4ч «живые обитатели природы» 9 ч. «времена года» 6ч Блоки: 2 класс «как мы будем учиться, общие слова-понятия» 2ч «наша планета» 36ч «земля – наш общий дом» 26 ч Блоки: 3 класс «вещество и энергия» 4 ч. «оболочка планеты, охваченная жизнью» 6ч «экологическая система» 9 ч. «живые участники круговорота веществ» 13 ч. Блоки: 3класс часть 2. «Введение.Отправляемся в путешествие» 1ч «твои родные и твоя родина» 4ч «ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР» 21 ч «современна Россия» 6ч Блоки: 4 класс «как работает организм человека» 16ч «рукотворная природа»16ч Блоки: 4 класс 2 часть «человек и его внутренний мир» 5ч. «человек в мире людей» 6ч «человек и прошлое человечества» 10 ч. «человек и многоликое человечество» 3 ч. «человек и единое человечество» 6ч.  
11*. Планируемый результат – см. задание 4 (таблицу №2) Планируемые результаты данного УМК совпадают с формулировкой, предложенной в стандарте. Формулировка отличается, но соответствует требованиям стандарта, предложена схема взаимосвязи результатов.
Выводы: Отличительной чертой УМК Школа России является, на мой взгляд, доступность предложенного материала, построение материала в учебнике. Цели, задачи и планируемые результаты соответствуют новому стандарту. Отличительной черной УМК Школа 2100, на мой взгляд, яляется избыточность материала, которые ребята могут усвоить и избыточность заданий, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики. Цели, задачи и планируемые результаты соответствуют новому стандарту.

 

Задание 4. Сравнение требований к достижениям ученика начальной школы по предмету «Окружающий мир» (разные программы).

Сопоставьтетребования к достижениям младших школьников по разным программам. Соотнесите их с требованиями ФГОС НОО 2-го поколения. Результаты работы отразите в таблице №2 и сделайте вывод.

Таблица 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: